УДК 1
Шабайкин Александр Юрьевич
соискатель кафедры философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета «МАМИ»
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Shabaykin Alexander Yurievich
PhD applicant, Philosophy and Psychology Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)
CLASSIFICATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Аннотация:
В статье выявляются, определяются и детально анализируются основные виды организационноуправленческой деятельности: познавательная, проективная, стимулирующая и воспитательная. В работе устанавливается взаимоотношение организационно-управленческой деятельности и политической деятельности. Рассматриваются общие черты указанных видов деятельности, отмечается их специфика и качественная определенность.
Ключевые слова:
организационно-управленческая деятельность, познавательная деятельность, проективная деятельность, стимулирующая деятельность, воспитательная деятельность, виды организационно-управленческой деятельности.
Summary:
The article reveals, defines and analyzes in detail the main types of organizational and management activities: cognitive, projective, promotional and educational. The author establishes correlation between the management and organizational activities and the political activities. The similarities of these activities, their specificity and features are discussed.
Keywords:
organizational and managerial activities; cognitive activity, projective activities, promotional activities and educational activities as kinds of organizational and management activities.
Организационно-управленческая деятельность, будучи особым видом социальной деятельности, состоит из комплекса видов деятельности, специфика которых составляет их качественную определенность, отличающую их друг от друга. Подтверждением этому служит выделение многими исследователями так называемых функций управления, которые хотя зачастую и переплетаются друг с другом, однако по содержанию продолжают оставаться отличными друг от друга.
В качестве примера можно привести выделение пяти функций управления (планирование, организация, командование, координация, контроль) еще в А. Файолем в его административной теории управления [1]. Наряду с функциями управления Файоль выделил ряд принципов управления. К ним он отнес дисциплину, единство руководства, подчинение общей цели, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, стабильность персонала, корпоративный дух и некоторые другие. В отличие от функций, являющихся обязательными элементами, принципы по Файолю выступают в качестве постоянно пополняющегося перечня положений, обобщающих практику руководителя. Принципы управления конкретны и зависят от ситуации. Функции составляют так называемую науку администрирования, а принципы - его искусство.
Еще одним примером служит также выделение четырех функций управления (выработка и принятие управленческого решения; организация; регулирование; учет и контроль) советским исследователем в области управленческой проблематики В.Г. Афанасьевым [2]. Выделение функций управления оказалось весьма плодотворным, так как существенно способствовало углублению познания содержания и процессов управленческой деятельности. Достаточно указать на интенсивное развитие специальной теории выработки и принятия управленческих решений, которая обогащает представления об управлении и имеет практическое значение [3; 4; 5; 6; 7].
Вполне оправданным в этой связи является разделение такого вида деятельности, как организационно-управленческая деятельность, на составляющие ее элементы (виды). В результате социально-философского анализа организационно-управленческой деятельности можно выделить несколько ее основных видов. К их числу относятся познавательная, проективная, стимулирующая и воспитательная деятельность. Познавательная деятельность является таким видом организационно-управленческой деятельности, который ориентирован на перспективные познавательные цели и эффективные средства их достижения. В последние десятилетия в усло-
виях построения информационного общества познавательная деятельность начинает приобретать особое значение в связи со становлением новой философско-методологической парадигмы современной науки [8; 9]. Познавательная деятельность осуществляется большей частью в ходе аналитической работы, синтетические ее процессы завершаются уже на стадии прогнозирования и ограничиваются нормативными прогнозами, с которых и на основе которых начинаются процессы осуществления проективной деятельности.
Проективная деятельность включает в себя прогнозирование, собственно проектирование, программирование, а также планирование-регулирование со всеми его этапами: генеральное, долгосрочное, перспективное - стратегическое, текущее и оперативное. При этом принципиально важно иметь в виду, что построение социально-ориентированной рыночной экономики и освоение многообразных рыночных механизмов, рыночной инфраструктуры в целом никак не может умалить роли планирования и всей проективной деятельности в целом. Это связано с тем, что именно реальная возможность целенаправленно проектировать и планировать формы, содержание, пропорции и темпы развития общества, его различных сфер и компонент суть магистральный путь общественного развития. При этом важным выступает требование усиления комплексного подхода ко всем видам проективной деятельности.
Собственно проектирование заключается в предварительном организационно-функциональном создании прототипов предполагаемых социальных объектов как своего рода социальных систем со всеми компонентами, которые должны входить в них. Например, проектирование целей и организационно-функциональных структур государственных организаций, фирм, производственных коллективов, учреждений науки и образования, включая создание из повторяющихся с определенной периодичностью событий в их функционировании различных конструктов, в рамках которых протекают тем или иным способом регулируемые процессы. Временные интервалы этапов каждого из подвидов проективной деятельности зависят от информационного и нормативного обеспечения системы проективной деятельности и ряда других факторов. Определение их оптимумов на основе результатов практики должно обязательно дополняться специальными исследованиями. Эти исследования должны проектироваться в такой системе, которая более полно позволяла бы осуществить их сводимость, интеграцию на общей временной оси.
Стимулирующая деятельность - еще один из важнейших видов организационно-управленческой деятельности. Стимулирующая деятельность в самом общем случае представляет собой деятельность по активизации усилий на эффективную и качественную реализацию результатов проективной деятельности, то есть прогнозов, проектов, программ, планов. Она включает в себя в качестве необходимых компонент, во-первых, учетно-отчетно-аналитическую деятельность, базирующуюся на системе учета, анализа и отчетности. Во-вторых, контрольную деятельность, базирующуюся на системе планового и непланового (с использованием элемента внезапности) контроля. В-третьих, нормативно-оценочную деятельность, базирующуюся на развитой системе норм и нормативов, количественных и качественных оценок деятельности индивидов и сообществ, разрабатываемой на основе системы общих и специфических критериев. Наконец, собственно стимулирующую деятельность, базирующуюся на системе рычагов и материальных и моральных, позитивных и негативных методов стимулирования (в том числе прибыли, цены, налога, кредита, премии и других рычагов и методов материального стимулирования, позитивных, негативных и других методов морального стимулирования). Недостаточная разработанность проблем стимулирующей деятельности снижает эффективность проективной деятельности, существенно сдерживает и даже тормозит разработку ее тематики. Незначительное перераспределение сил и средств (прежде всего научно-исследовательских) из системы проективной деятельности в систему стимулирующей деятельности станет весьма целесообразной мерой по повышению качества организационно-управленческой деятельности в целом.
Важной в рамках организационно-управленческой деятельности является разработка комплектов типовых структур проектов, программ, планов, типовых алгоритмов и процедур их разработки, учета и контроля их реализации на основе предварительно выработанной иерархической системы критериев, параметров, показателей как прогнозных-программных-плановых, так и учетно-отчетных и оценочных, интегральных и дифференцированных.
В целях экономии сил, времени и обеспечения должного качества результатов целесообразно разработку общих видов и форм инструментария осуществить методом координационных планов (с использованием программ целевого и сетевого методов) в федеральном масштабе, а разработку специфических видов и форм инструментария осуществить в масштабах отраслей. Так, в частности, правомерно предположить, что при выработке комплекса систем показателей в них окажется больше общего, нежели специфического. Именно потому научный поиск в этом направлении в целях исключения неоправданного дублирования и параллелизма должен быть по общим
моментам сконцентрирован при Совете министров - Правительстве Российской Федерации, а в министерствах, ведомствах, объединениях и местных органах - по специфическим моментам.
Неотъемлемым, чрезвычайно важным видом организационно-управленческой деятельности является воспитательная деятельность. Воспитание у личности и социальных общностей убежденности как сплава знаний, убеждений и практического действия, устремленности к высоким общественным идеалам и целям, подлинно творческого отношения к труду, к одолению трудностей, выступает ее важнейшей задачей.
Велики достижения российского общества в таком виде организационно-управленческой деятельности, как воспитательная деятельность, которая осуществляется на основе национальных традиций, того лучшего, что добыто предшествующими поколениями, однако еще более велики и поистине неисчерпаемы ее резервы. В этой связи уместно вспомнить, что воспитание как сложный специфический процесс целенаправленного, систематического формирования личности характеризуется непрерывностью не только по отношению к той или иной определенной личности, но и по отношению к обществу в целом.
Человечество за всю свою длительную историю накопило огромный опыт воспитательной деятельности. Им надо разумно воспользоваться. В целях системного обобщения и эффективного использования этого опыта необходим комплекс целенаправленных исследований по специальной заранее разработанной программе с обязательным соблюдением условия рассмотрения воспитательной деятельности не вообще как таковой, в широкой ее трактовке, а в суженном, более направленном варианте - в рамках организационно-управленческой деятельности.
Не претендуя на полноту анализа сущности, состояния и перспектив, а тем более структуры содержания и процесса воспитательной деятельности, позволим себе высказать некоторые соображения, из которых станет ясной и целесообразность выдвижения вышеупомянутого условия.
Воспитательная деятельность - это огромная, относительно самостоятельная область деятельности, причем настолько огромная и настолько самостоятельная, что в силу центробежных тенденций она вот-вот целиком отпочкуется от организационно-управленческой деятельности. Симптомы этой опасности уже имеются. Зачастую и в теории, и в практике организационноуправленческая деятельность существует сама по себе, а воспитательная - сама по себе. К сожалению, в последние два десятилетия в работах по анализу функций управления их авторы не находят места в структуре функций управления воспитательной деятельности. Одна только такая функция, как контроль, указывает на ее присутствие в воспитательной деятельности. Но ведь контроль - это только один из элементов воспитания.
На практике из-за резкого увеличения общего объема организационно-управленческой деятельности, прежде всего ее оперативной составляющей, руки у штатного руководства (администрации) до воспитательной деятельности во многом не доходят. В большинстве организаций функция управления воспитательной деятельностью отдана на откуп непрофессионалам. При этом забывается, что воспитательный процесс требует длительных, систематических усилий. Все больше организационно-управленческая деятельность понимается как управление, в подходе к которому начинает преобладать технократический момент. Все меньше остается времени и сил на заботы о моральных последствиях быстротечных организационно-управленческих решений и действий. Вместе с тем, правильное осуществление организационно-управленческой деятельности невозможно без наиболее полного осуществления такого важнейшего ее вида, как воспитательная деятельность.
Воспитательная деятельность пронизывает все остальные виды организационно-управленческой деятельности и является своего рода основой для них, а в совокупности с познавательной деятельностью - основой для организационно-управленческой деятельности в целом, в известной мере определяя устойчивость последней. Это особенно видно при рассмотрении взаимосвязи воспитательной деятельности со стимулирующей деятельностью и познавательной деятельности с проективной деятельностью. Проективная деятельность и стимулирующая деятельность базируются на своих основаниях - на познавательной деятельности н на воспитательной деятельности соответственно.
В пользу того, что воспитательная деятельность является неотъемлемой частью организационно-управленческой деятельности, говорит уже простое, несистематизированное перечисление ряда разнородных компонент самой воспитательной деятельности и ее результатов. К их числу можно отнести мировоззренческую деятельность и такие качества, формируемые воспитательной деятельностью, как убежденность, стойкость, ответственность, дисциплина, организованность, порядок, исполнительность, готовность к выполнению своего долга, своих обязанностей. Все эти качества очень важны для организационно-управленческой деятельности. И все они составляют содержание процесса или результата воспитательной деятельности. Невключение воспитательной
деятельности в арсенал средств организационно-управленческой деятельности просто лишит ее своей сердцевинной социальной сути и сделает ее в подлинном смысле невозможной.
Возвращаясь к дальнейшему рассмотрению вопроса взаимосвязи и взаимодействия видов организационно-управленческой деятельности, представляется важным подчеркнуть, что, наряду с взаимосвязью и взаимодействием между собой познавательной и проективной и воспитательной и стимулирующей деятельности соответственно, существует, подобно рассмотренной нами ранее взаимосвязи между проективной и стимулирующей деятельностью, и тесная взаимосвязь между воспитательной и познавательной деятельностью. Эти два вида деятельности также выступают в неразрывном единстве. Это и понятно, так как воспитание всегда было неотделимо от познания, от обучения.
Из факта неразрывности единства познавательной и воспитательной деятельности вытекает второй вывод о том, что совместное решение задач этих двух видов деятельности, равно как и совместное проектирование их форм в рамках единой целостной системы форм организационно-управленческой деятельности, необходимо.
