Научная статья на тему 'Кластеризация как элемент промышленной политики'

Кластеризация как элемент промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Игорь Николаевич, Муравьева Юлия Александровна

В статье рассмотрено содержание промышленной политики, соответствующие определения, приводимые различными авторами. В качестве приоритетной цели государственной промышленной политики определено повышение конкурентоспособности отечественного реального сектора экономики. Приведены данные прогнозов показателей развития базовых отраслей отечественной промышленности в условиях ВТО. В качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности рассмотрен кластерный подход. Представлен опыт кластеризации в ведущих странах и странах с переходной экономикой. Приведены примеры существующих кластерных образований в различных отраслях промышленности РФ. Определена роль государства в развитии промышленных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Игорь Николаевич, Муравьева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING AS AN ELEMENT OF INDUSTRIAL POLICY

In the article is considered the definition of industrial policy which were given by various authors. As a priority goal of the state industrial policy was defined the competitiveness of domestic real sector of economy. The forecast data of indicators the development basic native industries in the WTO were adduced. The cluster approach was identified as one of the directions of competitive recovery. There were considered the practice of clustering of leading countries and developing countries. The examples of the existing cluster formations in various industries of the Russian Federation were made. The role of the state in the development of industrial clusters was defined.

Текст научной работы на тему «Кластеризация как элемент промышленной политики»

УДК 334

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрено содержание промышленной политики, соответствующие определения, приводимые различными авторами. В качестве приоритетной цели государственной промышленной политики определено повышение конкурентоспособности отечественного реального сектора экономики. Приведены данные прогнозов показателей развития базовых отраслей отечественной промышленности в условиях ВТО. В качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности рассмотрен кластерный подход. Представлен опыт кластеризации в ведущих странах и странах с переходной экономикой. Приведены примеры существующих кластерных образований в различных отраслях промышленности РФ. Определена роль государства в развитии промышленных кластеров.

Ключевые слова: промышленная политика, региональное развитие, кластер, кластерный подход, конкурентоспособность, конкурентный потенциал.

CLUSTERING AS AN ELEMENT OF INDUSTRIAL POLICY

Annotation. In the article is considered the definition of industrial policy which were given by various authors. As a priority goal of the state industrial policy was defined the competitiveness of domestic real sector of economy. The forecast data of indicators the development basic native industries in the WTO were adduced. The cluster approach was identified as one of the directions of competitive recovery. There were considered the practice of clustering of leading countries and developing countries. The examples of the existing cluster formations in various industries of the Russian Federation were made. The role of the state in the development of industrial clusters was defined.

Keywords: industrial policy, regional development, cluster, cluster approach, competitiveness, competitive potential.

События последних лет - вступление России в ВТО, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза, формирование экономических зон на Дальнем Востоке и на западных границах Российской Федерации - усиливают актуальность проблемы формирования гибкой промышленной политики на общегосударственном уровне.

В отечественной экономической литературе нет однозначного определения понятия «промышленная политика». К числу наиболее часто встречающихся определений можно отнести следующие. Промышленная политика (англ. industrial policy) - политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности [8]. Промышленная политика представляет собой комплекс действий государства, направленных на изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и производств [9]. Под термином «промышленная политика» подразумевается также комплекс мер государства по развитию конкретных отраслей экономики, являющихся частью промышленности или тесно связанных с ней [9]. По мнению ряда авторов, таких как Д. Сладков, Ю. Громыко, С. Кургинян и др., промышленная политика потому и политика, что она имеет самое прямое и непосредственное отношение к проблеме удержания власти, в первую очередь - государственной власти. Политика - не план и не программа. Это прежде всего система стратегических ориентиров ценностного, мотивационного порядка. Политика всегда - чья-то. Ее всегда осуществляет кто-то [1; 2; 11]. В этой связи нельзя не вспомнить такие модели экономи-

И.Н. Иванов Ю.А. Муравьева

IgorIvanov Julia Muravyova

© Иванов И.Н., Муравьева Ю.А., 2014

ческого развития, как «тэтчеризм» и «рейганомика», названные именами государственных деятелей -премьер-министра Великобритании М. Тэтчер и президента США Р. Рейгана.

