Научная статья на тему 'КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ РЕЛИГИЙ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ СТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МОРМОНИЗМА)'

КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ РЕЛИГИЙ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ СТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МОРМОНИЗМА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ / МОРМОНИЗМ / КОНФЕССИИ / СТРУКТУРА / СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Е.Н.

Введение. Автор ставит целью разработку методики выявления конфессиональной структуры организованных религий, выстроенной на основе сакрального источника вероучения. В качестве методологии применены общетеоретические положения классиологии (учения о классификации). Главенствующим методологическим принципом классификации религий выбран принцип синхронии - рассмотрение и анализ конфессиональных признаков в том состоянии, как они сложились на определенный момент времени. Классификационное множество составляют 10 конфессий мормонизма. Содержание. Основные этапы классифицирования организованных религий следующие: 1) установление полного классификационного множества; 2) выделение рабочего классификационного множества на основании четко обозначенного критерия; 3) обозначение основания классификации; 4) сопоставительная фиксация признаков объектов, отбираемых в заданном ключе (в соответствии с основанием классификации); 5) вычленение классификационных свойств (оснований делений); 6) ранжирование свойств (с их признаками) и установление между ними родо-видовых связей или связей множества и подмножеств; 7) оформление классификации, описание низших классов. Выводы. Методика позволяет раскрывать структуру исследуемого объекта в выбранном аспекте его рассмотрения. В случае мормонизма эта структура ясно показывает, что ни одна из мормонских конфессий не может быть безоговорочно причислена ни к христианству, ни даже к «маргинальному протестантизму». Предложенная методика может быть применена для анализа структуры других религий, если в них вероучение является главенствующим по отношению к соподчиненному религиозному культу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF RELIGIONS AS A WAY OF RESEARCH THEIR STRUCTURE (ON THE MORMONISM EXAMPLE)

Introduction. The author aims to develop a methodology for identifying the confessional structure of organized religions, built on the sacred source of the creed basis. As a methodology, the general theoretical provisions of classiology (the doctrine of classification) are applied. The main methodological principle of the religions classification is the principle of synchrony - the consideration and analysis of confessional signs in the state as they have developed at a certain point in time. The classification set consists of 10 denominations of Mormonism. Content. The main stages of the organized religions classification are the following: 1) the establishment of a complete classification set; 2) the selection of a working classification set on the basis of a clearly defined criterion; 3) designation of the basis for classification; 4) comparative fixation of objects features selected in a given key (in accordance with the basis of classification); 5) extraction of classification criteria (division bases); 6) ranking of the criteria (with their values) and establishing generic relations or set and subsets relations between them; 7) formalization of the classification, and the lower classes description. Conclusions. The method allows revealing the object structure under study in the selected aspect of its consideration. In the case of Mormonism, this structure shows that none of the Mormon denominations can be unconditionally classified either as Christianity or even as “marginal Protestantism”. The proposed method can be used to analyze the structure of other religions, if the creed is dominant in them in relation to the subordinate religious cult.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ РЕЛИГИЙ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ СТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МОРМОНИЗМА)»

Статья / Article

УДК / UDC 2 - 1 : 279.16

DOI 10.35231/18186653_2021_3_152

Классифицирование религий как способ исследования их структуры

(на примере мормонизма)

Е. Н. Васильева

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация

Введение. Автор ставит целью разработку методики выявления конфессиональной структуры организованных религий, выстроенной на основе сакрального источника вероучения. В качестве методологии применены общетеоретические положения классиологии (учения о классификации). Главенствующим методологическим принципом классификации религий выбран принцип синхронии - рассмотрение и анализ конфессиональных признаков в том состоянии, как они сложились на определенный момент времени. Классификационное множество составляют 10 конфессий мормонизма.

Содержание. Основные этапы классифицирования организованных религий следующие: 1) установление полного классификационного множества; 2) выделение рабочего классификационного множества на основании четко обозначенного критерия; 3) обозначение основания классификации; 4) сопоставительная фиксация признаков объектов, отбираемых в заданном ключе (в соответствии с основанием классификации); 5) вычленение классификационных свойств (оснований делений); 6) ранжирование свойств (с их признаками) и установление между ними родо-видовых связей или связей множества и подмножеств; 7) оформление классификации, описание низших классов.

Выводы. Методика позволяет раскрывать структуру исследуемого объекта в выбранном аспекте его рассмотрения. В случае мормонизма эта структура ясно показывает, что ни одна из мормонских конфессий не может быть безоговорочно причислена ни к христианству, ни даже к «маргинальному протестантизму». Предложенная методика может быть применена для анализа структуры других религий, если в них вероучение является главенствующим по отношению к соподчиненному религиозному культу.

Ключевые слова: классификация религий, мормонизм, конфессии, структура, сравнительное религиоведение.

