Решетневскуе чтения. 2014
- применение частотной отстройки вверх для трубопровода тупиковой линии.
Полученные картины распределения давления в перспективе позволят более точно оценивать статически и динамически нагруженное состояние сборных конструкций напорных линий трубопроводов гидравлических систем современного самолёта с учётом гидравлических нагрузок.
Полученные результаты справедливы и для других режимов работы насоса и тем более для переходных режимов, когда изменяется подача гидравлической жидкости, характерных для случаев срабатывания потребителей и регулирующей гидроаппаратуры.
Библиографические ссылки
1. Сапожников В. М., Лагосюк Г. С. Прочность и испытания трубопроводов гидросистем самолётов и вертолётов. М. : Машиностроение, 1973. 248 с.
2. Комаров А. А., Сапожников В. М. Трубопроводы и соединения для гидросистем. М. : Машиностроение, 1967. 232 с.
3. Селезнев В. Е., Алешин В. В., Прялов С. Н. Основы численного моделирования магистральных трубопроводов / под ред. В. Е. Селезнева. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М. : МАКС Пресс, 2009. 436 с.
4. Бобарика И. О., Яхненко М. С. Методика решения задачи поиска частотного отклика сборной конструкции трубопрофода с применением метода конечных элементов // Вестник СибГАУ. Красноярск, 2014. С. 16-20.
References
1. Sapozhnikov V. M., Lagosyuk G. S. Prochnost' i ispytaniya truboprovodov gidrosistem samoletov i verto-letov. M. : Mashinostroenie, 1973. 248 p.
2. Komarov A. A., Sapozhnikov V. M. Truboprovody i soedineniya dlya gidrosistem / A. A. Komarov, M. : Mashinostroenie, 1967. 232 p.
3. Seleznev V. E., Aleshin V. V., Pryalov S. N. Osnovy chislennogo modelirovaniya magistral'nykh truboprovodov / pod red. V. E. Selezneva. Izd. 2-e, pererab. i dop. M. : MAKS Press, 2009. 436 p.
4. Bobarika I. O., Yakhnenko M. S. Metodika resheniya zadachi poiska chastotnogo otklika sbornoy konstruktsii truboprofoda s primeneniem metoda konechnykh elementov // Vestnik SibGAU. Krasnoyarsk, 2014. P. 16-20.
© Бобарика И. О., Молокова С. В., 2014
УДК 656.7.022; 656.7.05
КЛАССИФИКАЦИЯ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
О. В. Болотова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Рассмотрены основные классификации и характеристики радионавигационных систем, для применения их к воздушным судам.
Ключевые слова: радионавигационная система, воздушное судно, помехозащищенность.
THE CLASSIFICATION OF RADIO NAVIGATION SYSTEMS AND CHARACTERISTICS OF THEM
O. V. Bolotova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
The article presents the basic classifications and characteristics of radio navigation systems for their applying to aircrafts.
Keywords: radio navigation system, aircraft noise immunity.
Навигация (вождение) воздушных судов (ВС) - светотехнические и другие визуальные средства осуществляется с применением различных техниче- (световые маяки, посадочные огни, прожекторы и пр.); ских средств, которые можно классифицировать - астрономические (астрономические секстанты в соответствии с используемыми в них физическими и компасы, автоматические астроориентаторы); принципами работы [1-2]: - инерциальные средства навигации;
- навигационные средства общего назначения - автономные бортовые радионавигационные уст-(магнитные и гироскопические компасы, указатели ройства (РНУ) (радиовысотомеры, доплеровские скорости, барометрические высотомеры и др.); измерители скорости и угла сноса (ДИСС) и пр.);
Эксплуатация и надежность авиационной техники
- радионавигационные системы (РНС) наземного базирования и космические (спутниковые).
В основу классификации РНС могут быть положены те или иные отличительные признаки, основными из которых являются назначение системы, метод определения местоположения (вид навигационных параметров), метод измерения РНП (вид параметра сигнала, содержащего навигационную информацию).
Основные параметры системы составляют ее тактико-техническую характеристику. Тактические и технические требования к РНС различны, но основные параметры, составляющие тактико-техническую характеристику системы, могут быть почти одинаковы [3].
Тактическими называют характеристики системы, определяющие ее функциональные возможности при практическом, в том числе и военном, применении.
К основным тактическим характеристикам РНС относят:
- зону (область) действия или рабочую зону системы, заданную сектором обзора (поиска) по измеряемым параметрам объекта;
- время обзора (поиска) заданного сектора или скорость обзора;
- определяемые параметры (координаты), их число и точность измерения;
- разрешающую способность;
- пропускную способность;
- помехозащищенность;
- надежность.
Дальность действия РНС - это максимальное расстояние в пределах рабочей зоны РНС, т. е. максимальное расстояние между подвижным объектом и РНТ, на котором еще обеспечивается требуемая точность. Дальность во многом зависит от условий распространения радиоволн и технических характеристик системы.
Временем обзора (поиска) называют время, необходимое для однократного обзора заданной зоны действия системы. Выбор времени обзора связан с маневренностью наблюдаемых или управляемых объектов, объемом пространства обзора, уровнем сигнала и помех, а также рядом тактических и технических характеристик системы.
Число измеряемых координат, так же как и точность их измерения, определяет возможности системы при ее практическом использовании.
Точность системы характеризуется погрешностями при измерении координат и параметров движения объекта. Причинами погрешностей являются несовершенство применяемого метода измерения и аппаратуры, влияние внешних условий и радиопомех, субъективные качества оператора, если процессы по-
лучения и реализации информации не автоматизированы.
Разрешающая способность РНС характеризует возможность разделения полезного сигнала (несущего информацию о координатах и движении объекта) и мешающих сигналов, подобных по форме полезному, но не содержащих достоверной информации об объекте (отражения от ионосферы, местных предметов, неоднородностей и т. п.).
Пропускная способность РНС характеризуется числом объектов, обслуживаемых системой одновременно или в единицу времени.
Помехозащищенность характеризует способность РНС надежно выполнять свои функции в условиях воздействия непреднамеренных и организованных помех.
Надежность РНС характеризуется вероятностью безотказной работы в течение требуемого интервала времени
В навигации воздушных объектов выделяют следующие фазы (этапы) полета воздушных судов:
- взлет и выход в исходный пункт маршрута (трассы);
- полет по маршруту (маршрутный полет);
- полет в зоне аэродрома (терминальный полет);
- некатегорированный заход на посадку;
- заход и посадка по категориям IKAO (инструментальная посадка).
Следуя из характеристик, применение радионавигационных систем для воздушных судов, сложный и трудоемкий процесс, в котором нельзя допускать серьезных погрешностей, ведь от этого зачастую зависят жизни людей.
Библиографические ссылки
1. Радионавигационные системы летательных аппаратов / под ред. П. С. Давыдова. М. : Транспорт, 1980.
2. Радиотехнические системы / под ред. Ю. М. Ка-заринова. М. : Высш. шк., 1990.
3. URL: http://alnam.ru/book_rts.php?id=37 (дата обращения: 1.09.2014).
References
1. Radionavigatsionnye sistemy letatel'nykh apparatov / pod red. P. S. Davydova. M. : Transport, 1980.
2. Radiotekhnicheskie sistemy / pod red. Yu. M. Kaza-rinova. M. : Vyssh. shk., 1990.
3. URL: http://alnam.ru/book_rts.php?id=37 (data obrashcheniya: 1.09.2014).
© Болотова О. В., 2014