Научная статья на тему 'Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов'

Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальное партнерство / педагогическое образование / наука / общество / виды социального партнерства / стратегии управления педагогическим вузом / классификация видов партнерства / social partnership / teacher education / science / society / types of social partnership / management strategies of a pedagogical university / classification of partnership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Вероника Борисовна

Высокие темпы социально-экономических изменений в обществе и новые вызовы привели к трансформации содержания подготовки молодых специалистов в педагогическом образовании университета. В этих условиях перед современным университетом ставятся задачи активизации социального партнерства в подготовке обучающихся, способных оперативно включаться в содержание и характер профессиональной деятельности, вызванной трансформациями на рынке труда. Цель исследования – представить классификацию видов социального партнерства в педагогическом образовании университета и ее содержание. При этом разработанная классификация будет способствовать взаимодействию с другими представителями общества, а именно с рынком труда, для того чтобы осуществлять обучение, воспитание, социализацию молодых людей и их профессиональную подготовку как молодых специалистов. Методологической базой являлись системно-деятельностный и квалиметрический подходы. В работе использовался общенаучный метод анализа нормативно-правовых документов и научно-педагогической литературы в высшем образовании, а также метод «Куб Цвики», позволяющий в университетском педагогическом образовании определить стратегию управления в условиях реализации «Трех миссий университета», чтобы вузы видели свои сильные стороны, на которые они могут возлагать надежду, и выбирали намеченное стратегическое направление, которое для них станет высококонкурентным преимуществом. Для проведения педагогической экспертизы составляющих социального партнерства в подготовке обучающихся использовался метод групповых экспертных оценок, позволяющий детализировать их содержание в виде классификации подготовки обучающихся как будущих квалифицированных специалистов. Научная новизна исследования заключается в определении содержания предпринимательского, инновационного и классического партнерства при подготовке будущих педагогов. В результате представленная классификация видов социального партнерства в подготовке обучающихся позволяет определить стратегические направления деятельности при организации взаимодействия академического сообщества и рынка труда в условиях реализации «Трех миссий университета». Результаты данного исследования могут быть использованы администрацией, преподавателями вузов при организации социального партнерства с рынком труда для эффективного взаимодействия в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Вероника Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of types of social partnership in university training of future teachers

The high rates of socio-economic changes in society and new challenges have led to a transformation in the content of training for young specialists in university pedagogical education. In this context, the modern university is faced with the task of intensifying social partnership in preparing students who are able to quickly become involved in the content and nature of professional activities caused by transformations in the labor market. The purpose of the study is to present a classification of types of social partnership in university teacher education and its content. At the same time, the presented classification will facilitate interaction with other representatives of society, namely with the labor market in order to carry out training, education, socialization of young people and their professional training as young specialists. The methodological basis for determining the types and content of the classification of students in social partnership training was the systemic activity-oriented and qualimetric approaches. The work used the general scientific method of analyzing regulatory documents and scientific pedagogical literature in higher education, as well as the Zwicky Cube method, which allows to determine the management strategy in teacher education at the university in the context of the “Three Missions of the University” implementation so that universities can see their strengths, which they can rely on, and choose the planned strategic direction, which will become a highly competitive advantage for them. To conduct a pedagogical examination of the social partnership components in the training of students, the method of group expert assessments was used, which makes it possible to detail their content in the form of a classification of the training of students as future qualified specialists. The scientific novelty of the research lies in determining the content of entrepreneurial, innovative and classical partnerships in the training of student teachers. As a result, the presented classification of social partnership types in the training of students allows us to determine strategic directions of activity in the organization of interaction between the academic community and the labor market in the context of the implementation of the "Three Missions of the University". The results of this study can be used by administration and university teachers when organizing social partnerships with the labor market for effective interaction in a modern market economy and the training of future qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241015 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11015 УДК 378.1

Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов

Classification of types of social partnership in university training of future teachers

Автор статьи

L

Author of the article

Веретенникова Вероника Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Российская Федерация veronika.veretennikova.71@mail.ru ORCID: 0000-0001-7672-4724

Veronika B. Veretennikova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool Education, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation veronika.veretennikova.71@mail.ru ORCID: 0000-0001-7672-4724

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Веретенникова В. Б. Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 02. - С. 31-44. - URL:

https://e-koncept.ru/2024/241015.htm. 10.24412/2304-120X-2024-11015

DOI:

V. B. Veretennikova, Classification of types of social partnership in university training of future teachers // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 02. - P. 31-44. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241015.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11015

Поступила в редакцию Received 19.11.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.12.23

Принята к публикации Accepted for publication 26.12.23 Опубликована Published 29.02.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Веретенникова В. Б., 2024

Аннотация

Высокие темпы социально-экономических изменений в обществе и новые вызовы привели к трансформации содержания подготовки молодых специалистов в педагогическом образовании университета. В этих условиях перед современным университетом ставятся задачи активизации социального партнерства в подготовке обучающихся, способных оперативно включаться в содержание и характер профессиональной деятельности, вызванной трансформациями на рынке труда. Цель исследования - представить классификацию видов социального партнерства в педагогическом образовании университета и ее содержание. При этом разработанная классификация будет способствовать взаимодействию с другими представителями общества, а именно с рынком труда, для того чтобы осуществлять обучение, воспитание, социализацию молодых людей и их профессиональную подготовку как молодых специалистов. Методологической базой являлись системно-деятельностный и квалиметрический подходы. В работе использовался общенаучный метод анализа нормативно-правовых документов и научно-педагогической литературы в высшем образовании, а также метод «Куб Цвики», позволяющий в университетском педагогическом образовании определить стратегию управления в условиях реализации «Трех миссий университета», чтобы вузы видели свои сильные стороны, на которые они могут возлагать надежду, и выбирали намеченное стратегическое направление, которое для них станет высококонкурентным преимуществом. Для проведения педагогической экспертизы составляющих социального партнерства в подготовке обучающихся использовался метод групповых экспертных оценок, позволяющий детализировать их содержание в виде классификации подготовки обучающихся как будущих квалифицированных специалистов. Научная новизна исследования заключается в определении содержания предпринимательского, инновационного и классического партнерства при подготовке будущих педагогов. В результате представленная классификация видов социального партнерства в подготовке обучающихся позволяет определить стратегические направления деятельности при организации взаимодействия академического сообщества и рынка труда в условиях реализации «Трех миссий университета». Результаты данного исследования могут быть использованы администрацией, преподавателями вузов при организации социального партнерства с рынком труда для эффективного взаимодействия в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих квалифицированных специалистов.

Ключевые слова

Abstract

The high rates of socio-economic changes in society and new challenges have led to a transformation in the content of training for young specialists in university pedagogical education. In this context, the modern university is faced with the task of intensifying social partnership in preparing students who are able to quickly become involved in the content and nature of professional activities caused by transformations in the labor market. The purpose of the study is to present a classification of types of social partnership in university teacher education and its content. At the same time, the presented classification will facilitate interaction with other representatives of society, namely with the labor market in order to carry out training, education, socialization of young people and their professional training as young specialists. The methodological basis for determining the types and content of the classification of students in social partnership training was the systemic activity-oriented and qualimetric approaches. The work used the general scientific method of analyzing regulatory documents and scientific pedagogical literature in higher education, as well as the Zwicky Cube method, which allows to determine the management strategy in teacher education at the university in the context of the "Three Missions of the University" implementation so that universities can see their strengths, which they can rely on, and choose the planned strategic direction, which will become a highly competitive advantage for them. To conduct a pedagogical examination of the social partnership components in the training of students, the method of group expert assessments was used, which makes it possible to detail their content in the form of a classification of the training of students as future qualified specialists. The scientific novelty of the research lies in determining the content of entrepreneurial, innovative and classical partnerships in the training of student teachers. As a result, the presented classification of social partnership types in the training of students allows us to determine strategic directions of activity in the organization of interaction between the academic community and the labor market in the context of the implementation of the "Three Missions of the University". The results of this study can be used by administration and university teachers when organizing social partnerships with the labor market for effective interaction in a modern market economy and the training of future qualified specialists.

Key words

социальное партнерство, педагогическое образова- social partnership, teacher education, science, society,

ние, наука, общество, виды социального партнерства, types of social partnership, management strategies of a

стратегии управления педагогическим вузом, класси- pedagogical university, classification of partnership фикация видов партнерства

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность всем преподавателям и работодателям кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, принявшим активное участие в исследовании.

The author expresses her gratitude to all teachers and employers of the Department of Preschool Education at the Institute of Psychology and Education of Kazan (Volga Region) Federal University, who took an active part in the study.

Введение / Introduction

Согласно программе стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030» [1], приоритетом является повышение роли университетов в обеспечении

социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Решение стратегической задачи университета предоставляет будущим молодым специалистам возможность получения высшего образования и подготовки в соответствии с потребностями рынка труда для трансформации содержания высшего образования с учетом связи образования с наукой и обществом. Очевидно, что необходимо разработать соответствующую классификацию видов социального партнерства в высшем профессиональном образовании с ее функционированием для совершенствования подготовки будущих молодых специалистов в педагогическом вузе. На взгляд автора, наиболее полно сущность феномена социального партнерства в подготовке студентов - будущих педагогов в профессиональном образовании раскрывается при рассмотрении его через призму функционального и институционального подходов.

В рамках функционального подхода, на наш взгляд, следуя П. Бурдье, Дж. Коул-ману, Д. Л. Константиновскому [2-4] и другим исследователям, социальное партнерство в университете выступает в качестве системы, осуществляющей зафиксированные функции (экономическая, политическая, социального контроля, социального отбора) по отношению к обществу, и представляет канал социальной мобильности и средств социальной селекции. Социальное партнерство в образовании позволяет формировать человеческий потенциал, предоставляя возможность развития личности в соответствии с нормативно-правовыми идеалами общества на данный период времени.

Характеризуя особенности субъектов образования и их взаимоотношения, показатели их организации (в том числе социальные ценности и нормы) рассматривают в рамках институционального подхода М. Вебер, Т.В. Дуран, Н. Б. Костина [5, 6] и другие. Здесь уместно отметить, что социальное партнерство в образовании возможно исследовать через призму взаимодействия университета с другими представителями общества, а именно с культурой, наукой, с рынком труда, для того чтобы осуществлять обучение, воспитание, социализацию.

Мы понимаем в самом общем смысле термин «социальное партнерство в педагогическом образовании университета» как интегрирующий компонент, функцией которого является социально-интегративная, обеспечивающая трансформацию образования в рамках открытого для различных взаимоотношений в образовательном пространстве, для создания инноваций во благо личности и во благо социального прогресса общества.

Таким образом, актуальным является представление классификации видов партнерства в педагогическом образовании во взаимосвязи с наукой и обществом на основе «Куба Цвики», позволяющего вузам определить, какое стратегическое направление предпочтительнее выбрать при организации социального партнерства [7]. При этом классификация партнерства в подготовке основана на Московском международном рейтинге университетов для создания качественно новой системы глобальной оценки университетов мира для адекватной оценки потенциала высшей школы России, стран БРИКС и иных государств на международном рынке образования. Рейтинг распределен на три составляющие: «Образование», «Наука», «Университет и общество», а также у рейтинга есть особенность: он классифицирует три значительные стратегии любого высшего образовательного учреждения: образовательную, научную, общественную. В свою очередь, положение рейтинга утверждено в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (Постановление № 518 от 31 марта 2021 г.) [8], а именно одним из целевых индикаторов осуществления ее подпрограммы является «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования».

Цель нашей статьи - представить классификацию видов социального партнерства в педагогическом образовании университета и ее содержание, которые определены путем анализа нормативно-правовых документов, научно-педагогической литературы и обоснованы методом экспертных оценок.

Обзор литературы / Literature review

Проблемы социального партнерства в педагогическом вузе начинают активно подниматься в отечественной и зарубежной науке, рассмотрим их более подробно.

Особо хотелось отметить труд Е. А. Елисеевой [9], разработанный на базе ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», в котором представлено социальное партнерство (в нашем случае классическое партнерство). Автор рассматривает социальное партнерство в образовании через призму социализации личности при подготовке обучающихся педагогических специальностей, как компонент общей профессионально-педагогической подготовки, а именно посредством формирования социально-педагогических компетенций, необходимых для жизни в обществе. Перечислим основные необходимые социально-педагогические компетенции для повышения мотивации к взаимодействию с различными участниками социализации: готовность нести ответственность за выбор своего профессионального поведения в социальном взаимодействии; обладание основными тактиками социального партнерства (сотрудничество, кооперация, консенсус, договор, командное взаимодействие), формирование готовности у студентов к продуктивному взаимодействию с разнообразными социальными партнерами для конструктивного решения педагогически и социально значимых задач. Е. А. Елисеева разработала модель подготовки к социальному партнерству в образовании с помощью объединения теории и практической аудиторной, внеаудиторной и внеучебной профессионально-педагогической деятельности студентов. Достоинством модели является ее апробация в рамках трех стадий (ориентационно-стимулирующей, квазипрофессиональной, профессионально-деятельностной), которые основаны на реализации рабочих программ по специальностям и учебным планам для согласования аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности будущих педагогов при подготовке к социальному партнерству в образовании.

Применительно к будущим педагогам дошкольной организации заслуживает внимания работа исследователей из Великобритании [10], которые рассмотрели социальное партнерство (в нашем исследовании - классическое партнерство) для освоения знаний будущими педагогами в инклюзивном образовании. Авторы отмечают, что обучение должно основываться на следующих принципах: 1) консенсуса, обеспечивающего согласование многочисленных заинтересованных сторон партнерства, включая преподавателей вуза, педагогов дошкольных организаций, детей и их родителей, а также исследователей, для решения проблем практической подготовки; 2) интерактивного дизайна, направленного на планирование и реализацию партнерства со всеми заинтересованными сторонами для улучшения качества и функциональности взаимодействия; 3) теории и практических знаний, основанных на фундаментальных научных знаниях, обеспечивающих процесс проектирования новой системы знаний; 4) наращивания потенциала, обеспечивающего поддержку изменений в системе взаимодействия: при решении проблемных ситуаций необходимо осуществлять поиск подходов для планирования дальнейшего плана действий; 5) долговечности, обеспечивающей эффективный диалог между участниками партнерства. Это, в свою

очередь, учитывает профессиональный опыт каждого участника взаимодействия с вознаграждениями и стимулами, которые могут различаться, несмотря на союз ради общей цели. Доверие и понимание различных профессиональных контекстов требует времени. Джилл Брэкенбери и ее коллеги описали возникшую проблему при создании единого образовательного пространства партнерства: исследователи отмечают, что необходимо учитывать особенности педагогов в университетах и в образовательных учреждениях, работающих в разных контекстах, и институциональные требования, которые нужно будет принять во внимание, если партнерство собирается добиться успеха в долгосрочной перспективе.

Ученые и педагоги-практики американского государственного университета Бойсе (BSU), штата Айдахо, [11] позиционируют классическое партнерство школы и университета, основанное на теории гибридности, которая возникает с помощью передвижения различных компонентов подготовки взаимодействия «перекрестных» ролей всех субъектов учебного процесса. Вместе с тем на базе школы классный руководитель обеспечивает связь с будущими педагогами, а также назначается дополнительный представитель университета для контроля за обучающимися и сопровождения в практической подготовке в рамках кейс-метода. При этом получается, что в партнерстве школы и университета два посредника принимают и воспринимают свою работу как процесс становления будущих педагогов в педагогическом образовании. Достоинство представленного партнерства - в развитии отношений внутри и среди отдельных лиц и групп, в школах и университетах как способ познать школьный контекст и стать его частью, в том числе стать неотъемлемой частью школьной культуры.

В работе Т. Е. Макаровой [12], выполненной на кафедре дошкольного образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», представлено социальное партнерство с дошкольными образовательными организациями г. Самары и Самарской области (в нашем исследовании - классическое партнерство). Автор рассматривает социальное партнерство как сотрудничество университета и ДОО, науки и практики. Однако стоит отметить в связи с этим, что администрация ДОО предоставляет темы выпускных квалификационных работ для исследования обучающихся, при этом позволяет педагогам-практикам ДОО сопровождать экспериментальную работу будущего педагога, а также ДОО принимает статус экспериментальной площадки университета, позволяющей педагогам-наставникам повышать научно-методический потенциал и личный педагогический статус для результативного прохождения аттестации. Преимуществом этого исследования является то, что обучающимся университета предоставляется возможность осваивать практико-ориен-тированное обучение в рамках современных достижений психолого-педагогической науки и возможность применить обретенные теоретические знания в профессионально-педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Разделяя эти позиции, О. Р. Ворошнина, Ю. В. Макарова, Т. И. Сыроедова [13] и другие исследователи подтверждают, что партнерство в системе «университет - детский сад» в действительности оказывает педагогическую поддержку будущим педагогам, в том числе позволяет создавать организационно-педагогические условия для обучения на разных уровнях всех участников этого взаимодействия.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы определяет социальное партнерство как социальный институт, который выступает в современной социально-культурной реальности. При этом в партнерстве осуществляется социализация для всех участников, направленная на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной и личностной сферах.

Исходя из вышесказанного, социальное партнерство основывается на культурологическом подходе [14], когда студент признается как субъект культуры и формирование индивидуума рассматривается в процессе взаимодействия материальной культуры (образовательные отношения, связи между участниками партнерства) и духовной культуры (создаваемой и применяемой в целях приобщения к профессии для развития профессионально и культурно ориентированной личности). Данный подход стимулирует творческие и духовно-нравственные представления в развитии будущего педагога, также формируются культуросообразные компоненты и способы педагогической деятельности и т. п. При этом важным является соответствие индивидуума той культуре, в ходе которой осуществляется его образование в условиях социального партнерства. В случае с социокультурным подходом в социальном партнерстве важно учитывать преимущества социокультурного пространства, предопределяющего возможности региона и региональной системы профессионального образования с учетом запросов рынка труда [15]. Кроме этого педагоги проводят обучение, опираясь на различные навыки, интересы, опыт и культуру обучающихся, на основе контекстного подхода, обеспечивающего связь с реальным миром [16, 17]. В зарубежных социально-педагогических исследованиях контекстный подход, например, применяют для изучения отношений между субъектами образовательного процесса и социальным миром, что также позволяет осуществить оценку социокультурного влияния на их развитие (URL: https://courses.lumenlearning.com/adolescent/chapter/contextual-approach/). В нашем исследовании мы солидарны с учеными Д. Кинг, С. Хендерсон, отмечающими, что контекстно ориентированное обучение в вузе как целенаправленный подход способствует объединению научных концепций и контекста реального мира, обеспечивает повышение интереса у студентов к науке, в том числе к усвоению и пониманию ими научных основ профессиональной деятельности [18].

В исследовании А. Л. Дугарова [19] на кафедре социальной политики, психологии и педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» представлено социальное партнерство (в нашем исследовании - предпринимательское партнерство). Автор четко описывает социальное партнерство как фактор модернизации профессионального образования в регионе. А. Л. Дугаров рассматривает его как активное взаимодействие с внешней средой в виде осуществления в регионе политики государства, в области профессионального образования, а также как особый тип образовательного учреждения со всеми субъектами регионального рынка труда, его институтами (в том числе со всеми органами управления, а именно с государственными структурами). Исследователь считает, что механизмом социального партнерства в профессиональном образовании региона является взаимодействие образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, его институтами, органами управления, общественными объединениями, формирование правил, норм партнерства (в нашем исследовании - в «предпринимательском» направлении). В исследовании использовался деятель-ностный подход, представляющий профессиональную деятельность перед будущим специалистом в рамках нормативно одобренного способа деятельности, и, что особенно важно для нашей работы, в процессе освоения профессии индивидуум преобразует нормативный способ деятельности в индивидуальный. Комплексный подход направлен на взаимодействие социальных партнеров в образовательном учреждении, а именно внутреннее предпринимательское партнерство (с попечительскими советами, советами общественных организаций в образовательном учреждении, администрации), и на управленческом уровне разрабатывание нормативно-правовой базы взаимодействия партнеров.

Системный подход предназначен для взаимосвязи государственно-общественного управления с системой профессионального образования на разных уровнях (федерального, регионального, муниципального, образовательного учреждения).

В исследовании Ф. Т. Далиевой [20], проведенном на кафедре дошкольного обучения и воспитания педагогического факультета Таразского государственного педагогического института (ТарГПИ), представлено социальное партнерство (в нашем исследовании - предпринимательское партнерство). Автор акцентирует внимание на концепции дуальной системы образования, которая обеспечивает становление социального партнерства и формирование механизмов взаимодействия факультета и работодателей рынка труда, а также дает реализацию социально-культурной направленности будущим педагогам дошкольной организации. Ф. Т. Далиевой при содействии департамента образования ТарГПИ были даны рекомендации для дошкольных организаций по продвижению концепции дуального обучения, а также были разработаны требования к дошкольным организациям, с которыми были заключены договоры на реализацию практической подготовки и методики преподавания дуального образования. Достоинством представленной концепции дуального обучения являются ее интегративные методологические основания, такие как аксиологический подход, обеспечивающий формирование у обучающихся гуманистических и культурных ценностей; онтологический подход, способствующий осуществлению компе-тентностного подхода; технологический подход, направленный на проектирование образовательного процесса для реализации профессиональной социально-культурной деятельности в социально-профессиональных отношениях. По нашему мнению, эта направление относится к предпринимательскому партнерству, так как предпринимательское партнерство обеспечивает логичное целеполагание образовательного процесса на всех этапах обучения в вузе, выбор стратегических ориентиров на основе нормативно-правовой базы, выстраивание работы в соответствии с поставленными задачами интегрированных программ, а также профессиональной подготовки обучающихся, должно отвечать республиканским и европейским стандартам. Автором выстроена система получения дуальных знаний обучающимися: теоретические знания - в педагогическом институте; практико-ориентированная подготовка - в дошкольной организации. При этом на основе учебной программы Ф. Т. Далиева структурировала практику и теорию на все четыре года обучения, что позволило сформировать предпринимательскую корпоративную культуру в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих специалистов для дошкольных организаций в новой дуальной системе управления, которая является эффективным механизмом социального партнерства в образовании.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы с точки зрения предпринимательского партнерства определяет, что будущие педагоги как специалисты востребованы на рынке труда с позиции подготовки квалифицированных кадров для нужд экономики в дуальной системе управления. Организаторы предпринимательского партнерства устанавливают как приоритет экономические выгоды, которые основываются на развитии образования и науки.

В исследовании Е. А. Козыревой [21], осуществленном на базе ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», представлено социальное партнерство (в нашем исследовании - инновационное партнерство). Автор представляет социальное партнерство как интегративную детерминанту в осуществлении условия регионализации

профессионального образования, обеспечивая возможность трансформации университетского образовательного кластера региона, в котором реализуются образовательные программы в соответствии с ФГОС. Е. А. Козырева разработала инновационную кластерную модель профессионального образования в рамках системного подхода, преду сматри-вающую реализацию принципа диверсификации в условиях социального партнерства. Одной из составляющих модели является кластер социального партнерства как важный интегрирующий компонент, функция которого - осуществление учебных программ в рамках принципа регионализации, удовлетворение кадровых и социально-экономических потребностей региона. Также в модели представлен кластерный подход к профессиональному развитию и воспитанию как культурно-досуговая и социально-воспитательная сфера, способная создать условия для определения и поддержки одаренной и талантливой молодежи в области науки так, чтобы обеспечивать совершенствование социального партнерства с различными представителями государственной власти и общественными организациями. Для развития человеческого капитала будущего специалиста в модели презентуется кластер интеллектуального капитала, обеспечивающий формирование и развитие интеллектуальной сферы, направленной на приумножение, развитие интеллектуального капитала, а также генерирование и аккумуляцию научно-технических инноваций для мобилизации инвестиций в инновации университета. Достоинством реализации модели является динамика структурно-функциональных параметров функционирования регионального комплекса в рамках его кластеризации в организованном социальном партнерстве, обеспечивающего совершенствование социально организованных составляющих высшего образования (в том числе обновление возможностей кластерного проектирования регионального университетского комплекса).

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что инновационное партнерство реализует научную и образовательную деятельность на основе инновационных технологий и принципов управления, тем самым будут учтены перспективные потребности на будущем рабочем месте в общественной деятельности как на федеральном уровне в соответствии с ФГОС ВО 3++ [22], так и на уровне конкретного региона. Итак, инновационный подход направлен, в нашем случае, на трансформацию системы управления университетом, который будет способствовать продвижению и внедрению инноваций для создания организационно-управленческих условий с использованием методов принятия решений, при которых появляется эффективность инновационной деятельности и реализации кадровой политики.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в социальном партнерстве целесообразно использовать комплексный подход, обеспечивающий взаимодействие участников партнерства в образовательных учреждениях. Данный подход обеспечивает реализацию внутреннего партнерства через администрацию образовательных учреждений, например ученые советы или советы общественных организаций. В связи с этим в предлагаемой статье представленная классификация видов социального партнерства в подготовке будущих педагогов согласована со стратегиями университета «Образование», «Наука» и «Общество» в условиях реализации «Трех миссий университета». На наш взгляд, детализация и сопоставление данных с видами социального партнерства позволяют более аргументированно отслеживать взаимодействие с внешней средой, рынком труда в университетской подготовке будущих педагогов дошкольных организаций.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Предлагаемая классификация видов социального партнерства в подготовке студентов базируется на концептуальных положениях системно-деятельностного и ква-лиметрического подходов.

Системно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Б. Рубинштейн [23, 24] и др.) в классификации видов социального партнерства в подготовке будущих педагогов рассматривается как гибкая система взаимодействия преподавателя, обучающего и работодателя, учитывающая основные направления деятельности педагогического образования университета: образовательное, научно-исследовательское и общественное - в условиях реализации «Трех миссий университета».

В рамках квалиметрического подхода (О. Ф. Шихова, Ю. А. Шихов [25] и др.) в нашем исследовании используется метод групповых экспертных оценок. Он применялся при проведении педагогической экспертизы для аргументированного выбора видов и содержания классификации партнерства в педагогическом образовании университета с привлечением в качестве экспертов преподавателей Института психологии и образования Казанского (Приволжского) университета и работодателей дошкольных образовательных организаций города Казани в количестве 30 человек.

Классификация видов социального партнерства представлена посредством адаптированной трехмерной матрицы диагностирования видов партнерства в педагогическом образовании университета на основе «Куба Цвики». Матрица «Куба Цвики» представляет собой морфологический анализ - метод решения задач подготовки студентов в условиях социального партнерства (признаки, характеризующие структуру партнерства); последующее систематизированное получение сочетаний, реализующих различные методы, формы, способы получения образования. Грани куба представляют три стратегических направления деятельности в университете: образовательное, научное и общественное (см. рисунок).

о

69 h

u «

в

ю О

Выбор стратегического направления деятельности социального партнерства в университетской подготовке

При этом каждая грань «Куба Цвики» разделяется в зависимости от того, представляет ли она то или иное стратегическое направление деятельности, а именно имеет ли она стратегический приоритет либо второстепенность для видов классификации в социальном партнерстве в университетском педагогическом образовании (обозначим приоритет знаком «плюс», второстепенность - знаком «минус»).

Результаты исследования / Research results

Фрагмент одной из анкет, используемых для опроса экспертов, представлен в таблице. В пояснительной записке к анкете для респондентов было задание: «Определите виды и содержание классификации видов партнерства в педагогическом образовании университета. Просим Вас в колонке 1 ознакомиться со стратегиями университета, в колонке 2 представлены виды и содержание социального партнерства в подготовке обучающихся. Ваше мнение выразите в таблице, поставив в колонке 3 знак "+", если Вы согласны с выделением данного вида и приведенным в колонке 2 обоснованием его выбора; знак "-", если не согласны; знак "?", если сомневаетесь в ответе. Ваши замечания, предложения и дополнения изложите в колонке 4 "Примечание"».

Анкета для опроса экспертов в определении видов и содержания классификации видов партнерства в подготовке в педагогическом образовании

университета (фрагмент)

Стратегия униве рситета Виды социального партнерства Мнение эксперта «+»/ «-» Примечание

Образование Наука Общество

+ + + Предпринимательское партнерство Активное взаимодействие с внешней средой (государственными структурами и т. д.). При этом внутренняя система организации работы включает: процесс управления, структурные элементы развития, включает в процесс трансформации базовые академические единицы вуза, трансформирована во внутреннюю корпоративную культуру в «предпринимательском» направлении

Инновационное партнерство В основе деятельности лежит создание инноваций как конечного результата интеллектуальной деятельности обучающихся. Ключевой функцией является процесс передачи знаний, опыта представителям рынка труда и органам власти с целью развития инновационной деятельности в данных структурах и генерации идей, инноваций на основе полученного опыта образования, науки и общества

+ + Классическое партнерство Рассматривается через призму социализации личности обучающегося, то есть формирования навыков и компетенций, необходимых для жизни в обществе. При этом профессиональная подготовка осуществляется в системе естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических предприятий, ведущих фундаментальную научно-исследовательскую деятельность, воспитательную и культурно-просветительскую работу в вузе и регионе

Экспертиза показала: анализ методом «Куб Цвики» позволяет в педагогическом образовании университета определить, какое стратегическое направление предпо-

чтительнее выбрать при организации социального партнерства в подготовке будущих молодых специалистов. Полученные данные представляют следующую классификацию видов социального партнерства в педагогическом образовании.

Классическое партнерство обеспечивает взаимодействие участников на основе соглашения о сотрудничестве вуза и рынка труда, в котором будущий педагог рассматривается как субъект социокультурного пространства, для формирования знаний, умений, навыков и компетенций для развития профессионально и культурно ориентированной личности в процессе социализации на всех этапах обучения для обеспечения каждому обучающемуся возможности обучаться на последующих ступенях образования или осуществлять профессиональную деятельность в дошкольной организации.

Предпринимательское партнерство является главным элементом региональной экономики, которое реализует функции интегратора, инноватора, способствующие проектированию грамотной организации трансфера технологий и формированию предпринимательской корпоративной культуры в едином образовательном пространстве вуза с рынком труда.

Инновационное партнерство направлено на создание инновационной университетской инфраструктуры на основе инновационных технологий и принципов стратегического управления, а именно претворения этих принципов в обществе. В связи с этим принципы управления инновациями являются конструктивистскими, и участники партнерского взаимодействия конструируют свое будущее, в том числе будущее общества. При этом в образовательном процессе применяются современные средства и формы обучения, а также повышается доля проектной работы и практической подготовки на рынке труда для создания инновационной среды.

Обобщим вышесказанное: классификация видов партнерства в педагогическом образовании при подготовке студентов - будущих педагогов свидетельствует о пригодности для воплощения актуальных теоретических и методологических возможностей, которые позволяют изучить феномен социального партнерства целостно (комплексно). Здесь же добавим, что многие университеты, которые реализуют социальное партнерство, не могут быть отнесены полностью к тому или иному виду партнерства. Лишь некоторые позиционируют конкретно, по какому пути они будут совершенствоваться. Однако рекомендуем определить стратегические приоритеты и сосредоточиться на имеющихся ограниченных ресурсах. Так или иначе для университета необходимо видеть свои сильные стороны, на которые он может возлагать надежду, которая в намеченном направлении станет их высококонкурентным преимуществом.

