УДК 332.135
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЬНЯНЫМ ПОДКОМПЛЕКСОМ
Ю.В. Агапов
Сибирский институт управления - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены перспективы роста и развития льняного подкомплекса в результате создания льняного кластера. Приведена краткая характеристика модели кластеризации и ее преимущества. Показаны основные направления по интеграции льняного подкомплекса в агропромышленный комплекс (АПК) России.
Ключевые слова: льноводство, кластер, управление, экономика.
CLUSTERING AS FORM OF MANAGEMENT OF LINEN SUBCOMPLEX
Yu.V. Agapov
Siberian Institute of Management - Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article describes the growth and development prospects of flax subcomplex as the result of flax cluster establishment. The paper contains brief characteristics of the clustering model and its advantages. The main directions for the integration of flax subcomplex to Russian agricultural sector are analyzed.
Key words: flax, cluster, management, economics.
Сегодня на мировом рынке сформировалась тенденция к увеличению использования льна при производстве как текстильных изделий, так и в фармацевтической, пищевой промышленности и машиностроении. На успешное продвижение льноволокна и его семян влияют его уникальные физико-химические свойства.
Учитывая благоприятный климат для возделывания льна в России, спрос на внутреннем рынке с учетом импорта удовлетворяется всего лишь на треть, а на европейском рынке на 70 %. [1] Эти данные являются статистическим показателем возможных перспектив развития российского льноводства, некогда лидирующего государства по импорту льняного волокна. Льняной подкомплекс находится в кризисной ситуации, сократились площади посевов льна, что в свою очередь привело к уменьшению производства льнопродукции, как льняного волокна, так и льняных семян [4].
В настоящее время нельзя говорить о льняном подкомплексе как о единой комплексной системе. Низкий уровень слаженных производственных и хозяйственных процессов функционирования, отсутствие единого вектора действий всех сфер на конечные результаты, ориентация на экспорт сырья, а не готовой продукции приводят к низкой эффективности деятельности всего подкомплекса.
© Агапов Ю.В., 2015
Отсутствие тесной взаимосвязи между агропромышленным сектором и другими отраслями промышленности, единой стратегии развития делает льняной подкомплекс слабосплоченной системой организаций. В связи с чем важной задачей становится координация их функционирования, поиск новых форм и методов сотрудничества.
Сущность повышения эффективности льноводства заключается в формировании комплекса условий для обеспечения воспроизводства, что позволяет не только удовлетворять запросы внутреннего и внешнего рынка, но и динамично развивать организационно-экономические взаимодействия. Состояние рынка заставляет искать варианты подхода к стратегии развития подкомплекса, стоит выделить, например, конкурентное сосуществование, основанное на интеграционных соглашениях и объединении усилий.
Чтобы повысить экономические показатели деятельности предприятий, качество готовой продукции, уровень заработной платы работников подкомплекса, предлагается организация подкомплекса в форме кластера. Используя зарубежный опыт и адаптируя его к условиям российской экономики, возможно достижение положительного результата.
В последние годы термин «кластеризация» широко употребляется в экономической сфере. В своем общем виде термин «кластер» - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [3].
Льняной кластер предлагается представить предприятиями по производству удобрений, переработке семян, льносеющими предприятиями, льнозаводами, текстильными фабриками, фабриками нетканых материалов и другими предприятиями, которые используют льняное сырье при производстве готового продукта и готовы войти в состав кластера, а также организациями, выполняющими аудиторские, бухгалтерские, логистические и маркетинговые функции.
С нашей точки зрения, структура кластера не должна быть сложной, поэтому его можно представить в форме единого предприятия, с множеством подразделений. Разумеется, у каждого из них будет собственный бюджет, собственная структура управления, но при всем при этом будут функционировать предприятия (подразделения кластера), действия которых должны быть направлены на минимизацию издержек всей его структуры, максимально эффективного управления, повышения качества готовой продукции, формирования бренда и продвижения продукта.
Суть льняного кластера заключается в сосуществовании предприятий, занятых отдельными видами деятельности с целью объединения их усилий и тем самым увеличения конкурентоспособности каждого из них. Кластерная организация обеспечивает высокий уровень согласованности его субъектов, совместные действия которых направлены на получение наиболее эффективного результата каждого.
Функциональной и перспективной моделью формирования кластера является пошаговая реализация ступеней, которая должна начаться, в первую очередь, с анализа рынка льнопродукции и его участников, чтобы коррелировать рынок регионально, по составу его участников.
Возможно объединение регионов в один кластер, например, Алтайский край и Новосибирскую область, занимающие четвертое и первое место по валовому сбору льноволокна в России по данным на 2012 г соответственно
[5].
Участникам кластера должны предоставляться дополнительные налоговые льготы (помимо системы налогообложения предприятий, применяющих единый сельскохозяйственный налог), возможно, данными льготами могли бы стать налоговые каникулы, которые являлись бы стимулом входа в кластер. Но при входе в кластер они должны были бы предоставить полную финансовую отчетность по деятельности своего предприятия, не иметь задолженности перед государственными фондами и учреждениями и задолженности по заработной плате. Так же на момент входа в кластер предприятие должна посетить независимая аудиторская фирма, которая подтвердила бы предоставленные ими данные. Конечно, финансовая отчетность будет являться значительным барьером для входа в кластер, ввиду сложности формирования и опасности разглашения их данных, поэтому при кластере обязательно должно находиться агентство, предоставляющее бухгалтерские услуги, которое могло бы способствовать формированию пакета документов, а также между данным агентством и так называемым административным составом кластера должно быть подписано соглашение о неразглашении третьим лицам информации о субъектах кластера.
