Научная статья на тему 'Классификация преступлении, совершаемых государственными служащими и должностными лицами органов местного самоуправления (по материалам Автономной Республики Крым)'

Классификация преступлении, совершаемых государственными служащими и должностными лицами органов местного самоуправления (по материалам Автономной Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIMINAL ACT / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / OFFICIALS OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT AGENCIES / GOVERNMENT OFFICIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашкаров Алексей Александрович

В статье на основании статистических данных Управления государственной службы по борьбе с экономической преступностью Главного управления МВД Украины в Автономной Республики Крым произведена классификация преступлений, совершаемых государственными служащими и должностными лицами органов местного самоуправления. Полученные сведения послужили базисом для формирования ряда выводов по формированию групп преступлений, совершаемых указанными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашкаров Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF CRIMES COMMITTED BY GOVERNMENT OFFICIALS AND OFFICIALS OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT AGENCIES (BY THE MATERIALS OF THE AUTONOMOUS REPUBLIC OF CRIMEA)

The article considers the classification of crimes committed by government officials and officials of local self-government agencies based on statistical data of the Department of State Service on Combating Economic Crimes of the General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine in the Autonomous Republic of Crimea. The data received served as the basis for a number of conclusions on defining groups of crimes committed by these persons.

Текст научной работы на тему «Классификация преступлении, совершаемых государственными служащими и должностными лицами органов местного самоуправления (по материалам Автономной Республики Крым)»

УДК 343.35

Алексей Александрович КАШКАРОВ,

начальник кафедры общеправовых дисциплин Крымского факультета Одесского государственного университета внутренних дел (Республика Украина), кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

kahskarov79@gmail. com

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

CLASSIFICATION OF CRIMES COMMITTED BY GOVERNMENT OFFICIALS AND OFFICIALS OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT

AGENCIES (BY THE MATERIALS OF THE AUTONOMOUS REPUBLIC OF CRIMEA)

В статье на основании статистических данных Управления государственной службы по борьбе с экономической преступностью Главного управления МВД Украины в Автономной Республики Крым произведена классификация преступлений, совершаемых государственными служащими и должностными лицами органов местного самоуправления. Полученные сведения послужили базисом для формирования ряда выводов по формированию групп преступлений, совершаемых указанными лицами.

The article considers the classification of crimes committed by government officials and officials of local self-government agencies based on statistical data of the Department of State Service on Combating Economic Crimes of the General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine in the Autonomous Republic of Crimea. The data received served as the basis for a number of conclusions on defining groups of crimes committed by these persons.

Ключевые слова: преступность, преступление, классификация, государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления.

Keywords: crime, criminal act, classification, government officials, officials of the local self-government agencies.

Вопросы, связанные с характеристикой преступлений государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления (далее по тексту - чиновников), были и остаются злободневными для теории уголовного права и криминологии. Преступления, совершаемые чиновниками, вызывают большой общественный и политический резонанс, будь то должностные (коррупционные) преступления, связанные с превышением либо злоупотреблением властью либо должностными полномочиями

или нарушения правил дорожного движения с тяжкими последствиями. Любое преступление, совершаемое чиновником, причиняет вред имиджу государства, его авторитету, а следовательно, аппарат государственного управления теряет доверие граждан, что негативно отражается на всех институтах общества, всех социальных процессах, существующих в обществе. Как справедливо отмечали А.Ф. Зелинский и Н.Й. Коржанский, корыстная преступная деятельность должностных лиц в общей

Зарубежный опыт

структуре преступности составляет 2-3%, однако социальная и политическая значимость борьбы с ней не определяется этой, на первый взгляд незначительной, распространенностью. Должностные (служебные) преступления составляют экономическую преступность и выражают коррупцию вла-сти.1 Кроме того, преступная деятельность чиновников носит латентный и системный характер, что свидетельствует о повышенном уровне социальной опасности. В концепции по борьбе с коррупцией на 19982005 гг. указано, что коррупция является одним из основных факторов, которые создают реальную угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства.2 Коррупция является одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.3

