Научная статья на тему 'Кластеризация как средство повышения потенциала внешнеэкономической деятельности региона'

Кластеризация как средство повышения потенциала внешнеэкономической деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ / CLUSTER / EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY / LIFE CYCLE / FORMATION / STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суржиков Михаил Андреевич

В статье рассмотрены вопросы создания и функционирования сети региональных кластеров, влияющих на повышение потенциала ВЭД региона, в частности, за счет привлечения инвестиций. Автором представлена методика формирования кластера, в которой выделены этапы его становления и развития, а также обозначены предпосылки для эффективной работы проектируемого кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of forming and functioning of the net of the regional clusters, which influences on improvement of potential of the region's external economic ac-tivity by means of investments. The author presents the methodology of the cluster forming. The stages of its develop-ment are singled out as well as the preconditions for the effective work of the projected clus-ter are outlined.

Текст научной работы на тему «Кластеризация как средство повышения потенциала внешнеэкономической деятельности региона»

Суржиков М.А.

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Развитие экономики региона, а вместе с ней и международной торговли, во многом зависит от функционирования производственно-технологической сети кластеров, оказывающих значительное влияние на инвестиционную активность, определяющей решение основных задач в отношении внешнеэкономической деятельности региона.

Термин «кластер » и его концепция связаны с работами М.Портера об индустриальных [1] и региональных кластерах [2], в которых он описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. М. Портер определяет кластер как систему взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающихся в целом больше простой суммы своих составных частей [3]. Соответственно, конкурентоспособность государства следует оценивать с позиций международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров-объединений фирм различных отраслей. Автор отмечает, что в этом случае принципиальное значение имеет способность кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им разработана система основных групп конкурентных преимуществ, к которым следует отнести: факторные условия; условия внутреннего спроса; кластеры отраслей; стратегию и структуру фирм, внутриотраслевую конкуренцию.

Соглашаясь в целом с позицией, выдвинутой М. Портером, отметим, что применительно к данному исследованию мы рассматриваем содержательное наполнение термина «кластер» как многопрофильный межотраслевой комплекс различных структур, неформальная

взаимосвязь и взаимодействие которых

в процессе их формирования и развития является более тесной, чем в целом между отдельными секторами экономики и структурами. Причём взаимосвязи и взаимозависимости здесь усиливаются за счёт устойчивой внешне и саморегу-лируемой вертикальной и горизонтальной технологической интеграции на основе общности производственноцелевого рынка.

Чтобы кластер достиг внутренней динамики, он нуждается в привлечении множества участников для создания некой критической массы, которая может придавать кластеру устойчивость и развитие. Любой кластер проходит через ряд стадий, темп и развитие которых может меняться. Уровни развития кластеров можно представить в графическом виде рис.1 (см. ниже).

Для кластера, чтобы быть жизнеспособным, избежать распада и застоя, необходимо проводить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может избрать форму преобразования в один или несколько кластеров (точка М), которые сосредотачиваются вокруг другой деятельности.

Анализируя экономику Ростовской области, следует отметить, что в ней имеет место производственнотехнологическая сеть кластеров в металлургии, сельхозмашиностроении,

сельском хозяйстве, пищевой промышленности, выходящая за пределы региона. Например, ОАО «ТАГМЕТ» (Таганрогский металлургический завод) является крупнейшим производителем стальных труб на юге России. Предприятие входит в 1000 лучших Российских предприятий XXI века. ОАО «Тагмет» -почетный дипломант «Лучший Российский экспортер», поставляющий свою продукцию более чем в 35 стран мира.

I - Агломерация; II - Возникновение; III -Зрелость; IV -Развитие;

V - Трансформация

Рис. 1. Жизненный цикл кластера

ОАО «Ростсельмаш» входит в пятёрку крупных производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники; на его долю приходится 65 процентов данного рынка в России и СНГ и около 15 процентов мирового рынка продаж комбайнов.

Роль кластеров в развитии международной торговли постоянно усиливается. Её достаточно сложно сформулировать однозначно. Однако можно утверждать, что образование кластеров является процессом объективным и благоприятно воздействующим на развитие международной торговли. Это можно проиллюстрировать на примере российского зерномасличного кластера, центром которого является Ростовская область. В зерномасличный кластер России входят также Ставропольский и Краснодарский край, Волгоградская и Воронежская области. Прямые и косвенные хозяйственные связи в зерномасличном кластере мультиплицируются в такой степени, что их достаточно сложно проследить. Включается механизм самонастройки развивающейся макросистемы, который действует не только исходя из особенностей отрасли

и профильных рынков, но и подчиняясь общим мирохозяйственным процессам.

