Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.984
Е.А. Колескина
аспирант, кафедра «Экономика и управление», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье предлагается классификация основных принципов внутрифирменного планирования на общенаучные и функциональные принципы. Функциональные принципы определяется в статье как группы специальных принципов планирования, разделенные относительно сферы применения.
Ключевые слова: внутрифирменное планирование, принципы внутрифирменного планирования, общенаучные принципы планирования, функциональные принципы планирования.
E.A. Koleskina, Volgograd State Technical University
THE CLASSIFICATION OF PRINCIPLES OF CORPORATE PLANNING
Abstract. In the article there is the classification of the basic principles of corporate planning at the general scientific and functional principles. Functional principles were defined as a group of special planning principles, divided on the scope.
Keywords: corporate planning, principles of corporate planning, basic scientific principles of planning, functional planning principles.
Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Изучение определений внутрифирменного планирования известных специалистов в области планирования, позволило составить авторское понятие как определение приоритета действий, направленных на достижение поставленных целей предприятия. При этом, главное преимущество внутрифирменного планирования - это готовность фирмы реагировать на изменения внешней среды.
Стоящие перед внутрифирменным планированием задачи могут успешно решаться только при условии полного соблюдения принципов разработки плана. Принципы планирования характеризуют его сущностные черты. Цель работы классифицировать имеющиеся и выявить новые направления развития принципов внутрифирменного планирования.
Принцип планирования - правило, на базе которого осуществляется процесс планирования. Впервые Анри Файоль в 1916 г. сформулировал четыре основных принципа успешного планирования: единство, непрерывность, гибкость и четкость. Позднее
Р. Акофф дополнил принципы Файоля пятым принципом - участия, который предполагает задействование всех участников организации в выполнении плана [1].
В настоящее время в теории и практике выделяют множество принципов планирования. Возникает потребность в классификации принципов планирования и выявле-
64
№ 5 (21) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
ния наиболее перспективных в современных условиях развития хозяйствования.
Предлагается классификация основных принципов внутрифирменного планирования на общенаучные и функциональные, т.е. правила планирования в определенной сфере деятельности.
К общенаучным принципам планирования относятся: необходимость, непрерывность планирования, научность, гибкость, комплексность, точность, эффективность, принцип участия.
Среди функциональных принципов планирования можно выделить следующие группы:
- производственные принципы, которые задействованы при планировании производственной деятельности. К таким принципам следует отнести: принцип ритмичности производства, принцип пропорциональности, принцип параллельности, принцип прямоточности;
- финансовые принципы - специальные принципы, которые необходимы при планировании финансовой деятельности. Среди них: принцип обеспечения платежеспособности предприятия по планируемым интервалам времени; принцип учета потребностей рынка, его конъюнктуры, емкости и деятельности конкурентов; принцип предельной рентабельности;
- принципы планирования материально-технического обеспечения. К таким принципам следует отнести: плюрализм источников и форм материально-технического обеспечения, ресурсосбережение и противозатратность, обратимость возможность свободного перехода продукции как товара из натурально-вещественной формы в стоимостную и обратно;
- принципы планирования маркетинговой деятельности. Среди них: принцип скользящего планирования, принцип гибкости регулирования, принцип многовариантности.
Среди перспективных направлений развития принципов внутрифирменного планирования следует выделить автоматизацию системы планирования, а также социальную и экологическую ориентацию планирования, которые предполагают обеспечение эргономичности, безопасности выпускаемой продукции и социальное развитие коллектива, повышение доходов коллектива предприятий.
Список литературы:
1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник / М.И. Бухалков. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 392 с.
List of references:
1. Buhalkov M.I. In-house planning: a textbook / M.I. Buhalkov. - M.: INFRA-M, 2006. - 392 p.
№ 5 (21) - 2013
65