Таким образом, система видов организационно-управленческой деятельности выступает в качестве диалектического единства двух подсистем, каждая из которых, в свою очередь, представляет целостную совокупность свойственных ей видов организационно-управленческой деятельности, а именно - совокупность проективной и стимулирующей деятельности и совокупность познавательной и воспитательной деятельности. Причем каждая из частей одной подсистемы тесно связана с соответствующей частью другой подсистемы. А именно - проективная деятельность с познавательной деятельностью и стимулирующая деятельность - с воспитательной деятельностью. Важно еще подчеркнуть и то, что из двух подсистем первая подсистема - подсистема проективной и стимулирующей деятельности - выступает более динамичной и деятельной, своего рода ведущей подсистемой в общей системе видов организационно-управленческой деятельности.
Такова структура видов организационно-управленческой деятельности. При этом членение организационно-управленческой деятельности на виды по содержанию и по процессу не означает, что в содержательных моментах не присутствуют процессуальные моменты, а в процессуальных моментах содержательные ее моменты. Напротив, в известном смысле можно утверждать, что организационная и управленческая деятельность, учитывая специфику их содержания, определяет и структуру процесса, поскольку прежде чем управлять, необходимо организовать некоторую систему форм, системно-структурных образований, в которых могли бы протекать управленческие процессы. Также можно утверждать и то, что видами организационноуправленческой деятельности является, следуя логической схеме ее процесса, во-первых, познавательная деятельность как специфическая социально-познавательная деятельность, в ходе которой вырабатываются определенные идеи и осуществляется формирование идеалов и целей. Во-вторых, проективная деятельность как система деятельности по прогнозированию, собственно проектированию, программированию и планированию. В-третьих, видом организационно-управленческой деятельности является стимулирующая деятельность как деятельность по нормированию, учету и отчетности, контролю, анализу, оценке; и, наконец, в-четвертых, воспитательная деятельность как деятельность, в результате которой осуществляется социализация личностей и социальных общностей на основе системы определенных норм и ценностей.
Особо следует указать, что организационно-управленческая деятельность включает и политическую деятельность, которая задает направленность всем видам организационно-управленческой деятельности и в целом общественному развитию в соответствии с тем или иным характером существующих в обществе отношений.
Политическая сфера жизни общества, возникшая на определенной ступени исторического развития, к настоящему времени приобрела особое место в ряду других сфер общественной жизни, во всевозрастающей мере расширяя и углубляя свое влияние на всю жизнедеятельность человека и в целом человечества. Политическая система общества становится в структурном отношении более полиструктурной, многокомпонентной, а в функциональном отношении более полифункциональной, многомерной. Политическая деятельность, лежащая в основе функционирования институтов политической системы и политической сферы жизни общества, становится в содержательном и процессуальном отношениях многоплановой, многовариантной, непрестанно усложняющейся.
Поэтому все актуальнее становится проблема исследования научных оснований строения, функционирования и развития политической сферы жизни общества и прежде всего ее скелетной основы - политической системы общества. Можно утверждать, что уровень эффективности усилий многочисленных и многообразных субъектов политической деятельности напрямую зависит от степени выявления и реального учета указанных научных оснований, от уровня теоретического обеспечения непосредственно политической деятельности.
Все это говорит о том, что в интересах эффективности политической деятельности необходимо всемерное, форсированное и вместе с тем целенаправленное, планомерное и последовательное, системное формирование достаточно развитой современной теории политики, современной теоретической базы подготовки и деятельности ее субъектов.
При осуществлении попытки всестороннего изучения путей и способов реального повышения эффективности политической деятельности представляется весьма продуктивным рассмотрение комплекса проблем, связанных с выявлением взаимосвязи политической и организационно-управленческой деятельности. Углубленное раскрытие и освоение их теоретических оснований и практического потенциала, системно-целостное изучение их взаимосвязей и их взаимосвязанного развития и функционирования способны дать существенный эффект.
Начнем с выяснения того, что общего в этих видах деятельности и в чем различение между ними. В первом приближении выступает то общее, что и политическая, и организационно-управленческая деятельность - это виды человеческой деятельности, связанные с руководством развитием и функционированием общества и его многообразных и многочисленных звеньев (сфер, уровней жизнедеятельности и т. д.). Общим является и то, что, как и всякие другие виды деятельности, они включают цель, средство, процесс и результат. Применение к изучению политики, а также организации и управления деятельностного подхода, то есть рассмотрение их как видов деятельности, позволяет лучше проследить технологию их проектирования и осуществления, являющуюся до настоящего времени наиболее слабо разработанным аспектом этого процесса.
