Научная статья на тему 'Кластеризация экономики региона в преддверии вхождения в ВТО'

Кластеризация экономики региона в преддверии вхождения в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КЛАСТЕР / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL ECONOMY / INSTITUTIONAL THEORY / CLUSTERIZATION / ENTERPRISE / CLUSTER / STIMULATION / PRIVATE CAPITAL / EDUCATIONAL CLUSTER / INDUSTRY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурганов Р. А.

В статье рассматриваются институциональные теории региональной экономики. По мнению автора, кластеризация экономики относится к институциональным теориям. В работе дается определение кластеризации экономики, выделяется роль кластеров в сотрудничестве крупных и малых предприятий; определяются условия создания кластера как экспортного локомотива, анализируются критерии государственного стимулирования кластеров, ставится проблема подключения частного капитала к решению кластеризации экономики; дается характеристика образовательных кластеров и предполагается возможность изменений организационной структуры управления промышленностью Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY CLASTERIZATION ON THE THRESHOLD OF JOINING WTO

The article views institutional theories of regional economy. By the author, economy clasterization should be referred to institutional theories. The work gives definition of economy clasterization, determines the role of clasters in the large and small enterprises' cooperation$ determines the conditions of claster formation s export locomotive, analyzes the criteria for the clasters' state stimulation, puts forward the issue of private capital involvement into the economy clasterization provision, suggests the possibility of changing the organizational structure of the Republic industry management.

Текст научной работы на тему «Кластеризация экономики региона в преддверии вхождения в ВТО»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 339.54

P.A. КУРГАНОВ,

доктор экономических наук, профессор

Казанский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В ПРЕДДВЕРИИ ВХОЖДЕНИЯ В ВТО

В статье рассматриваются институциональные теории региональной экономики. По мнению автора, кластеризация экономики относится к институциональным теориям. В работе дается определение кластеризации экономики, выделяется роль кластеров в сотрудничестве крупных и малых предприятий; определяются условия создания кластера как экспортного локомотива, анализируются критерии государственного стимулирования кластеров, ставится проблема подключения частного капитала к решению кластеризации экономики; дается характеристика образовательных кластеров и предполагается возможность изменений организационной структуры управления промышленностью Республики Татарстан1.

Объективная реальность посттрансформационного периода развития российской экономики ("демографическая яма", сокращение занятости в промышленности, снижение количества высококвалифицированной рабочей силы, износ капитальных благ, процессы тертиализации экономики и т.д.) требует новых форм развития социально-экономической системы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Предстоящее вхождение страны в ВТО усиливает необходимость глубоких исследований в области конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и создания новой парадигмы развития экономики региона.

Многочисленные теории региональной экономики в основном можно разделить на две группы. Первая группа основывается на цент-

рализованном планировании размещения производственных мощностей и развития отраслей экономики. В частности, сюда относится теория полюсов роста французского экономиста Ф. Перру, в основе которой находится концентрация усилий в сфере развития ведущих отраслей экономики, создающих новые товары и услуги. В современной практике идеи полюса роста реализуются в создании свободных экономических зон, технопарков, технополисов. Представители советской экономической школы разработали известную теорию о формировании и функционировании территориально-производственных комплексов.

Определяющим элементом второй группы теорий является использование оптимума Па-рето и экономического равновесия в внутри-

1 После поступления статьи в редакцию журнала был опубликован Указ Президента Республики Татарстан "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан", в соответствии с которым образовались Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли РТ.

и межрегиональном сотрудничестве субъектов рынка. Каждый регион должен находить оптимальное решение исходя из интересов своего населения. Важнейшим направлением исследования регионального хозяйства в новых условиях является рассмотрение региона как субъекта предпринимательской деятельности. Но цель предпринимательства Республики Татарстан состоит не в стремлении к максимизации прибыли, а в максимизации общественной выгоды населения региона. Эффективные действия руководителей республики в условиях рынка можно объяснить их предприимчивостью. Предприимчивость на республиканском уровне определяют следующие составляющие:

- уникальные личностные качества руководителей республики. Если у них отсутствуют черты предприимчивости, то возможны негативные и деструктивные явления в обществе. Например, особое значение имеет предприимчивость глав администраций районов и городов в области обеспечения нормальной работы жилищно-коммунальной сферы и городского транспорта;