Современный этап развития российского государства и общества характеризуется усложнением связей в системе национальных экономических отношений, наличием большого количества групп влияния, интересы которых не только не совпадают, но часто и противоречат друг другу. Отдельные действия бизнес-сообщества или государственной власти с целью решения проблем в сфере конкурентоспособности могут не только не принести улучшения ситуации, но и нарушить сложившийся в экономической системе баланс. В этой связи наиболее точным представляется определение Торгово-промышленной палаты РФ: промышленная политика - это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

Приоритетной целью промышленной политики должно стать повышение конкурентоспособности отечественной промышленности в мировой экономике. В современных условиях это означает создание в первую очередь конкурентоспособной на мировом рынке обрабатывающей промышленности. В сложившихся неблагоприятных условиях эта отрасль не в состоянии самостоятельно конкурировать с промышленностью других государств по качеству производимой продукции (США, страны ЕС) либо по ее себестоимости и, как следствие, цене (Китай). Однако выполнение Россией ряда обязательств, связанных со вступлением в ВТО, сопряжено с серьезными рисками и возможностью потерь для различных секторов отечественной экономики. По прогнозам Минэкономразвития в результате присоединения РФ к ВТО убытки в 2014 г. могут составить 257 млрд руб. [4; 12]. Вместе с тем ожидается, что реальные бюджетные потери будут меньше, поскольку вырастут объемы торговли, а следовательно, и налогооблагаемой базы. Вступление в ВТО даст России такие преимущества, как установление четких правил внешней торговли и стабильности. По оценке Всемирного банка, вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3 % ВВП в год, через десять лет - порядка 11 % или около 162 млрд долл. Также станет возможным привлечение прямых иностранных инвестиций [3; 12].

По прогнозам аналитиков «ВТО-Информ» в 2020 г. общий объем производства снизится на 1015 %. Совокупный негативный эффект оценивается в размере 159,2-163, 1 млрд руб., в том числе по значимым отраслям обрабатывающей промышленности - 104,71-112,73 млрд руб.:

- машиностроение - 84,86-93,64 млрд руб.;

- тяжелое и энергетическое машиностроение - 40, 73-40,77млрд руб.;

- производство готовых металлических изделий - 20,36-29,13 млрд руб.;

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 13,6313,92 млрд руб.;

- прочее машиностроение - 9,6-10,08 млрд руб.;

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов -3,05-5,65 млрд руб.

Сокращение количества рабочих мест оценивается аналитиками «ВТО-Информ» по отдельным

регионам РФ следующим образом: Москва - 109-218 тыс. рабочих мест, Ставропольский край - 71142 тыс. рабочих мест, Южный Урал - 50-117 тыс. рабочих мест, Свердловская область - 81-162 тыс. рабочих мест [4; 12].

Окончательный итог социальных и экономических последствий от вступления России в ВТО пока не ясен. Ясно одно: отечественным предпринимателям придется быть готовым к серьезной конкуренции. Выживанию промышленных предприятий в конкурентной борьбе может способствовать использование кластерной модели организации бизнеса.

В экономическую литературу понятие «кластер» было введено Майклом Портером, согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений и др.) в определенных областях, конкурирующих, но ведущих совместную деятельность [7]. Портер утверждал, что именно в промышленных кластерах создаются наилучшие условия для повышения конкурентоспособности, так как кластеры обладают наиболее развитыми детерминантами конкурентоспособности. При этом государству необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой -медленнее.

