УДК 330.46:332.012.2.001
Н.В. Кнышева, О.Е. Кузнечиков
КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НОВАЦИОННОГО НАМЕРЕНИЯ
Изложены принципы фрактального хронологического структурирования подсистемы новационного намерения в кластерной промышленной корпорации. Показаны методы отображения субъектных лидера и ведомого в цепных звеньях инвестиционного стремления и новационного намерения.
Новация, инвестиция, организация, фрактал, кластер
N.V. Knysheva, O.E. Kuznechikov CLUSTER THE ORGANIZATION NOVATION INTENTIONS
Principles of fractal chronological structurization of a novation intentions subsystem in cluster industrial corporation are stated. Methods of display of the subject leader and dependent in chain links of investment pursuit and novation intention are shown.
Novation, investment, organization, fractal, cluster
Существует множество публикаций и выступлений политиков, экономистов, социологов по вопросам инновационной и умной экономики, экономики знаний и т.д. Однако активная инновационная экономика невозможна без проектирования распределенных во времени, хронологических новационных стремлений и инвестиционных намерений (рис. 22-24), а также без инвестиционного стремления и новационного намерения (рис. 25-27). Такие стремления и намерения являются социально-психологическими характеристиками социальных D-S-процессов (D - demand, S - supply) изменения их социальных носителей: новационных потребностей и инвестиционных интересов. Стремления включают в себя желания инвестиции и надежды создать инновацию, а намерения - хотения новации и побуждения ее инвестировать. Необходимо повышать социально-психологический уровень таких желаний и надежд, хотений и побуждений, а также социальные (системные) пассионарности интересов
ФРАКТАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (рис. 22-27)
Э0 — Б0 Социальная Э-Б * -психология (рис. 22-24) О - Б,
Желание vn(r)
Инвестиционное стремление (v0, Hq)
Надежда no(r)
создать инновацию
D * -So-лидер, собственная
Субъектное Б-звено:
субъект Бо-О-хозяйствования,
предприятие, покупатель, заказчик , ры нки Б у и Бй - как 80-Б-фрактал Б-8-кластера
Я.-Р-состояния ожиданий
Хотение
инв
новации n(r)
Новационное намерение (n,v)
Побуждение v(r)
S-СК {vo, no}
надежды n0 и побуждения v0
->l<-
¡естировать новацию
D-S * -лидер, собственная
D-СК {n, v}
а - социальное D-звено - й-Б, -кластерообразователь - в основных социально-психологических (разомкнутых) состояниях с пассивными входами ожиданий: согласования новации п0(г), инвестиционного интереса у(г)
Do - So
D - S*
Надежда no(r)
со здать инновацию
Новационное стремление (no, vo),
S -этологическое „ Желание vo(r)
инвестиции
D * -So-ведомый,
Цепное субъектное Б-звено:
субъект Бо-О-хозяйствования,
предприятие, покупатель, заказчик, рынки Бу и Ба - как 80-Б-фрактал Б-8-кластера
Хотение
новации n(r)
Новационное намерение (n, v),
D-аксиологическое
^ Побуждение v(r) инвестировать новацию
транспонированная^ L So-D-состояния задержки .J
D-S*-лидер, собственная
S-СК {no, vo}
интереса v0 и ожидания интереса v 1
D-СК {n, v}
б - D-кластерообразователь (а) с транспонированным, новационным стр емлением
в социально-психологических состояниях с разомкнутыми, пассивными выходом инвестиционного интереса у0(г) и входом инвестиционного интереса у(г)
Лидер D0 - S0 Ведомый
Новационная
D0-подкластер -намерение рынка Б инвестиций
потребность n0(r) Инвестиционный
интерес v0(r)
Кластерообразователь, S0-D-фрактал социального D-S-кластера
Лидер D - S*
Новационная
потребность n(r) Ожидание
*---
побуждения v(r)
в - социальный D-подкластер в основном социально-психологическом D-S.-состоянии (n, v): имеется, согласована потребность n(r); ожидается инвестиционный интерес v(r)
Рис. 22. Ноуменные модели социально-психологических концепций фрактального субъектного D-звена как D-кластерообразователя в D-S *-подкластере социального D-S-процесса изменения
новационных потребностей n * и инвестиционных интересов v * (ср. рис. 13-15). S- и D-СК -двухмерные системы социально-психологических координат стремления как социального
предложения (supply) и намерения как социального спроса (demand); r - параметр пространства новации
Do - So
D - S*
Надежда no(r)
со здать инновацию
Новационное (транспонированное)
стремление (n0, v0) ^ Желание v0(r)
инвестиции
D * -So-ведомый,
Субъектное D-звено:
субъект 8о-В-хозяйствования,
предприятие, покупатель, заказчик, рынки Бу и Ба - как S0-D-фрактал D-S-кластера
Побуждение v(r)
инвестировать Инвестиционное (транспонированное) намерение (v, n) Хотение n (r) ^
новации
D-S * -ведомый,
транспонированная U So-D-состояния задержек ^транспонированная
S-СК {no, vo}
желания vo и хотения n