- состояние рыночной инфраструктуры. Каждый элемент рыночной инфраструктуры обладает своей предприимчивостью. Немаловажное значение имеет воздействие руководителей региона на формирование и функционирование рыночной среды и наличие партнерства между представителями власти и бизнеса;

- предпринимательская культура населения. В региональной предприимчивости особое значение имеют традиции и ценностные ориентации коренной части населения. В XX веке "азиатские тигры" - Япония, Китай и другие - продемонстрировали развитие рыночных отношений, не отказываясь от своих этико-культурных ценностей, а, напротив, приспосабливая рыночную экономику к последним. КНР развивает рыночную экономику на основе симбиоза этики конфуцианства, идеологии марксизма-ленинизма и базиса смешанной экономики. В России также возможно оптимальное сочетание рыночных преобразований с семейно-культур-ными и национальными ценностями без навязывания при этом чуждых нам этики и культуры.

В проявлении предприимчивости республики как субъекта экономических отношений важная роль отводится крупным предприятиям. В отдельных городах Республики Татарстан эти предприятия являются градообразующими и градообслуживающими, на них занята большая часть работающего населения города, и они имеют на своем балансе большую часть объектов социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры города.

Но вышеназванная классификация не учитывает единство целей развития институционально составляющих социально-экономической системы. Поэтому дополнительно необходимо выделить третью, институциональную группу теорий региональной экономики. Постиндустриальное развитие общества, ускоренная тертиализация экономики предопределяют создание новых форм взаимодействия предпринимательских и государственно-общественных структур, среди которых выделяется кластерная форма организации производства и общественных отношений. Необходимо отметить, что еще в 1995 году международная компания Monitor Company Inc. осуществила анализ состояния и возможных путей развития экономики Республики Татарстан, проводила опросы предпринимателей и государственных служащих. В материалах компании было представлено и кластерное развитие региональной экономики [1].

Кластеризация экономики определяется как создание индустриального комплекса, сформулированного на базе концентрации экономической силы и интересов промышленности, кредитно-финансовой сферы, государственных и общественных структур социально-экономической системы. Участниками кластера являются производители промышленной продукции, научно-исследовательские организации, финансово-кредитные учреждения, администрации регионов, профессиональные и общественные организации, учебные заведения. В Татарстане официально заявлено о создании кластеров в составе 14 вертикально-интегрированных образовательных "цепочек" - "школа-профтехучилище-вуз-предприятие", в рамках которых устанавливаются партнерские отношения между

системой профессионального образования и бизнес-сообществом, создается реально действующая многоуровневая система подготовки специалистов.

В российской экономике прототипами кластеров вполне могут рассматриваться территориально-производственные комплексы (ТПК), которые уже создавались в середине 60-х годов прошлого века. Единственное и основное их отличие состоит в том, что ТПК были созданы в условиях централизованного планирования, а кластеры в реальности должны действовать на основе применения в хозяйственной деятельности предприятий принципов экономической свободы.

Кластерный подход не предполагает противопоставления крупных предприятий средним и мелким, а подразумевает формирование крупных производств на основе привлечения малого и среднего бизнеса к реализации единых с крупным бизнесом программ развития. Отсюда возникает возможность повышения эффективности мелких и средних предприятий на основе интенсификации их деятельности в рамках крупных промышленных кластеров. Кластеры фирм имеют особое значение для реструктуризации производства убыточных предприятий и ведения политики финансового оздоровления, так как они позволяют безболезненно вовлекать мелкие и средние предприятия в сферу влияния крупных предприятий и объединений. Вокруг крупных предприятий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков и даже сотен мелких предприятий. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных предприятий. В 2006 году в Татарстане действовали 118 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 24 тысяч малых предприятий. В этой сфере занят 21% работающего населения. В валовом региональном продукте доля малого бизнеса составляет почти 19%, однако эти цифры, скорее всего, не отражают действительной картины, так как большая часть деятельности мелкого бизнеса по-прежнему находится в неофициальной экономике и

поэтому не попадает в отчетность. В США 65% валового продукта приходится на малый и средний бизнес. Острая необходимость выработки новой стратегии и определения на ее основе главных направлений деятельности предприятий требует углубленных исследований, ориентированных на использование преимуществ кластерной экономики.

