Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ'

КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / методологический подход / аутэкология / популяционная экология / синэкология / природные ресурсы / педагогические навыки. / экологик таълим / услубий ѐндашув / аутекология / аҳоли экологияси / синекология / табиий ресурслар / педагогик маҳорат.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д У. Закиров

В статье описано проблемы и решение экологического образование учащихся общеобразовательных школ в Узбекистане, одним из наиболее актуальных вопросов является образование будущего поколения, которое будет привержено социально-экономическому развитию зрелой, патриотичной, ответственной страны путем модернизации образования в соответствии с современным духом. А также в статье речь идѐт, при обучении экологии в общеобразовательных школах, участие студентов педогогических высших учебных заведений, положительное влияние на их педагогическое будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

УМУМТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИДА ЭКОЛОГИК ТАЪЛИМНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УЧУН КЛАСТЕР ЎҚИТИШ УСУЛИ

Мақолада Ўзбекистондаги умумтаълим мактаблари ўқувчиларининг екологик таълим муаммолари ва ечимлари тасвирланган. Таълимни замонавий руҳга мос равишда модернизация қилиш орқали етук, ватанпарвар, масъулиятли, мамлакатни ижтимоий-иқтисодий ривожлантиришга содиқ қолган келажак авлодни тарбиялаш энг долзарб масалалардан бири эканлиги тўғрисида маълумотлар келтирилган. Шу билан бирга, умумий таълим мактабларида екологияни ўқитишда, педагогика олий ўқув юртлари талабаларининг иштироки уларнинг педагогик келажагига ижобий таъсир кўрсатиши тўғрисида фикр юритилади.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ»

КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛАХ

Д. У. Закиров

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области,

г.Чирчик Email: d.zakirov 76@mail.ru

Г. Мадаминова

Общеоразовательная школа №1, Кибрайского района Ташкентской областьи

Аннотация: В статье описано проблемы и решение экологического образование учащихся общеобразовательных школ в Узбекистане, одним из наиболее актуальных вопросов является образование будущего поколения, которое будет привержено социально-экономическому развитию зрелой, патриотичной, ответственной страны путем модернизации образования в соответствии с современным духом. А также в статье речь идёт, при обучении экологии в общеобразовательных школах, участие студентов педогогических высших учебных заведений, положительное влияние на их педагогическое будущее.

Ключевые слова: экологическое воспитание, методологический подход, аутэкология, популяционная экология, синэкология, природные ресурсы, педагогические навыки.

УМУМТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИДА ЭКОЛОГИК ТАЪЛИМНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УЧУН КЛАСТЕР УЦИТИШ УСУЛИ

Аннотация: Маколада Узбекистондаги умумтаълим мактаблари укувчиларининг екологик таълим муаммолари ва ечимлари тасвирланган. Таълимни замонавий рух,га мос равишда модернизация килиш оркали етук, ватанпарвар, масъулиятли, мамлакатни ижтимоий-иктисодий ривожлантиришга содик колган келажак авлодни тарбиялаш энг долзарб масалалардан бири эканлиги туFрисида маълумотлар келтирилган. Шу билан бирга, умумий таълим мактабларида екологияни укитишда, педагогика олий укув юртлари талабаларининг иштироки уларнинг педагогик келажагига ижобий таъсир курсатиши туFрисида фикр юритилади.

Таянч сузлар: экологик таълим, услубий ёндашув, аутекология, ах,оли экологияси, синекология, табиий ресурслар, педагогик майорат.

CLUSTER TEACHING METHOD FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION IN SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOLS

Abstract: The article describes the problems and solutions to environmental education of students of secondary schools in Uzbekistan. One of the most pressing issues is the education of the future generation, which will be committed to the socioeconomic development of a mature, patriotic, responsible country by modernizing education in accordance with the modern spirit. And also, when teaching ecology in general education schools, the participation of students of pedagogical higher educational institutions. This will have a positive impact on their pedagogical future.

Keywords: ecological education, methodological approach, autecology, population ecology, synecology, natural resources, pedagogical skills.

Введение. В статье описано проблемы и решение экологического образование учащихся общеобразовательных школ в Узбекистане. Одним из наиболее актуальных вопросов является образование будущего поколения, которое будет привержено социально-экономическому развитию зрелой, патриотичной, ответственной страны путем модернизации образования в соответствии с современным духом.

Цель работы. Главная цель развитие экологического воспитание и создание кластерной методики обучения в общеобразовательних школах -научить школьников быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. А также, при обучении экологии в общеобразовательных школах, участие студентов педогогических высших учебных заведений. Это окажет положительное влияние на их педагогическое будущее.

В статье освещяется в качестве проекта о создании кластерной методики обучения по развитию экологического воспитания в общеобразовательних школах является одним из механизмом Государственной программы к которому включили предотвращение экологических проблем, утвержденным Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». В статье предлагается проведение комплексных дополнительных задач к учебной программе по биологии в школьных условиях и сравнительно проверять навыки учащихся учеников школы-лабаратории. Основной задачей данного проекта - это

развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления и повысить их экологическую осведомленность. В том числе осуществление проекта помогает развитию педагогического опыта у студентов педагогического института.

Материалы и методы. Экологическое воспитание - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде [1]. Экологическое образование и воспитание ответственны за формирование будущей экологической культуры и экологической этики будущих поколений, по -этому и возникает сегодня насущная необходимость с ранних лет развивать в школьниках сознательное отношение к окружающей среде. Для осознания ребенком сложности и комплексности существующих проблем необходимы опорные знания, сначала на уровне понятий и образов, затем причинно-следственных взаимосвязей и наконец, умений и навыков прогнозирования и управления ситуацией. Такой методологический подход заложен в образовательных стандартах нового поколения и должен быть реализован в современной школе [2].

