Научная статья на тему 'Кластерная политика, ее значение и особенности функционирования в современной экономике'

Кластерная политика, ее значение и особенности функционирования в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДИНАМИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПОСТАВЩИКИ ОБОРУДОВАНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / CLUSTER / CLUSTERINQ / CLUSTERPRINCIPLES / INNOVATINQDEVELOPMENT / DYNAMICINTERACTION / ECONOMIC PHENOMENON / QLOBAL COMPETITION / CONCEPT / SUPPLIERS OF EQUIPMENT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резбаев В. М.

Данная статья вызвана жизненной необходимостью снятия проблем, мешающих развитию современной экономики. Наиболее должное решение этих проблем потребует создания системы четкого взаимодействия государств, бизнеса, науки и образования на основе эффективных инструментов инновационного развития, важнейшую роль среди которых играет кластерный подход. Основой программ ЮНИДО по развитию кластеризации является понимание того, что эти процессы имеют важнейшее значение в экономическом развитии современных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER POLICY AND ITS SIGNIFICANCE AND FUNCTIONAL SPECIFICS RELATED TO THE ECONOMIC

This article is brouqht to life by the vital importance of the issues, which are particularly siqnificant to the development of the modern qlobal economy. The inter-relativity and cross-connectivity of the clusterinq processes, in-creasinq competitiveness and evolvinq innovation this is the new economic phenomenon, which allows withstand-inq the advent of the qlobal competition and duly facinq the demands of the national and reqional development.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика, ее значение и особенности функционирования в современной экономике»

Так, принята республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012-2018 годы», которая конкретизирует долгосрочную стратегию развития предпринимательства. Проанализированы возможности использования в качестве бизнес-инфраструктуры пустующих нежилых площадей в муниципальных образованиях. Весьма перспективным моментом Программы представляется переход от самозанятости к поддержке перспективных ниш в виде инновационного предпринимательства и социально ориентированного бизнеса на основе территориальных компетенций.

Формирование предпринимательской культуры и повышение мотивации молодежи к практической деятельности способствует участие Республики Башкортостан в V Всемирной неделе предпринимательства, охватившей 104 страны.

В Республике Татарстан социальное предпринимательство выделилось как самостоятельное направление по мере развития малого и среднего бизнеса, что создало условия для осуществления в инициативном порядке реализации актуальных идей предоставления доступных медицинских, образовательных, досуговых и других услуг населению. Одобрение и поддержку получали социальные идеи тех предпринимателей, которые имели некоторый опыт (около года) ведения собственного дела, прошедшие конкурсный отбор. Оценка результатов поддержки социального предпринимательства осуществляется по числу дополнительно созданных рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченной трудоспособностью, по уровню получаемой ими среднемесячной зарплаты, а также эффекту социальной реабилитации людей. Аналогичные примеры имеются и в других регионах.

Становление социального предпринимательства еще не получило всероссийского распространения. Наряду с отсутствием специального законодательства, разнообразием подходов в региональной организации и координации деятельности в сфере социального предпринимательства, довольно сложной процедурой администрирования финансово-налоговой поддержки, пока еще не разработана методика обоснования региональных программ развития

социального предпринимательства. Выделение субсидий из федерального, субфедеральных и муниципальных бюджетов в ряде случаев имеет несогласованный характер. Несмотря на идентичность социальной миссии с социально ориентированными некоммерческими организациями представители социального предпринимательства практически не становятся получателями бюджетных трансфертов.

Не определены надежные критерии эффективности социального предпринимательства. Использование важного показателя прироста рабочих мест необходимо дополнить оценкой социальных эффектов, например, показателями охвата потребителей отдельными видами социальных благ и услуг, расширением ценовой, транспортной и иной доступности различным группам населения.

Представляется целесообразным более активное использование социальной рекламы как для пропаганды идей и значения социального предпринимательства, особенно среди молодежи, так и для информирования потребителей о новых для них возможностях в получении социальных услуг.

Список литературы:

1. Электронный ресурс: ru.wikipedia.org.

2. Приказ Минэкономразвития РФ №223 от 17.05.2011 г. «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки...».

3. Федеральный закон РФ от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...».