Заключение / Conclusion

Настоящее исследование представляет классификацию видов социального партнерства в подготовке студентов в педагогическом образовании, которая обеспечивает трансформацию внутренней среды образовательного процесса и модификацию взаимодействия с внешней средой - рынком труда - в условиях реализации «Трех миссий университета».

Практическая значимость описанных в статье результатов педагогической экспертизы состоит в том, что они представлены в виде переосмысления миссии университетов с учетом реалий трансформирующегося в социально-экономическом развитии общества, а именно в условиях территориальной неоднородности ресурсов академического сообщества, обучающихся и работодателей, в том числе с учетом специфики регионов России. Выбор стратегического направления активизации социального партнерства в

подготовке будущих молодых специалистов в университете обеспечивает ориентиры своего развития в контексте определения подходов к собственной миссии.

Ссылки на источники / References

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования» до 2030 года: Постановление Правительства Российской Федерации № 1701 от 07 октября 2021 г. - URL: http://educomm.iro.perm.ru/groups/sovremennoe-vospitanie/docs/gosudarstvennaya-programma-rf-razvitie-obrazovaniya

2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2005. - № 3. - С. 60-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - Т. 3. -С. 121-139.

4. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская. - М., 2015. - С. 18.

5. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - 1990. - С. 666.

6. Дуран Т. В., Костина Н. Б. Институциональный изоморфизм в университетском образовании // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. - Екатеринбург, 2019. - С. 841-848.

7. Сорокин С. Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Архангельск, 2020. - 35 с.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации» от 31 марта 2021 г. № 518: постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400544870/

9. Елисеева Е. А. Подготовка будущих педагогов к социальному партнерству в образовании: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013. - 162 с.

10. Brackenbury G. et al. School-university partnerships: a model for knowledge co-creation for inclusive education. -Research Brief, 2022. - 16 p.

11. Carter H. et al. Finding our Place in the Third Space: The Authority of Not Knowing as Becoming in School-University Partnership Work // School-University Partnerships. - 2019. - C. 95-105.

12. Макарова Т. Е. Социальное партнерство «ДОО - педагогический вуз» как условие подготовки практико-ориентиро-ванного воспитателя детского сада // Цифровое общество в контексте развития личности. - 2016. - С. 101-105.

13. Ворошнина О. Р., Гаврилова Е. В., Прозументик О. В. Социальное партнерство в подготовке педагогических кадров для системы образования: актуальные направления и формы // Пермский педагогический журнал. -2021. - № 12. - С. 31-38.

14. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика». - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 254 с.

15. Кононова И. В. Управление развитием учреждения среднего профессионального образования на основе социального партнерства: дис. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2015. - 224 с.

16. Ortiz Jaramillo I. et al. Diseño de bootcamp de programación y pensamiento computacional con enfoque transdis-ciplinar. - 2022. - 78 p.

17. Nidar E., Lumanlan A. Development and Validation of Contextualized Learning Module in Science 7. - Available at SSRN 4148448. - 2021. - Р. 90-102.

18. King D., Henderson S. Context-based learning in the middle years: achieving resonance between the real-world field and environmental science concepts // International Journal of science education. - 2018. - Vol. 40. - № 10. - P. 1221-1238.

19. Дугаров А. Л. Социальное партнерство как фактор модернизации профессионального образования в регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2012. - 22 с.

20. Далиева Ф. Т. Дуальная форма профессионального образования как продукт социального партнерства // Гылыми-педагогикалык,. - 2015. - С. 80.

21. Козырева Е. А. Роль социального партнерства при проектировании регионального университетского комплекса профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Дону, 2018. - 28 с.

22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ М-ва образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121. - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38753

23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. - М.: Книга по требованию, 2021. - 392 с.

24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство Питер, 2019. - 705 с.

25. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. - 2020. - Т. 15. - № 4. - С. 80-98.

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitiya obrazovaniya" do 2030 goda: Post-anovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 1701 ot 07 oktyabrya 2021 g [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education " until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1701 dated October 07, 2021]. Available at: http://educomm.iro.perm.ru/groups/sovremennoe-vospi-tanie/docs/gosudarstvennaya-programma-rf-razvitie-obrazovaniya (in Russian).

2. Burd'e, P. (2005). "Formy kapitala" [Forms of capital], Ekonomicheskaya sociologiya, № 3, pp. 60-74 (in Russian).

3. Koulman, D. (2001). "Kapital social'nyj i chelovecheskij" [Social and human capital], Obshchestvennye nauki i sov-remennost', t. 3, pp. 121-139 (in Russian).

4. Konstantinovskij, D. L., Abramova, M. A., & Voznesenskaya, E. D. (2015). Novye smysly v obrazovatel'nyh strategi-yah molodezhi: 50 let issledovaniya [New meanings in youth educational strategies: 50 years of research], Moscow, p. 18 (in Russian).