Современная экология имеет разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология, которая изучает закономерности взаимоотношений любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) и окружающей среды [3].

С точки зрения факторов времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную. Различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.

Результаты и обсуждение. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Задача общеобразовательной школы состоит не

только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе [4].

Общеобразовательная школа является одним из основных источников экологического воспитания для подрастающего поколения. Потому что в школьном возрасте человек развивается как личность, продвигается в учебе и в работе. Повышение качества образования в средних школах, укрепление материально-технической базы, вовлечение в чтение и дальнейшее укрепление чувства уважения к учителю перешли на уровень государственной политики.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 258 от 28 марта 2019 года «О мерах по совершенствованию деятельности Чирчикского государственного педагогического института в Ташкентской области», с совместным приказом ректора Чирчикского государственного педагогического института и руководством Ташкентского областного управления народного образования в октябре 2019 года был принят проект.

В соответствии с совместным приказом "Школьная лаборатория" создала экспериментальное пространство и была создана творческая команда для управления деятельностью. Творческой команде возложено - интеграция образовательного и научно-инновационного потенциала высшего, среднего образования и других ступеней образования в актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики, реализация инновационных проектов в процессе непрерывного педагогического образования, внедрение и апробация научно-методических разработок в педагогической практике, создание экспериментальных и инновационных платформ для внедрения инноваций в образовании, создание образовательной среды, включающей базу непрерывной педагогической подготовки, направленной на развитие и развитие профессиональных навыков молодых учителей, предоставление возможностей для профессиональной ориентации и отбора студентов, которые заинтересованы в педагогике и профессиональную подготовку, создание научно-образовательного пространства для учителей с целью повышения их личных и профессиональных навыков, консультации, методическая и организационная поддержка творческих инициатив [5;7;8].

Предоставляем вашему вниманию одного из проектов развитию экологического воспитания в школе, инициативой преподователей кафедры

биологии Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области.

Названия проекта: Кластерная методика обучения по развитию экологического воспитания и формирование экологической культуры школьников в общеобразовательних школах.

Основная цель данного проекта развитие экологического воспитание и создание кластерной методики обучения в общеобразовательних школах.

Для выполнения вышестоящей цели были назначены следующие задачи, организовать учебный процесс в кластере с экологическими понятиями и знаниями, привлеч студентов педагогического института к учебным и факультативным занятиям, в дальнейшем для развитии их педагогических навыков, в цели развитии способности самостоятельного мышления школьников и помощи им в развитии экологического сознания включая охраны окружающей среды, организовать разные научные экскурсии к природным объектам, а также при их участии провести научно-исследовательские работы, организовать научно-методические опыти в школах при участии студентов педагогического института направленные на повышение познавательных способностей школьников. Регулярно провести аналитические семинары о результатах научно-методических опытов.

Для выполнения этих задач было составлено рабочая группа состоящей из преподователей кафедры биологии, студентов и магистрантов факультета "Естественные науки" Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области, а также препадователей предмета биологии в общеобразовательных школ Ташкентской области.

Выводы. В осуществлении проекта было утверждено экспериментальная программа проекта "ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ" "О создании кластерного метода продвижения экологического образования у школьников" в которого было включено использовать все аспекты методов обучение естественных знаний, в том числе:

1. Углубление обучение предмета "Ботаника" в 5-х и 6-х классах школы;

2. Организовать факультативную работу "Эко-Мир" на основаниях практических занятий для учеников 6-х классов.

3. Провести научно-практическую конференцию на тему "Изучение природы - залог и забота природы"

4. Организовать экскурсионные работы к природным объектам реки Чирчик, горному району Бостанлык и адырним зонам поселка Май Кибрайского района.

5. Создать электронную базу видеоматериалов в направлении повышение экологических знаний. Контроль эффективности проекта осуществляется со стороны рабочей группы состоящей преподователей-профессоров Чирчикского государственного педагогического института и методическим советом преподавания естествознания при управлении народного образования Ташкентской области. Контроль проводится посредством тестов, собеседований и письменных экзаменов учащихся 5-х и 6-х классов школы. В рамках проекта школьники получают глубокие навыки по предметам естественных знаний. Ожидается формирования у школьников экологического мышления и мировоззрения, а также навыки проведения научных исследований. В том числе осуществление проекта помогает развитию педагогического опыта у студентов педагогического института. В целях повышения экологической сознательности будущего поколения за счет развития экологической осведомленности среди школьников, призиваем принять участие в создании экологических учебно-производственных проектов.

REFERENCES

1. Закиров, Д. У., & Гулямов, Ж. Х. (2020). Экскурсионная методика обучения по развитию экологического воспитания школьников в общеобразавтельна школах. Science and Education, 1(Special Issue).

2. О.А.Соломенникова - "Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду" - Педагогический практикум, 2010.

3. Закиров, Д. У., & Нурметов, Х. С. (2021). Общеобразавателъная школа основной источник экологического воспитания. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 2).

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области» - № 258 от 28 марта 2019 года.

5. Zakirov, D., & Madaminova, G. (2020). Cluster teaching method for devolopment of ecological education and formation of ecological culture of

schoolchildren in general educational schools. Биология ва экология электрон журнали, 2(2).

6. Zakirov, D., & Madaminova, G. (2020). Ekologik ta'limni rivojlantirish va umumiy o'rta maktablarida o'quvchilarning ekologik madaniyatini shakllantirish. Биология ва экология электрон журнали, 2(2).

7. http://lex.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.