Кластер становится средством для преодоления замкнутости внутреннего рынка и, вне всякого сомнения, способствует развитию международной торговли. Увеличивается информационный обмен между субъектами хозяйственных связей и повышается открытость их взаимодействия, появляются новые подходы в организации и управлении международной торговлей.

Таким образом, кластер можно рассматривать как географическую концентрацию взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, посредников, фирм, работающих в родственных областях, и ассоциированных с ними учреждений, которые конкурируют, но в то же время сотрудничают и дополняют друг друга. Кластерные образования можно рассматривать и как эффективный способ увеличения добавленной стоимости и экспортного оборота, а также как возможность повышения конкурентоспособности региона через развитие инновационного капитала. Мы считаем, что кластерная полити-

ка является одним из эффективных ме-

ханизмов реализации инновационных процессов в международной торговле.

Кластеризация как механизм реализации инновационных процессов в международной торговле реализуется как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Одной из задач инновационно- ориентированного кластера, как саморегулируемой некоммерческой организации является разработка единых стандартов и типовых регламентов интеграционных взаимодействий его участников. В этой связи все предприятия, входящие в кластер, предоставляют техническую и организационно-экономическую информацию в общий банк данных.

Эффективность создания кластеров заключается и в их межсекторном сотрудничестве. На пересечении различных секторов могут быть созданы и реализованы инновационные проекты.

Позиция автора состоит в рассмотрении кластерной политики в качестве ключевого инструмента конкурентоспособности региона и повышения инновационного потенциала внешнеэкономической деятельности. Кластерная организация внешнеэкономической деятельности реализуется и посредством развития региональной инфраструктуры. Для Ростовской области это связано с развитием логистической инфраструктуры на базе концепции «единого окна», которая позволяет повысить региональную конкурентоспособность и как следствие - национальную.

Кластерные инициативы в Ростовской области характерны для сельскохозяйственного, металлургического

производства, транспортной инфраструктуры, торговли, финансового сектора экономики и сферы интеллектуальных услуг.

Опыт создания структур кластерного типа свидетельствует о том, что одним из основных преимуществ кластеризации экономики стало сохранение

ее участниками доли рынка и возможности выживания в условиях кризиса.

На основе проведённого анализа представляется возможным выделить преимущества кластерного подхода для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности:

- снижение производственных издержек предприятий;

- возможность обеспечения конкурентных преимуществ кластера;

- расширение доли кластера на внешнем и внутреннем рынках;

- укрепление связей и сотрудничества.

Исследуя инновационный контекст кластеров, функционирующих в международной торговле, целесообразно обратиться к их типологии. С нашей точки зрения при инициировании кластерного подхода к организации ВЭД целесообразно руководствоваться следующей типологией кластеров: инно-

вативный кластер, индустриальный

кластер, взаимосвязанный кластер.

Функционирование кластеров базируется на регионально ограниченных формах экономической активности внутри схожих секторов, традиционно привязанных к тем или иным научным учреждениям.

Нами предлагается методика формирования инновационно-ориенти-

рованного кластера внешнеэкономической деятельности региона, этапы формирования которого представлены на рис.2.

1. Создание инициативной группы. Традиционно инициаторами кластеров выступают его выгодополучатели. В нашем случае, это субъекты внешнеэкономической деятельности. Инициирование процесса формирования кластера должно опираться на финансовую, административную, политическую поддержку на региональном и национальном уровнях.

Рис. 2. Этапы формирования инновационно-ориентированного

кластера ВЭД

Создание инициативной группы можно охарактеризовать как неформальный процесс. Наряду с основными организационно-управленческими ме-

роприятиями по инициированию кластера на первом этапе, важно определить принципы создания кластера и выявить субъектов, заинтересованных в его создании. Такого рода работа осуществляется в рамках координационных и рабочих встреч. Зарубежный опыт создания образований кластерного типа свидетельствует о том, что конкурентными преимуществами обладают кластеры, базирующиеся на модели государственно-частного партнёрства, реализуемой в формате связки: «государст-во-бизнес-наука». Эти кластеры более устойчивы, мобильны и конкурентоспособны. В данной методике мы руководствовались подходом к созданию инновационно-ориентированного кластера внешнеэкономической деятельности региона на базе сотрудничества пред-приятий-участников кластера, местных и региональных органов управления и учреждений науки и образования. Акцент сделан на обеспечение синергетического эффекта участников кластера и максимальную их заинтересованность в результативности его деятельности.

