Научная статья на тему 'Классификация трудностей в развитии одаренных детей дошкольного возраста'

Классификация трудностей в развитии одаренных детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
475
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ / ОДАРЕННОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / DEVELOPMENT DIFFICULTIES / GIFTEDNESS / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Елена Сергеевна

Статья посвящена проблемным аспектам в развитии одарённых дошкольников. Излагаются результаты исследования трудностей развития одаренных детей на этапе дошкольного возраста. Представлена классификация трудностей, рассматриваются особенности их проявления у одаренных дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация трудностей в развитии одаренных детей дошкольного возраста»

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. 49% исследуемых демонстрирует показатели выше среднего, что свидетельствует об их удовлетворенность самореализацией. Высокие показатели характеризуют человека, который доживает свою жизнь, в которой все в прошлом. Несколько меньшее количество студентов имеют высокий и средний уровни показателей (27,5% и 19,4% соответственно). 4,1% исследуемых характеризуются низким уровнем, что является признаком неудовлетворенности прожитой отрезком жизни.

4. Локус контроля - «Я». Почти одинаковое количество исследуемых имеют высокий и выше среднего показатели (39,8% и 36,7%), то есть эти будущие психологи воспринимают себя сильной личностью, которая обладает достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с собственными целями и представлений. Средний уровень присущ 18,4% обследованных, а низкий - 5,1%. Низкие баллы отражают разочарование в собственных силах, контролировать события своей жизни.

5. Локус контроля - жизнь или управление жизнью. В 53% респондентов уровень выше среднего и у 28,6% будущих психологов высокий, что свидетельствует об убеждении, что человек способен свободно принимать решения и управлять жизнью. Средние показатели свойственны для 13,3% опрошенных. Низкие баллы у 5,1% исследованных, что свидетельствует об убеждении, что жизнь не подвластна контролю.

Итак, большинству будущих психологов свойственны: наличие целей в жизни; эмоциональная насыщенность, интерес к жизни, представление о себе как о сильной личности со свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии с собственными целями; удовлетворенность самореализацией; убеждение, что человек способен принимать решения и управлять жизнью [1].

Литература

1. Дидык Н. М. Профессионально значимые характеристики личностной зрелости будущих психологов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Дидык Наталья Михайловна. - М., 2013. - 353 с.

Classification of the development difficulties of gifted preschool children Belova E. (Russian Federation)

Классификация трудностей в развитии одаренных детей дошкольного возраста Белова Е. С. (Российская Федерация)

Белова Елена Сергеевна /Belova Elena - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одарённости,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Психологический институт Российской академии образования, г. Москва

Аннотация: статья посвящена проблемным аспектам в развитии одарённых дошкольников. Излагаются результаты исследования трудностей развития одаренных детей на этапе дошкольного возраста. Представлена классификация трудностей, рассматриваются особенности их проявления у одаренных дошкольников.

Abstract: the article is devoted to the problematic aspects in the development of gifted preschoolers. The study results of the development difficulties of gifted children at the

308

preschool age are outlined. The classification of difficulty, the features of their manifestations in gifted preschoolers are presented.

Ключевые слова: трудности развития, одаренность, дошкольный возраст.

Keywords: development difficulties, giftedness, preschool age.

В последние годы отмечается возрастание внимания к вопросам раннего проявления и раскрытия детской одаренности. Высокий творческий потенциал, как основа одарённости, может проявиться уже на этапе дошкольного возраста. Крайне важно вовремя заметить и поддержать «ростки» дарований.

Детская одаренность в современной науке рассматривается как сложное, многоаспектное психологическое явление. Представление об одаренном ребенке как очень успешном во всех сферах деятельности, обладающем разносторонними сверхспособностями, в настоящее время сменяется более реалистичным представлением: признается возможность его неравномерного развития. Особенно это проявляется в дошкольном возрасте, когда идёт активное формирование всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Исследователи часто отмечают несоответствия в развитии одарённых дошкольников: высокий уровень развития той или иной сферы психики может сочетаться с низким уровнем развития другой сферы, или в пределах одной сферы уровень способностей различается [1, 3, 6, 7]. Раскрытие высокого творческого потенциала неординарного ребенка может быть сопряжено с возникновением специфических трудностей, обусловленных особенностями его развития.

