Научная статья на тему 'Классификация целей транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России'

Классификация целей транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / MUNICIPAL PASSENGER TRANSPORT / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / OBJECTIVES TREE / КАЧЕСТВО ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК / QUALITY OF PASSENGER TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмарин Александр Анатольевич, Шмарин Андрей Петрович

В работе делается попытка обобщения и классификации ключевых целей развития предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автобусным транспортом в крупных городах Российской Федерации, методом построения дерева целей. За основу берутся ключевые стратегии, концепции и программы, действующие на федеральном и региональном уровне, рассматриваются интересы основных участников системы городского пассажирского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шмарин Александр Анатольевич, Шмарин Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of the Purposes of transport enterprises engaged in bus service in major cities of Russia

In the paper, the authors have made an attempt to summarize and classify the key objectives of development of enterprises engaged in bus service in major cities of the Russian Federation using the method of construction of an objectives tree. The key strategies, concepts and programs, operating on the federal and regional level were taken as the basis, the interests of the major participants of the system of municipal passenger transport have been considered.

Текст научной работы на тему «Классификация целей транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России»

классификация целей транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городахроссии

Шмарин Александр Анатольевич

ген. директор ООО «Автотрейд», г. Оренбург

Шмарин Андрей Петрович

аспирант, начальник учебно-методического управления, преподаватель кафедры теории управления и маркетинга, Оренбургский государственный институт менеджмента andrey-shmarin@ yandex.ru

Аннотация

В работе делается попытка обобщения и классификации ключевых целей развития предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автобусным транспортом в крупных городах Российской Федерации, методом построения дерева целей. За основу берутся ключевые стратегии, концепции и программы, действующие на федеральном и региональном уровне, рассматриваются интересы основных участников системы городского пассажирского транспорта.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, дерево целей, качество пассажирских перевозок

Традиционно пассажирские транспортные связи имеют ключевое значение для развития любого городского пространства, устраняя, в первую очередь, противоречия междустабильным территориальным расширением населенного пункта и потребностью в быстром перемещении граждан от места жительства к местам временного пребывания (работа, учеба, культурно-досуговые центры и т.д.).

Роль автобусных пассажирских перевозок

На сегодняшний день в структуре общественного транспорта Российской Федерации существенная роль принадлежит автобусным перевозкам (объем перевезенных пассажиров по стране достигает

61% от их общего количества). При этом доля пассажиров коммерческих предприятий в структуре автобусных пассажирских перевозок во многих регионах имеет подавляющее значение и на протяжении последних лет стабильно растет. На фоне негативных тенденций, формирующихся на уровне макросреды (экономика, политика и законодательство, технология и социум), усиления вызовов со стороны элементов микросреды (угрозы, исходящие от конкурентов, усиление власти потребителей и поставщиков), с учетом деформации традиционного рынка с доминированием муниципальных предприятий возникает потребность в определении целевых ориентиров развития основных участников отрасли - пассажирских автотранспортных предприятий. Вопросам целеполагания пассажирских автотранспортных предприятий в научной литературе уделяется достаточное внимание. Так в [1] анализируются основные задачи организации перевозок в городском сообщении. В [2, 3, 6] приводятся ключевые требования к построению целей и миссии автотранспортных предприятий. В [4, 5] обосновывается необходимость перераспределения управленческих функций в рассматриваемой системе, описываются цели муниципальных образований при регулировании отрасли, обозначаются интересы предприятий-перевозчиков. Определенную ясность в рамках анализируемой отрасли дают стратегии и программы федерального и регионального уровней [7]. Они содержат перечень наиважнейших ориентиров (социальных, экономических и транспортных), отражающих общее видение отрасли на уровне государства и его субъектов.

Вместе с тем, на сегодняшний день остается непро-работанным вопрос формулирования универсального набора целей именно на уровне транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки (с учетом современных нормативных требований, актуальных тенденций и вызовов внешней среды). Отсутствует системность в формулировании данных целей, нет синхронизации с целями федеральных и региональных программ. Для формирования ключевых целей, определяющих развитие пассажирских перевозок автобус-

доля пассажиров

коммерческих_

предприятий_

в структуре_

автобусных_

пассажирских_

перевозок во многих

регионах имеет_

подавляющее значение

ным транспортом крупного города, необходимо опираться:

- на интересы основных участников системы городских пассажирских перевозок;

- на действующие федеральные, региональные и муниципальные стратегии, концепции и программы.

