Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симаков Вячеслав Адольфович

В статье раскрыты основные положения дидактики и её составные компоненты. Автор статьи даёт определение дидактических средств обучения. Излагается взаимосвязь дидактических средств обучения с компонентами дидактической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF LEARNING TOOLS DIDACTIC TEACHING TOOLS ARE THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the main provisions of didactics and its components. The author of the article defines didactic teaching tools. The article describes the relationship of didactic teaching tools with the components of the didactic system

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В.А. СИМАКОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

V.A. SIMAKOV

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

CLASSIFICATION OF LEARNING TOOLS

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

DIDACTIC TEACHING TOOLS ARE THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Сведения об авторе. Симаков Вячеслав Адольфович - доцент 4 кафедры управления повседневной деятельностью войск (УПДВ) военного учебно-научного центра «Общевойсковая ордена Жукова академия ВС РФ», кандидат военных наук (г. Москва).

Аннотация. В статье раскрыты основные положения дидактики и её составные компоненты. Автор статьи даёт определение дидактических средств обучения. Излагается взаимосвязь дидактических средств обучения с компонентами дидактической системы.

Ключевые слова: дидактика, дидактические средства обучения, классификация дидактических средств обучения, образовательный процесс.

Information about the author. Vyacheslav Simakov - Associate Professor, Department of UPDV Military Training and Scientific Center of the Ground Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», candidate of military Sciences (Moscow).

Summary. The article reveals the main provisions of didactics and its components. The author of the article defines didactic teaching tools. The article describes the relationship of didactic teaching tools with the components of the didactic system.

Keywords: didactics, didactic learning tools, classification of didactic teaching tools, educational process.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaШkбs - относящийся к обучению, поучающий. В современном понимании он означает теорию обучения как отрасль педагогической науки. Предметом дидактики является обучение, то есть взаимодействие преподавания и учения в их взаимосвязи и единстве, обеспечивающее усвоение слушателями (курсантами) содержания образования. Дидактика изучает различные формы взаимодействия звеньев обучения, выявляет закономерности этих звеньев, анализирует зависимости, которые определяют ход и результаты обучения, определяет методы, ор-

ганизационные формы и средства, обеспечивающие реализацию запланированных целей и задач обучения.

Таким образом, дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки.

Первая её функция связана с изучением различных сторон обучения, выявлением закономерных связей между ними, тенденций и перспектив развития.

Вторая функция нормативно-прикладная заключается в разработке проблемы отбора содержания образования специалистов, обосновании и реализации принципов, форм и методов обуче-

ния с помощью различных средств обучения. В единстве этих функций - сущность процесса обучения, реализация его образовательных и воспитательных задач.

Анализ публикаций научно-педагогических изданий за последние два года показал, что основное внимание авторами уделяется взаимодействию военно-промышленного комплекса и работы высших учебных заведений, исследованиям в области интенсификации военного образования и переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты, оставляя в тени один из главных вопросов педагогики «как учить». В рассмотренных источниках проблемам

дидактики и использования дидактических средств обучения посвящено менее 10 процентов работ.

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему. В ней задействованы все компоненты педагогической системы. Каждый из них может быть предметом рассмотрения, в данной статье мы рассматриваем средства обучения.

Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой. Их эффективность, как порознь, так и в системе, повышается, если процесс организуется на основе какой-либо теории или концепции. Поэтому мы основываемся на концепции: обучение как функциональная дидактическая система (см. схему 1).

Дидактическая система представляет собой систему организации учебной деятельности обучающихся. Этот подход, в отличие от ранее рассмотренных, распространяется на весь процесс обучения, в том числе и на каждую его составляющую.

Исходя из этого, в авторском видении первым компонентом дидактической системы является определение и применение стиля взаимодействия педагога и слушателя (курсанта), предполагающего усвоение содержания учебного материала.

Второй компонент дидактической системы представляет собой методы и формы обучения, которые применяются в единстве с определёнными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, макеты и муляжи, схемы и диаграммы, мультимедийные продукты (презентации), технические средства и др. Однако нужно иметь в виду, что дидактические средства обучения имеют и более широкий смысл. Методы и формы обучения напрямую зависят от применяемых дидактических средств обучения, что способствует достижению целей занятия.

Поэтому автором предлагается исходить из того, что дидактические средства обучения - особый вид пособий и средств (учебные и наглядные материалы, демонстрационные устройства, технические средства и др.), разработанные при подготовке и применяемые на учебном занятии, использование которых приводит (способствует) к активизации познавательной деятельности, обобщению учебного материала и экономии учебного времени.

Данное определение позволяет утверждать, что средства обучения взаимосвязаны со всеми компонен-

тами дидактической системы. Для того чтобы дидактическая система функционировала эффективно, средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с преподавателем и его деятельностью, со слушателями (курсантами) и их деятельностью, содержанием образования. Это реализуется посредством определения преподавателем целей занятия, выбора методов доведения учебного материала, применения дидактических средств обучения для вовлечения слушателей (курсантов) в процесс осознанного усвоения материала, систематизации и творческого подхода к решению поставленных задач в ходе учебного занятия. Направленность конечного результата занятия, заданная преподавателем, определяется целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системо-ориентирующими компонентами функционирования дидактической системы.