В этом отношении крайне интересен опыт Японии, добившейся коренной модернизации своей промышленной структуры, не прибегая к огосударствлению промышленных отраслей и созданию государственных промышленных компаний. Ключевая особенность государственной стратегии промышленного развития Японии заключается в целенаправленном выборе подлежащих освоению и широкому внедрению конкретных технологий, считающихся наиболее важными с точки зрения решения долгосрочных социально-экономических и экологических проблем страны, с применением разнообразных средств государственной поддержки, но при доминирующей роли частного предпринимательства.

Положительным итогом образования кластера является полная и ритмичная загрузка производственных мощностей в пределах каждого предприятия и как следствие увеличение объема производства в республике; гибкость промышленного производства с большими возможностями диверсификации; прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта. Все это привлекает инвестора. Симбиозное развитие малого и крупного бизнеса на основе создания кластеров фирм становится одним из направлений устойчивого развития экономики Республики Татарстан.

Как показывает мировой опыт, в процессе глобализации экономики, особенно новых индустриальных стран, прорыв на мировых рынках обеспечивает, как правило, не один проект либо отрасль, а межотраслевой комплекс, или кластер, замкнутый системой воспроизводственных связей и сцементированный технологическими инновациями.

Речь в первую очередь идет о рынках промышленных изделий. Конкурентное ядро такого кластера занимает определенную технологи-

ческую нишу, интегрировано со своими поставщиками и подпитывается за счет перелива человеческого капитала и трансферта "ноу-хау" из потенциально конкурентоспособных производств, выпускающих родственную по номенклатуре либо технологиям продукцию. В рамках единого кластера конкурентные преимущества в одних отраслях могут порождать преимущества в родственных либо смежных производствах, формирующих единое технологическое поле.

Конкретное восхождение такого кластера, являющегося экспортным локомотивом для всей экономики, определяется сложным взаимодействием различных условий, которые можно объединить в четыре группы:

- качество и структура факторов производства, поддерживающих данный кластер (природные ресурсы, ресурсы рабочей силы, капитал, интеллектуальный, научный и технологический потенциал, инфраструктура);

- структура и объем спроса, на который опирается кластер внутри страны. Огромное значение имеет степень интернационализации внутреннего спроса, его способность "предугадывать" динамику мирового рынка, обеспечивающая потенциальные экспортные ниши для сопряженных производств, а также уровень технических стандартов и требовательность потребителей на внутреннем рынке;

- наличие конкурентоспособных смежных и родственных производств в рамках кластера;

- господствующий в отраслях кластера тип организации и структуры предприятия или фирмы, определяющий также их рыночные стратегии.

В идеале кластеры и должны стать основными объектами государственного стимулирования и поддержки. Критериями их выявления могут, очевидно, служить следующие:

а) благоприятное сочетание факторов производства, в особенности высшего порядка - наличие в хозяйственном секторе "ноу-хау", богатый научно-технический потенциал, ресурсы квалифицированной рабочей силы, возможность подключения к информационным сетям и т.д.;

б) существование экспортных ниш на мировом рынке при данной его структуре внутрен-

него производства и спроса, облегчающие разворот сектора к ориентации на внешние рынки сбыта;

в) возможность подключения сектора к глобальной, в первую очередь, производственной сети транснациональных корпораций, что обеспечивает приток иностранных инвестиций в структурную перестройку производства;

г) наличие конкурентоспособных смежных и родственных производств, делающее возможным перелив квалифицированных кадров и технологий из сектора в сектор;

д) стабильность воспроизводственных связей внутри кластера, что в немалой степени зависит от возможности замещения импорта промежуточной продукции и сырья из менее развитых стран.

В структуре татарстанской промышленности и сферы услуг имеется ряд отраслей, имеющих сравнительные преимущества в конкуренции на мировом рынке и способных выполнить роль конкурентоспособного кластера. Освоение экспортного потенциала наукоемких отраслей не только позволит резко улучшить положение региональной экономики, оно необходимо и для обеспечения их сохранения и развития в условиях расширения внутреннего спроса. Помимо традиционного финансового, кредитного и налогового симулирования, выявленные кластеры должны также диктовать основные приоритеты государственных научных и технических программ. Кроме того, государство, не снимая с себя функции регулирования иностранных инвестиций, должно создать систему льгот для их притока, в первую очередь в кластеры.