D-СК {v, n}
а - D-кластер ообразователь (рис. 22 а) в транспонированных социально-психологических состояниях с разомкнутыми, пассивными выходами задержек инвестиционного интереса v0(r) и новационной потребности n(r). S- и D-СК - системы социально-психологических координат новационного предложения (supply) и инвестиционного спроса (demand)
Do - So
D - S*
Желание vo(r)
инвестиции
Инвестиционное стремление (v, n),
S -аксиологическое
Надежда no(r)
создать инновацию
D *-So- лидер, собственная
Цепное субъектное D-звено:
субъект So-D-хозяйствования,
предприятие, покупатель, з аказчик , р ы нки Б v и Б d - как So-D-фрактал D-S-кластера
Побуждение v(r)
инвестировать Инвестиционное намерение (v, n),
D-этологическое Хотение n(r)
S-СК {vo, no}
новации
D-S * -ведомый, ^ So-D-состояния ожидания ^транспонированная
надежды no и задержки хотения n
D-СК {v, n}
б - й-Б * -кластерообразователь (рис. 22 а) с транспонированным, инвестиционным намерением (V, п) и пассивными входом ожидания согласования прошлой новационной потребности п0(г) и выходом задержки согласования будущего новации п
Do-подкластер -намерение рышка Б, инвестиций
Ведомый Do - So Лидер
Инвестицио нны1 й
интерес vo(r) Новационная
потребность no(r)
Кластерообразователь S0-D-фрактал социального D-S-кластера
Ведомый D - S*
Инвестиционный
интерес v(r) Задержка новационной
потребности n(r)
в - Э-в *-подкластер (рис. 22 в) в транспонированном социально-психологическом
Э-в.-состоянии (п, V): имеется побуждение или согласован инвестиционный интерес v(r); задержаны хотение новации и/или новационная потребность п(г)
Рис. 23. Ноуменные модели социально-психологических концепций Э-кластерообразователя в транспонированном й-Б *-подкластере социального й-Б-процесса изменения «прошлое - настоящее - будущее»
инвестиционных интересов V * и новационных потребностей п *, формируемых в едином географическом, социальном и рыночном пространстве г
Б0-подкластер -намерение рынка Бу инвестиций
Во - 8о Новационная
Б -
потребность п0(г) Инвестиционный
интерес у0(г)
Кластерообразователь, 80-Б-фрактал социального Б-8-кластера
Новационная
потребность п(г) Ожидание
*---
побуждения у(г)
а - О-в«-подкластер в основном цепном социально-психологическом О-в»-состоянии (п, V): О-в«-подкластер - лидер; ожидаемый О«-в-подкластер - ведомый, комплементарный в проекте социального будущего; О-в«-кластерообразователь - ведомый в новационном стремлении (п0, и лидер в новационном намерении (п, V) (рис. 22 б, в)
Б0-подкластер -намерение рынка Бу инвестиций
Во - 8о Инвестицио нны й
Б - 8«
интерес у0(г) Новационная
потребность п0(г)
Кластерообразователь, 80-Б-фрактал социального Б-8-кластера
Новационная
потребность п(г) Ожидание
*---
побуждения у(г)
б - О-в«-подкластер в основном социально-психологическом О-в«-состоянии (п, V): О-в«-подкластер - лидер; ожидаемый О«-в-подкластер - ведомый; О-в«-кластерообразователь - двухсторонний лидер в инвестиционном стремлении п0) и новационном намерении (п, V) (рис. 22 а)
в - О-в«-подкластер (а) в транспонированном социально-психологическом О-в«-состоянии (п, V): О-
в«-подкластер - ведомый в социальное будущее; О«-в-подкластер - лидер инвестиционного будущего; О-в«-кластерообразователь - лидер в инвестиционном стремлении (V), п0) и ведомый
в инвестиционном намерении (V, п) (рис. 23 б, в)
Б0-подкластер -намерение рынка Б инвестиций
Во - 8о Новационная
Б - 8«
потребность п0(г) Инвестиционный
интерес у0(г)
КIIастерообразоваIель, 8о-Б-фрактал социального Б-8-кластера
Инвестиционный
интерес у(г) Задержка новационной
потребности п(г)
г - О-в«-подкластер (а) в транспонированном социально-психологическом О-в«-состоянии (п, V): О-в«-подкластер - ведомый; ожидаемый О«-в-подкластер - лидер; О-в«-кластерообразователь - двухсторонний ведомый в прошлом новационном стремлении (п0, и инвестиционном намерении (V, п) на будущее (рис. 23 а)
*
Рис. 24. Тетрада основных классов ноуменных моделей сопряженных социально-психологических концепций (п«, V«) и (V«, п«) О-в«-кластерообразователя в составе О-в«-подкластера социального О-в-процесса изменения новационных потребностей п«(1) и инвестиционных интересов V«(1) в хронологической последовательности «согласованное О0-в0-прошлое - О-в«-настоящее - проектируемое О«-в-будущее»
Управление в кластерных социальных и экономических системах и потребностей (рис. 22-27). Без соответствующего уровня таких характеристик, которые должны быть присущи сознанию большинства предпринимателей, инновационная экономика (рис. 28-33) не возникнет. При это важнейшее значение имеют генерации, производство, хранение, распределение, обмен и потребление отечественных технологических новаций и преобразование их в инновации.