4. Приказ Минэкономразвития РФ № 223 от 23.04.2012 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Федерации, бюджетами которых в 2012 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания господдержки малого и среднего предпринимательства.

5. Зверева Н. СП - источник финансово-экономической устойчивости НКО? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nb-forum.ru.

6. Социальное предпринимательство - особый вид экономической деятельности в целях решения социальных задач. 15 ноября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nb-forum.ru.

Резбаев В.М.

кандидат экономических наук, профессор БашГУ,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

Заслуженный экономист Республики Башкортостан,

Россия, г. Уфа

УДК 332.133.6:330.342-021.121

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Данная статья вызвана жизненной необходимостью снятия проблем, мешающих развитию современной экономики. Наиболее должное решение этих проблем потребует создания системы четкого взаимодействия государств, бизнеса, науки и образования на основе эффективных инструментов инновационного развития, важнейшую роль среди которых играет кластерный подход. Основой программ ЮНИДО по развитию кластеризации является понимание того, что эти процессы имеют важнейшее значение в экономическом развитии современных государств.

Ключевые слова: кластер, кластеризация, кластерные принципы, инновационное развитие, динамичное взаимодействие, экономический феномен, глобальная конкуренция, концепция, поставщики оборудования, инфраструктура.

CLUSTER POLICY AND ITS SIGNIFICANCE AND FUNCTIONAL SPECIFICS RELATED TO THE ECONOMIC

This article is brouqht to life by the vital importance of the issues, which are particularly siqnificant to the development of the modern qlobal economy. The inter-relativity and cross-connectivity of the clusterinq processes, in-creasinq competitiveness and evolvinq innovation - this is the new economic phenomenon, which allows withstand-inq the advent of the qlobal competition and duly facinq the demands of the national and reqional development.

Key words: cluster, clusterinq, clusterprinciples, innovatinqdevelopment, dynamicinteraction, economic phenomenon, qlobal competition, concept, suppliers of equipment, infrastructure.

Взаимосвязи и взаимодействие между процессами кластеризации, усиление конкурентоспособности и ускорение инновационной деятельности - это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску конкуренции, отвечает требованиям современного регионального развития.

В условиях, когда миллионы людей, надеясь на кластерное «чудо», ждут удовлетворения своих надежд, становление и развитие кластерных образований в регионах является важнейшим условием сохранения ресурсного потенциала государства, активизации инновационной деятельности экономических агентов и повышения эффективности реального сектора экономики.

Таким образом, механизм функционирования кластера дает возможность входящим в него компаниям, не теряя самостоятельности, приобретать те же конкурентные преимущества, которые могут получить независимые предприятия, только лишь на

основе увеличения масштабов производства или создания формальных альянсов с другими компаниями. Формирование и развитие кластеров направлено на снижение рисков и угроз, сложившихся к настоящему времени в социально-экономическом развитии и в пространственном распределении экономических ресурсов в регионах. Все это предопределяет эффективность регулирующих мер, направленных на преодоление территориальных последствий кризиса.

1. О некоторых особенностях и целях понятий «кластер» и «кластеризация»

Значительные глубинные процессы, возникающие при переходе общества с индустриального на постиндустриальный метод развития, способствовали возникновению новейших экономических понятий «кластер» и «кластеризация». Появление и бурный рост популярности концепции региональных инновационных систем на основе кластеров

в конце XX столетия стали следствием значительной конкурентной борьбы на мировых рынках. В связи с этим многие исследователи, проанализировав состояние народного хозяйства, посчитали, что важнейшим условием эффективного функционирования процессов современного экономического роста и банковской системы является кластерная форма организации производства. Показатели кластеров по основным параметрам деятельности банков являются надежными и устойчивыми, что подтверждает адекватность подхода к их формированию и позволяет проводить эффективный анализ деятельности банковской системы.

Создание и развитие территориальных и межотраслевых кластеров - это одно из ключевых направлений развития экономики страны, которое является важнейшим фактором повышения ее эффективности. Для характеристики кластерных принципов и особенностей этого нового подхода к проблемам производства следует проанализировать труды ведущего специалиста по исследованию этих проблем профессора Гарвардского университета Майкла Портера*.