Благодарности: Автор благодарит кафедру религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института за возможность работать над данной темой в рамках программы профессиональной подготовки «Религия, культура и общество».

Для цитирования: Васильева Е. Н. Классифицирование религий как способ исследования их структуры (на примере мормонизма) / Е. Н. Васильева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2021. - № 3. - С. 152166. DOI 10.35231/18186653 2021 3 152

© Васильева Е. Н., 2021

Classification of religions as a way of research their structure (on the Mormonism example)

Elena N. Vasil'eva

Moscow State Linguistic University, Moskva, Russian Federation

Introduction. The author aims to develop a methodology for identifying the confessional structure of organized religions, built on the sacred source of the creed basis. As a methodology, the general theoretical provisions of classiology (the doctrine of classification) are applied. The main methodological principle of the religions classification is the principle of synchrony - the consideration and analysis of confessional signs in the state as they have developed at a certain point in time. The classification set consists of 10 denominations of Mormonism.

Content. The main stages of the organized religions classification are the following: 1) the establishment of a complete classification set; 2) the selection of a working classification set on the basis of a clearly defined criterion; 3) designation of the basis for classification; 4) comparative fixation of objects features selected in a given key (in accordance with the basis of classification); 5) extraction of classification criteria (division bases); 6) ranking of the criteria (with their values) and establishing generic relations or set and subsets relations between them; 7) formalization of the classification, and the lower classes description.

Conclusions. The method allows revealing the object structure under study in the selected aspect of its consideration. In the case of Mormonism, this structure shows that none of the Mormon denominations can be unconditionally classified either as Christianity or even as "marginal Protestantism". The proposed method can be used to analyze the structure of other religions, if the creed is dominant in them in relation to the subordinate religious cult.

Key words: classification of religions, Mormonism, denominations, structure, comparative religious studies.

Acknowledgements: The author thanks the Department of religious studies of the St. Philaret's Orthodox Christian Institute, which provided the opportunity to work on this topic as part of the thesis under the professional training program "Religion, culture and society".

For citation: Vasil'eva, E. N. (2021). Klassifitsirovanie religij kak sposob issledovaniya ikh struktury (na primere mormonisma) [Classification of religions as a way of research their structure (on the Mormonism example)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. pp. 152-166. DOI 10.35231/18186653_2021_3_152 (In Russian).

Введение

Со второй половины XIX в., вместе с развитием «науки о религии», стали формироваться и классификации религий с целью их сравнения друг с другом. В ХХ в. многие исследователи пришли к пониманию эвристической значимости

эмпирических иерархических построений. Высоким аналитическим потенциалом, в частности, обладают методы классификации, разработанные в соответствии с теоретическими принципами классиологии - учения о классификации, зародившегося в СССР в 1970-80-е гг. [1, с. 378; 5, с. 263; 15, р. 37-46].

Религии как классификационные объекты имеют свою специфику, связанную с изменчивостью их исторического существования. Поэтому требуются методики, интерпретирующие и регламентирующие применение общих принципов классиологии с учетом указанной специфики. В данной статье представлена частичная реализация этой широкой задачи. По-видимому, это первая религиоведческая разработка, ориентированная на соблюдение принципов классифицирования, выработанных ведущими теоретиками классиологического движения В. Л. Кожарой [3], М. П. Покровским [5], С. С. Розовой [7].

Цель исследования - на примере мормонизма предложить рабочую версию методики выявления конфессиональной структуры организованных религий, выстраиваемой на основе сакрального источника вероучения («божественного откровения»). Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: (1) Построить классификацию мормонизма на основе особенностей вероучения.

(2) Выявить специфику мормонизма по сравнению с другими религиями.

(3) Определить границы применения использованной методики классифицирования.

Понятие «мормонизм» в представленной работе используется в нейтральном ключе, как обобщающее для религии, ведущей начало с XIX в. от основателя Дж. Смита-младшего и насчитывающей к настоящему времени порядка ста вариаций (деноминаций). Для исследования были выбраны 10 наиболее заметных деноминаций мормонизма

Историография мормонизма обширна, однако для выявления особенностей вероучения 10 деноминаций достаточно было привлечь 28 конфессиональных первоисточников: символы веры, вероучительные тексты и проч. Из справочной научной литературы использовалось 11 -е издание «Справочника по деноминациям в Соединенных Штатах» Ф. С. Мида и С. С. Хилла [10]. Также некоторая справочная информация имеется в энциклопедиях под редакцией К. Холэнда [13] и Д. Гордона Мелтона [11]. Кроме этого, анализировалась литература по классиологии указанных выше отечественных авторов [3; 5; 7]. Использованы и иерархические классификации религий в предшествующих работах по сходной тематике, представленные публикациями А. Пипкорна [12], П. И. Пучкова и О. Е. Казьминой [2].