Роль государства в формировании кластеров и степень его участия в уже сформировавшихся системах является одной из часто обсуждаемых проблем. Наибольшее одобрение в Европе получил подход К. Кетельса, последователя М. Портера и автора исследований по сравнению конкурентоспособности стран и регионов Европы. Согласно его концепции [10]:

государство не должно отбирать участников потенциальных кластеров, определять приоритеты развития;

государство может финансировать кластеры и инициировать их;

государство должно участвовать, быть готовым выполнять рекомендации, поддерживать доступ к данным.

Степень своего вмешательства в развитие кластеров на национальном уровне государство определяет для себя само. Осознание значимости кластерного подхода в России пришло сравнительно недавно. Первые предпосылки образования кластеров появилась в 2000-х гг. Толчком для этого послужил положительный опыт кластеризации как ведущих стран мира, так и стран с переходной экономикой.

По оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % рабочей силы. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 % [1].

В 1997 г. в Декларации об укреплении сотрудничества в Европе формирование новых производственных систем на основе кластеров было определено как одно из актуальных направлений развития европейского сотрудничества. В настоящее время для ЕС кластеры являются важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности не только на уровне предприятий и отраслей, регионов, но и страны. Так, например, в Финляндии кластеризация берет свое начало с 1990 г. Лесной, металлургический и машиностроительный кластеры являются здесь наиболее развитыми. Деревообрабатывающие предприятия в качестве участников лесного кластера в последнее время занимают лидирующие позиции по производительности труда не только внутри страны, но ив мире. Финские металлургические кластеры выигрывают за счет того, что на выходе получается продукт с высокой добавленной стоимостью, например, это могут быть высокотехнологичные заготовки для машиностроения из различных видов сталей. Важно отметить и тот факт, что финские кластеры вне зависимости от отраслевой принадлежности тесно взаимосвязаны друг с другом, т.е. машиностроительный кластер производит оборудование для нескольких отраслей промышленности: строительной, лесной, металлургической, энергетической, транспортной.

В Германии одним из лучших мировых кластеров считается «Саксонская кремниевая долина» - кластер высоких технологий, который еще называют «Силиконовая долина XXI века». Данный кластер представляет собой конгломерат предприятий по производству микроэлектроники, фотогаль-

ваники и полупроводников. Здесь сосредоточено около 300 фирм, общая численность персонала которых превышает 30 тыс. чел. [5]. В Германии широкое распространение получили и автомобильные кластеры. Так, например, одним из популярных считается автомобильный кластер, созданный в 2004 г. Участниками кластера являются компании по производству автомобилей, комплектующих изделий, сервисные центры, поставщики комплектующих и оборудования, немецкий Индустриальный банк, институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига.

В США кластеры сформировались в последние три десятилетия. Следует отметить, что из-за отсутствия единой модели, позволяющей максимально точно определить все необходимые характеристики кластера, количество идентифицированных кластеров по мнению различных исследователей, сильно различается. По данным Института региональных исследований США (Regional Research Institute) в настоящее время выявлено 20 кластерных образований на территории страны. Ярким примером кластера является «Силиконовая долина», на территории которой находится 87 тыс. компаний, 40 исследовательских центров и десяток университетов, крупнейший из которых Стэнфорд. Между университетом и частным сектором налажен постоянный обмен информацией. Обслуживают кластер 180 венчурных фирм, 47 - инвестиционных и 700 коммерческих банков [5]. Важно отметить, что на долю только «Силиконовой долины» приходится треть всех венчурных капиталовложений США. «Силиконовая долина» - кластер высоких технологий, участники которого связаны с разработкой и производством продукции сферы информационных технологий. Другими примерами кластеров являются центры, специализирующиеся на развитии таких отраслей, как аэрокосмическая техника, информационные технологии (штат Вашингтон), медицинское оборудование (штат Флорида); технологии «чистой» энергетики (штаты Огайо и Пенсильвания), биотехнологии и современная химия (штат Канзас).