Исследовав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, он пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном ее регионе. Определив механизм формирования кластера, как сообщества фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, Майкл Портер определил их роль для экономики государства, то есть точки внутреннего роста рынка, представляющие сильные позиции отдельных кластеров, на которых держится конкурентоспособность страны, тогда как вне их даже самая развитая экономика дает только посредственные результаты. Следовательно, важнейшим признаком промышленного кластера в общей модели производственно-кооперационных или иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип региональной локализации. Также к основным особенностям кластерных систем относятся:

- функционирование крупных предприятий, определяющих важнейшие стратегические задачи региональных проблем долговременных хозяйственных, научных, инновационных и иных задач развития всей системы;

- региональная локализация значительной массы хозяйствующих субъектов, связанных общей инфраструктурой участников кластерной системы;

- финансовая устойчивость всех видов связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы при определяющем значении этих связей для большинства ее участников;

- длительная координация взаимных связей всех участников кластерной системы в реализации ее производственных программ, инновационных процессов, в основных системах управления, проблемах контроля качества и др.

Следует отметить, что очень важной отличительной особенностью кластера является его инновационная ориентированность. Кластерный подход, первоначально используемый только в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности, как основа инновационной деятельности.

Важным фактором развития кластера является и наличие устойчивой стратегии действия, выраженной в поставленной программе, для выполнения потребностей которой консолидируются интересы органов власти, бизнеса, консалтинга, финансовых организаций, банковского сектора и др. Для организации должного и эффективного процесса кластерного производства требуется высокая и надежная степень доверия участников по отношению друг к другу, а также длительное горизонтальное планирование процесса взаимоотношений и контактов соответствующих фирм и предприятий. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в настоящее время все большее количество государств реализуют новые стратегии управления экономикой и промышленностью, ибо качество изготовленной продукции в кластерной системе позволяет ориентировать ее на экспорт или импортозамещение.

Отметим, что главным фактором инновационной деятельности является вложение в экономику средств, обеспечивающих смену техники и технологии.

Так, например, полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность, даже в США больше половины предприятий работают по модели производства - предприятия, ибо кластеры находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый, интеграционный и банковский потенциалы. Следует также отметить, что страны Европейского Союза приняли шотландскую модель кластера, при которой ядром такого совместного производства становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы. Также функционирует и итальянская модель - более гибкое сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Специалисты считают, что для государств с переходной экономикой наиболее

* Портер Майкл (Porter, Michael E.) - родился 23 мая 1947 года в штате Мичиган; в 1969-1977 годах был резервистом армии США, получил звание капитана; в 1969 году получил степень BSE в Принстонском университете, а затем степень магистра делового администрирования (1971) и доктора философии (1973) в Гарвардском университете; в 1973 году был принят на работу в Гарвардский университет, а в 1981 году получил должность профессора; в 1983-85 годах - член президентской комиссии по проблемам конкуренции в промышленности.

подходит именно такая форма кластерной организации производства. Не случайно во многих странах кластерный подход стал активно использоваться в процессе развития важнейших направлений экономической политики. Свой обзор автор сознательно намерен начать с ведущих государств восточной и юго-восточной Азии, а именно Китая, Южной Кореи и Японии, ибо в соответствии с концепцией государственных органов, проблемы кластеризации, ее формы и содержание к настоящему моменту достигли там весьма высоких производственных результатов.

2. Особенности проблем развития кластеризации в ведущих зарубежных государствах

Задачи развития кластеров и кластерных отношений как важнейшего средства обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов в последние два десятилетия получили очень широкое распространение практически во всех странах мира, включая государства Евросоюза, Восточной Европы, США, Китая, Кореи, Японии и Казахстана. Сегодняшний процесс кластеризации в этих странах как теория формирования конкурентных преимуществ прошел все стадии инновационного развития от идей до коммерциализации. Если рассмотреть содержание этих мыслей применительно к Китаю, то можно отметить, что в сентябре 2010 года в Китае был опубликован «Доклад об инновационном развитии промышленных кластеров Китая в 2010-2011 гг.», подготовленный Институтом индустриальной экономики Академии общественных наук Китая. Согласно этому документу Китай сейчас приступил к созданию инновационных кластерных сообществ. Промышленные кластеры к настоящему моменту достигли высоких производственных результатов и играют значительную роль в индустриальном развитии регионов Китая. На данном этапе времени перед китайской экономикой поставлена задача преобразования «традиционных» промышленных кластеров в инновационные, которые должны удовлетворять всем предъявляемым требованиям.