Во многом совпадают трактовки конечной цели и конечного результата, а также сущности и главного содержания этих специфических видов деятельности. Еще А. Сен-Симон замечал: «Долгое время смешивали политику, то есть, собственно говоря, науку об организации общества, с политической экономией, показывающей, каким образом производятся, распределяются и потребляются богатства» [10, с. 202].
Общими для этих видов деятельности являются формы, методы и инструментально-процедурные средства их реализации, а также принципы их кадрового, информационного и материально-технического обеспечения. Общим требованием в политической и организационно-управленческой деятельности является требование органичного сочетания научной обоснованности их функций и структур и высокопрофессионального мастерства в реализации таковых, причем мастерства, доведенного до уровня соответственно политического и организационно-управленческого искусства.
Специфика и качественная определенность рассматриваемых видов деятельности состоит в следующем. Если организация и управление имеют место в природных, технических и общественных системах, то политика, политическая деятельность - только в общественных системах. Конечно, существует политика общества и в отношении к природе, к взаимодействию с нею, и в отношении к технике, шире - ко всей второй природе, к ее развитию и функционированию. Но это - политика общества, а не политика природы и второй природы.
Если организационно-управленческая деятельность связана с упорядочением структур и регулированием процессов всей жизнедеятельности общества и возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место коллективная деятельность людей и встает задача объединения их усилий, то, как известно, политический характер организация общества приобретает лишь на определенной ступени развития общества. Политическая деятельность, лежащая в основе функционирования политической системы и политической сферы жизни общества в целом, возникает с возникновением социальных общностей, и в первую очередь классов (и выражающих их интересы политических партий), и появлением государства. Политическая деятельность связана с урегулированием отношений между различными социальными общностями и с проблемой завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с интересами социальных общностей и проблемой власти. Это означает, что политическая деятельность - в отличие от организационно-управленческой деятельности -имеет исторически преходящий характер. Политика как особая специфическая форма общественной деятельности появляется с тех пор, как появились большие социальные общности, и будет существовать до тех пор, пока они будут сохраняться.
Исходя из этих посылок, соотношение политической и организационно-управленческой деятельности может быть представлено в виде соотношения части и целого. При этом организационно-управленческая деятельность - целое, а политическая деятельность - его часть, обслуживающая весьма специфический срез как целого, так и всех его остальных частей. Она отличается именно тем, что, наряду с выработкой генеральной перспективы развития общества, вырабаты-
вает и реализует общую политическую стратегию и тактику их направленного развития и функционирования в конкретных исторических условиях. Но в этом случае происходит переход к вопросам взаимосвязи рассматриваемых видов деятельности.
Диалектика взаимосвязи организационно-управленческой и политической деятельности - это в общем случае диалектика взаимосвязи целого и части. В классовых обществах организационноуправленческая деятельность включает и политическую деятельность, которая задает направленность всей организационно-управленческой деятельности и каждому из остальных ее видов в соответствии с тем или иным характером существующих в обществе социальных отношений.
Несмотря на определенную правомерность и несомненную плодотворность рассмотрения политической деятельности как специфического вида организационно-управленческой деятельности, представляется чрезвычайно важным вместе с тем указать на высокую степень относительной самостоятельности политической деятельности. Будучи в значительной части непосредственно, напрямую связанной с феноменом власти, самой реализацией полномочий - функций властных структур, политическая деятельность имеет колоссальные возможности прямого влияния на все стороны жизнедеятельности общества, в том числе, разумеется, и на уровень всей организационно-управленческой деятельности. В то же время высокий уровень развития и функционирования организационно-управленческой деятельности реально обеспечивает более эффективное решение политических задач, достижение политических целей. Решающим условием реальной плодотворности такой взаимосвязи данных видов деятельности выступает достаточно высокая развитость их теоретического арсенала, профессиональной компетентности и практического мастерства кадров.
Ссылки:
1. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1992.
2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. М., 1998.
4. Попов Г.Х. Эффективное управление. М., 1985.
5. Щедровицкий Г.П. Методология и философия оргуправленческой деятельности. М., 2003.
6. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1978.
7. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
8. Ивлев В.Ю. и др. Информационное общество и формирование новой эпистемологической парадигмы современной науки. М., 2013.
9. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Становление новой философско-методологической парадигмы современной науки в условиях информационного общества. М., 2012.
10. Сен-Симон А. Избранные труды. М., 1976.