Конкурентные преимущества представляют не столько статический, сколько динамический феномен. Жизненный цикл кластеров определяется в огромной мере сменой режимов научно-технического прогресса. Прогнозный аспект диагностики конкурентоспособности кластеров является поэтому исключительно важным. Оценка конкурентных преимуществ в динамике фактически эквивалентна поиску механизмов подключения республиканской экономики к научно-техническому прогрессу на его новом витке. Это требует разработки детализированного

глобального прогноза научно-технического развития современной цивилизации с последующим его согласованием с информацией о конкурентном потенциале республики. Ядром современного технологического уклада являются электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, добыча и переработка газа, биотехнологии и информационные услуги.

Исключительно важно, чтобы органы регионального управления, стимулируя формирование новых кластеров, генерировали спрос на "опережение" относительно среднемирового ритма научно-технического прогресса. Только на этом пути возможно создание суперструктуры конкурентных преимуществ, которая обладала бы запасом прочности и обеспечивала надежные долговременные экспортные ниши.

В идеале государство создает лишь институциональный каркас, стимулирующий конкурентное восхождение предприятий и влияющий на их организацию и стратегию поведения. Кластерный анализ конкурентных преимуществ должен иметь еще одно измерение: предприятия и фирмы. В условиях вхождения страны в ВТО правительство должно сконцентрировать усилия на поддержке наиболее жизнеспособных и эффективных производственных структур, находящихся в технологическом пространстве кластера, либо же способных его интегрировать. К последним в принципе относится ряд частных институциональных инвесторов, стремящихся вкладывать деньги в реальное производство. Речь идет, в первую очередь, о некоторых инвестиционных компаниях и финансовых группах. Хотя в целом по экономике капиталовложения этих коммерческих структур не в состоянии самортизировать спад государственных инвестиций на некоторых направлениях, и тонизирующий эффект частных и квазичастных накоплений может быть весьма серьезным.

Многофакторный количественный и качественный анализ показывает, что к группам, привлечение которых должно позволить в перспективе активизировать продвижение российского экспорта на мировые рынки, относятся

сгруктуры, группирующиеся, например, в Татарстане вокруг нефтехимического и машиностроительного кластеров. В частности, КамАЗ тянет за собой всю машиностроительную отрасль республики. Ведь у него 180 поставщиков, изготавливающих комплектующих на 8,8 млрд рублей в год.

Государство должно самым активным образом стимулировать предложение дефицитных факторов производства, необходимых для экспортного рынка. Это предполагает серьезные инвестиции в науку и новые технологии, профессиональную подготовку и образование, развитие инфраструктуры и информационных сетей, подкрепленные налоговыми кредитами и всем комплексом мер по стимулированию инвестиционного спроса. Огромное значение имеет и прямая государственная поддержка формирующихся конкурентоспособных кластеров через инвестиции в инфраструктуру, привлечение иностранного капитала, стимулирование наиболее эффективных фирм и предприятий.

В кластеризации экономики особое место занимают отношения, связанные с собственностью. В последние годы доля предприятий с частной собственностью неуклонно растет. Подключение частной инициативы позволит анализировать работу многих производств за счет появления менеджеров, доказавших свою состоятельность в рыночных условиях хозяйствования. Вклад частных компаний ЕС в НИОКР составляет 54,3%, в Японии - 74,5%, в США -63,1%. Для подключения частного сектора к реализации государственной программы по кластеризации экономики необходимо разработать совместно с коммерческими структурами схемы быстрого извлечения прибыли с последующей ее конвертацией в реальные производственные активы и тем самым стимулировать частные инвестиции в экспортные производства.

Финансово-экономическая выгодность вхождения субъектов рынка в кластерные образования предопределяет рыночное поведение хозяйствующего субъекта. Промышленный кластер может эффективно функционировать только тогда, когда создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конку-

рентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер. Кластеризация экономики и оптимизация экономических связей хозяйствующих субъектов будет отражаться в деятельности нерентабельных и убыточных предприятий, число которых объективно будет возрастать.