тш о

хтл

Участники системы городского пассажирского транспорта

Систему пассажирских перевозок автобусным транспортом в крупных городах зачастую определяют три подсистемы: «муниципальные органы •, «пассажиры» и «транспортные предпри-тия» (см. рис. 1). Особую сложность разработки стратегических енариев порождает наличие концептуальных ¡личий в интересах данных подсистем. В ряде случаев муниципальные органы власти берут на себя функции по приему жалоб и обращений пассажиров о ненадлежащем исполнении своих функций предприятиями-перевозчиками. Для максимального удовлетворения всех подсистем видится необходимым обязательное дости-

Рис. 1. Участники системы городского пассажирского транспорта крупного города, их взаимодействие и ключевые цели

| АО

российское предпринимательство, № 20(266)/октябрь 2014

жение баланса между их интересами. При этом очевидно, что часть целей участников системы городского пассажирского транспорта совпадает, а по другой части необходим поиск компромисса. Важно отметить особую роль подсистемы «муниципальные органы власти» в создании условий для достижения данного баланса посредством координации, контроля, планирования и использования средств корректирующего воздействия. Как становится видно из рисунка 1, ключевые цели пассажиров и представителей муниципальных органов власти, в первую очередь, строятся на потребности в транспортных услугах качественного уровня. Именно этими двумя участниками системы городского пассажирского транспорта устанавливаются ключевые требования (как субъектами формирования спроса) к услугам предприятий-перевозчиков.

Основные критерии, формирующие качество пассажирских перевозок

Качество пассажирских перевозок автобусным транспортом определяется, исходя из требований ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» [8].

В данном стандарте устанавливается следующая номенклатура основных групп показателей качества по характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок:

- информационное обслуживание (частота передачи информации об отправлении и прибытии транспортных средств (далее ТС), о предоставляемых услугах, их стоимости);

- комфортность (площадь помещения, приходящаяся на одного пассажира, частота уборки ТС, температура атмосферного воздуха и освещенность в ТС, допустимые значения шума, вибрации и влажности, соблюдение требований к допустимому наполнению салона ТС);

- скорость (продолжительность поездки, средняя скорость движения ТС, частота остановок ТС);

- своевременность (доля ТС, отправляемых и прибывающих по расписанию, средний и максимальный интервал движения ТС);

- сохранность багажа;

систему пассажирских перевозок в крупных городах определяют

три подсистемы:_

«муниципальные органы власти», «пассажиры»

и «транспортные_

предприятия»_

- безопасность (надежность функционирования ТС, профессиональная пригодность исполнителей транспортных услуг, готовность ТС к выполнению конкретной перевозки).

Таким образом, главной целью для описываемой отрасли должен стать переход на качественно более высокий уровень оказания услуг населению на фоне сохранения экономических интересов предприятий-перевозчиков.

ключевые цели

пассажиров

и представителей

< первую очередь, _строятся

в транспортных _услугах

уровня

Построение иерархии целей пассажирского автотранспортного предприятия

В качестве основных критериев формирования ключевых целей, определяющих развитие предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автобусным транспортом, будут выступать принципы SMART- и PURE-подходов к целеполаганию: ость, согласованность с целями более его порядка, объективность, ограниченность времени, этичность и уместность и т.д. ючевые цели транспортных предприятий можно систематизировать по следующим укрупненным группам (базовым элементам иерархии): экономического характера;

- социального характера; технологического характер

- экологического характера. Далее, опираясь на принцип редукции, строятся цели более низшего порядка - подцели (по степени важности, объемам необходимых ресурсов, продолжительности реализации) и т.д. Наиболее информативным способом отображения целей пассажирских автотранспортных предприятий, формируемых для дальнейшей разработки стратегии, является построение так называемой иерархии целей (см.рис. 2).

Ряд целей в данной структуре может показаться спорным в силу высокой степени самостоятельности хозяйствующих субъектов, действующих на конкурентном рынке, в части формулирования собственной стратегической траектории. Однако рост угроз, исходящих из внешней среды, увеличение запросов потребителей, более жесткая регламентация условий осуществления деятельности пассажирских автотранспортных предприятий со

ri. lL.AIL.l 1 1 а.VI 11 7Л| >.\ 1111).

