Научная статья на тему 'Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте'

Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
985
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ / THE SUBJECT OF SAFETY / THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE LEGAL SUPPORT / CLASSIFICATION OF SUBJECTS OF SAFETY ON RAILWAY TRANSPORT / TYPES OF SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиммельрейх Олег Викторович

Статья посвящена рассмотрению субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, среди которых следует выделять категорию «субъект административно-правового обеспечения», что обусловлено властным и исполнительно-распорядительным характером складывающихся административно-правовых отношений. Обосновывается позиция, согласно которой система обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является обособленной подсистемой в обществе, имеет общее целевое предназначение и свою иерархически-структурированную и взаимосвязанную конструкцию, которой присуще определенное единство, несмотря на то, что многие органы и должностные лица системы не связаны отношениями соподчиненности и субординации. С учетом характера деятельности субъектов, анализа их функциональной направленности и степени участия в обеспечении безопасности предложена классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте по определенным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гиммельрейх Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of subjects of safety on railway transport

Article is devoted to consideration of subjects of safety on railway transport from which it is necessary to distinguish the category «subject of administrative legal support» that is caused by domineering and executive and administrative character of the developing administrative legal relations. The position according to which the system of providing a bezopasnoksta on railway transport is the isolated subsystem in society locates, has the general target mission and the hierarchical structured and interconnected design which, are inherent opredelenkny unity in spite of the fact that many bodies and officials of system aren’t connected by the relations of hierarchy and a sukbordination. Taking into account nature of activity of subjects, the analysis of their functional orientation and extent of participation in safety classification of subjects of safety on railway transport by certain criteria is offered.

Текст научной работы на тему «Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте»

трибуня молодого ученого

УДК 342.9:351.74:351.81(476)

Гиммельрейх Олег Викторович Himmelreikh Oleg Victorovich

адъюнкт научно-педагогического факультета

Академия МВД Республики Беларусь (220005, Республика Беларусь, Минск, пр-т Машерова, 6) post-graduate of scientifically-pedagogical faculty

Academy of Ministry of internal affairs of the Republic of Belarus (6 Masherov av., Minsk, 220005, Republic of Belarus)

E-mail: gimmelreikh@mail.ru

Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Classification of subjects of safety on railway transport

Статья посвящена рассмотрению субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, среди которых следует выделять категорию «субъект административно-правового обеспечения», что обусловлено властным и исполнительно-распорядительным характером складывающихся административно-правовых отношений.

Обосновывается позиция, согласно которой система обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является обособленной подсистемой в обществе, имеет общее целевое предназначение и свою иерархически-структурированную и взаимосвязанную конструкцию, которой присуще определенное единство, несмотря на то, что многие органы и должностные лица системы не связаны отношениями co-подчинённости и субординации.

С учетом характера деятельности субъектов, анализа их функциональной направленности и степени участия в обеспечении безопасности предложена классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте по определенным критериям.

Ключевые слова: субъект обеспечения безопасности, субъект административно-правового обеспечения, классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, виды безопасности.

Article is devoted to consideration of subjects of safety on railway transport from which it is necessary to distinguish the category «subject of administrative legal support» that is caused by domineering and executive and administrative character of the developing administrative legal relations. The position according to which the system of providing a bezopasnoksta on railway transport is the isolated subsystem in society locates, has the general target mission and the hierarchical structured and interconnected design which, are inherent opredelenkny unity in spite of the fact that many bodies and officials of system aren't connected by the relations of hierarchy and a sukbordination.

Taking into account nature of activity of subjects, the analysis of their functional orientation and extent of participation in safety classification of subjects of safety on railway transport by certain criteria is offered.

Keywords: the subject of safety, the subject of administrative legal support, classification of subjects of safety on railway transport, types of safety.

Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте является разновидностью государственно-управленческой деятельности, основным предназначением которой является создание и поддержание необходимого уровня правовой защиты прав и свобод личности, интересов общества и государства в условиях функционирования данного вида транспорта. Тот или иной аспект безопасности на транспорте

обеспечивается реализацией прав и обязанностей конкретных субъектов административноправовых отношений.

