Научная статья на тему 'Кластер негосударственных вузов в системе непрерывного профессионального образования: региональный мониторинг'

Кластер негосударственных вузов в системе непрерывного профессионального образования: региональный мониторинг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негосударственное высшее образование / непрерывное профессиональное образование / кластерный подход / nonstate higher education / continuing vocational education / cluster method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прок Татьяна Вольдемаровна

В статье рассмотрены особенности территориальной структуры кластера негосударственного высшего образования в системе непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines features of territorial structure of nonstate higher education clus-ter in the continuing vocational education system.

Текст научной работы на тему «Кластер негосударственных вузов в системе непрерывного профессионального образования: региональный мониторинг»

КЛАСТЕР НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ

Т. В. Прок

В статье рассмотрены особенности территориальной структуры кластера негосударственного высшего образования в системе непрерывного профессионального образования.

The paper examines features of territorial structure of nonstate higher education cluster in the continuing vocational education system.

Ключевые слова: негосударственное высшее образование, непрерывное профессиональное образование, кластерный подход.

Key words: nonstate higher education, continuing vocational education, cluster method.

Одним из малоизученных направлений в системе непрерывного профессионального образования является изучение структуры негосударственного сектора высшего образования. Для изучения его организации в системе непрерывного профессионального образования может быть использован кластерный подход, который позволяет комплексно рассмотреть изменения, происходящие в его структуре.

В динамике роста и развития кластера негосударственного высшего образования в системе непрерывного профессионального образования можно выделить три основных этапа.

1- й этап (1990-1994/1995) - появление первых высших учебных заведений негосударственной формы собственности в России. Их создание совпало с процессом формирования системы непрерывного образования и изначально было ориентировано на деятельность в рамках реализации концепции непрерывного образования. В 1991 г. в России действовало 45 высших учебных заведений негосударственной формы собственности. После выхода Закона Российской Федерации «Об образовании» (июль 1992 г.), предусматривающего создание и равноправное функционирование образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и придавшего термину «негосударственное образовательное учреждение» правовой статус, темпы роста создания вузов негосударственной формы увеличились. За период с 1992 по 1995 г. их количество возросло в 4,3 раза и достигло в 1995 г. числа 193, положив начало формированию кластера негосударственного высшего образования в системе непрерывного профессионального образования.

2- й этап (1995/1996 - 2008/2009) - стремительный рост числа негосударственных вузов, формирование негосударственного высшего образования как подсистемы альтернативной государственной системе. В структуре непрерывного профессионального образования, за сравнительно короткий период времени негосударственные вузы стали реальными конкурентами государственным вузам по группе гуманитарных специальностей и заняли собственную образовательную нишу и в других областях профессиональной

285

подготовки. Динамика роста негосударственного кластера до начала кризисного этапа оставалась положительной. За период с 1993/1994 гг. и до начала кризисного этапа в 2008/2009 г. число негосударственных вузов увеличилось с 78 до 474 или в 6 раз, а их доля в общем числе вузов России за этот период составила 41,8 %. Численность обучающихся в них студентов увеличилась с 70 до 1293,3 тыс. чел., или в 18 раз, их доля в общей численности студентов РФ составляла 17,3 %, достигнув максимальных показателей. Стремительное и во многом хаотичное развитие кластера негосударственного высшего образования вширь породило ряд болезней роста, среди них наиболее острые проблемы: нестабильность структуры и высокая степень расслоения негосударственных вузов и связанная с этим проблема качества подготовки специалистов, которые во многом и предопределили наступление кризисного этапа.

3-й кризисный этап (рубеж 2008/09 гг. - по настоящее время). Достигнув максимальных показателей по основным количественным показателям в 2008/09 гг., подсистема негосударственного высшего образования вступила в кризисный этап своего развития. Началом его стал рубеж 2008/2009 гг. после охватившего Россию с осени 2008 г. мирового экономического кризиса, в результате которого значительно снизился платежеспособный спрос на услуги негосударственных образовательных учреждений, что обусловило не только снижение темпов их роста, но и закрытие ряда из них. О наступлении кризиса в динамике роста и развития кластера негосударственного высшего образования свидетельствуют следующие важнейшие обстоятельства.

Во-первых, отрицательная динамика основных количественных показателей. За период с 2008/2009 по 2012/2013 гг., число негосударственных вузов сократилось с 474 до 437 единиц, численность обучающихся студентов негосударственных вузов уменьшилась с 1298 до 930 тыс. чел., прием в негосударственные вузы сократился с 279 до 186,6 тыс. чел., или почти в два раза. Отрицательная тенденция, как мы полагаем, сохранится и в дальнейшем, о чем свидетельствуют следующие важнейшие обстоятельства.

Во-вторых, критическая демографическая ситуация в России с ежегодным сокращением числа выпускников школ, по демографическим прогнозам продлится до 2020 гг. Демографическая ситуация значительно обострила конкуренцию между государственными и негосударственными вузами и отрицательно отразилась на динамике приема и численности студентов негосударственных вузов.