Дидактическими средствами в системе подготовки высших военно-учебных заведений служат образцы вооружения, макеты, муляжи, тренажёры, учебные пособия, схемы, таблицы и программные продукты, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующие на органы чувств слушателей (курсантов) и облегчающие им непосредственное и косвен-

Схема 1. Функциональная дидактическая система

Нрелметжмбрязныг

Образцы вооружении, техники, спец средства и приборы: макеты; тренажеры и т.д.

Натуральные Объемно-образные

Модели:

муляжи:

макеты

местности;

автомуппиро

ванные

обучающие

СИСТЕМЫ 1Г т.д.

Знаковые

ОбьеМИО-ишковые

фото И видеоматериалы; портреты: рисунки; презентации; графики; аудаочаписи.

Условно-знаковые

Карты:

тоиочнаки;

таблицы;

тестовые

программы,

программы

прогноза и

решения.

Схема 2. Классификация наглядных средств обучения

¡ГЩр 1 штаг

ное познание предмета. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности слушателей (курсантов), а также управления и контроля.

С педагогической точки зрения взаимосвязи дидактических средств обучения (ДСО) с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми особенностями:

а) для педагога ДСО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его деятельности;

б) для учащихся ДСО - средство познания и одно из средств приобретения знаний и умений;

в) по отношению к содержанию образования ДСО - способ передачи содержания и организации его усвоения;

г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения ДСО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты (макеты), тренажёры, схемы, мультимедийные продукты, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слу-

ховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения информационные технологии, электронные учебники, компьютеры и т.д.

Ранее проведённые исследования показывают, что одновременное слуховое и зрительное восприятие информации повышает усвоение учебного материала почти на 30%. Кроме того, необходимо учитывать, что в жизни человек получает 90% информации по зрительному каналу и только 9% - по слуховому [3].

Всё это настоятельно требует широкого использования на учебных занятиях, наряду с речевой информацией, ориентированной на органы слуха, пособий и средств, активизирующих у обучаемых процесс восприятия образной визуальной информации.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Нагляд-

ность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности (см. схему 2).

Проведенное в Общевойсковой академии ВС исследование подтверждает, что применение ДСО, исходя из предложенного предметно-образного и знакового подхода к их классификации, повышает эффективность восприятия материала обучаемыми. Так, замер остаточных знаний, проведённый по итогам занятий теоретического типа с использованием только объёмно-знаковых средств обучения, показал результат, представленный в колонке 2 таблицы.

При поведении занятия с этой же группой, но в экспериментальном режиме, т.е. с использованием ДСО в виде объёмно-образных моделей, в комплексе с натуральными объектами учебно-материальной базы, результаты контрольных замеров методом тестирования показали увеличение среднего оценочного показателя по пятибалльной системе в целом за группу на 25% (колонка 3 таблицы).

Результаты занятий, проведённых в плановом и экспериментальном режимах, подтверждают, что ДСО становятся ключевым элементом дидактической системы в процессе обучения, если они используются в тесной связи с остальными компонентами

Таблица

Количество обучаемых Средний /балл без использования ДСО Средний /балл с использованием ДСО

1 2 3

60 3,5 4,7

Схема 3. Влияние дидактических средств обучения на конечный результат учебного занятия

процесса обучения. Их подбор зависит не только от материальной оснащённости вуза, но и от поставленных целей занятия, методов учебной работы, возраста обучающихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

Исследование использования ДСО в ходе занятий позволило установить характерные взаимосвязи, присущие образовательному процессу, применительно к военным вузам, которые представлены на схеме 3.

На ней продемонстрирована взаимосвязь между дидактическими средствами обучения, сгруппированными по методическому назначению и дидактическим целям обучения, что позволяет понять влияние их взаимодействия на конечный результат учебного занятия.

Проведённое исследование позволяет дать классификацию ДСО в иной группировке:

• на средства обучения для преподавателей;

• средства обучения слушателей (курсантов).

Первые представляют собой учебные средства и наглядные пособия, используемые преподавателями для более эффективной реализации целей учебного занятия. Вторые - это индивидуальные средства слушателей (курсантов), рабочие тетради, принадлежности для работы с картами, шаблоны и маркеры и т.п. Предложенный подход рассматривается нами только в системе взаимодействия педагога и обучаемого.

В этом случае все ДСО условно можно разделить на следующие группы:

- электронные учебники и учебные пособия;

- средства наглядности;

- средства для осуществления практических действий;

- технические средства обучения;

- вспомогательные средства учебного процесса.

Состав каждой группы и применение этих дидактических средств зависят от состояния учебно-материальной базы, мастерства преподавателя, в том числе его педагогической практики.

Таким образом дидактические средства обучения остаются важнейшим компонентом процесса обучения. При комплексном применении предметно-образных и знаковых ДСО сокращается время подготовки к практической части занятия, облегчается восприятие слушателями учебного материала, улучшается его запоминание, что в конечном итоге способствует более качественному освоению профессиональных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Технология профессионально-ориентированного обучения: Учебник.- М.: Издательство «Общевойсковая академия Вооружённых Сил РФ», 2020.

2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

3. www FB. RU «Типы и способы восприятия информации» Е. А. Берингова. 29.05 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.