Главенствующим методологическим принципом классификации религий, как динамических объектов, является принцип синхронии: рассмотрение множества конфессий и анализ их признаков в том состоянии, как они сложились на определенный момент времени. В практическом отношении этот принцип означает исключение из классификационного множества «мертвых» религий (в момент времени, выбранный для классификационного анализа). В остальном классифицирование религий подчиняется логическим правилам деления понятий [4, с. 403], с учетом поправок, выработанных в классиологии и изложенных С. С. Розовой [7, с. 43-44].

Содержание исследования

Прежде чем рассуждать о вопросах, касающихся классифицирования мор-монизма, необходимо прояснить основные термины.

Под классификацией понимается совокупность элементов (классов), фиксирующих признаки объектов; при этом между классами существуют определенные отношения, образующие структуру классификации. Структура классификации должна быть такова, чтобы каждый класс относительно других классов занимал прочное и точное положение.

Свойство - объем понятия, более широкого по отношению к совокупности группы конкретных понятий, представляющих значения, именуемые признаками. Отношения между свойством и признаками можно охарактеризовать как родовидовые отношения1. В классификации свойство выступает основанием деления для каждого иерархического уровня. Во избежание терминологической путаницы, понятие «основание классификации» здесь используется в значении аспекта рассмотрения классификационного множества, тогда как для «основания деления» применительно к каждому иерархическому уровню используется термин «свойство».

Признак - такое значение свойства, которое характеризует все объекты данного класса. Любой объект имеет множество разнообразных признаков. Однако для классификации отбираются лишь некоторые признаки - те, которые «укладываются» в свойства и при этом позволяют разделять на одном уровне классы

1 В иерархических классификациях пары понятий «свойство - признак» и «род - вид» не являются синонимами в связи с тем, что последние нередко обладают самостоятельными значениями и представляют собой имена двух низших ступеней (уровней, таксономических категорий, предпоследнего и последнего рядов) распределения классов.

155

(понятия) так, чтобы они не пересекались друг с другом по своим логическим объемам1.

Процедура построения классификации требует отбора таких свойств, которые являются операциональными. Операционализация - преобразование абстрактных понятий в конкретные, четко идентифицируемые признаки.

Важно учитывать, что разные религии структурируются по-разному, поэтому свойства, присущие одной религии, вряд ли окажутся в полной мере присущими для другой, если только вторая религия не копирует первую в каких-то наиважнейших ее основах.

Полное классификационное множество, применительно к религиям, - совокупность всех объектов (религиозных групп), интуитивно расцениваемых как принадлежащие к одной и той же религиозной традиции. Понятно, что установление полного множества зависит от степени исследованности процессов разделений внутри религии, поэтому на практике приходится прибегать к максимально большому числу известных групп.

В мормонизме полное классификационное множество насчитывает 100 конфессий [9], но многие из них уже перестали существовать. Есть немало групп, насчитывающих от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Поэтому для данного исследования отобрано рабочее классификационное множество, исходя из критерия числа последователей, так что в итоге в него вошли десять укрупненных, характеризующихся единством вероучения, но организационно раздельных, групп: 1) The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (LDS Church) - Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (ЦИХСПД); 2) Community of Christ (RLDS) - Сообщество Христа; 3) The Church of Jesus Christ (Bickertonite) - Церковь Иисуса Христа (бикертониты); 4) Church of Jesus Christ with the Elijah Message - Церковь Иисуса Христа с посланием Илии; 5) Apostolic United Brethren - Апостольские объединенные братья; 6) Fundamentalist Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints (FLDS) - Фундаменталистская церковь Иисуса

1 Требование о непересечении классов является «классическим» для правил деления понятия и, соответственно, классификации. Однако С. С. Розова отмечает, что последовательное осуществление этого правила обычно возможно лишь при малом числе уровней в классификации, и нередко нарушается, если таковых много [7, с. 44]. Случаи, когда один и тот же объект попадает в несколько классов, обычно фиксируются путем дублирования или методом перекрестных ссылок (либо сложные объекты выделяются в самостоятельный класс или фиксируются как неклассифицированные единицы; менее приемлемое решение, часто встречающееся в биологических таксономиях - искусственно поместить сложный объект в один из двух возможных классов).

Христа Святых Последних Дней; 7) Restoration Branches - Ветви восстановления1; 8) Church of Christ (Hedrickites) - Церковь Христа (хендрикиты; Храм Лот); 9) Fellowships of the remnants - Братства Остатка; 10) Church of Christ (Fettingite) - Церковь Христа (феттингиты).

На следующем этапе была составлена сопоставительная таблица признаков, в которой для каждой из отобранных конфессий (к которым была также присоединена ранняя церковь Дж. Смита-младшего) были внесены признаки, отражающие вероучение и его источники (всего 30).