2. Диагностика кластера. На данном этапе необходимо определить тип кластера и его специализацию. Далее важно определить состав потенциальных участников кластера. Целесообразно исходить из того, что ядром кластера

выступают ключевые фирмы, которые имеют узкую специализацию, географически близки друг к другу и взаимодействуют. Поддерживающие фирмы создают условия для эффективного функционирования кластеры. Среди них можно выделить поставщиков сырья, а также различного рода посреднические структуры. Важно диагностировать ключевые объекты коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры кластера, включая конфигурацию сетевых связей с центрами профессионального обучения и научноисследовательскими центрами, структурами, обеспечивающими поддержку предпринимательства на уровне местных и региональных органов власти. На данном этапе диагностируется конечный продукт кластера. Следует зафиксировать договорённости участников о намерениях и сотрудничестве в рамках кластера. Количественный анализ кластера базируется на статистических данных и оперативной информации, характеризующей ключевые параметры деятельности его участников. Методы, основанные на анализе статистической информации, применительно к проблеме кластеризации обобщены в работе Е.С. Куценко [4]. Чаще всего определение взаимосвязанных отраслей в кластере осуществляют с помощью таблицы «затраты-выпуск» межотраслевого баланса. Однако, этот метод невозможно применить на практике, так как с 1995 года межотраслевой баланс в Рос-

сии не составляется ни на уровне страны, ни на уровне региона. Кроме того, и в 1995 году межотраслевой баланс был составлен по отраслям народного хозяйства в системе ОКОНХ, а в данный момент вся статистика предоставляется в разрезе видов экономической деятельности ОКВЭД. Распространен и более адаптивен к российским условиям метод определения значимых кластерных групп. Этот метод применяют в кластерной политике ряда стран, в том числе в США, Канаде, странах ЕС. Исходя из вышеупомянутого методического подхода, кластерная группа представляет собой статистически определяемую совокупность торгуемых видов деятельности, обладающих тематической близостью и характеризуются наличием тенденции к совместной локализации. В основе определения кластерных групп лежит модель распределения отраслевой занятости. Источником информации в этом случае выступают различного рода экономические отчёты, аналитические статьи, маркетинговые исследования, включая анкетирование и опрос потенциальных участников кластера.

3. Определение стратегии развития кластера. Подготовка стратегии развития кластера и программы её реализации осуществляется при участии всех потенциальных участников кластера. Определяются перспективные цели развития кластера, пути и методы их достижения. Выработка стратегии развития кластера базируется на анализе текущей ситуации, характеризующей состояние ВЭД региона, выявлении проблем, формулировке миссии кластера, его общих и специфических целей, SWOT анализе. Целесообразно провести обзор существующих и необходимых компетенций участников, их роль в достижении намеченных стратегических целей и определить индикаторы результативности деятельности кластера. В заявленной стратегии развития кластера необходимо обозначить возможных конкурентов

на национальном и мировом рынках. Обычно стратегия разрабатывается на пятилетний период. Возможна конкретизация целевых установок.

4. Формализация кластера и создание организационной структуры. Исходя из международного опыта, формирование кластера может иметь различные формы. В одних странах требуется создание юридического лица в виде коммерческой или некоммерческой структуры, в других - нет. Возможна реализация договора о консорциуме и создание некоммерческой структуры, в которую должны входить все участники кластера. Для управления и представления интересов кластера создается юридическая некоммерческая структура, которая объединяет партнеров кластера, регулирует взаимоотношения между ними и определяет степень их вовлеченности в кластерный проект, в том числе, их финансовую ответственность. Управленческая структура кластера обычно состоит из управляющего комитета, фасилитатора (лица, обеспечивающего успешность кластерных коммуникаций), руководителя проекта, рабочих групп и пр.

Задачей управляющего комитета является общая координация кластера и его политическая поддержка. В состав управляющего комитета входят представители наиболее важных сопредельных групп.

Задачей фасилитатора кластера является планирование и организация работы в кластере, развитие потенциала участников, построение сетей сотрудничества, а также координация с менеджерами проектов.