Однозначным является то, что конкурентоспособность будущего кластера будет непосредственно зависеть от четкого разграничения параметров конкурентоспособности отдельных его субъектов [2].
Следующим этапом является формирование бизнес-идеи, именно то, что мы хотим иметь на конец реализации проекта и сформировать его видение в будущем, когда он будет существовать автономно, независимо от государства. Необходимо провести многофакторный анализ льнопродук-ции, выяснить, какие субъекты будут профилироваться на создании определенного продукта.
На следующем этапе всем участникам кластера необходимо создать управляющую группу (уполномоченный совет кластерной организации), т.е. ими будут являться те лица, которые будут ответственными за реализацию проекта. Членами управляющей группы могут стать все заинтересованные в его создании и развитии лица: руководители структурных единиц. Решение по их избранию должно быть единогласным. Их зарплата должна напрямую зависеть от эффективности деятельности кластера, и быть прозрачной для всех участников, что поможет избежать недобросовестной работы и корыстных целей.
На третьем этапе следует организовать фирму, в функции которой будет входить постоянный и непрерывный сбор информации о деятельности предприятий, входящих в кластер, оптимизация логистических затрат, проведение рекламных компаний и маркетинговых исследований, а также координирование каждого участника о деятельности остальных. Данная фирма будет являться «сервером» программы реализации кластерной модели развития льняного подкомплекса.
На каждом этапе производства должен осуществляться контроль качества, все результаты деятельности должны заноситься в единую базу, ко-
торая доступна только его участникам. Должен проводиться постоянный аудит кластера с целью мониторинга его положения. Данным видом деятельности должна заниматься независимая группа аналитиков, результаты должны предоставляться управляющему органу кластера на постоянной основе и озвучиваться на открытых слушаниях.
Кластерный подход может быть весьма эффективен при исследовании и проектировании льняного сектора экономики страны. Кластеры в льняном подкомплексе могут быть региональные, межрегиональные, охватывающие все стадии производства, а также специализирующиеся на отдельных его стадиях: выращивание льна, первичная и глубокая переработка льноволокна.
Льняной кластер относится к типу территориально-промышленных кластеров. Его основой является территориальная привязка, скоордини-рованность деятельности участников, взаимодополняемость видов производств и технологических процессов [5].
К преимуществам кластерной модели развития подкомплекса следует отнести:
1) повышение качества готовой продукции за счет контроля качества всех уровней производства;
2) создание собственного, конкурирующего на внутреннем и внешнем рынке продукта;
3) экономия на закупках сырья и материалов, ввиду увеличения масштабов потребления;
4) увеличение капитализации предоставляет возможность проведения обучения персонала, постоянного исследования рынка, оптимизации логистических затрат;
5) освоение новых рынков сбыта;
6) установление долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с финансовыми и кредитными учреждениями.
В результате организации кластерной модели подкомплекса ожидается достижение результатов по созданию собственной линии высококачественной льносодержащей продукции, которая будет пользоваться высоким спросом на рынке. Отстранение от модели, направленной на экспорт сырья (льноволокна, льняной семечки), и ориентация на производство готового продукта, имеющего высокий спрос на рынке. Сырьевая модель развития не может дать такого эффекта для развития предприятий, который может дать производство и реализация собственной продукции, произведенной под собственным брендом.
Литература
1. Андреев Л. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и ее оценка // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 4. С. 39-41.
2. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка //
Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 83-89.
3. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2006.
4. Самородский В.А., Федоренкова Н.М. Особенности управления конкурентоспособностью на рынке продукции льноводства // Вестник Орел ГАУ 2012. № 2.
С. 63-66.
5. Сутыгин П.Ф. Управление устойчивым развитием льняного комплекса России в конкурентной среде: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. 08.12.2011. Ижевск, 2011. 36 с.
6. Российский статистический ежегодник, 2013 г.: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics.
Bibliography
1. Andreev L. Konkurentosposobnost' sel'skohozjajstvennoj produkcii i ee ocenka // Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal. 2005. № 4. P 39-41.
2. Vasil'eva Z.A. Ierarhija ponjatij konkurentosposobnosti sub#ektov rynka // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. № 2. P 83-89.
3. Porter M. Konkurencija. M.: Izd. dom «Vil'jams», 2006.
4. Samorodskij V.A., Fedorenkova N.M. Osobennosti upravlenija konkurentosposob-nost'ju na rynke produkcii l'novodstva // Vestnik Orel GAU. 2012. № 2. P 63-66.
5. Sutygin P.F. Upravlenie ustojchivym razvitiem l'njanogo kompleksa Rossii v kon-kurentnoj srede: avtoref. dis.....d-ra jekon. nauk. 08.12.2011. Izhevsk, 2011. 36 p.
6. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik, 2013 g.: stat.sb. / Feder. sluzhba gos. statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics.