Научная статья на тему 'Классификация законных оснований пересечения внешней границы территориального моря РФ российскими судами на примере Дальневосточного морского бассейна'

Классификация законных оснований пересечения внешней границы территориального моря РФ российскими судами на примере Дальневосточного морского бассейна Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / МОРСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремов Дмитрий Владимирович

Статья посвящена краткой оценке морской экономической деятельности Российской Федерации, ее влиянию на нормы права, регулирующие правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, и предложениям по дальнейшему совершенствованию ст. 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», в части, касающейся расширения категории судов, которым предполагается предоставить возможность пересечения государственной границы без прохождения пограничного и иных видов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефремов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация законных оснований пересечения внешней границы территориального моря РФ российскими судами на примере Дальневосточного морского бассейна»

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ РФ РОССИЙСКИМИ СУДАМИ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО МОРСКОГО БАССЕЙНА Ефремов Д.В.

Ефремов Дмитрий Владимирович - юрист, соискатель, кафедра криминалистики, Хабаровский пограничный институт ФСБ России, г. Хабаровск

Аннотация: статья посвящена краткой оценке морской экономической деятельности Российской Федерации, ее влиянию на нормы права, регулирующие правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, и предложениям по дальнейшему совершенствованию ст. 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», в части, касающейся расширения категории судов, которым предполагается предоставить возможность пересечения государственной границы без прохождения пограничного и иных видов контроля.

Ключевые слова: государственная граница, режим государственной границы, морская экономическая деятельность, пересечение государственной границы, пограничный контроль.

Ресурсный и транспортный потенциал мирового океана, и в первую очередь морей, омывающих побережье нашей страны, играет важную роль в политической и экономической независимости России в условиях расширяющейся санкционной политики США, Европейского союза. Учитывая транспортную специфику Дальнего Востока России, доставка различных грузов из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы является во много основным, а в некоторых частях нашей страны единственным способом доставки, а следовательно важнейшим фактором социально -экономического развития страны, который неразрывно связан с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации [1].

В этой связи вопрос создания условий для развития национальной морской экономической деятельности становится как никогда актуальным.

Оценивая совокупность международных и Российских нормативно правовых актов, внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации, которая с учетом огромного количества островов, неровности береговой черты весьма разнообразна и извилиста.

В силу ст. 2.1 гл. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению [2].

Итак, подведя несложные подсчеты, учитывая санкции статьи ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной

37

ответственности более чем на внушительную сумму. Сам факт привлечения во многом может стать препятствием для осуществления разнородной деятельности, или побудить юридических лиц отказаться от указанной коммерческой деятельности, либо переложить свои потери на конечного потребителя. Следовательно, так или иначе, противоречия или двойное толкование норм права, да и простое забюрокрачивание процесса пересечения государственной границы на море вредит социально-экономическому развитию отдельных регионов и в целом России, наносит ущерб национальной безопасности Российской Федерации.

Хотя указанные правонарушения зачастую не посягают на статус Государственной границы Российской Федерации [3], так как не связаны зачастую с каким бы то ни было противоправным умыслом, в основном косвенным и заключаются в ненадлежащем уведомлении о факте пересечения государственной границы России. Как правило, капитан судна допускает следующие нарушения:

- не подача уведомления о намерении пересечь государственную границу (до выхода из порта);

- не подача, а равно несвоевременная подача уведомления о факте пересечения Государственной границы РФ в процессе промысла, перехода.

Объектом посягательства, совершенного при данных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ, обеспечивающий безопасность личности, общества и государства на приграничной территории.

Объективная сторона правонарушения проявляется в конкретном юридическом составе, а именно, пересечение линии Государственной границы России и несоблюдение при этом установленного уведомительного порядка.

Субъективная сторона правонарушения — в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ выражена в наличие вины в форме неосторожности, действий (бездействия) конкретного должностного лица, так как вменяемая ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ носит формальный характер и предусматривает ответственность за сам факт совершения действий (бездействия) в нарушение установленных правил.

Предметом исследования настоящей статьи является классификация и систематизация форм и способов пересечении внешней границы территориального моря при осуществлении морских перевозок из одного порта России в другой, при которых российское судно неоднократно пересекает государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов).