=4 UX

ип редукции, строятся

Экологические цели Технологические цели

перевод эксплуатируемого транспорта! на совр. виды топлива

переход наисп. подвижного состава, соответствующего , экологическим требованиям европейских стандартов ЕВРО 3,4,5

переход на исп. подвижного состава современного технического уровня (по уровню шума, комфорту пассажиров и т.д.)

оснащение трансп. средств аппаратурой ГЛОНАСС/Оге

контроль за интервалом движения транспортных средств на маршрутах, времени схода с маршрута и т.д.

информирование пассажиров на остановках ОТ с помощью остановочных табло

полный переход на систему безналичного расчета в транспорте с помощью пластиковых карт

создание условий для максимально точного расчета пассажиропо-

снижение рисков административных правонарушений, связанных со сбором средств за оплату

повышение уровня безопасности на транспорте

повышение антитерро-ристичесвой защищенности ТС путем их

оснащения совр. системами контроля пассажиров

X

Социальные цели

исп. современных тех. средств для повышения безопасности дорожного движения

улучшение имиджа города за счет исп. нового, эстетически более

привлекательного транспорта на маршру-

повышение удовлетворенности пассажиров качеством оказываемых услуг

повышение эффективности кадровой работы в транспортной отрасли

повышение престижности трансп. профессий, стимулирование трудоустройства выпускников вузов по специальности

утепление связи с вузами в части согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу

заказчиком образовательных услуг- учебного процесса

формирование эффективных механизмов страхования безопасности пассажиров

использование автотранспорта, приспособленного для перевозок пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан

Экономические цели

формирование тарифа на транспортные услуги прямопропорционально увеличению издержек

создание условий для прозрачности экономической деятельности предпр.

создание условий для максимально точного расчета пассажиропотока

создание единой диспетчерской службы

развитие современной инфраструктуры транспортных предприятий (ремонтные цеха, пункты медицинского досмотра водителей, гаражи и т.д.)

использование только квалифицированной рабочей силы (в первую

очередь водителей транспортных средств)

Рис. 2. Универсальный набор целей развития транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки в крупных

городахРоссии

_в качестве основных

_критериев

_формирования

ключевых целей будут выступать принципы _SMART_и PURE-подходов к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_целеполаганию

стороны государства и муниципальных органов власти делают набор ключевых адаптационных реакций предприятия-перевозчика относительно стандартным (и в силу этого универсальным). На основе этого можно утверждать, что построение стратегии в парадигме представленного дерева целей формирует возможность заблаговременной адаптации к вызовам, создаст дополнительные конкурентные преимуществаавтотранспортному предприятию.

Выводы

Таким образом, в данной работе сделана попытка формулирования универсального набора целей для предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России. Данные цели могут быть использованы в качестве базы для формулирования персональных стратегий предприятий, действующих на рынке пассажирских автобусных перевозок.

Литература

1. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками:

бник. - М.: Издательский центр «Академия»,

2010. - 400 с.

2. Бачурин А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций: учеб.пособие. - М.: Издательский центр «Академия»,

2011. - 272 с.

3. Шинкаренко В.Г., Левченко О.П. Формирование тратегии развития автотранспортного предприятия: Монография. - Харьков: ХНАДУ, 2009. - 1б6 с.

4. Будрина Е.В., Логинова Н.А. Механизм управления системой городского пассажирского транспорта // Транспорт Российской Федерации. -

2012. - № 3-4. - С. 30-33.

5. Корягин М.Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов. - Новосибирск: Наука, 2011. - 140 с.

6. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - с. 145-152. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/30993.

7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/3cc/ts_ proekt_l6l02008.pdf.

8. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества: ГОСТ Р 51004-96 - 1996. - Введ. 1997-01-01. - М.: Изд-востандартов, 2012. - 12 с.

AleksandrA. Shmarin

General Director of Autotrade LLC, Orenburg

Andrei P. Shmarin

Postgraduate, Head of Educational Methodological Department, Lecturer at the Chair of Theory of Management and Marketing, Orenburg State Institute of Management

Classification of the purposes of transport enterprises engaged in bus service in major cities of Russia

_Abstract

In the paper, the authors have made an attempt to summarize and classify the key objectives of development of enterprises engaged in bus service in major cities of the Russian Federation using the method of construction of an objectives tree. The key strategies, concepts and programs, operating on the federal and regional level were taken as the basis, the interests of the major participants of the system of municipal passenger transport have been considered.

Keywords: municipal passenger transport, objectives tree, quality of passenger transportation

-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.