В общей теории права в понятии «субъект права» традиционно выделяют два основных признака: социальный, то есть это участники общественных отношений, которые могут быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, для чего должны иметь внеш-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

239

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

трибуня молодого ученого

нюю обособленность, быть персонифицированы, способны выражать и осуществлять единую волю; правовой, то есть субъекты права — это такие лица, которые приобрели свойство субъекта права в силу норм права [1, с. 271].

В отраслевой юридической литературе (исходя из общетеоретического понятия) субъектами административного права признаются участники государственно-управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административноправовые отношения.

Вопрос о субъектах отрасли права, в том числе их понятие, классификация по различным критериям, получил достаточно основательную теоретическую проработку в административноправовой науке в трудах известных ученых-ад-министративистов Д.Н. Бахраха, В.Я. Бойцова [2, с. 67], Г.И. Петрова, Ц.А. Ямпольской [3, с. 10] и ряда других.

Субъекты административного права многочисленны, что объясняется широкой сферой государственного управления и разнообразием управленческих связей. В научно-правовой литературе они подразделяются на определенные типы и виды. Общепринятым является их деление на индивидуальных и коллективных.

Среди индивидуальных субъектов в административно-правовой науке принято выделять:

1) лиц, которые находятся с организациями в устойчивых непрерывных организационных связях (государственные служащие и т. д.), и

2) граждан (в т. ч. иностранных граждан и лиц без гражданства).

Относительно коллективных субъектов административного права научно обоснованной и практически востребованной представляется классификация, предложенная профессором Д.Н. Бахрахом, который среди них выделяет «организации, структурные подразделения организаций, трудовые коллективы, сложные организации. Все организации он делит на 4 группы. Разновидности организаций — предприятия, учреждения, органы. Первые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность, вторые — социально-культурную, а третьи — властно-организационную» [4, с. 10].

Исходя из приведенных аргументов, в рамках рассматриваемого вопроса можно обобщить, что субъектом обеспечения безопасности применительно к конкретной сфере общественных отношений может быть социальный субъект (индивидуальный или коллективный),

способный своими волевыми усилиями преобразовать внешнюю среду в соответствии с целями, стоящими перед определенной системой (в частности, железнодорожного транспорта) в целом.

Не требует обоснования тот факт, что безопасность является благом, ценностью, отвечающей интересам общества и граждан. Она является одной из основных потребностей общества, поэтому ее обеспечение — задача всего общества. Каждый гражданин может и должен участвовать в совместной деятельности по обеспечению общественной безопасности, что находит отражение в законодательстве. Так, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь в качестве субъекта обеспечения национальной безопасности называет граждан, общественные и иные организации [5].

Однако особенности административно-правовых отношений заключаются в том, что они складываются не просто в той или иной сфере жизнедеятельности, а «в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности» [6, с. 72—73] или «по поводу реализации полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции» [7, с. 55].

Мы разделяем точку зрения ученых-адми-нистративистов Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова, которые считают: «административно-право-

вые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства. Но такого рода задачи не могут выполняться гражданами, негосударственными объединениями. Они под силу только такому субъекту, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера» [8, с. 69].

Разнообразие государственных органов ставит вопрос о месте, значении и роли, которую играет каждый из них в решении общихзадач государственного управления,непосредственного руководства конкретной сферой или областью жизнедеятельности, связи государственных органов с иными ветвями власти, негосударственными институтами и гражданами и т. д.

В научной и учебно-методической литературе имеет место классификация органов государственного управления (исполнительной власти) по различным основаниям. Однако применительно к общественным отношениям, складывающимся на железнодорожном транспорте, классификацию субъектов обеспечения

240

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

безопасности, мы полагаем, следует проводить с иных позиций, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, железнодорожный транспорт управляется многими органами и звеньями сложной системы государственного управления, а не каким-либо одним из них, что обусловлено сложной правовой организацией, многообразием составляющих элементов и связей, многосубъектностью и многоступенчатостью отношений (трудовых, гражданских, финансовых, налоговых, таможенных и других), среди которых особое место принадлежит административно-правовым отношениям по обеспечению безопасности.

Во-вторых, он представляет собой высокоразвитую сложную техническую и социальноэкономическую систему, отражающую высокую степень обобщения в нем многочисленных сторон и компонентов сложного системного образования. Между элементами в системе устанавливаются определенные отношения, обусловливающие те или иные ее свойства, характеризующие взаимосвязь, упорядоченность и взаимодействие всех элементов, являются конкретным проявлением главного принципа системного подхода — целостности системы. Рассмотрение субъектов обеспечения безопасности как самостоятельных компонентов системы позволяет показать сущностно-содержательную определенность, структурно-функциональное единство и целостность функционирования железнодорожного транспорта.

В-третьих, государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через совокупность своих органов. Вместе с тем, рассматриваемая система имеет ряд специфических признаков, влияющих на ее роль и место в общественной жизни государства, цель и задачи ее создания.

Анализ законодательных и иных нормативных актов показывает, что система обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является обособленной подсистемой в обществе и имеет свое предназначение. Она имеет иерархически структурированную и взаимосвязанную конструкцию, которой, на наш взгляд, присуще определенное единство, несмотря на то, что многие органы системы не связаны отношениями соподчиненности и субординации. Это единство, по нашему мнению, ей придают:

— регулирование деятельности субъектов правовыми и технико-юридическими нормами, устанавливаемыми государством в лице его органов;

— общая сфера деятельности — область действия правил, норм, инструкций по безопасной эксплуатации объектов железнодорожного транспорта и в сфере охраны общественного порядка на транспорте;

— общие цели по устранению угроз в области безопасности на железнодорожном транспорте.

В-четвертых, он не привязан к административным и государственным границам, а служит нуждам всей республики, что находит свое закрепление в законодательстве. В частности, статья 10 Закона «О железнодорожном транспорте» гласит, что «республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, общественные объединения и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта общего пользования, связанную с перевозочным процессом...» [9].

В-пятых, комплексная безопасность на железнодорожном транспорте достигается обеспечением безопасности более узких направлений, таких как: безопасность движения поездов, охрана общественного порядка на транспорте, безопасность перевозимых железной дорогой грузов (в т. ч. опасных), пожарная безопасность, экологическая безопасность, охрана труда и других.

Учитывая изложенные доводы, характер деятельности субъектов, анализ их функциональной направленности, полагаем необходимым классифицировать субъекты обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте по следующим критериям.

I. С позиции правовых и иных актов, закрепляющих нормы поведения участников правоотношений на железнодорожном транспорте:

1) субъекты, устанавливающие единые требования в данной области общественных отношений (правила, стандарты, инструкции, нормы и т. п.);

2) субъекты, исполняющие установленные требования;

3) субъекты, реализующие контроль и надзор за выполнением установленных требований на железнодорожном транспорте.

К первой группе субъектов относятся органы государственного управления (в широком понимании), проводящие единую политику в сфере управления, безопасного функционирования и эксплуатации железнодорожного транспорта: Президент, Парламент, Совет министров, Минтранс.

Президент в области железнодорожного транспорта определяет государственную по-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

241

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

трибуня молодого ученого

литику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом «О железнодорожном транспорте» и иными актами.

Правительство — Совет министров Республики Беларусь в исследуемой нами сфере объединяет и направляет деятельность органов исполнительной власти, которые являются субъектами обеспечения безопасности, обеспечивает реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта и общественной безопасности. Также Правительство утверждает государственные программы развития транспорта, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа; положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, реализует иные полномочия [9].

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Минтранс) в области железнодорожного транспорта разрабатывает и реализует государственные программы развития железнодорожного транспорта; утверждает правила перевозок грузов, Правила технической эксплуатации железной дороги, правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности; принимает иные нормативные правовые акты (ст. 9 Закона «О железнодорожном транспорте»).

Ко второй группе субъектов относятся граждане (в т. ч. иностранные граждане и лица без гражданства), государственное объединение «Белорусская железная дорога» (далее — БЖД, ГО «БЖД») в лице структурных подразделений, управляющих имуществом железной дороги на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; государственные и негосударственные организации; иные субъекты, обязанные соблюдать установленные на железнодорожном транспорте требования и правила: безопасности движения, перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, правила перевозок грузов, опасных грузов, правила пользования средствами транспорта и т. д.