В ячейках таблицы отмечалось наличие (1) или отсутствие (0) признака. Наличие или отсутствие отдельных признаков у некоторых конфессий устанавливалось по косвенным данным. Абсолютные информационные лакуны относительно наличия или отсутствия какого-либо признака исключают возможность его отбора для построения классификации.

Далее из полученной таблицы были изъяты все колонки признаков с лакунами, удалена строка признаков ранней церкви под руководством Дж. Смита, которая была необходима в качестве источника косвенных данных. Таким образом, осталась рабочая таблица, подлежащая дальнейшему анализу.

Из нее были отобраны признаки, которые присущи всему рабочему классификационному множеству: 1) Библия как канонический текст; 2) Книга Мормона как канонический текст; 3) доктрина непрекращающегося Откровения; 4) открытый канон; 5) вера в пророческое руководство; 6) вера в искупление и воскресение через Христа; 7) вера во Второе пришествие Христа; 8) вера в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет построен на американском континенте; 9) реставраци-онизм. Из этих признаков уникальными являются только два: Книга Мормона, считающаяся священной, и вера в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет построен на американском континенте. При этом первый признак является очевидно существенным: он выступает необходимым элементом системы вероучения любой из всех мормонских групп. Мормоны верят, что «Книга Мормона» и «Библия» - это две части единого плана Бога [16]. Относительно второго признака нет полной уверенности, что он действительно уникален. Возможно, в Америке есть еще какое-то новое синкретическое религиозное движение, придерживающееся такого же точно положения. Поэтому будем считать, что основным признаком, выделяющим мормонов из множества других религий по

1 Это укрупненная группа, по сути, движение, характеризующееся общностью вероучитель-ных и других положений, которые, впрочем, рассматриваются не как символ веры, а как рекомендации.

основанию вероучения, является Книга Мормона как священный текст. Соответственно, на этом основании можно задать множество путем описания: мормоны - это все конфессии, в которых Книга Мормона считается священным текстом.

Когда границы классифицируемого множества были четко определены, выделенные признаки группировались в свойства так, чтобы, по возможности, все они были бы сгруппированы. Это идеальное требование. На деле, все-таки, некоторые признаки не были подведены под свойства. Группировка - это творческий процесс: можно подвести очень большое число признаков всего лишь под одно свойство - вероучение, а можно построить иерархию свойств с их значениями-признаками. Можно рассматривать некий признак, например, Библию как выражение одного свойства - «священный текст», а можно разбить его на книги и подвести под свойство «священные тексты». Можно пренебрегать различиями содержания в разных редакциях священного текста, а можно рассматривать эти редакции как отдельные признаки. Можно рассматривать монотеизм как признак свойства «природа Бога», а можно более подробно рассмотреть особенности взаимоотношений трех проявлений божественной сущности, и тогда признак «монотеизм», в свою очередь, станет свойством с несколькими значениями. (При более подробном изучении этого вопроса наше представление о монотеизме у определенных конфессий мормонов может в корне измениться).

Все это достаточно трудоемкий и во многом случайный процесс, ведь полнота описаний, с которыми приходится работать, зависит от числа привлеченных для анализа источников, компетентности их авторов, в конце концов от степени изученности групп (которая коррелирует с открытостью/закрытостью религиозных сообществ). Поэтому никакую классификацию религий нельзя рассматривать как объективную в строгом смысле этого слова. Отбор признаков - это как раз тот этап классификационной работы, в котором непосредственно задействован так называемый «человеческий фактор». Чтобы сократить долю субъективности, необходимо, во-первых, выписать как можно больше признаков по выбранному основанию классификации, во-вторых, привлекать для анализа главным образом первоисточники («символы веры», информацию с официальных сайтов и т. п. ).

И все же нельзя сказать, что свойства - это чисто субъективные характеристики объектов классификации, поскольку свойства основываются на признаках, а последние отбираются по возможности так, чтобы исключить многозначность. Выделенные свойства - все или некоторые - следует ранжировать так, чтобы соответствующие признаки или их наборы не пересекались (не совпадали) друг с другом ни на каком уровне.

Построение такой классификации - во многом интуитивный процесс. В нашем случае пришлось проверить несколько версий, оказавшихся неудачными, прежде чем получить окончательный результат. В частности, для выделения классов второго уровня пришлось соединить несколько признаков в наборы -«каноны», или «священные тексты». На втором уровне большинство классов оказались неделящимися, так что они перешли на третий уровень без изменения объема, однако по другому основанию и, соответственно, другим признакам. Только два класса при этом разделились. При построении классификаций такие случаи нередки; но надо пояснить, что переходы такого рода возможны только в том случае, если все-таки на том же уровне находятся делящиеся классы.