В Канаде насчитывается приблизительно 50 технологических кластеров различной величины и зрелости [5]. Некоторые из них специализируются в таких областях, как:

топливные элементы и водородные технологии. Ядром кластера является институт инноваций в сфере топливных элементов, в который входит более 30 различных организаций, работающих только над созданием новых источников энергии, а с учетом других участников кластера (образовательных, финансовых, государственных) их общее количество составит более 40 предприятий и организаций;

технологии переработки алюминия. Район города Сагине под названием «Алюминевая долина», где добывается 90 % всего канадского алюминия.

Главная роль в создании и функционировании кластеров высоких технологий в Канаде принадлежит Научному исследовательскому совету, ведающему организацией и финансированием фундаментальных исследований в 18 государственных научных учреждениях и лабораториях по всей территории страны, а также имеющему специальную программу по содействию промышленным исследованиям и мощный информационный ресурс в лице Канадского института научно-технической информации [5]. Стоит отметить, что канадские кластеры, сформированные при содействии научного исследовательского совета, расположены не только в одном регионе, а могут выходит и за пределы региона, то есть кластер уже не является региональным, он приобретает статус межрегионального.

Интересен опыт кластеризации в странах Азии. Так, в Индии, началом развития кластеров послужила программа правительства 2000 г. В ней кластеры рассматривались как одно из перспективных направлений развития экономики страны. В рамках кластерной политики, проводимой индийским правительством, действуют 24 программы, насчитывающие более 1200 кластеров [5]. Главные цели этих программ - рост занятости населения, повышение конкурентоспособности предприятий и, как следствие этого, улучшение общей социально-экономической обстановки в стране. На сегодняш-

ний день наиболее перспективными являются кластер информационно-коммуникационных технологий в Нью-Дели, фармацевтические кластеры в Ахмедабаде и Хайдерабаде, кластеры развития литейной промышленности в Самалкха, Фаридабаде и др. [5].

Опыт Китая свидетельствует о высокой заинтересованности как государства, так и предпринимателей в формировании и развитии кластеров. На протяжении последних десятилетий в Китае сформировались промышленные кластеры штамповочного производства, новых металлов, полупроводников и осветительных приборов, запорной арматуры отопительных систем. Указанный перечень кластеров сейчас находится в процессе преобразования в инновационные кластеры. Это связано с тем, что кластерная политика КНР нацелена на то, чтобы из традиционных кластеров получить инновационные кластеры. Последние характеризуются как поиском и применением новых технологий, так и созданием абсолютно новых продуктов.

В России подход к региональному развитию, основанному на кластерах, начал свое формирование в 2005 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г., предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России. Под территориальными кластерами понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

В указанной концепции предлагается:

- формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

- формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий [6].

В соответствии с методическими рекомендации Минэкономразвития России по реализации кластерной политики в РФ к числу характерных признаков территориальных кластеров относятся следующие [5]:

- наличие конкурентных позиций на международных и общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера;

- географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера;

- широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;

- наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера [5].

Следует обратить внимание на два последних признака. Широкий набор участников может как обеспечивать эффективность их взаимодействия, так и являться тормозящим фактором. Все элементы кластера должны быть связаны таким образом, чтобы эффект, полученный от этих связей, носил системный характер. В этой связи необходимо отметить существующую проблему взаимодействия финансово-кредитных организаций с промышленными предприятиями. На сегодняшний день можно назвать единичные примеры использования финансовых ресурсов промышленными предприятиями на льготных условиях (ниже ставки рефинансирования) в нашей стране. В кластерных обра-

зованиях эта проблема также остается открытой. Это объясняется тем, что широкого распространения кластер в промышленном секторе России еще не получил. А те кластеры, которые образовались на данный момент, являются очень хрупкими и не могут сравниваться с реальными кластерами, состоящими из хорошо отлаженной системы множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. В таблице приведены примеры имеющихся кластеров в РФ [2; 5].