Проблемами уголовной ответственности за совершения преступлений чиновниками, а также их криминологической характеристикой занимались такие российские и украинские криминалисты и криминологи, как И.Н. Алексеев, Е.Ю. Антонова, Ю.М. Антонян, А.М. Бандурка, Б.В. Вол-женкин, Л.М. Давиденко, Д.Г. Заброда,

A.Ф. Зелинский, А.Н. Игнатов, Н.Й. Кор-жанский, Н.С. Лейкина, А.Н. Литвинов, О.А. Мартыненко, Н.И. Мельник,

B.В. Сташис, В.Я. Таций, Н.И. Хавронюк. В криминологической доктрине довольно широко рассмотрены аспекты, связанные с типологией и классификацией личности преступника, однако в работах указанных ученых не проводился анализ классификации совершения преступлений чиновниками, что свидетельствует о необходимости такого рода исследования и об его актуальности.

Научное изучение любой проблемы базируется на основании определенных выбранных исследователем методов; классификация - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой идеализированной модели или типа. Классификация используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделённых во времени, определения общих (родственных) и отличных признаков, уяснения степени взаимосвязей и взаимозамещения. Классификация - это не только необходимый этап познания, это и удовлетворение внутренней потребности в упорядочивании окружающих нас предметов и явлений.

Основой процесса криминологической классификации является криминологическая информация, которая характеризует преступные процессы в обществе, и, как указывают авторы монографии «Противодействие преступности: теория, практика, проблемы», обусловлено это тем, что информационно-аналитическое обеспечение данной деятельности связано с получением, преобразованием, анализом, использованием и хранением информации, отражающей реальные явления и процессы, факты и события, происходящие в сфере противодействия преступности.4

Классификация преступления, по мнению профессора А.Н. Джужа, - это разделение статистической совокупности на группы по определенным признакам.5 В рамках классификации фактически изучается не лицо в комплексе, а контингенты преступлений. При этом выделяется распространённость определенных признаков.

1 Зелшський А.Ф., Коржанський М.Й. Корислива злочинна дiяльнiсть. К.: Генеза, 1998. С. 106.

2 Концепшя боротьби з корупшею на 1998-2005 роки : Указ Президента Украши вщ 24 квггня 1998 року // Мiжнароднi правовi акти та законодавство окремих краш про корупшю / упоряд.: M.i. Калик та ш.. К.: Школяр, 1999. С. 443-478.

3 Национальная стратегия противодействия коррупции : утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/565.

4 Давиденко Л.М., Бандурка А.А. Противодействие преступности: теория, практика, проблемы : монорафия. Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2005. С. 28-29.

5 Кримшолопчний дов щник / за наук. ред. д.ю.н. проф. академ жа О.М.Бандурки ; за заг. ред. д.ю.н., проф.. О.M.Джужi та д.ю.н., проф. О.M.Литвiноiв. Довщкове видання. Харив: Дюа плюс, 2013. С.201.

Криминологическая классификация преступлений является основой криминологической характеристики преступности и способствует более детальному изучению определенной группы преступлений, уяснению причин и условий, способствующих совершению определенной группы преступлений, выработке конкретных мер, приемов и способов профилактики и противодействия этим преступлениям, а также своевременному внесению изменений в действующее законодательство об уголовной ответственности.

Криминологическая классификация преступности и классификация личности преступника базируются на основании определенных факторов, ими могут выступать: время, территория, особенности личности преступника, формы, методы и способы совершения преступлений, психологическое отношение к совершаемому и совершенному деянию, возраст, пол, расовая и религиозная принадлежность, моти-вационные факторы совершения преступлений, орудия совершения преступлений и другие.

Информационной базой данного исследования выступили статистические сведения Управления государственной службы по борьбе с экономической преступностью Главного управления МВД Украины в Автономной Республики Крым (далее - УГС-БЭП ГУМВД Украины в АР Крым) за 2011 г. По материалам УГСБЭП ГУМВД Украины в АР Крым в 2011 г. выявлены 1 390 преступлений, совершенных чиновниками, из них квалифицированные - 795 (57,2%); тяжкие и особо тяжкие - 361.