Завершающим этапом классификации обычно является описание низших классов (на так называемом «видовом уровне»). Как правило, оно дается в виде лаконичных характеристик справочного характера, раскрывающих отличительные особенности классов. Однако в иерархической классификации Д. Гордона Мелтона даны общие характеристики всего мормонизма, а в классификации П. И. Пучкова и О. Е. Казьминой таковых нет вообще. В данной работе этот пункт классификации также опущен ввиду ограничения по объему.

В результате проведенных операций была получена следующая классификация1 :

Уровень 0. Мормонизм

Sig.: Книга Мормона - Священный текст

Уровень I

R.S.: Природа Бога

I. Мормоны-монотеисты

Sig.: Какая-либо концепция единства Бога.

Obj.: БВГЖЗИК

II. Мормоны-тритеисты

Sig.: Концепция Бога-Отца, Сына - Иисуса Христа и Святого духа как трех отдельных существ; кроме того, люди также могут возвыситься до статуса Бога, равного статусу Иисуса Христа, после Его Второго Пришествия.

Obj.: АДЕ

1 Условные обозначения: R.S. - res solitudinem - обособляющее свойство; Sig. - signum, signa - признак, признаки; Obj. - object - объект; А - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней; Б - Сообщество Христа; В - Церковь Иисуса Христа (бикертониты); Г - Церковь Иисуса Христа с посланием Илии; Д - Апостольские объединенные братья=Совет друзей (Вулли); Е - Фундаменталистская церковь Иисуса Христа Святых последних дней (ФСПД); Ж - Реставрационные ветви = «Объединенная конференция отделений восстановления» (JCRB); З - Церковь Христа (хендрикиты)=Храм Лот; И - Братства остатка - Remnant fellowship; К - Церковь Христа (феттингиты).

159

Уровень II

R.S.: Священные тексты

I.I. Мормоны Снафферовского канона

Sig.: «Библия» (вдохновенный вариант Дж. Смита) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы» (своя версия: без части «Лекции о вере», нет параграфа, соответствующего «Учению и Заветам»:20 в версии ЦИХСПД, а параграфы 110 и 132 заменены своими версиями «откровений» Д. Снаффера) + «Драгоценная жемчужина» Obj.: И

I.II. Мормоны канона: «Библия» (к.-л. из христианских переводов1) + «Летопись Нефийцев» (вариант «Книги Мормона») + «Учение и Заветы» (без части «Лекции о вере»)

Sig.: «Библия» (к.-л. из христианских переводов)* + «Летопись Нефийцев» (вариант «Книги Мормона») + «Учение и Заветы» (без части «Лекции о вере») Obj.: Б

I.III. Мормоны канона: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона»

Sig.: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона» Obj.: В

I.IV. Мормоны канона: «Библия» (какой-либо из христианских переводов) + «Книга Мормона» + «Книга заповедей» (ранние откровения Дж. Смита-младшего, у других конфессий вошедшая в вошедшие в «Учения и заветы») + «Слово Господа, принесенное человечеству ангелом» (The Word of the Lord Brought to Mankind by an Angel) - Откровения Феттинга и Дравеса (1927-1994)

Sig.: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона» + «Книга заповедей» (ранние откровения Дж. Смита-младшего, у других конфессий вошедшая в вошедшие в «Учения и заветы») + «Слово Господа, принесенное человечеству ангелом» (The Word of the Lord Brought to Mankind by an Angel) - Откровения Феттинга и Дравеса(1927-1994) Obj.: Г

I.V. Мормоны канона: «Библия» (вдохновенный вариант Дж. Смита) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы»

Sig.: «Библия» (вдохновенный вариант Дж. Смита) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы» Obj.: Ж

I.VI. Мормоны канона: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона» + «Книга заповедей» (ранние откровения Дж. Смита-младшего, у других конфессий вошедшая в вошедшие в «Учения и заветы») + «Слово Господа» (The Word of the Lord) - Откровения О. Феттинга (1927-1933)

1 Часто упоминается Библия короля Якова, но может быть и Новая международная Библия.