Фактически это группа субъектов — производителей и потребителей транспортных работ и услуг.

К третьей группе субъектов относятся органы, реализующие государственный контроль и надзор за выполнением установленных требований в сфере безопасности и правопорядка на транспорте.

Контроль по соблюдению правил, действующих в сфере общественной безопасности на железнодорожном транспорте, позволяет выявлять отклонения в поведении физических

и юридических лиц от заданных параметров, являющихся существенной гарантией возникновения реальных угроз правоотношениям в области безопасности. Разнообразие этих правил, затрагивающих различные стороны общественной жизни, предопределяет существование несколькихвидов контроля, которые следует назвать.

Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 года «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» государственными органами управления транспортом, в отношении работников и органов транспорта различных форм собственности, зарегистрированных по их ведомству и соответствующей отрасли.

Производственный контроль осуществляется, в частности, в организациях, деятельность которых включает перевозку опасных грузов и (или) погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами.

Технический контроль осуществляется уполномоченными лицами ГО «БЖД» в целях обеспечения технического соответствия подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры требованиям безопасной эксплуатации. В то же время государственный технический надзор за соблюдением обязательных требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации возложен на областные инспекции государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

На систему транспортных прокуратур возложен надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов всеми организациями и должностными лицами ГО «БЖД», обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов в области функционирования железнодорожного транспорта. Они надзирают за исполнением законодательства об охране труда, обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, координируют правоохранительную деятельность государственных органов и общественных формирований [10].

II. В зависимости от аспекта обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (иначе по целям и задачам) — безопасность движения поездов, пожарная безопасность и т. д. По предложенному критерию, субъекты

242

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте можно классифицировать на следующие виды:

1) обеспечивающие безопасность движения поездов и эксплуатацию железнодорожного транспорта — организуют деятельность транспорта в соответствии с его функциональным предназначением.

К указанным органам относится ГО «БЖД» в лице профильных служб аппарата Управления и обособленных структурных подразделений (ревизоры по безопасности движения поездов, служба перевозок, дистанции пути, локомотивные, вагонные депо, дистанции сигнализации и связи, служба ит. д.).

Основными задачами указанных субъектов являются: постоянный и периодический контроль технического состояния подвижного состава (парка локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов); содержание в исправном состоянии и замена элементов верхнего строения пути, отслужившего нормативный срок, пришедшего в негодность, обеспечение электроснабжения, контроль состояния средств сигнализации и т. д.;

2) обеспечивающие сохранность перевозимых данным видом транспорта грузов (в т. ч. безопасность при перевозке опасных грузов).

Данный вид безопасности осуществляют как работники железной дороги, так и иных государственных органов, юридические и физические лица (грузоотправители и грузополучатели). В частности, работниками грузового хозяйства станций Белорусской железной дороги осуществляется контроль выполнения правил погрузки-выгрузки грузов, осмотр грузовых поездов, вагонов и контейнеров с целью выявления и устранения технических и коммерческих неисправностей. Они фиксируют, расследуют, учитывают случаи несохранности грузов (хищения грузов; недостача мест; недостача массы грузов; утрата, порча или повреждения грузов) [11];

3) санитарно-эпидемиологическая безопасность обеспечивается сотрудниками Республиканского и областных (г. Минска) центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, функции которых носят вневедомственный характер в целях предупреждения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний на объектах транспорта. Проводимые ими мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности направлены прежде всего на предупреждение угроз здоровью и жизни граждан [12];

4) контроль состояния общественного порядка (в т. ч. личная и имущественная безопасность), обеспечение общественной безопасности.

Согласно статье 31 Закона «О железнодорожном транспорте» основными органами, обеспечивающими общественный порядок на железнодорожном транспорте, являются МВД в лице органов внутренних дел на транспорте (далее — ОВДТ) и Военизированная охрана БЖД (далее — ВОХР БЖД).

Под обеспечением общественного порядка на транспорте принято понимать систему мер, направленных на охрану общественного спокойствия и нравственности, жизни и здоровья граждан, нормальное функционирование подвижного состава и обслуживающих его систем; соблюдение правил пользования средствами транспорта гражданами; предупреждение и пресечение нарушений этих правил; профилактику несчастных случаев с людьми и т. п.

