Научная статья на тему 'Классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста'

Классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
664
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарева Светлана Михайловна

В данной статье представлены результаты исследования структуры физической активности детей среднего школьного возраста (на примере девочек 5 класса). В настоящее время выделяют типы физической активности с позиции их целевого назначения. Такая классификация очень ограничивает ее понятие. Определение мотивации к целенаправленной двигательной деятельности, уровня развития и степени подготовленности, как составных компонентов, позволило структурировать физическую активность. На основании разработанного способа оценивания были выделены типы физической активности с обозначением проблемных сторон ее структуры для дальнейшей индивидуализации построения тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of the children physical activity types of the secondary school age children

This article presents the results of the structure studies of physical activity for secondary school age children (for example, girls of the 5 th class). At present time, we allocate types of physical activity in terms of their purpose. This classification drastically confines its conception. Definition of the motivation to the deliberate motor activity, the level of development and degree of readiness, as composite components, allowed classifying of the physical activity. On the basis of the developed method the types of physical activity with the designation of the problematic aspects of its structure were identified for the further individualization of the training process organization.

Текст научной работы на тему «Классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста»

ing house Surgut State University, Surgut.

2. Snigur, M.E. and Sinyavsky, N.I. (2010), “Increase of physical activity of children of 6-7 years living in climatic conditions of middle PreOb”, Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 20-24.

3. Snigur, M.E. (2010), Regime of the physical activity of 6-7 years old children in the hipocomfotable conditions of middle Preob, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: m.snigur2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2013.

УДК 796

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Михайловна Сухарева, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования структуры физической активности детей среднего школьного возраста (на примере девочек 5 класса). В настоящее время выделяют типы физической активности с позиции их целевого назначения. Такая классификация очень ограничивает ее понятие. Определение мотивации к целенаправленной двигательной деятельности, уровня развития и степени подготовленности, как составных компонентов, позволило структурировать физическую активность. На основании разработанного способа оценивания были выделены типы физической активности с обозначением проблемных сторон ее структуры для дальнейшей индивидуализации построения тренировочного процесса.

Ключевые слова: физическая активность, здоровый образ жизни, дети среднего школьного возраста, физическая подготовленность, физическое развитие, мотивация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p137-141

CLASSIFICATION OF THE CHILDREN PHYSICAL ACTIVITY TYPES OF THE SECONDARY SCHOOL AGE CHILDREN

Svetlana Mihajlovna Sukhareva, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

This article presents the results of the structure studies of physical activity for secondary school age children (for example, girls of the 5th class). At present time, we allocate types of physical activity in terms of their purpose. This classification drastically confines its conception. Definition of the motivation to the deliberate motor activity, the level of development and degree of readiness, as composite components, allowed classifying of the physical activity. On the basis of the developed method the types of physical activity with the designation of the problematic aspects of its structure were identified for the further individualization of the training process organization.

Keywords: physical activity, training process, children of secondary school age, long-term training, motor skills, motivation.

Цель нашего исследования - классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста.

Для изучения физической активности подростков и выделения типовых групп с целью индивидуализации педагогического воздействия нами было проведено тестирование физической подготовленности и физического развития детей среднего школьного возраста, а также анкетирование для определения предпочтений подростков в формах

проведения досуга. Исследование проводилось на уроках физической культуры. В тестировании участвовали дети, допущенные по состоянию здоровья к практическим занятиям. Всего было опрошено и протестировано 722 подростка 7 общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга.

В настоящее время выделяют типы физической активности с позиции их целевого назначения: учебная, спортивная, игровая, рекреационная. Однако такая классификация ограничивает понятие физической активности, оценивая только практическую составляющую (как таковую деятельность). Хотя в определении, которое на наш взгляд, наиболее полно раскрывает суть физической активности как деятельности индивида, направленной на достижение физических кондиций, необходимых и достаточных для поддержания высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности, имеется четко ориентированная личностная мотивация на значении процесса тренировки. Таким образом, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в самом широком смысле [1]. Мы предлагаем оценивать и выделять типы физической активности в системе «причина-результат», причем «причину» оценивать не только со стороны фактической физкультурно-спортивной деятельности, но и со стороны социальной активности («образования», «отдыха» и «общения»). Оценивая предпочтение ребенка в проведении досуга, можно определить мотивационную составляющую, круг интересов ребенка, проследить в динамике отношение к здоровому образу жизни и формировать его. Ведь, как известно, высшая форма проявления физической активности «любовь к движению» характерна лишь для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А при взрослении эта особенность теряется. Определение интереса ребенка к ведению здорового образа жизни и сопоставление его с физической подготовленностью и развитием позволит наметить пути повышения физической активности.