В третьих, перенасыщение (перепроизводство) специалистов гуманитарного профиля на региональных рынках труда, которых преимущественно готовят негосударственные вузы.

В четвертых, внутренние противоречия структуры кластера негосударственного высшего образования. Структура кластера очень неоднородна и неустойчива, имеет несвойственные бюджетному образованию финансовые риски и риски управления, большие отраслевые и территориальные (региональные) различия, высокую степень расслоения от лучших эффективных негосударственных вузов, составляющих достойную конкуренцию государственным вузам, до худших «коммерческих вузов», которые существуют только ради коммерческой выгоды, с большой прослойкой иных него-

286

сударственных вузов, которые по-разному организованы, реализуют различные стратегии, имеют различные стартовые истории, различный кадровый состав и т. п.

Пятым важнейшим обстоятельством является модернизация системы высшего образования России, осуществляющая оптимизацию сети высших учебных заведений. С 2012 г. Минобразования и науки РФ проводит ежегодный мониторинг эффективности вузов, с 2013 г. участие в мониторинге стало обязательным для негосударственных вузов. По результатам мониторинга идет процесс реорганизации неэффективных негосударственных вузов с целью оздоровления гипертрофированной сети негосударственных вузов и их филиалов. За счет ликвидации неконкурентоспособных негосударственных вузов происходит сужение отраслевой и территориальной структуры негосударственного кластера в системе непрерывного профессионального образования. Для анализа изменений, происходящих в территориальной структуре, показателен региональный мониторинг федеральных округов РФ по уровню развития и динамике кластера негосударственного высшего образования (числу негосударственных вузов, численности студентов негосударственных вузов, приему и выпуску студентов негосударственных вузов) на кризисном этапе с 2008/09 по 20012/13 гг. (таблица).

Таблица

Развитие кластера негосударственного высшего образования в федеральных округах РФ. 2008-2013 гг.

2008/2009 2012/2013

Федеральные округа Чис- ло вузов Число студен- тов (тыс. чел.) При- ем (тыс. чел.) Вы- пуск (тыс. чел.) Чис- ло вузов Число студен- тов (тыс. чел.) При- ем (тыс. чел.) Вы- пуск (тыс. ел.)

рф 474 1298,3 279 233,2 437 930,1 186,6 271,9

Центральный 228 607,5 119,4 106,7 212 410,1 73,9 138,8

(Москва) 166 419,5 80,3 75 147 233,2 41,6 93,6

Северо- Западный 54 114,8 27,9 21 45 88,6 17,7 22,3

(С.-Петербург) 41 58,6 15,7 11 36 46,1 9,5 11,5

Южный 39 96,4 22 18,3 38 72,1 14,9 18,9

Северо- Кавказский 34 58,9 12,4 11 32 48,6 10,1 11,6

Приволжский 51 226,4 52,6 41 44 159,6 34 43,4

Уральский 22 80,1 17,4 14,1 23 57,1 11,8 13,9

Сибирский 33 87 20,1 16,5 33 72,7 19,4 17,9

Дальневосточ- ный 13 29,4 7,2 4,6 10 21,2 4,7 5,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 290-307.

Как видно из таблицы, в большинстве федеральных округов РФ наблюдается отрицательная динамика уменьшения всех количественных показателей кластера негосударственного высшего образования. Наибольшее

287

сокращение показателей кластера произошло в Центральном округе: число негосударственных вузов за рассматриваемый период сократилось с 228 до 212, а численность студентов уменьшилась с 607,5 до 410 тыс., особенно в Москве - с 419 до 233 тыс. (см. таблицу). Несмотря на значительное снижение числа негосударственных вузов и численности студентов, за Центральным округом и столицей сохраняется лидирующие положение. Отрицательную динамику всех количественных показателей показывает и второй лидер негосударственного образования Северо-Западный округ и Санкт-Петербург. Наименьшее снижение основных количественных показателей кластера произошло в Уральском и Сибирском округах.

Для перспектив дальнейшего развития негосударственного кластера важным является анализ показателя приема студентов в негосударственные вузы. Анализ динамики данного показателя свидетельствует о значительном снижении приема студентов в негосударственные вузы во всех федеральных округах и подтверждении кризисного этапа развития, особенно у Центрального и Северо-Западного округов, но прежде всего это касается Москвы и Санкт-Петербурга, что можно считать положительной тенденцией, поскольку гипертрофированная роль двух столиц сдерживала развитие негосударственных вузов в регионах. Незначительное снижение данного показателя наблюдается только в Сибирском федеральном округе. Что касается выпуска специалистов негосударственных вузов, положительная динамика данного показателя наблюдается практически во всех федеральных округах, но более свидетельствует о его «былых заслугах».

Таким образом, региональный мониторинг кластера негосударственного высшего образования (по числу негосударственных вузов, численности обучающихся в них студентов, приема и выпуска студентов) по федеральным округам РФ позволяет определить изменения, которые происходят в его территориальной организации, и свидетельствует о кризисном этапе его развития.

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.