160

Sig.: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона» + «Книга заповедей» (ранние откровения Дж. Смита-младшего, у других конфессий вошедшая в вошедшие в «Учения и заветы») + «Слово Господа» (The Word of the Lord) - Откровения Феттинга(1927-1933) Obj.: ЗК

1.У1а. Отвергающие 12-е откровение в «Слове Господа», требующее нового крещения при вступлении в данную церковь

I.У1б. Принимающие 12-е откровение в «Слове Господа», требующее нового крещения при вступлении в данную церковь

II.I. Мормоны канона: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы» + «Драгоценная жемчужина»

Sig.: «Библия» (к.-л. из христианских переводов) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы» + «Драгоценная жемчужина» Obj.: А

II.II. Мормоны канона: «Библия» (вдохновенный вариант Дж. Смита) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы» + «Драгоценная жемчужина»

Sig.: «Библия» (вдохновенный вариант Дж. Смита) + «Книга Мормона» + «Учение и Заветы» + «Драгоценная жемчужина» Obj.: ДЕ

Уровень III

R.S.: Линия пророческой преемственности

I.I.I. Мормоны линии пророческой преемственности Д. Снаффера (Братства Остатка)

Sig.: Линия пророческой преемственности Денвера Снаффера Obj.: И

I.II.I. Мормоны линии пророческой преемственности Дж. Смита III (Сообщество Христа)

Sig.: Линия пророческой преемственности Дж. Смита III Obj.: Б

I.III.I. Мормоны линии пророческой преемственности С. Ригтона и У. Бикертона (Церковь Иисуса Христа/ Бикертониты)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sig.: Линия пророческой преемственности Сиднея Ригтона и Уильяма Бикертона Obj.: В

I.IV.I. Мормоны линии пророческой преемственности У. Дравеса (Церковь Иисуса Христа с посланием Илии)

Sig.: Линия пророческой преемственности Уильяма Дравеса Obj.: Г

I.V.I. Мормоны с прерванной пророческой преемственностью линии Дж. Смита III (Реставрационные ветви)

Sig.: Линия пророческой преемственности прервана из-за раскола с РЦИХСПД (ныне - «Сообществом Христа»)

Obj.: Ж

1.У1а.1. Мормоны линии пророческой преемственности Г. Хедрика (Храм Лот) Sig.: Линия пророческой преемственности Грэнвилла Хедрика Obj.: З

I.VI6.II. Мормоны линии пророческой преемственности Отто Феттинга (Церковь Христа/ Феттингиты)

Sig.: Линия пророческой преемственности Отто Феттинга Obj.: К

II.I.I. Мормоны линии пророческой преемственности Бригама Янга (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней)

Sig.: Линия пророческой преемственности Бригама Янга Obj.: А

II.II.I. Мормоны-фундаменталисты линии пророческой преемственности Лорина К. Вулли (Апостольские объединенные Братья)

Sig.: Линия пророческой преемственности Лорина К. Вулли Obj.: Д

II.II.II. Мормоны-фундаменталисты линии пророческой преемственности Уоррена Джеффса (Фундаменталистская церковь Святых последних дней) Sig.: Линия пророческой преемственности Уоррена Джеффса Obj.: Е

Графическая компакт-версия

Оригинальность предложенной классификации мормонизма заключается в том, что она построена не только по признаку религиозных расколов, в основе которых лежат расхождения в откровениях, данных различным мормонским пророкам, но также на основе различий еще по двум свойствам. Емкость такой трехуровневой классификации, конечно, выше по сравнению с классификациями мормонизма, имеющимися у К. Холэнда и, тем более, у Д. Гордона Мелтона. Все свойства и все признаки в ней четко выделены, так что классификация является прозрачной для анализа, критики и дальнейшего расширения или усовершенствования. Вместе с тем, как и отмеченные предшествующие классификации, данная разработка наглядно отображает естественно сложившиеся разделения в мормонизме.

Но, конечно, и эта классификация не может считаться идеальной. В дальнейшем желательно создание более сложной классификации, которая бы, помимо особенностей вероучения, включала также особенности религиозного культа и, возможно, особенности организационной структуры. Наверняка, создание подобного рода классификации неизбежно будет сопряжено с возникновением сложных классов, основанных на пересечении пространств классов, выделенных по разным свойствам.

С точки зрения классиологии предложенная разработка относится к классификациям переходного типа («описательная классификация с объяснением») - уже не чисто описательная, но еще не сущностная, тогда как последний тип, в котором многообразие форм исследуемого объекта закономерно выводится из какого-то фактора или системы факторов, является предпочтительным [7, с. 52-55].

Тем не менее, в предложенной классификации хорошо прослеживаются естественные конфессиональные разделения, она более исторична, и поэтому для некоторых целей, таких как, например, использование в учебном процессе, она может оказаться более предпочтительной, чем какая-либо потенциально возможная сущностная классификация.

Выводы

Итак, на примере классифицирования мормонизма можно резюмировать, что основными этапами классифицирования организованных религий являются следующие:

1. Установление полного классификационного множества - путем перечисления или описания (определения). В последнем случае необходимо сначала выявить общий для всех элементов множества отличительный признак (или набор таковых), который и будет видовым признаком определения.

2. Выделение из полного множества рабочего классификационного множества на основании четко обозначенного критерия.

3. Обозначение основания классификации.

4. Фиксация признаков объектов в аспекте основания классификации.