В нашем исследовании приняли участие подростки среднего школьного возраста. Мы оценивали детей по следующим разделам:

• физическая подготовленность (6-минутный бег (м), прыжок в длину с места (см), подъем туловища из и.п. лежа на спине за 30 сек (кол-во раз))

• антропометрические данные (вес (кг), рос (см), окружность грудной клетки (см)).

Дополнительно детям предлагалось ответить на вопросы анкеты, позволяющие

судить о предпочтении детей в проведении досуга. Виды проведения свободного времени школьники оценивали от 1 (не заинтересован) до 5 (заинтересован) баллов. Вопросы были структурированы в блоки по целенаправленной двигательной деятельности (рис. 1).

Рис. 1 Структура оценивания заинтересованности детей в активных видах досуга РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выделения типов физической активности мы использовали факторный анализ, с помощью которого большое число переменных, относящихся к имеющимся случаям,

сводится к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемым факторами. Так как принцип выделения факторов и классификация были одинаковы во всех возрастных группах не зависимо от пола, то рассмотрим последовательность структуризации физической активности на примере девочек 5-х классов.

Для выявления факторных структур было выполнено вращение матрицы факторных нагрузок (табл.1), в результате чего было выделено 3 фактора, которые мы назвали: фактор 1 - физическая подготовленность; фактор 2 - физическое развитие; фактор 3 -заинтересованность в двигательной деятельности.

Таблица 1

Матрица факторных нагрузок______________________________

Вид тестирования Фактор

1 2 3

Прыжок в длину с места, (см) -0,145491 0,12664 0,710472

Подъем туловища из положения лежа за 30 с, (кол-во раз) 0,0763752 0,0774692 0,721537

6-минутный бег, (м) -0,116338 -0,107412 0,821859

Вес, (кг) 0,932338 -0,106371 -0,174331

Рост, (см) 0,82989 0,0436746 0,169615

Окружность грудной клетки, (см) 0,894305 -0,0332381 -0,209631

Активное образование, (баллы) -0,219334 0,839052 -0,0954227

Активное общение, (баллы) 0,0867076 0,903144 -0,013697

Активный отдых, (баллы) 0,0430975 0,728136 0,421202

Выделение факторов позволило нам определить значение каждого фактора для конкретного ребенка в исследуемой группе относительно среднего значения по группе. Если факторное значение отрицательное (например, значение фактора 2 для испытуемого №2), результаты тестирования ниже среднего уровня, если положительное (например, значение фактора 1 для испытуемого №1), то выше среднего уровня в среднем по группе (табл.2).

Таблица 2

Фрагмент таблицы факторных значений_________________________

№ Фактор 1 (физическая подготовленность) Фактор 2 (физическое развитие) Фактор 3 (заинтересованность в движении)

1 1,15207 1,02419 -1,59829

2 0,528421 -0,660973 -2,10685

3 -0,0673706 0,230513 0,896059

4 -1,05977 0,893969 -0,20576

5 -0,355348 -0,302836 -2,03081

74 -1,13016 0,12316 0,65546

Классификация исследуемых производилась следующим образом: в первую группу были отнесены дети, факторные значения которых в каждом случае были положительными, ко второй группе одно из факторных значений было отрицательным, а два положительных и так далее по аналогии до восьми групп (табл. 3). В результате анализа мы смогли 9 значений свести к трем факторам, определяющим уровень развития, степень подготовленности и мотивацию к двигательной деятельности подростка. Это позволило выделить 8 типов физической активности подростков.

1. Гармонично развитый, активный - физическая подготовленность и развитие выше среднего уровня, есть стойкий интерес к ведению здорового образа жизни.

2. Гармонично развитый, не активный - физическая подготовленность и развитие выше среднего уровня, нет интерес к ведению здорового образа жизни.

3. Физически развитый, не активный - физическое развитие выше среднего уровня, отстает физическая подготовленность, нет интереса к ведению здорового образа жиз-

ни.

4. Физически подготовленный, не активный - физическая подготовленность выше среднего уровня, отстает в физическом развитии, нет интереса к ведению здорового образа жизни.

5. Физически развитый, активный - физическое развитие выше среднего уровня, есть стойкий интерес к ведению здорового образа жизни, отстает в физической подготовленности.

6. Физически подготовленный, активный - физическая подготовленность выше среднего уровня, есть стойкий интерес к ведению здорового образа жизни, отстает в физическом развитии.

7. Гармонично не развитый, активный - физическая подготовленность и развитие ниже среднего уровня, но есть стойкий интерес к ведению здорового образа жизни.