В данной статье рассмотрим содержательное решение проблемы фрактализации хронологии и структурного отображения кластерной организации новационного Э-намерения в Э-Б-процессе. Хронологические (рис. 22-33) новационные, субъектные и социальные по их сути, и инновационные, экономические в их объектной сущности, кластерные социальные и экономические системы (СЭС) в проблеме фрактальной их типологизации методологически симметричны [1] хорологическим СЭС (рис. 10-21).
Каждый хозяйствующий субъект в экономических цепях, следуя общему для всех субъектов законодательству, структурно и системно (рис. 1, 2, 8, 9) подобен другим хозяйствующим субъектам в кластере, а потому является экономическим фракталом в их хозяйственно-финансовых цепях [1]. Такой хорологический фрактал добавляет свои товарную и/или стоимостную доли (рис. 6, 7) в общее, кластерное движение (рис. 3) как преобразование товаров, услуг, работ и стоимости, финансовых услуг, рисков.
Принцип хорологического фрактального самоподобия (рис. 10-21) применим к кластерному механизму организации новационного Э-Б-процесса и к любому состоянию субъекта хозяйствования в социальных цепях хронологического социального кластера (рис. 3), сопряженного с хронологическим экономическим кластером хозяйствующего субъекта [2]. Каждое состояние субъекта хозяйствования в новационных социальных цепях подобно инновационным экономическим цепям. Такой социальный фрактал добавляет свою долю инвестиционного, финансового интереса и новационной материальной потребности в общий кластерный процесс и преобразование желаний инвестиций и надежд произвести новый продукт, хотений новации и побуждений инвестировать удовлетворяемое хотение (рис. 8, 9).
Методы фрактального представления состояний субъекта, их системных хронологических связей в лигандных цепях (рис. 3), эквивалентного объединения таких цепей и предельной минимизации сложности хронологической кластерной СЭС позволили упорядочить единые методы кластерного механизма организации отношений: состояний и свойств (соотношений «выход/вход») - в экономических и социальных структурах типовой развивающейся промышленной корпорации. Свойство хронологической фрактальности практически всех звеньев экономических и социальных цепей изменяющейся кластерной промышленной корпорации существенно упростило и проектирование стратегических направлений формирования долгосрочных конкурентных преимуществ корпорации. Методология фрактальной ти-пологизации хронологических звеньев, лигандов (цепных ветвящихся хронологических сборок) и подсистем (рис. 22-33) в кластерных СЭС впервые предложена И.В. Кнышевым и активно развивается в работах саратовской методологической школы [1-3].
Всякое субъектное Э-звено имеет две главные хронологические стороны: Э-сторону новационного намерения, направленного в Э *-Б-будущее, и Б-сторону инвестиционного стремления, направленного в Э 0 -Б 0 -прошлое (рис. 22-24).
С Э-стороны типологизируемого Э-звена новационное намерение (п, v) инновационного спроса (рис. 22) - это всегда двухмерная характеристика, содержащая выход п и вход v в нее: хотение п(г)=1/р^(г) Б-инновации субъектным Э-звеном или Э-Б *-подсистемой, Э-выход звена в будущий внешний социально-экономический мир; побуждение v(r) инвестировать хотимую Б-инновацию по новационной цене 1/р=п/у=пу/1 у, Э-вход звена из будущего, внешнего социально-экономического мира. Квант п у новации как продукта эквивалентен единице 1 у инвестиции. Многообразие компонент новационной «корзины» намерения приводимо к ее общей единице 1 п (табл. 3-6) наблюдения новационного хотения п.
Фрактальность намерения состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6): новационно-инвестиционной как продуктово-затратной (п, у), потоко-ценовой (р, q) и т.д. - оно всегда содержит выход в будущий, внешний мир и вход из него, из новационного будущего. Одномерное намерение: только хотение новации или только побуждение инвестировать ее - является субъектным, а не социальным ноуменом, и не имеет прямого отношения к системной организации новационных намерений в СЭС.