5. Вычленение классификационных свойств (оснований деления).

6. Ранжирование свойств (с их признаками) и установление между ними родо-видовых связей или связей множества и подмножеств.

7. Оформление классификации, описание низших классов.

По итогам выполненной работы, раскрывающей на примере конкретной религии методику классифицирования, основанную на трудах отечественных клас-сиологов второй половины ХХ - первых десятилетий XXI в., можно утверждать, что эта методика позволяет успешно раскрывать структуру исследуемого объекта в определенном аспекте его рассмотрения.

163

В случае мормонизма эта структура показывает, что мормоны прежде всего расходятся по линиям следования разным пророкам, что находит отражение в священных текстах (признанные пророчества канонизируются). Кроме того, ЦИХСПД и фундаменталисты выделяются тем, что они рассматривают Троицу как три самостоятельных личности - «тритеизм» (не путать с тринитаризмом); более того, их доктрина возвышения гласит, что после Воскресения все, кто вели «праведную жизнь» (по-разному трактуемую этими двумя группами [6]), также станут богами (потенциальный политеизм) [14, section 132: item 20].

В целом же мормоны, несмотря на то что они сами склонны считать себя христианами и во многом копируют христианство, отличаются тем, что наряду с Библией в качестве Священного Писания обязательно признают и Книгу Мормона. Как уже отмечено, это не единственная книга, которая рассматривается в мормонизме как каноническая. Это обстоятельство, очевидно, является серьезным препятствием для того, чтобы безоговорочно причислять эту религию к христианству, даже к «маргинальному протестантизму» (помня о ключевом для протестантизма принципе Sola Scriptura). Интересно, что американские социологи, исследовавшие верования и ценности мормонов из шести конфессий, по результатам факторного анализа также пришли к заключению, что последователи религии Дж. Смита не могут быть причислены к протестантам [8].

Предложенная методика классифицирования, вероятно, может быть полезной для анализа различных религий, если только они являются организованными (структурированными). Это не означает, что неструктурированные религии не могут быть классифицированы, но методика в этом случае, вероятно, потребует пересмотра и включения дополнительных пунктов. Кроме того, классифицирование по особенностям вероучения имеет смысл только для тех религий, в которых вероучение является главенствующим по отношению к соподчиненному религиозному культу; таковые могут быть отнесены к религиям Откровения. Религии практической направленности предпочтительнее классифицировать по особенностям религиозных практик.

Список литературы

1. Васильева Е. Н. Классифицирование религий как метод исследованиях их структуры // XXVII Сретенские чтения. Материалы Всероссийской научно-богословской конференции (Москва, 19-20 февраля 2021). - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2021. - С. 376-380.

2. Казьмина О. Е., Пучков П. И. Конфессии мира. - М.: Отражение, 2008. - 275 с.

3. Кожара В. Л. Классификационная проблема. - Борок, 1984. - 42 с. Рукопись депонирована. в ВИНИТИ 05.11.1984, № 7149-84.

4. Кондаков Н. И. Логический словарь. - М.: Наука, 1971. - 658 с.

5. Покровский М. П. Введение в классиологию. - Екатеринбург: ИГГ УрО РАН, 2014. - 484 с.

6. Прилуцкий В. В. Американские мормоны-фундаменталисты и традиция «исторической» полигамии XIX - начала ХХ вв. // Studia Humanitatis. - 2018. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://st-hum.ru/content/priluckiy-vv-amerikanskie-mormony-fundamentalisty-i-tradiciya-istoricheskoy-poligamii-xix (дата обращения: 20.05.2021).

7. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. - Новосибирск: Наука, 1986. - 223 с.

8. Johnson M., Mullins P. Mormonism: Catholic, Protestant, Different? // Review of Religious Research. - 1992. - Vol. 34. - No 1. - P. 51-62.

9. List of denominations in the Latter Day Saint movement. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_denominations_in_the_Latter_Day_Saint_movement#cite_ref -:0_22-0 (дата обращения: 09.02.2021).

10. Mead F. S., Hill S. S. Handbook of denominations in the United States.11th ed., revised by C. D. Atwood. - Nashville: Abingdon Press, 2001. - 397 p.

11. Melton G. The encyclopedia of American religions. 7th ed. - Gale, 2003. - 1408 p.

12. Piepkorn А. С. Profiles in belief: the religious bodies of the United States and Canada. In 4 vols. - New York: Harper & Row, 1977-1979.

13. Prolades Encyclopedia of Religion in Latin America & the Carribbean / ed. by C. L. Holland. - Costa Rica, 2013. [Электронный ресурс]. URL: www.prolades.com/clas-eng.pdf (дата обращения: 09.02.2021).