Однако в отечественной психологии проблемные аспекты в развитии одаренных детей изучены крайне мало. В связи с этим проведенное исследование было направлено на выявление и анализ трудностей развития одарённых дошкольников. В задачи исследования входило: выявление одаренных дошкольников; выделение и описание трудностей их развития; составление классификации трудностей. Теоретическую основу исследования составили: концепция А. М. Матюшкина «Творческая одаренность» [2], предложенная Е. И. Щеблановой структурнодинамическая модель одаренности [4].

Было обследовано 230 детей 5-6 лет, посещавших детские дошкольные учреждения города Москвы. Исследование проводилось в два этапа: 1) выявление детей с высоким творческим потенциалом; 2) комплексное изучение особенностей и трудностей их развития.

В комплексном исследовании дошкольников применялись следующие методики: Фигурный тест творческого мышления Е.П. Торренса (адаптация для дошкольников Е. С. Беловой и Е. И. Щеблановой), методика экспресс-диагностики

интеллектуальных способностей (МЭДИС, форма А), разработанная Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной; Прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветной вариант); методика «10 слов» для диагностики памяти; тест «Корректурная проба» для определения уровня концентрации внимания; методика диагностики речевого развития дошкольника (М. А. Поваляева); модифицированная методика Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейна для изучения самооценки; анализ продуктов творческой деятельности детей (рисунков, поделок, др.) и их экспертная оценка; Фильм-тест Р. Жиля на выявление конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности; проективные методики: «Рисунок человека», «Два домика»; статистическая компьютерная обработка данных.

Специально для данного исследования была разработана и применена для опроса родителей и педагогов анкета, в которой были отражены основные изучаемые аспекты развития детей: а) способности, дарования; б) трудности развития. Составлена и применена схема наблюдения за дошкольниками в процессе их игр и

309

занятий, позволяющая прослеживать динамику раскрытия детских дарований и фиксировать проявления трудностей. В итоге были составлены подробные характеристики развития каждого обследованного ребенка из отобранной на 1 этапе группы детей с высоким творческим потенциалом (N=30), явившиеся основой для экспериментальной разработки классификации трудностей развития одаренных на этапе дошкольного возраста.

Рассмотрение трудностей одаренных детей с позиций многомерности, динамичности и содействия их преодолению на этапе дошкольного возраста позволило выделить два основных аспекта при разработке классификации трудностей: 1) структурно-содержательный: определялась сфера или область

проявления трудностей, их виды, наличие и степень их сопряженности; 2) динамический: определялось время (этап) появления, частота, сила проявления, время (этап) преодоления (исчезновения).

Таким образом, трудности развития одаренных дошкольников были классифицированы по следующим признакам: 1.1 сфера/область развития:

физическая, эмоционально-личностная, когнитивная, социальная; 1.2 в каждой сфере трудности разделялись на виды в зависимости от конкретной формы проявления; 1.3 сопряженности: трудность выявлялась во взаимосвязи с другими трудностями или такая связь отсутствовала; 2.1 время появления: в младенчестве, раннем, среднем, старшем дошкольном возрасте; 2.2 частота проявления (иногда, часто, всегда); 2.3 сила проявления (слабо, средне, сильно); 2.4 время преодоления (младший, средний, старший дошкольный возраст, др.).

Приведем примеры трудностей (вид): в физической сфере - трудности

пространственной координации движений, выполнения тонких движений руки (при рисовании карандашом, лепке, письме), повышенная подвижность; быстрая утомляемость (из-за сниженного иммунитета после болезни); в эмоциональноличностной сфере - трудности адекватного отношения к себе, другим, осознания и оценки себя, других, трудности овладения навыками организованного поведения; когнитивной сфере - трудности концентрации внимания, овладения навыками правильной и четкой речи, навыками чтения, составления рассказа; социальной сфере - малообщительность, трудности освоения навыков активного слушания, не перебивая собеседника, трудности выполнения правил совместных игр.