Новационное намерение инновационного спроса (рис. 22) телеологически направлено на последующие объектные владение, потребительское пользование и/или распоряжение новыми товаром, услугой и/или выполненной работой - вначале хотимым новым продуктом.
Новационное намерение (рис. 22) имеет ту же методологическую правовую (всегда субъектную) и/или юридическую (всегда объектную) законодательную основу, что и намерение обычного потребительского спроса. Однако новационное намерение телеологически направлено на применение инновации в технологической, производственной или жизнеобеспечивающей деятельности. Цель новационного намерения - обосновать стремление к экономическому инвестиционному предложению и в последующем обеспечить производство предлагаемой 8-инновации п всеми социально, экономически и технологически необходимыми компонентами по всем их степеням экономико-психологической и экономической свобод.
Итак, новационное Б-намерение (рис. 22) методологически симметрично Б-намерению спроса (рис. 19), они представимы в одной основной системе субъектных координат {п, у}, различающихся внутренней параметризацией: хорологической, в пространстве г для Б-8-процесса; хронологической, во времени Ь для 8-Б-движения, - а также структурной дискретизацией: хорологической, в пространстве г многих субъектов хозяйствования для 8-Б-движения; хронологической, по времени Ь, в пространстве многих состояний субъекта хозяйствования.
С 8-стороны фрактально типологизируемого состояния субъектного Б-звена должно существовать стремление (у 0, п 0) к инвестированию инновационного спроса - всегда двухмерная характеристика, содержащая выход у 0 и вход в нее п 0 : желание у 0 (г)=рп 0 (г) инвестиции или кредита субъектным Б-звеном или 8 0 -Б-подсистемой, Б 0 -выход звена во внешний, прошлый социально-экономический мир; надежду п 0(г)>п(г) создать инновацию 8-подрядчиком по инвестиционной цене р=У0/п0=уп0/1 п0, Б 0-вход звена из прошлого, внешнего социально-экономического, инвестиционного, кредитующего мира. Квант Уп0=р1п0 инвестиции эквивалентен единице 1 п0 хотимого новационного продукта. Множество затрат на «корзину» новационного хотения п 0 приводимо к предельной У0 затратной, инвестиционной способности Б-звена в единой валюте 1 у.
Фрактальность стремления к инвестированию состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6) оно содержит выход во внешний хронологический мир и вход из его прошлого. Функционально и телеологически стремление к инвестиции (рис. 22) и стремление (рис. 13) к кредитованию спроса различается по следующим принципам: хорологический Б1-принцип - есть желание у 1 (Б-следствие) получить деньги у 1, основанное на надежде п 1 (Б1-причине) купить уже произведенный продукт п 1 (рис. 10); хронологический Б-принцип - есть желание у 0 (Б 0-следствие) получить инвестицию, основанную на надежде п 0 (Б 0 -причине) создать в будущем новый продукт п 0 . Итак, инвестиционное Б-
стремление методологически симметрично Б-стремлению экономического спроса.
Лидером и/или ведомым субъектный Б-фрактал может быть как в его новационном намерении, так и в инвестиционном стремлении. Всего возможно четыре комбинации нова-ционно-инвестиционного лидерства и подчиненности (рис. 22-24), как и в случае субъектного Б-фрактала на рис. 13-15. Лидером субъект хозяйствования будет тогда, когда он находится в собственной системе социальных координат: новационного намерения { п, у}; инве-
Управление в кластерных социальных и экономических системах стиционного стремления {V0, п0 }; выход является ординатой, а вход - абсциссой. Ведомым субъект будет в транспонированных системах социальных координат. Лидер характеризуется выходной характеристикой п^) и/или V 0(п 0), а ведомый входной характеристикой v(n)
и/или п 0 (V 0). Кластерообразователь как хронологический фрактал, связующий входные и/или выходные хронологические лиганды в кластерной СЭС (рис. 24), как правило, должен быть лидером в своем основном функциональном, социальном и новационно-инвестиционном назначении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вестник СГТУ. 2008. №2 (33). Вып. 2. 272 с.
2. Кнышев Иг.В. Методологические основы управления в кластерных социальных и экономических системах: монография / Иг.В. Кнышев. Саратов, 2009. 288 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 21.11.2009, № 812-В2009.
3. Кнышев Ил.В. Философские основания управления в социальных и экономических системах: монография / Ил.В. Кнышев. Саратов, 2009. 354 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 26.10.2009, № 649-В2009.
Кнышева Наталия Валентиновна -
соискатель Саратовского государственного социально-экономического университета Кузнечиков Олег Евгеньевич -
соискатель Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09