Следует учитывать, что решаемые ОВДТ задачи по охране общественного порядка на железнодорожном транспорте являются важнейшей гарантией обеспечения общественной безопасности, так как эти правовые явления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [13, с. 15—16].

Стрелки ВОХР БЖД в области охраны общественного порядка предупреждают, выявляют и пресекают: противоправные посягательства на объекты железнодорожного транспорта, перевозимые грузы и подвижной состав; факты незаконной перевозки в составе грузовых поездов материальных ценностей; проход граждан по путям в неустановленных местах [14].

К категории данных органов целесообразно отнести таможенные органы, пограничную службу и иные правоохранительные органы;

5) обеспечивающие иные аспекты безопасности, от обеспечения которых зависит нормальное функционирование железнодорожного транспорта, охрана интересов общества и государства в данной сфере:

— контроль состояния окружающей среды и экологической безопасности (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды);

— надзор за соблюдением норм и требований охраны труда и техники безопасности (Департамент госинспекции труда Министерства труда и соцзащиты; служба охраны труда и промышленной безопасности БЖД);

— обеспечение пожарной безопасности на подвижном составе и объектах железнодорож-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

243

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

трибуня молодого ученого

ной инфраструктуры реализуется работниками железной дороги;

— иные виды безопасности, выделяемые в зависимости от исследования.

III. Относительно железнодорожного транспорта как системы:

1) внутренние, то есть подразделения, которые образуются в структуре железнодорожного транспорта и непосредственно подчинены ГО «БЖД». Их основной задачей является обеспечение безопасного функционирования данного вида транспорта как источника повышенной опасности (на них указывалось выше).

Учитывая важность и значимость железнодорожного транспорта для жизнедеятельности государства и общества, в составе Белорусской железной дороги образована Военизированная охрана для выполнения нескольких функций по обеспечению безопасности на его объектах. К ним, помимо ООП, относятся: охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов железнодорожного транспорта; охрана работников железной дороги и организаций, входящих в ее состав; реализация на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение в пределах своей компетенции правонарушений на охраняемых объектах [15].

2) внешние (ОВДТ, КГБ, таможенные органы, органы государственной пограничной службы, санэпидемнадзор и т. д.).

Особенности внешней среды функционирования ОВДТ накладывают «отпечаток» на выбор форм и методов, тактику охраны общественного порядка и обеспечение безопасности в условиях функционирования железнодорожного транспорта. К ним относятся: концентрация больших людских потоков; угроза функционирования железнодорожного транспорта как источника повышенной опасности; круглосуточный цикл работы; интенсивность пассажирских и грузовых перевозок и другие [16, с. 105—114].

Аналогично данный вид транспорта как совокупный объект управления предопределяет силу направленности и дифференцированный характер внешних управляющих воздействий иных субъектов управления в сегменте железнодорожного транспорта в пределах их компетенции.

Таким образом, проведенный научный поиск позволяет сделать выводы.

1. Социальное назначение, общие принципы управляющего воздействия, характер взаимоотношений, направления, формы организации деятельности и ее пределы обусловило

создание системы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, которая является частью общей системы национальной безопасности в области данного вида транспорта и сфере общественной безопасности. Анализ законодательных и иных нормативных актов показывает, что система обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является обособленной подсистемой в обществе, имеет общее целевое предназначение и свою иерархически структурированную и взаимосвязанную конструкцию, которой присуще определенное единство, несмотря на то что многие органы и должностные лица системы не связаны отношениями соподчиненности и субординации.

2. Характер деятельности субъектов, анализ их функциональной направленности и степени участия в обеспечении безопасности позволяет классифицировать субъекты обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте по следующим критериям:

1) с позиции правовых и иных актов, закрепляющих нормы поведения участников правоотношений на железнодорожном транспорте: субъекты, устанавливающие единые требования в данной области общественных отношений; субъекты, исполняющие установленные требования; субъекты, реализующие контроль и надзор за их выполнением;

2) в зависимости от аспекта обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: безопасность движения поездов, пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологическая ит. д.;

3) относительно железнодорожного транспорта как системы; внутренние и внешние.