5. Veber, M. (1990). Izbrannye proizvedeniya [Selected works], p. 666 (in Russian).

6. Duran, T. V., & Kostina, N. B. (2019). "Institucional'nyj izomorfizm v universitetskom obrazovanii" [Institutional isomorphism in university education], Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya, Ekaterinburg, pp. 841-848 (in Russian).

7. Sorokin, S. E. (2020). "Tret'ya missiya" universitetov: social'no-filosofskij analiz [The "Third Mission" of universities: socio-philosophical analysis]: avtoref. dis.... d-ra filos. nauk, Arhangel'sk, 35 p. (in Russian).

8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Nauchno-tekhnicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii" ot 31 marta 2021 g. № 518: postanovleniem Pravitel'stva RF ot 29 marta 2019 g. № 377 [On approval of the state program of the Russian Federation "Scientific and technological development of the Russian Federation" dated March 31, 2021 No. 518: by Decree of the Government of the Russian Federation dated March 29, 2019 No. 377]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400544870/ (in Russian).

9. Eliseeva, E. A. (2013). Podgotovka budushchih pedagogov k social'nomu partnerstvu v obrazovanii [Preparing future teachers for social partnership in education]: dis. ... kand. ped. nauk, Izd-vo Saratovskogo un-ta, Saratov, 162 p. (in Russian).

10. Brackenbury, G. et al. (2022). "School-university partnerships: a model for knowledge co-creation for inclusive education", Research Brief, 16 p. (in English).

11. Carter, H. et al. (2019). Finding our Place in the Third Space: The Authority of Not Knowing as Becoming in School-University Partnership Work, School-University Partnerships, pp. 95-105 (in English).

12. Makarova, T. E. (2016). "Social'noe partnerstvo "DOO - pedagogicheskij vuz" kak uslovie podgotovki praktiko-ori-entirovannogo vospitatelya detskogo sada" [Social partnership "Preschool educational institution - pedagogical university" as a condition for training a practice-oriented kindergarten teacher], Cifrovoe obshchestvo vkontekste razvitiya lichnosti, pp. 101-105 (in Russian).

13. Voroshnina, O. R., Gavrilova, E. V., & Prozumentik, O. V. (2021). "Social'noe partnerstvo v podgotovke pedagog-icheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya: aktual'nye napravleniya i formy" [Social partnership in the training of teaching staff for the education system: current directions and forms], Permskij pedagogicheskij zhurnal, № 12, pp. 31-38 (in Russian).

14. Kraevskij, V. V. (2008). Obshchie osnovy pedagogiki [General fundamentals of pedagogy]: ucheb. posobie dlya stu-dentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti "Pedagogika", 4-e izd., ster, Akademiya, Moscow, 254 p. (in Russian).

15. Kononova, I. V. (2015). Upravlenie razvitiem uchrezhdeniya srednego professional'nogo obrazovaniya na osnove social'nogo partnerstva [Managing the development of a secondary vocational education institution based on social partnership]: dis, Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gercena, 224 p. (in English).

16. Ortiz Jaramillo, I. et al. (2022). Diseño de bootcamp de programación y pensamiento computacional con enfoque transdisciplinar [Programming and computational thinking bootcamp design with a transdisciplinary approach], 78 p. (in Spanish).

17. Nidar, E., & Lumanlan, A. (2021). Development and Validation of Contextualized Learning Module in Science 7, pp. 90-102 Available at: SSRN 4148448 (in English).

18. King, D., & Henderson, S. (2018). "Context-based learning in the middle years: achieving resonance between the real-world field and environmental science concepts", International Journal of science education, vol. 40, № 10, pp. 1221-1238 (in English).

19. Dugarov, A. L. (2012). Social'noe partnerstvo kak faktor modernizacii professional'nogo obrazovaniya v regione [Social partnership as a factor in the modernization of vocational education in the region]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Chita, 22 p. (in Russian).

20. Dalieva, F. T. (2015). "Dual'naya forma professional'nogo obrazovaniya kak produkt social'nogo partnerstva" [Dual form of vocational education as a product of social partnership], Fylymi-pedagogikalyk, p. 80 (in Russian).

21. Kozyreva, E. A. (2018). Rol' social'nogo partnerstva pri proektirovanii regional'nogo universitetskogo kompleksa professional'nogo obrazovaniya [The role of social partnership in the design of a regional university complex of professional education]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Rostov n/Donu, 28 p. (in Russian).

22. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie: prikaz M-va obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 121 [On the approval of the Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 22, 2018 No. 121]. Available at: https://minjust.consultant.ru/docu-ments/38753 (in Russian).

23. Leont'ev, A. N. (2021). Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: v 21. T. 1 [Selected psychological works: in 2 volumes. V. 1], Kniga po trebovaniyu, Moscow, 392 p.

24. Rubinshtejn, S. L. (2019). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology], Izdatel'stvo Piter, St. Petersburg, 705 p. (in Russian).

25. Veretennikova, V. B., Shihova, O. F., & Shihov, Yu. A. (2020). "Pedagogicheskaya ekspertiza struktury i soderzhaniya professional'nyh kompetencij budushchih pedagogov sistemy doshkol'nogo obrazovaniya" [Pedagogical examination of the structure and content of professional competences of future teachers in the preschool education system], Obrazovanie isamorazvitie, t. 15, № 4, pp. 80-98 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.