Финансы предприятия
классификация рисков предприятий железнодорожного транспорта (на примере оао «ржд»)
М. И. ФЕДОСЕЕВА, заместитель начальника управления долговых инструментов E-mail: fedoseevami@gmail. com Агентство по ипотечному жилищному кредитованию
Результаты структурной реформы железнодорожного транспорта оказались недостаточными для создания в короткие сроки эффективных источников развития, которые позволят обеспечить масштабное привлечение средств для развития отрасли и ее модернизации. В статье отмечен инвестиционный фактор развития железнодорожного транспорта и обоснована необходимость управления рисками для обеспечения привлечения заемного финансирования в предприятия железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: риски, инвестиции, управление рисками, классификация рисков, железнодорожный транспорт.
В связи с постоянной динамикой макроэкономической ситуации в России и в мире оказалось, что мероприятия и результаты структурной реформы железнодорожного транспорта были недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, которые позволят обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Предприятия железнодорожного транспорта не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего упускают потенциальные возможности для получения экономической выгоды. Таким образом, возникала необходимость внесения изменений в цели третьего этапа реформы, обозначив их как
переход к инвестиционной фазе развития с привлечением крупных инвестиций в «ОАО» РЖД и железнодорожную отрасль в целом.
Для развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусматривается улучшение условий для увеличения государственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты, строительство новых железнодорожных линий общего и необщего пользования. Для развития инфраструктуры и парка подвижного состава в 2008 — 2030 гг. требуются инвестиции, связанные, главным образом, с необходимостью строительства и реконструкции железнодорожных путей на рельсах Р65 для увеличения осевых нагрузок и пополнением парка подвижного состава, а также с исключением выработавших свой ресурс локомотивов и вагонов и увеличением объема перевозок грузов. Общий объем инвестиций по минимальному варианту на период 2008 — 2030 гг. составляет 2 798,8 млрд руб., а по максимальному варианту — 3 119 млрд руб. Строительство новых железнодорожных линий в 2016 — 2030 гг. будет осуществляться за счет средств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и средств частных инвесторов.
Инвестиции на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования будут полностью осуществляться за счет средств частных инвесторов (см. таблицу).
Одним из приоритетных направлений транспортной политики России является модернизация действующих и создание новых эффективных,
70
финансы и кредит
Объем инвестиций для реализации программы развития железнодорожного транспорта необщего пользования, млрд руб.
2008-2015 гг. 2016-2030 гг.
Назначение инвестиций Минимальный Максималь- Минимальный Максималь-
вариант ный вариант вариант ный вариант
Строительство и реконструкция железнодорожных 316 394,5 867,5 1 024,5
путей промышленного транспорта
Развитие объектов промышленного железнодорожного 292 302 535 559
транспорта, всего
В том числе:
реконструкция транспортно-складских комплексов 230 239 450 470
модернизация систем организации движения 62 63 85 89
поездов и маневровой работы на промышленном
транспорте
Обновление подвижного состава, всего 346,7 357,6 441,6 481,4
В том числе:
локомотивы 203 209,1 288,8 314,8
вагоны 143,7 148,5 152,8 166,6
безопасных и надежных наземных транспортных коридоров, как международных, так и внутри страны. Это позволит обеспечить устойчивый экономический рост и потребности общества в перевозке пассажиров, движении товаров, повышении конкурентоспособности транспортной системы страны.
В целях обеспечения надежного функционирования предприятий железнодорожного транспорта с возможно минимальными затратами необходимо создать благоприятные условия для притока российских и иностранных инвестиций в объекты железнодорожного транспорта.
Автор отмечает, что для притока инвестиций в предприятия железнодорожного транспорта в необходимом объеме требуется:
1) разрешение конфликта интересов, возникающих в отрасли;
2) наличие эффективной системы управления рисками на железнодорожном транспорте. Реформа железнодорожной отрасли обеспечила бесперебойность перевозочного процесса, целостность системы управления, стала базой для экономического роста страны. Начался процесс перевода отдельных направлений бизнеса в конкурентные условия. В то же время реформа привела к конфликту интересов между выполнением стратегической государственной задачи по поддержанию и развитию железнодорожной транспортной инфраструктуры, социальной нагрузке по перевозке малообеспеченных слоев населения и необходимостью обеспечения высоких экономических показателей «ОАО» РЖД в условиях полного самофинансирования. Таким образом, отмечает автор, в рамках одной структуры функционируют две различные бизнес-модели: модель операцион-
ной корпорации, директивно управляющей своими подразделениями, и модель многопрофильного холдинга, управляющего портфелем конкурентных бизнесов.
По мнению автора, основной мерой разрешения конфликта интересов в условиях динамично развивающихся российских и мировых рынков является развитие конкуренции, которое, как показано на рис. 1, обеспечит тот самый необходимый баланс, позволяющий в равной степени, с одной стороны, обеспечить собственную финансовую устойчивость в условиях самофинансирования, а с другой — выполнять стратегические государственные задачи.