Таблица

Примеры кластеров РФ

№ Субъект РФ Наименование кластера Основная специализация

1 г. Обнинск Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Медицина и фармацевтика, радиационные технологии

2 г. Железногорск Кластер инновационных технологий Ядерный сектор: все технологии замыкания ядерного топливного цикла; радиационные неэнергетические технологии; космический сектор: полный цикл производства космических аппаратов (КА) и управление КА на орбите; кремниевый сектор: производство поликристаллического кремния и развитие производственных цепочек на его основе

3 г. Москва Инновационный территориальный кластер «Зеленоград» Микро- и наноэлектроника (электронная компонентная база); электронные приборы и аппаратура; комплексные технические 1Т-системы на базе электронных приборов и аппаратуры

4 Московская область Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино Медицина и фармацевтика, биотехнологии

5 Свердловская область Титановая долина Высокотехнологичные переделы титановой продукции

6 Вологодская область Кластер строительных металлоконструкций Предприятие по производству замкнутых сварных гнутых профилей крупных типоразмеров

7 Республика Татарстан Камский инновационный территориально-производственный кластер Нефтегазопереработка и нефтегазохимия, автомобилестроение

8 Самарская область Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Производство летательных и космических аппаратов

Применительно к промышленным кластерам набор участников наряду с производственными, научными и образовательными организациями, на наш взгляд, должен включать финансово-

кредитные учреждения, страховые компании, организации, обеспечивающие социальную инфраструктуру. Для достижения позитивного эффекта кластерного взаимодействия кредитование деятельности участников кластера целесообразно осуществлять на льготных условиях, используя прежде всего минимальные ставки. Такая практика существует в ряде стран мира. Крупнейшие эмитенты мировых резервных валют проводят агрессивную денежную политику, вливают в экономику огромные средства под нулевые процентные ставки и тем самым создают односторонние конкурентные преимущества своим агентам: они получают кредиты даром на любые сроки.

В условиях российской экономики льготное кредитование промышленных кластеров и привлечение постоянных инвесторов возможно при условии приобретения кредиторами и инвесторами статуса резидентов кластера. Такой статус сможет обеспечить участие кредиторов и инвесторов в распределении прибыли от деятельности кластера.

Таким образом, приоритетной целью промышленной политики должно стать повышение конкурентоспособности отечественной промышленности в мировой экономике. Выживанию промышленных предприятий в конкурентной борьбе может способствовать использование кластерной модели организации бизнеса. Государству должна быть отведена ключевая роль по созданию условий, поддерживающих кластерные образования. Кластеризация должна стать важнейшей составляющей промышленной политики государства.

Библиографический список

1. Власкин Г.А, Ленчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1928 (дата обращения 6.05.2014).

2. Кашина Н.В, Сорокин А.П. Кластерный подход в горно-металлургическом комплексе Амурской области // Вестник ТГЭУ. - 2012. - № 3.

3. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/ (дата обращения 6.05.2014).

4. Официальный сайт ВТО-Информ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wto-inform.ru/ (дата обращения 6.05.2014).

5. Официальный сайт Минэкономразвития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 6.05.2014).

6. Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения 6.05.2014).

7. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2010 - С. 235-238.

8. Промышленная политика и особенности российской экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.modern-rf.ru/otsenka-situatsii/otsenka-situatsii_46.html (дата обращения 6.05.2014).

9. Промышленная политика как средство повышения конкурентоспособности отечественной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/promyshlennaja-politika-kak-sredstvo-povyshenija-konkurentosposobnosti-otechestvennoj-ekonomiki.html (дата обращения 6.05.2014).

10. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biz-books.biz/ekonomika_teoriya/rol-gosudarstva-formirovanii-evropeyskih.html (дата обращения 6.05.2014).

11. Сладков Д. О промышленной политике. К постановке и продвижению общенациональных задач развития. Проектная аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rus-obr.ru/idea/614 (дата обращения 6.05.2014).

12. Уставщикова А. Россия вступила в ВТО: каковы последствия для регионов? // Регионы России. - 2012. -№ 7(75). - С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.