Наиболее сложной задачей, требующей творческого процесса и понимания связей между различными отраслями и организациями, является определение границ кластера. В условиях усиления межрегиональных и межотраслевых связей кластер как полный технологический цикл производства не может существовать только на уровне региона. Нужна межрегиональная кластеризация. В США проблемы кластеризации решаются в рамках Национальной Ассоциации Губернаторов (МОЛ). Татарстан может стать "кластерообразующей" территорией.

Ряд ученых и практиков связывают создание промышленных кластеров с необходимостью решения огромного дисбаланса между потребностью в квалифицированных специалистах и их наличием на производстве. Но это не так. Опережающее развитие отраслей институциональной инфраструктуры - торговли, транспорта, всевозможных потребительских и социальных услуг - характерная черта современного этапа развития многих стран. В постиндустриальной экономике сектор услуг является показателем цивилизованности экономики. В этом плане российская экономика существенно отстает от развитых стран, например, доля услуг в ВВП США составляет 76,7%. Если в 2000 году в Республике Татарстан сектор товаров составлял 66,5% от ВРП, а сектор услуг - 25%, то в 2005 году, по оценкам, на долю сектора, производящего товары, приходилось 61,9%, на сектор услуг - 33,4%.

Кроме того, на промышленных предприятиях недостаточно эффективно используются новейшие формы технологий и организаций производства. В частности, крупные промышленные предприятия развитых стран в основном перешли на использование робототехники. На изготовление одной машины в Европе требуется 36 часов, в США - 25,1, в Японии -16,8 часа.

Автоматизация, гибкость, переналаживае-мость, комплексность, научность производства пока не преобладают в нашей экономике. Стоимость добычи одного барреля нефти в 2003 году в Ираке, Иране, Саудовской Аравии - $ 0,5-1, Кувейте - $ 1-2 , в Каспийском шельфе - $ 3-4, в России - $ 5-10 [2]. Необходимо единство новой техники, которую следует перевооружить новыми, гибкими индустриальными технологиями.

Образовательный кластер рассматривается отдельно от промышленного цикла - как автономный узел социально-экономических и институциональных отношений. В частности, можно выделить университетский кластер, кластер отраслевых высших учебных заведений и кластер общественного сектора экономики. В настоящее время именно отраслевые образовательные кластеры должны стать ведущим элементом промышленного кластера, а не наоборот. Хорошим примером для подражания могут служить мировые образовательные кластеры -Стэнфорд и Беркли в Калифорнии, Кембридж и Оксфорд в Англии. Сосуществование под одной крышей технических и бизнес-факультетов, а также огромного количества инновационных и инвестиционных компаний дает вполне ощутимый экономический результат. Каждый сотрудник подает в среднем в Европе и США по 0,4, а в Японии - 63 рационализаторских предложения. Государство должно поддерживать интеграционный процесс в системе "образование - наука - производство".

Учитывая значение нехватки кадров для общества, необходимо глубоко исследовать сущность кадрового банкротства и создать соответствующие организационно-правовые формы участия государства в решении проблем кадрового оздоровления коммерческих предприятий, особенно градообразующих. Создание образовательных кластеров не должно служить усилению коррумпированности общества или стать инструментом распределения государственных ресурсов и доходов в пользу частной собственности.

Таким образом, кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание промышленной политики Республики Татарстан. Но в политике кластеризации

промышленности и образования имеется множество противоречий [3]. Правительство должно сконцентрировать свои усилия не на поддержке отдельных предприятий и отраслей, а на развитии взаимосвязи между участниками рынка, между частным и общественным секторами экономики.

Очевидно, что такой подход в корне меняет принципы республиканской промышленной политики и требует реорганизации аппарата государственного управления, изменений в предприимчивости региональных и местных органов власти.

Список литературы

1. Агеев Ш.Р. Развитие производительных сил и предпринимательства в условиях формирования рыночных отношений. - М.: АО "Журнал "ЭКОС-информ", 1996. -С. 236-242.

2. Осадчий А. "Черное золото" с Каспийского шельфа // Наука и жизнь. - 2004. - № 10. - С. 86.

3. Бурганов Р.А. Антиномии в кластеризации промышленности и образования // Современная торговля: теория, методология, практика: межвуз. науч.-практ. конф.: мат-лы конф. - Казань: Отечество, 2007. - С. 196-198.

В редакцию материал поступил 17.07.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.