В качестве примера можно рассмотреть деятельность одного из крупнейших шанхайских кластеров «Чжанцзян». Кластер образовался на базе Парка высоких технологий «Чжанцзян», учрежденного специальным решением Правительства КНР в 1992 году. За 10-летний период (1999-2009 гг.) промышленное производство в парке выросло в 14 раз, суммарный доход в 25 раз, собираемость налогов в 51 раз. В 2011 году в парке работали 120 тыс. чел., инженерно-технический персонал составлял более 50% (3,4 тыс. докторов наук, 19 тыс. кандидатов наук, 6 тыс. сотрудников, прошедших обучение за рубежом.

Подобным же образом был создан автомобильный промышленный кластер в г. Гуанчжоу (про-

винция Гуандун). Первоначально были основаны промышленные зоны, под которые формировались условия, необходимые для производства, прежде всего инженерная инфраструктура, институты, человеческие ресурсы и качество жизни. Благоприятные условия привлекают ключевые фирмы.

Такими фирмами в этом городе стали компании «Toyota», «Honda» и «Nissan». Появление таких мощных компаний привело к тому, что через несколько лет они подключили мощные банки, логистические компании и надежных поставщиков оборудования и деталей. И таких организаций в Китае много.

После формирования хозяйственной агломерации наступает очередь кластерной политики, задача которой сделать локализованные организации инновационно активными.

На прошедшей в марте 2011 года очередной сессии ВСНП было особо отмечено увеличение доли ВВП Китая, расходуемой на образование и научные исследования. В 2010 году на НИОКР из госбюджета был предоставлен 141 млрд. долларов. В результате Китай смог выйти на лидирующие позиции в международных рейтингах по регистрируемым патентам и научным публикациям. К 2015 году доля расходов на науку должна составить 2,2 % ВВП.

В документе рекомендуется оказывать всемерную поддержку новым стратегическим отраслям, ускорить создание системы новых технических стандартов и кластеров, содействовать коммерциализации высококачественных зарубежных и отечественных разработок.

Приблизительно те же самые задачи решают и предприятия Южной Кореи. Об этом свидетельствует анализ структуры и механизм функционирования одного из ведущих крупнейших кластеров этого государства - комплекса электронной промышленности Куми (Kumi Electronic Industry Complex

- KEIC). Население Куми-сити - 350 тыс. человек. Кластер занимает 3,2 % территории провинции, расположен вблизи Тэгу - третьего по величине города Южной Кореи - на главной транспортной магистрали, связывающей Сеул с главным морским портом Пусан. Кластер состоит из четырех крупных технологических парков. В комплексе участвуют производители электронной продукции, их поставщики и посреднические компании, а также государственные организации, в том числе два университета. В Куми насчитывается 725 компаний с общим числом штатных сотрудников около 80 тыс. человек.

В 1974 году, когда Куми был организован, стоимость экспорта продукции его компаний составляла 79 млн. долларов, в 2003 году он достиг 20 млрд. долларов, а в 2010 году - 27 млрд. долларов. Основными рынками сбыта электроники Куми стали Китай, США, ЕС и Япония. В последние годы прилагаются

все усилия для того, чтобы сделать кластер электронной промышленности в полной мере высокотехнологичным, генерирующим новые знания и продукты. Пример Куми показывает, что кластеры не возникают на пустом месте, а их успех надо готовить очень долго.

Об этом же свидетельствуют достижения процессов кластеризации в Японии, что подтверждается четкой программой развития ее регионов.

Всеми планами по развитию регионов и программами по стимулированию региональных кластеров в Японии в настоящее время занимаются как министерства, так и региональные власти. Многие промышленные кластеры оказались под их пристальным вниманием из-за спада в развитии экономики регионов, начиная с 1980-х годов. При этом особенностью является то, что каждый регион начал использовать пути стимулирования роста за счет собственных ресурсов, создавая венчурный бизнес и новые отрасли. В данном контексте региональные кластеры оказались новым типом концентрации промышленности, с которой кооперируются университеты, исследовательские институты и корпоративные кластеры. Этот тренд поддержало и правительство.