Следует отметить, что абсолютное большинство оснований для пересечения государственной границы России, в обозначенном спектре правовых взаимоотношений, изложено в статье 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». К основным основаниям пересечения линии Государственной границы на море можно отнести:

- пересечения линии государственной границы России при осуществлении всех видов рыболовства, а так же при осуществлении так называемых каботажных перевозках не связанных с доставкой водных биологических ресурсов;

- пересечения, связанные с действиями непреодолимой силы.

Таким образом, указанные выше положения формируют единый и общеобязательный порядок пересечения Государственной границы РФ, в том числе неоднократного пересечения, и пересечения Государственной границы России в виду чрезвычайных обстоятельств, и при осуществлении плавания между двумя Российскими портами.

Следовательно, законодатель предоставляет законное право российским судам, осуществляющим плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также российским судам, убывающим из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в

38

целях торгового мореплавания, неоднократно пересекать линию Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного контроля при соблюдении, следующих требований:

а) Оснащение судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна;

б) При условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу;

в) Передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

В развитие статьи 9 закона «О Государственной границе РФ» издан ряд подзаконных правовых актов, конкретизирующих порядок действий капитанов судов, осуществляющих подобную деятельность, а именно:

- Постановление Правительства Российской Федерации № 811 [4];

- Постановление Правительства Российской Федерации № 863 [5].

Несмотря на наличие имеющегося порядка пересечения Государственной границы России, существует ряд сложностей при осуществлении указанной административной процедуры, наиболее актуальны, из них:

Прежде всего, необходимо не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта направить по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган по месту нахождения указанного порта (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению. При этом согласно действующим нормам лицо, подающее уведомление, должно озаботиться только соблюдением формы поданного уведомления, так как фактически может менять и цель, и род, и характер деятельности, место запланированного пересечения линии Государственной границы России в ходе его осуществления. Обязательным для соблюдения правилом пересечения является лишь направление уведомления в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте, информации о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации.

В этих формулировках скрываются первые, сложно реализуемые на практике требования законодательства. Зачастую, особенно в плохих метеорологических условиях, капитан судна не может связаться с подразделением пограничного органа по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте для передачи информации о российском судне. Иногда отсутствие уведомления связано с непониманием должностным лицом, управляющим судном, на участке какого пограничного органа или подразделения пограничного органа он сейчас находится, и рядом иных субъективных причин (неисправные или неспособные по своим техническим характеристикам технические средства связи, личная безалаберность). По вышеперечисленным обстоятельствам суда зачастую не выполняют требования об уведомлении пограничного органа о заходе в порт, совершая внушительную совокупность отдельных составов, событий административных правонарушений;

2. В случае вынужденного пересечения Государственной границы России или вынужденного несоблюдения определенных совокупностью рассматриваемых норм права регулирующих правоотношения в рассматриваемой отрасли, капитан судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Данное требование более чем спорно в виду того, что администрация ближайшего российского морского порта не имеет полномочий, средств связи, средств оповещения за пределами порта, а зоной действия системы управления движением судов морского порта является акватория морского порта на примере морского порта Невельск. Способы и средства связи с капитаном порта, находясь вне пределов морского порта, законодательство не предусматривает.

Следовательно, законодатель требует заранее невыполнимых условий от экипажа судна, который и так оказался в сложных условиях, вызванных непреодолимыми силами.

Указанные противоречия в самих нормах, определяющих правоотношения в разбираемой отросли права, ведут к различным издержкам предпринимателей, созданию неблагоприятных конкурентных условий, загруженности судов, контролирующих и должностных лиц, и в конечном итоге формируют дальнейшие условия для социально-экономической отсталости Дальнего Востока.

Список литературы

1. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683] // «Собрание законодательства РФ», 2016. № 1. (часть II), статья 5.

2. Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа // РОСБУХ, 2015. 1027 с.

3. Чеканов В.Е. Теоретико-правовые, международно-правовые и военно-правовые проблемы формирования статуса Государственной границы Российской Федерации // Военное право, 2014. № 1.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля» от 15.08.2014 № 811 // «Собрание законодательства РФ», 2014. № 34. Ст. 4669 с изм. и доп. в ред. от 29.03.2016.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля» от 27.08.2014 № 863 // «Собрание законодательства РФ», 2014. № 35. Ст. 4777 с изм. и доп. в ред. от 29.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.