По результатам анализа у большей части одаренных дошкольников (60 %) обнаружены сопряженные трудности (две и больше), часто встречались сопряженные речевые трудности и трудности концентрации внимания.

Рассмотрение динамического аспекта трудностей является очень значимым при изучении развития одаренных детей дошкольного возраста, так как в этот период развитие идет очень быстрыми темпами, стремительно происходят изменения. При освоении новой деятельности, нового знания одаренный ребенок, как и сверстники, сталкивается с определенными трудностями и, постепенно продвигаясь в освоении, преодолевает их. Вместе с тем, у неординарного ребенка встречаются и особые трудности, которые являются как бы другой стороной его дарования. Приведем примеры. Учится быстро/легко: быстро запоминает и понимает основную информацию, но на групповом занятии со сверстниками ему быстро становится скучно, не хочет заучивать, начинает отвлекать других, постепенно может стать неуспешным. Раньше сверстников осваивает чтение, с интересом читает, ходит в библиотеку, но может забывать или не хотеть выполнять другие важные действия, обязанности. Склонность к перфекционизму: добивается очень хороших результатов, но проявляет нетерпимость к ошибкам, не желает переключаться на новое (дело, занятие). Много знает, готов к быстрому ответу, но сопротивляется повторениям, «всезнайка». Творческий, любопытный, проявляет много интересов: задает вопросы, увлекается идеями, но может быть непоследователен, неорганизован. Предпочитает

310

более старших друзей: мудрый не по годам, но может оказаться в изоляции, быть неправильно понятым.

По мнению некоторых исследователей, отличительными характеристиками высокоодаренных и творческих детей, наряду с познавательными и другими способностями, являются способности к сверхвозбуждению [5]. Чем интенсивнее они проявляются, тем больше трудностей выявляется: раздражительность, агрессивность, гиперактивность. При этом сам ребенок тоже очень переживает из-за своей эмоциональной нестабильности, сильной восприимчивости.

Уникальность одаренных часто обусловливает их особую уязвимость, ранимость. В связи с этим очень важно тактичное, уважительное, доброжелательное отношение к ним окружающих взрослых, искренне верящих в раскрытие детских дарований и преодоление имеющихся трудностей. Необходимо признание, поощрение и стимулирование творческих успехов одаренных детей и их продвижений в проблемных сферах развития.

Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00741а.

Литература

1. Белова Е. С. Исследование одаренных дошкольников с трудностями в развитии речи // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 3. С. 5-16.

2. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

3. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 132 с.

4. Щебланова Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. Автореф.дис. ... докт. психол. наук. М., 2006. 48 с.

5. ProbstB., Piechowski M. Overexcitabilities and temperament. In T. L. Cross, J. R. Cross (Eds.). Handbook for counsellors serving students with gifts and talents. Waco: Prufrock Press, 2011. Р. 53-73.

6. Silverman L. Giftedness 101. N. Y.: Springer Publishing Company, 2012. 308 p.

7. Smutny J. F., von Fremd S. E. Differentiating for the Young Child: Teaching Strategies Across the Content Areas, PreK-3 (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Corwin, 2010. 280 p.

Remote program for families «Family communication» Polyakova A. (Russian Federation)

Краткосрочная дистанционная профилактическая программа для семей, направленная на коммуникацию внутри семьи Полякова А. С. (Российская Федерация)

Полякова Анастасия Сергеевна / Polyakova Anastasia - психолог,

Центр развития детей «Мир детства» - филиал «Теремок»,

МГИ имени Е. Р. Дашковой, повышение квалификации МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: исходя из запросов родителей (с детьми которых я работаю) была создана дистанционная программа как дополнительная для работы психолога в детском саду. Краткосрочная дистанционная программа, предназначена для семей с нарушенными семейными коммуникациями. Программа сопровождается пошаговой инструкцией, что делает её удобной и интеллектуально понятной. Программа строится по принципу семейного системного подхода, включая его инструментарий. Abstract: based on the needs ofparents (with children which I work) has been created for remote program as additional work of the psychologist in a kindergarten. Short-distance

311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.