14. The Doctrine and Covenants of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints [Электронный ресурс]. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/study/scriptures/dc-testa-ment/dc/132?lang=eng (дата обращения: 09.06.2021).

15. Vasil'eva E. N. Problems and difficulties of classifying religions on the basis of confessional differences // European Journal of Science and Theology. - 2014. - Vol. 10. - No 6. P. 37-46 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ejst.tuiasi.ro/Files/49/4_Vasileva.pdf (дата обращения: 24.05.2021).

16. What We Believe. [Электронный ресурс]. URL: https://thechurchofjesuschrist.org/who-we-are/our-beliefs/ (дата обращения: 01.03.2021).

References

1. Vasil'eva, E. N. (2021). Klassifitsirovanie religij kak metod issledovaniya ikh struktury [Classifying religions as a method of studying their structure] XXVII Sretenskie chteniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-bogoslovskoj konferentsii. (Svyato-Filaretovskij pravoslavno-khristianskij institut. Moskva, 19-20 fevralya 2021) [XXVII Sretensky readings. Materials of the All-Russian Scientific and Theological Conference. Moscow, February 19-20, 2021] - Moskva: SFI. pp. 376-380. (In Russian).

2. Kaz'mina, O. E., Puchkov P. I. (2008). Konfessii mira [Confessions of the world]. Moskva: Otrazhenie. 275 p. (In Russian).

3. Kozhara, V. L. (1984). Klassifikatsionnayaproblema [Classification problem]. Borok: The manuscript is deposited in VINITI 05.11.1984, No 7149-84. 42 p. (In Russian).

4. Kondakov, N. I. (1971). Logicheskij slovar' [Logical dictionary]. Moskva: Nauka. 658 p. (In Russian).

5. Pokrovskij, M. P. (2014). Vvedenie v klassiologiyu [Introduction to classiology]. Ekaterinburg: IGG UrO RAN. 484 p. (In Russian).

6. Prilutskij, V. V. (2018). Amerikanskie mormony-fundamentalisty i traditsiya "istoricheskoj" poligamii XIX - nachala XX vv. [American fundamentalist Mormons and the tradition of "historical" polygamy of the XIX - early XX centuries] Studia Humanitatis. No. 4. URL: http://st-hum.ru/con-tent/priluckiy-vv-amerikanskie-mormony-fundamentalisty-i-tradiciya-istoricheskoy-poligamii-xix (access: 20.05.2021). (In Russian).

7. Rozova, S. S. (1986). Klassifikatsionnaya problema v sovremennoj nauke [Classification problem in modern science]. Novosibirsk: Nauka. 223 s. (In Russian).

8. Johnson, M., Mullins, P. (1992). Mormonism: Catholic, Protestant, Different? Review of Religious Research. Vol. 34. No. 1. pp. 51-62.

9. List of denominations in the Latter Day Saint movement (2021). URL: https://en.wikipe-dia.org/wiki/List_of_denominations_in_the_Latter_Day_Saint_movement#cite_ref-:0_22-0 (access 09.02.2021).

10. Mead, F. S., Hill, S. S. (2001). Handbook of Denominations in the United States.11th ed., revised by C. D. Atwood. Nashville: Abingdon Press. 397 p.

11. Melton, G. (2003). The encyclopedia of American religions. 7th ed. Detroit; New York etc: Thompson; Gale. 1408 p.

12. Piepkorn, А. С. (1977-1979). Profiles in belief: the religious bodies of the United States and Canada. In 4 vols. New York: Harper & Row.

13. Holland, C. L. (ed). (2013). Prolades Encyclopedia of Religion in Latin America & the Carribbean. URL: www.prolades.com/clas-eng.pdf (access: 09.02.2021).

14. The Doctrine and Covenants of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (2013). URL: https://www.churchofjesuschrist.org/study/scriptures/dc-testament/dc/132?lang=eng (access 09.06.2021).

15. Vasil'eva, E. N. (2014). Problems and difficulties of classifying religions on the basis of confessional differences. European Journal of Science and Theology. Vol. 10. No 6. pp. 37-46; URL: http://www.ejst.tuiasi.ro/Files/49/4_Vasileva.pdf (access 24.05.2021).

16. What We Believe. URL: https://thechurchofjesuschrist.org/who-we-are/our-beliefs/ (access 01.03.2021).

Об авторе

Васильева Елена Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-4780-567X, e-mail: falsafa@list.ru

About the author

Elena N. Vasil'eva, Cand. Sci (Philos.), Moskow State Linguistic University, Assistant Professor, Moskva, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-4780-567X,_e-mail: falsafa@list.ru

Поступила в редакцию: 21.06.2021 Rec eived: 21 June 2021

Принята к публикации: 26.08.2021 Accepted: 26 August 2021

Опубликована: 09.09.2021 Published: 09 September 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.