Задачей руководителя или менеджера проектов является реализация проектов в рамках кластерной инициативы и прочих проектов и отчетность. Рабочая группа координирует эту деятельность и несёт ответственность за эффективное выполнение плана мероприятий стратегии развития кластера. Для созда-

ния кластера, как правило, привлекается финансирование из государственных и региональных программ, направленных на поддержку кластеров. В некоторых случаях, при формировании кластера финансирование не является необходимым. С нашей точки зрения, целесообразно получение финансирования из региональной программы поддержи кластеров и ВЭД региона.

5. Оценка и мониторинг кластера проводится с целью измерения эффективности реализации заявленной стратеги его развития и последующей корректировки. Нами оценку и мониторинг кластера предлагается проводить с использованием обобщенной функции желательности Харрингтона [5]. В основе построения этой обобщенной функции лежит идея преобразования полученных натуральных значений различных показателей в безразмерную шкалу желательности или предпочтительности. Можно рекомендовать следующие градации: оценке «очень хорошо» соответствует диапазон 1,00 - 0,81 по шкале, «хорошо» - 0,80 - 0,64, «удовлетворительно» - 0,63 - 0,37, «плохо» - 0, 36 - 0,21 и «очень плохо»

- 0,20 - 0,00.

Для получения единой, обобщенной оценки функционирования кластера необходимо задаться наиболее желательными значениями отдельных принятых к анализу показателей ( например, структура экспорта, рост качества экспортных поставок, создание новых рабочих мест и др.).

В зависимости от качества показателя можно устанавливать односторонние или двусторонние ограничения, определяя частные функции желательности ёд, по данным которых находим обобщенный показатель (1).

где - обобщенный параметр Харрингтона,

В1 =,

- корень степени количества анализируемых свойств частных откликов.

В обобщенную функцию желательности (1) могут входить разнообразные отклики, экономические показатели, социальные оценки, технологические характеристики и др.

Обобщенная функция желательности удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым к параметрам оптимизации. Шкала желательности Харрингтона - количественный, однозначный, единый, универсальный показатель качества объекта.

Эффективность реализации стратегии и плана мероприятий кластера предлагается оценивать, исходя из различных групп индикаторов, способствующих повышению инновационного потенциала ВЭД региона. Выделим из них наиболее важные.

Повышение качественных характеристик кластера: рационализация

структуры экспорта; рост качества экспортных поставок; снижение затрат и повышение качества услуг и товаров за счет эффекта синергии, упорядочения логистики и внедрения информационных технологий; создание новых рабочих мест и сохранение существующей рабочей силы; совместные проекты, направленные на сотрудничество бизнеса и учреждений образования в области подготовки специалистов для нужд кластера.

Повышение конкурентоспособности кластера: создание «совокупной инновационной продукции» кластера; уровень производительности труда; улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности; повышение уровня внедрения систем качества в кластере.

Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках: рост показателей экспортной деятельности; создание единого имиджа кластера и её участников; лучшее знание потребностей и тенденций национального и глобальных рынков; количество вновь созданных предприятий в кластере; объём привлеченных в кластер инвестиций; число совместных предприятий.

Укрепление сетей сотрудничества: увеличение числа контактов и повышение качества сотрудничества с другими кластерами; расширение числа новых партнеров, вовлеченных в кластер и членства в кластерных организациях; увеличение числа совместных мероприятий и межфункциональных взаимосвязей.

Рекомендуется регулярно с учетом жизненного цикла проводить оценку деятельности кластеров с помощью обобщенной функции желательности с целью уточнения и корректировки стратегии его развития.

Таким образом, способ оценки качества показателей кластера с помощью обобщенной функции желательно-

сти Харрингтона является удобным, многомерным, универсальным средством анализа. Его применение можно рекомендовать при оценке кластерных структур ВЭД в качестве индикатора первичной экспертизы инновационных проектов, инициатив предпринимателей экспортеров, координации.

Библиографический список

1.Porter, M. E. (1990) “The Competitive Advantage of Nations”, London: Macmillan.

2.Porter, M. E. (1998) “On Competition”, Harvard Business School Press.

3.Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс.2005.

4. Куценко Е.С. Кластеры в экономике:

практика выявления. Обобщение зарубежного опыта. // Обозреватель.

№10(237). 2009.

5.Адлер Ю. П., Маркова Е.В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий.-Изд. 2-е перераб. и доп.-М.: Наука, 1976.280с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.