8. Гармонично не развитый, не активный - физическая подготовленность и развитие ниже среднего уровня, нет интерес к ведению здорового образа жизни.

Таблица 3

Классификация типов физической активности_____________________

№ п/п Фактор 1 (физическая подготовленность) Фактор 2 (физическое развитие) Фактор 3 (заинтересованность в движении) Тип физической активности

1 + + + Гармонично развитый, активный

2 + + - Гармонично развитый, не активный

3 - + - Физически развитый, не активный

4 + - - Физически подготовленный, не активный

5 - + + Физически развитый, активный

6 + - + Физически подготовленный, активный

7 - - + Гармонично не развитый, активный

8 - - - Гармонично не развитый, не активный

ВЫВОДЫ

В основе структуры физической активности лежит целенаправленная двигательная деятельность с четко ориентированной личностной мотивацией направленной на повышение физического развития и подготовленности подростка. Поэтому для определения уровня физической активности необходимо оценивать физическую подготовленность в соответствие с биологическим возрастом детей, физическое развитие ребенка, а также мотивацию к деятельности.

На основании разработанного способа оценивания были выделены типы физической активности с обозначением проблемных сторон ее структуры для дальнейшей индивидуализации построения тренировочного процесса. Воздействуя на причину проблемы недостаточной физической активности подростка, а не комплексно во много раз можно повысить эффект от применения физических упражнений. Средний школьный возраст совпадает с подростковым периодом, где невозможность выполнять требуемое на уроке физической культуры из-за недостаточной подготовленности, отставания в развитии, стеснения, вытекает в нежелание и отрицание самого понятия физической активности. Анализ динамики факторных структур и индивидуализация средств повышения физической активности позволит укрепить основы ведения здорового образа жизни подростка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников / А.Г. Комков ; С.-Петерб. научно-исслед. ин-т физ. культуры. -СПб. : [б.и.], 2002. - 228 с.

REFERENCES

1. Komkov, A.G. (2002), Socio-pedagogical bases of formation physical activity of pupils, publishing house St.-Petersburg scientific research Institute of physical culture, St.-Petersburg.

Контактная информация: syhareva_sm@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2013.

УДК 61:796/799

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЛАПСА МИТРАЛЬНОГО КЛАПАНА У

СПОРТСМЕНОВ

Виктор Корнеевич Тащук, доктор медицинских наук, профессор,

Татьяна Николаевна Амелина, кандидат медицинских наук, доцент,

Наталья Анатольевна Турубарова-Леунова, кандидат медицинских наук, доцент,

Буковинский государственный медицинский университет (БГМУ), г. Черновцы, Украина

Аннотация

В статье представлены основные аспекты распространенности пролапса митрального клапана у спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Обсуждены особенности дозирования физической нагрузки и особенности реабилитационных методик (лазеротерапии) для предупреждения развития дестабилизации сердечно-сосудистой деятельности. Анализ основных критериев диагностики пролапса митрального клапана, дозирования физических нагрузок и терапевтических эффектов методик реабилитации позволяет оценить возможность занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: пролапс митрального клапана, виды спорта, вегетативная нервная система, лазеротерапия, показания к занятиям спортом.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p141-145 ACTUAL ASPECTS OF MITRAL VALVE PROLAPSE AMONG THE ATHLETES

Victor Korneevich Tashchuk, the doctor of medical sciences, professor,

Tatiana Nikolaevna Amelina, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

Natalia Anatoliivna Turubarova-Leunova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Bukovinian State Medical University, Chernivtsi, Ukraine

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the main aspects of the prevalence of mitral valve prolapse among the athletes involved in various sports. Particulars of the dosing of exercises and rehabilitation methods (laser therapy) to prevent the destabilization of cardiovascular activity have been discussed. Analysis of the main criteria for the diagnosis of mitral valve prolapse, dosing of the exercises and therapeutically effects of the rehabilitation methods allows evaluating the possibility of physical activity and sports occupations.

Keywords: mitral valve prolapse, sports, vegetative nervous system, laser therapy, medical evidences to sports.

Термин «пролапс митрального клапана» (ПМК) впервые был предложен доктором J. Grilley. В настоящее время ПМК определяют как патологическое состояние, характеризующееся аномальным прогибом в левое предсердие одной или обеих створок митрального клапана (МК) во время систолы левого желудочка сердца [2].

Являясь одной из самых частых форм поражения клапанного аппарата, ПМК представлен в человеческой популяции, по данным разных авторов, от 1,1% до 38,0% [6]. Существенное расхождение в показателях распространенности ПМК связано с критери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.