Наиболее тесное сотрудничество бизнеса и академической среды в Японии стало активно развиваться в начале 1990-х годов после экономического кризиса. Исследования и разработки компаний стали все более ориентированными на коммерческий успех, а представители университетов стали стремиться к более наглядному проявлению пользы своей деятельности для общества. Как и в США, в Японии кластеры создаются для продвижения наиболее современных научно-технических направлений; разработки и производства больших интегральных схем, нанотехнологий и робототехники. Особое значение придается так называемым смешанным отраслям: биопроизводству, экологической системе и биоинформатике. В этом заключается одно из основных отличий японских программ от их аналогов в Европе, где нередко преобладают кластеры в весьма традиционных отраслях. По реализации кластерных решений в Японии имеется опыт острова Хоккайдо, где в первой половине 1990-х годов была создана Центральная организация по обеспечению устойчивого роста и стимулированию развития промышленных кластеров. Также имеется опыт установления связей поставщиков первого и последующих уровней.

Например, автопромышленный кластер фирмы «Тоуо1а» имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тыс. субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключает

потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку. Однако ценовой фактор при закупке компонентов способствует оптимизации субкон-трактного производства.

3. Основные направления реализации кластерной политики в регионах России

Методические рекомендации по реализации кластерной политики в регионах и субъектах Российской Федерации были разработаны Министерством экономического развития и торговли РФ совместно с комитетами Совета Федерации Государственной Думы Российской Федерации и Государственным университетом «Высшая школа экономики» в рамках программ по сотрудничеству в области развития регионов России.

В конце ноября 2010 года на площадке Самарского государственного аэрокосмического университета состоялся IV Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики». Форум организовали: Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Самарской области, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Самарский государственный аэрокосмический университет.

В Форуме приняли участие более 500 делегатов, в том числе представители зарубежных стран - Испании, Германии, Словении; ближнего зарубежья

- Украины, Казахстана; субъектов РФ - Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ульяновской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Липецкой, Калужской областей, Республики Татарстан.

На одной из площадок Форума была проведена Конференция по «Авиационно-космическому кластеру». По ее итогам предприятия, представившие перспективные проекты развития авиационной и космической отрасли (в том числе ФГУП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов»), выдвинули предложения об организационном закреплении кластера и образовании соответствующего координирующего органа.

В рамках Форума прошло также Всесоюзное совещание «Создание Инновационных центров и Центров кластерного развития в субъектах Российской Федерации - задачи, механизмы, лучшие практики», в котором приняли участие представители Москвы, Татарстана, Новосибирска, Калуги, Ульяновска и др. Задачи, которые определили участники по итогам обсуждения как наиболее актуальные и решения которых должны осуществиться во многих регионах России незамедлительно, - это создание соответствующих структур, которые помогли бы региональным инновационным компаниям правильно

ориентироваться среди всех инфраструктурных организаций и институтов развития.

Таким образом, на примере этого мероприятия мы видим, что концепция долгосрочного развития, распоряжения Правительства РФ от 17 ноября 2008 года по созданию сети территориально-производственных кластеров и формированию целого ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейском и азиатском регионах России успешно выполняется. В настоящее время на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Например, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных инициатив. Таким образом, промышленная политика стала ключевым механизмом реализации стратегии и программ социально-экономического развития российских регионов, в рамках которых получили ускорение процессы кластеризации. В целом ряде регионов были приняты отдельные программы развития кластеров или созданы организационные структуры по их развитию. Считаю, что приведенных данных достаточно для представления хода работ по кластеризации в регионах России. Для более конкретного представления специалистам можно рекомендовать соответствующие материалы по Республике Башкортостан. Следует также отметить, что важнейшие элементы развития кластерной политики в Российской Федерации заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

О проблемах реализации современной кластерной политики в Республике Башкортостан

Перестройка экономики на начальном этапе преобразований структурных форм и способов экономической деятельности осуществлялась по отраслевому принципу, что до определенного времени вполне подходило для развития определенных территорий. Однако усиление интеграционных процессов и необходимость диверсификации экономики обусловили формирование иного подхода к совершенствованию организации и управления регионом.