Продолжающийся мировой финансовый кризис оказывает значительное влияние на снижение темпов роста мировой экономики. Проблемы на финансовых рынках привели к резкому снижению уровня инвестиций. В этой связи оставшиеся инвесторы еще более тщательно производят анализ
ш
Собственная финансовая устойчивость Выполнение стратегических государственных задач
Развитие конкуренции Конфликт интересов ^ &
Рис. 1. Развитие конкуренции как разрешение конфликта интересов
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
71
факторов риска, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность компаний-заемщиков.
Мнения рейтинговых агентств оказывает значительное влияние на выбор инвесторов, которые в текущих рыночных условиях еще больше ужесточили требования к заемщикам. Инвесторов беспокоят неожиданные неблагоприятные рыночные события, которые могут понизить ценность их активов при значительном ущербе основной доходности, что повышает неустойчивость доходов или потоков денежных средств или сокращает капитал.
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service (далее — Moody's) опубликовало результаты исследований корпоративных рейтингов в Европе, на Ближнем Востоке и Африке, проводившееся с целью введения методологии присвоения рейтингов для эмитентов, связанных с государством (government-related issuers, GRI). Эта методология формально детализирует рейтинги по нескольким компонентам: оценка основных рисков эмитента; риски, связанные с возможным прекращением поддержки со стороны государства; риски, связанные с зависимостью эмитента от государства, а также ожидаемый уровень поддержки со стороны государства. «ОАО» РЖД, как компания, акции которой на 100 % принадлежат государству, оценивается рейтинговым агентством Moody's по методологии GRI. В процессе присвоения кредитных рейтингов Moody's также рассматривает организационную структуру управления рисками, систему управления рисками, производит оценку рисков и рассматривает информационные системы управления рисками.
В соответствии с методологией присвоения рейтинга агентством Standard & Poor's (далее — S&P) кредитный рейтинг компаний-заемщиков складывается из двух основных компонентов: анализ бизнеса и анализ финансового профиля. Рейтинг компании не сводится к простому расчету финансовых показателей. Это еще и результат тщательного исследования фундаментальных характеристик бизнеса, таких как риски, структура отрасли и перспективы ее роста, конкурентные преимущества компании, система регулирования, менеджмент, стратегия.
Многие из этих факторов носят качественный характер. От них во многом зависит, какими будут финансовые показатели компании в будущем. С другой стороны, от риска бизнеса зависит, какой уровень финансового риска может позволить себе компания при определенном значении рейтинга. Присваивая рейтинг каждой компании, аналитики
S&P взвешивают факторы бизнеса и финансового положения. Иногда кредитный рейтинг определяется преимущественно характеристиками бизнеса, а иногда доминирующую роль играет финансовый профиль.
Оценка рисков бизнеса компании начинается с анализа странового и отраслевого «контекста». На стабильность деятельности компании, работающей в той или иной стране, влияет то, насколько динамична, развита и устойчива экономика, насколько прозрачно и эффективно законодательство и регулирование, есть ли необходимая инфраструктура, как работает финансовая система, насколько развита кредитная культура. S&P анализирует структуру и перспективы развития отрасли, цикличность, остроту конкуренции, особенности режима регулирования и выявляет ключевые факторы успеха в той или иной сфере деятельности и ключевые факторы риска, влияющие на «игроков» каждой отрасли. S&P анализирует позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами или, наоборот, сферы, где компания наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли, и проводится сравнительный анализ с другими компаниями. Далеко не последнюю роль в рейтинговом исследовании играет изучение менеджмента и стратегии. Проанализировав условия, в которых работает компания, и позиции компании в бизнесе, аналитики S&P приступают к собственно финансовому анализу: исследованию финансовой отчетности компаний, расчету коэффициентов, изучению трендов и финансовому прогнозированию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для поддержания кредитного рейтинга на высоком уровне и обеспечения притока инвестиционных средств в железнодорожную отрасль необходимо иметь адекватную современным экономическим условиям систему управления рисками, которая будет охватывать все категории корпоративных рисков; все направления бизнеса ОАО «РЖД»; все подразделения аппарата управления, структурные подразделения, филиалы, дочерние и зависимые общества «ОАО» РЖД.
Можно утверждать, что жесткая система управления рисками обеспечит эффективность привлечение заемных средств, оптимизирует формы и методы привлечения капитала, сократит стоимость привлечения финансовых ресурсов, а также в значительной степени повысит инвестиционную привлекательность отрасли.
В настоящее время отсутствует системный подход при принятии управленческих решений
72
финансы и кредит
в области управления рисками, следовательно, возникает необходимость создания и внедрения корпоративной системы управления рисками, отвечающей требованиям консолидации процесса управления рисками «ОАО» РЖД, разработки стандартизированных подходов к выявлению и ликвидации рисков в масштабах «ОАО» РЖД и по отрасли в целом.
Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз необходимо произвести классификацию рисков в соответствии с источниками их возникновения. К настоящему времени в теории финансов еще не разработано общепринятой и вместе с тем исчерпывающей классификации рисков. Это связано, прежде всего, с тем, что в реальной практике существует огромное число различных проявлений риска, при этом иногда одни и те же виды риска могут обозначаться разными терминами, а иногда некоторые виды риска практически невозможно разграничить.