3. Среди многообразия «субъектов обеспечения» безопасности на железнодорожном транспорте следует выделять участников общественных отношений, определяемых как «субъекты административно-правового обеспечения», что обусловлено властным и исполнительно-распорядительным характером складывающихся административно-правовых отношений.

4. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте как общая цель согласованной (скоординированной) деятельности всех субъектов обеспечения безопасности достигается обеспечением отдельных видов безопасности на железнодорожном транспорте (как частные цели, определяющие содержание деятельности различных органов) путем реализации их административно-правовых статусов.

244

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

Примечания

1. Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. Проблемы теории права: курс лекций. М., 2010.

2. Бойцов В.Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972.

3. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1958.

4. Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права // Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1985.

5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575. Минск, 2015.

6. Административное право: учебное пособие: в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухаревой. Минск, 2013. Ч. 1.

7. Гарбачидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М., 2003.

8. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999.

9. О железнодорожном транспорте: закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 237-3 (ред. от 31.12.2014). Минск, 2015.

10. О прокуратуре Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 (ред. от 13.12.2011). Минск, 2015.

11. Об утверждении Инструкции по актово-претензионной работе на Белорусской железной дороге: приказ БЖД от 30 декабря 2009 г. № 1510НЗ.

12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-3.

13. Веремеенко И.И. Механизм административноправового регулирования в сфере ООП: Предмет и понятие. М., 1981. Ч. 1.

14. Инструкция об организации работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений на объектах железнодорожного транспорта и в подвижном составе, утв. приказом БЖД от 21 апреля 2014 г. № 429НЗ.

15. Положение о ВОХР, утв. приказом Начальника Белорусской железной дороги от 5 сентября 2013 г. № 296Н.

16. Станкевич П.И., Мукашев С.И., Леонов А.П., Стрельский Д.Г. Управление ОВДТ: учебное пособие. Минск, 2005.

Notes

1. Alekseev S.S. Collected works: in 10 vol. Vol. 3. Problems of the theory of the right: course of lectures. Moscow, 2010.

2. Boytcov V.Ya. Sistem of subjects of the Soviet state law. Ufa, 1972.

3. Yampolskaya Ts.A. Subjects of the Soviet administrative law: dissertation... doctor of legal sciences. Moscow, 1958.

4. Bakhrakh D.N. Subjects of the Soviet administrative law // Interhigher education institution collection works. Sverdlovsk, 1985.

5. Concept of national security of Republic of Belarus: decree of the President of the Republic of Belarus, 9 November 2010, № 575. Minsk, 2015.

6. Administrative law: studies. grant: in 2 p. / under a general ed. of I.V. Kozeletsky, A.I. Sukharkova. Minsk, 2013. P. 1.

7. Garbachidze B.N., Chernyavsky A.G. Administrative law. Moscow, 2003.

8. Administrative law: textbook / under the editorship of Yu.M. Kozlov, L.L. Popov. Moscow, 1999.

9. About railway transport: law of the Republic of Belarus, 6 January. 1999, № 237-Z (ed. of 31.12.2014). Minsk, 2015.

10. About prosecutor's office of Republic of Belarus: law of the Republic of Belarus, on May 8, 2007, № 220-Z (ed. 13.12.2011). Minsk, 2015.

11. About the approval of the Instruction on assembly claims activities on the Belarusian railroad: the order BZhD of 30.12.2009 № 1510NZ.

12. About sanitary and epidemiologic wellbeing of the population: the law of Republic of Belarus of January 7, 2012 No. 340-Z.

13. Veremeenko I.I. The mechanism of administrative and legal regulation in the sphere of OOP: Subject and concept. P 1. Moscow, 1981.

14. The instruction about the organization of work on the prevention, identification and suppression of offenses on objects railway and in a rolling stock, № 429NZ is approved by the order BZhD of 21.04.2014.

15. The provision on VOHR, is approved by the order of the Chief of the Belarusian railroad of 05.09.2013 № 296N.

16. Stankievich P.I., Mukashev S.I., Leonov A.P., Strelsky D.G. Management of OVDT: studies. grant. Minsk, 2005.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

245

Гчммельрейх О. В. Классификация субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.