Становление процессов региональной кластеризации в России является основой развития и повышения эффективности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно -

государственного партнерства. При этом развитие кластерных инициатив служит основой политики сбалансированного развития территорий и важнейшим фактором их кластерной политики, являясь одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности. В связи с этим Правительство Республики Башкортостан, Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики совместно с Академией наук республики постоянно разрабатывают и совершенствуют «План мероприятий по реализации необходимой кластерной политики РБ».

Например, если рассмотреть состояние дел в настоящее время, то следует отметить, что проводимая кластерная политика позволяет участникам кластера разрабатывать новые планы совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологий производств для реализации кластерных инициатив, обеспечивать свободный выход на внешние рынки, приняв активное участие в создании энергомашиностроительного и лесопромышленного кластеров, а также кластера индустриального обеспечения туризма и др.

В этой связи использование кластерных технологий видится весьма перспективным фактором. Высокая концентрация промышленных производств и крупнейших научных учреждений в Башкортостане, преобразованных в кластеры, значительно повышает инновационную активность в регионе, его конкурентоспособность и обеспечивает приток новых инвестиций. Время показало несовершенство отраслевого и регионального подходов к экономической политике, ибо издержки этих подходов нивелируются кластерной политикой. Активизация и развитие кластеров являются новым подходом к становлению современной инновационной экономики. С целью обеспечения устойчивых темпов экономического развития, содействия росту инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, созданию условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития было рассмотрено значительное количество документов под грифом: «Формирование инновационной инфраструктуры в Республике Башкортостан». В самом начале этой статьи уже было отмечено, что проблемы инновационной деятельности и кластеризации уже в настоящее время требуют взаимодействия государства, бизнеса, науки и регионов.

В связи со сказанным следует отметить, что анализ состояния эффективности эксплуатации территории республики свидетельствует о том, что центральный и южный районы республики в основном специализируются на развитии химической и нефтехимической промышленности. Именно

предприятия этих регионов в наибольшей степени нуждаются в кластерной форме интеграции между собой и многогранной инфраструктурой, так как в наибольшей степени подготовлены к этим процессам. Так, например, в число важнейших предприятий входят такие ведущие организации, как ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», стерлитамакские предприятия ЗАО «Каучук» и «Каустик», ОАО «Сода», нефтехимические производства нефтеперерабатывающих предприятий республики, первый в России полиэфирный комплекс ОАО «Полиэф» и др. На сегодняшний день территория Республики Башкортостан условно поделена на 12 промышленно-логистических зон, кроме Уфы и Стерлитамака. В отдельное промышленнологистическое объединение (ПЛО) могут войти Бе-лорецкий, Учалинский и Бурзянский районы. В этой зоне на сегодня значатся 20 тысяч пустующих квадратных метров площадей, а в самом Белорецке имеются свободные площади Белорецкого металлургического комбината - в размере 15 ООО кв. м. Следует обратить внимание и на пустующие животноводческие помещения в Стерлитамакском, Стерлибашев-ском, Аургазинском и ряде других районов. В связи с этим коллегия Министерства промышленности и внешнеэкономических связей РБ (впоследствии разделенная на Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ и Госкомитет РБ по внешнеэкономическим связям) в мае 2010 года приняла постановление: «Реализация кластерной политики в Республике Башкортостан». В соответствии с ним были созданы рабочие группы по формированию и выдвижению кластерных инициатив в сферах энергомашиностроения, лесопромышленного комплекса, индустриального обеспечения туризма, а также Экспертный научно-технический совет. В результате, мы видим, что кластерная политика представляет собой смешанную форму многих направлений традиционных политик, связанных с развитием бизнеса. Таким образом, развитие основных центров поддержки инновационной инфраструктуры и кластерных инициатив в Республике Башкортостан находится под должным контролем государственных органов и Правительства республики.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что кластеры и кластерные отношения в настоящее время рассматриваются как сетевая организация регионально взаимосвязанных и взаимодополняемых предприятий (включая специализированных поставщиков услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного комплекса, которая свя-