В целях разработки более детальной классификации рисков на железнодорожном транспорте в качестве основы автором была использована классификация рисков в соответствии с требованиями Федеральной службы по финансовым рынкам. Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, предусмотрена следующая классификация рисков:
• отраслевые риски;
• страновые и региональные риски;
• финансовые риски;
• правовые риски;
• риски, связанные с деятельностью.
Необходимо отметить, что информация о
рисках по приведенной классификации подлежит раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг в составе проспектов ценных бумаг и ежеквартальных отчетов эмитента эмиссионных ценных бумаг. Таким образом, стремясь охватить деятельность всех эмитентов, ФСФР России приводит классификацию общего характера. В связи с этим автором была доработана система классификации рисков «ОАО» РЖД с учетом уже существующей классификации рисков, приведенной в Функциональной стратегии управления рисками ОАО «РЖД», и специфики деятельности предприятий железнодорожного транспорта (рис. 2).
Управление рисками должно осуществляться в рамках единой корпоративной системы и быть
непрерывным циклическим процессом принятия и выполнения управленческих решений, состоящим из идентификации, оценки и измерения рисков, реагирования на риски, контроля эффективности, планирования управления и мониторинга рисков, встроенных в общий процесс управления компанией, направленный на оптимизацию величины рисков в соответствии с интересами «ОАО» РЖД и распространяющийся на все области практической деятельности компании.
Функционирование единой системы управления рисками на регулярной и беспрерывной основе на всех этапах управления компанией окажет положительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность «ОАО» РЖД и позволит ей бесперебойно функционировать на стратегическом и оперативном уровнях, достичь поставленных ориентиров, повысить доверие потребителей услуг «ОАО» РЖД, максимизировать дополнительную прибыль, эффективнее распределять капитал внутри компании, снижать стоимость привлечения заемных средств. Эффективное развитие экономики отрасли напрямую зависит от комплексного подхода к системе управления рисками.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• для развития инфраструктуры железнодорожного транспорта необходимо привлечение крупных инвестиций в предприятия железнодорожного транспорта;
• для обеспечения притока российских и иностранных инвестиций в объекты железнодорожного транспорта необходимо создать благоприятные условия для инвесторов;
• основной мерой разрешения конфликта интересов в условиях динамично развивающихся российских и мировых рынков является развитие конкуренции и создание адекватной современным экономическим условиям системы управления рисками;
• для поддержания кредитного рейтинга на высоком уровне и обеспечения притока инвестиционных средств в железнодорожную отрасль необходимо иметь адекватную современным экономическим условиям систему управления рисками, которая будет охватывать все категории корпоративных рисков; все направления бизнеса «ОАО» РЖД, все подразделения аппарата управления, структурные подразделения, филиалы, дочерние и зависимые общества «ОАО» РЖД.
ФИНАНсЫ И кРЕдИт
73
Отраслевые
Риски рынка перевозок
Репутационные риски
Риски повышения стоимости потребляемых ресурсов
Страновые и региональные
Политические риски
Риски изменения общей ситуации в стране
Техногенные и
природно-климатические риски
Риски влияния инфляции
Риск реформир ^и ования
Риск экспансии иностранных перевозчиков и операторов на транспортный рынок России при вступлении в ВТО
Риски ОАО «РЖД»
Финансовые
Риски неисполнения обязательств
Инвестиционные риски
Рыночные риски
Процентные риски
Валютные риски
Ценовой риск товарных рынков
i
Правовые
Риски изменения валютного регулирования
Кредитные риски
Риск лиь свидности
Риск изменения
налогового законодательства
Риск изменения правил таможенного контроля и
Риск изменения требований по лицензированию основной деятельности
Риск изменения судебной практики по
вопросам, связанным с основной деятельностью
Риски, связанные с деятельностью
Макроэкономические риски
Риски рес трудовых урсов
Риски, связанные с охраной окружающей среды
Научно-технические и технологические риски
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования
Операционные риски
Рис. 2. Классификация рисков «ОАО» РЖД
Список литературы 6.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: 7. распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2. Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http://www. rzd.ru. 8.
3. Официальный сайт рейтингового агентства Stan-dard&Poor's. URL: http://www. standardadndpoors.ru.
4. Официальный сайт рейтингового агентства Moody's 9. Investors service. URL: http://www. moodys. com.
5. Положение о раскрытии информации эмитентами 10. эмиссионных ценных бумаг: приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р. Функциональная стратегия управления рисками в ОАО «РЖД»: распоряжение ОАО «РЖД» от 11.01.2007 № 13 р.
Энциклопедия финансового риск-менеджера / под ред. А. А. Лобанова, А. В. Чугунова. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005.
Credit Opinion: Russian Railways Joint Stock Company, Moody's Investots Service. 28 March. 2008. Rating Methodology. Bank Financial Strength Ratings: Global Methodology, Moody's Investots Service. February. 2007.
74
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