зана вертикальными нитями с местными учреждениями и органами власти с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организаций, целых регионов и национальной экономики. Вдохновленные успехами некоторых предприятий в США (Кремниевая долина), амбициозный «ин-ноград» Сколково в России, многие государства проводят собственную «кластерную политику» в попытках скопировать их достижения. Однако, следует отметить, что не все так гладко в кластерном мире экономики. Есть и совершенно иные, новые мнения, ибо «успешный кластер» не может быть создан только приказом чиновника. Начиная с конца XX столетия в стране происходит очень серьезная деградация форм мышления, направленная на новое представление механизма кластеризации, ибо кластеры являются не только механизмом перехода к новому техническо-промышленному и социокультурному укладу, но и способом формирования новейших, резервных планов и систем развития экономики. И с этой точки зрения, попытки втиснуть принципиально новейшие технологические решения в совершенно старые организационно-технологические системы или размножить старые системы за счет рыночных отношений, ни к какому новому развитию не приведут. Дело в том, что цивилизационная перспектива развития страны в будущем пока не выработана и не обозначена до сих пор. Это ведет к тому, что финансовыми богатствами страны владеет очень небольшая группа миллионеров и миллиардеров, и поэтому значительная часть населения, включая молодежь, имеет очень неустойчивую заработную плату, что создает условия для значительных социально-политических проблем. Молодежь утверждает, что у нее нет будущего, и поэтому она уезжает из страны. Заявление Президента России о том, что Россия самостоятельное, цивилизованное государство, не встретило радости и сочувствия на Западе. Возрождение России им не нужно и рассматривается как угроза безопасности США. В этих условиях крайне необходимо увести страну от возможных социальных беспорядков. Для этого должен функционировать рост созидательной активности. В России должны начать строиться кластеры новых организаций, новые железные и автомобильные дороги, морские, речные и аэропорты, должны закладываться новейшие, современные города. Должно быть запланировано параллельное построение на совершенно новейших принципах вторых резервных систем, еще одной сети железных дорог, но в виде скоростных поездов на магнитной подвеске, создание новейших городов, новых резервных энергетических систем полной мощности, без всяких поправок на обеспеченный спрос. Разработка таких проектов, вторых

резервных систем позволит нам идти вперед, а не стоять на месте.

Следовательно, важнейшей задачей сегодняшней экономики становится разработка мегапроектов (мегапроект влияет не только на материальную жизнь общества, но и порождает новую сущность в сознании людей), формирующих новые еще несуществующие кластеры, создающих новые активы и разрабатывающих новейшие инвестиционные проекты.

Слисок литературы:

1. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент - М., 2007.

2. Балабанов ИТ. Финансовый менеджмент - М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М.: Дело, 1993.

4. Лузин А.Б. Ключевые концепции современного менеджмента. - М.: Альпина. Бизнес Букс, 2003.

Шалагин А.Ю.

аспирант,

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 368.914:334-043.86 (470.571+470.41)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проводится анализ количества индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Пенсионном фонде России на территории Башкортостана и Татарстана. Рассчитывается сумма страховых взносов для предпринимателей и их наемных работников, определяется величина дополнительных средств на пенсию по старости. Разработаны предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения для развития предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, страховые взносы, государственное пенсионное обеспечение.

APPLICATION METHODS PERFECTION OF SYSTEM STATE PENSIONERY PROVISION FOR DEVELOPMENT EMPLOYER ACTIVITY

In the article installed analysis a quantity of individual employers, on the registration in Pensionery fund of Russia on the territory Bashkortostan and Tatarstan. To calculation the sum insurance payments for employers and hired workers, defined a value supplementary on the pension of old age. Work out offers on the perfection pensionery provision for development employer activity.

Key words: individual employers, insurance payments, the state pensionery provision.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный Для индивидуальных предпринимателей (не прозакон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, который устанавливает изводящих выплаты и вознаграждения в пользу физи-новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов ческих лиц) тарифы страховых взносов следующие: в Пенсионный фонд России (далее по тексту - ПФР).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Фонд Стоимость страхового года

в 2010 году в 2011 году

ПФР МРОТ X 20 % X 12 МРОТ X 26 % X 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.