Наибольшее число из выявленных преступлений в сфере служебной деятельности (должностные преступления) составляют служебный (должностной) подлог (ст. 366 УК Украины) (45,9%); злоупотребление властью (ст. 364 УК Украины) и превышение власти (ст. 365 УК Украины) (20,3%), взяточничество (ст. 368 УК Украины) (22,3%). Кроме указанных, чиновники совершали такие преступления, как вымогательство (ст. 1 89 УК Украины); присвоение, растрата имущества либо зав-

ладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК Украины); противодействие законной хозяйственной деятельности (ст. 206 УК Украины). Следует отдельно отметить, что превышение власти и злоупотребление властью, а также должностной подлог чаще всего совершаются в совокупности с иными преступлениями, например умышленным уничтожением чужого имущества (ст. 194 УК Украины).

Только лишь по материалам УГСБЭП ГУМВД Украины в АР Крым в 2011 г., начале 2012 г. были привлечены к уголовной ответственности:

- председатели и заместители председателей сельских, поселковых, районных, районных в городах, городских советов и государственных администраций, в том числе председатель Верховного совета Автономной Республики Крым - 27 человек;

- архитекторы городов, чиновники государственной архитектурно-строительной инспекции Украины - 1 9 человек;

- чиновники управлений капитального строительства городов и районов, а также Министерства обороны Украины - 13 человек;

- чиновники управлений земельных ресурсов, земельных инспекций, землеустроителей - 18 человек;

- чиновники фондов коммунального имущества (городских и районных) и фонда республиканского имущества - 7 человек;

- служащие государственной налоговой службы, в том числе налоговые милиционеры, таможенники и служащие управления пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым - 13 человек;

- чиновники Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины в Автономной Республике Крым - 5 человек;

- чиновники министерства охраны здоровья, главные врачи республиканских клиник - 6 человек;

- чиновники санэпидимиологических и фитокарантинных служб - 3 человека;

Зарубежный опыт

- чиновники республиканского комитета по экологии и инспекторы Азово-Черно-морской экологической инспекции Украины - 4 человека;

- руководители подразделений Главного управления Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым -3 человека;

- должностные лица государственных предприятий, которым не делегированы властные полномочия, - 14 человек.

Наибольшее количество преступлений чиновниками в АР Крым совершено в сфере земельных отношений - 104 преступления и в бюджетной сфере - 189. Из них связаны с получением взяток и незаконного вознаграждения 121 преступление.

Изучив статистические данные по преступлениям, совершенными чиновниками в Автономной Республике Крым, мы считаем, что одними из основных факторов, обеспечивающих классификацию преступности чиновников, являются сферы их деятельности. Под сферой деятельности чиновника мы понимаем отрасль государственного управления, в которой действует чиновник. Каждая из сфер государственного управления имеет свои нормативно-правовые акты, которые регламентируют ее деятельность, свои структуры, механизмы, полномочия, специфические задачи и функции, что обуславливает разные методы, формы и способы совершения преступлений в той либо иной сфере. Следует отметить, что в теории существуют и другие классификации преступной деятельности чиновников. Например, Д.Г. Забро-да в монографии «Государственная антикоррупционная политика в Украине» на основании статистических данных Главного управления государственной службы Украины, МВД Украины, Службы безопасности Украины, Таможенной службы, а также ряда негосударственных организаций классифицировал преступления, со-

вершаемые чиновниками, на основании коррупционных рисков.1

Таким образом, на основании существующих сфер государственного управления мы предлагаем выделить следующие группы преступлений, совершаемых чиновниками:

- преступления в бюджетной сфере (при распределении и перераспределении бюджетных средств, при проведении тендеров и конкурсов при закупке товарно-материальных ценностей и оказании различных услуг);

- преступления в сфере земельных отношений (при выделении земель, проведении землеустроительных экспертиз, регистрации права собственности на землю, выдаче правоустанавливающих и разрешительных документов, подтверждающих право пользования и распоряжения землей, снятия плодородного слоя земли и прочее);

- преступления в сфере приватизации и заключения договоров аренды государственного либо коммунального имущества;

- преступления, совершаемые при осуществлении процедуры банкротства государственных и коммунальных предприятий, а также при осуществлении государственного контроля при ликвидации хозяйствующих субъектов;

- преступления, совершаемые чиновниками в сфере строительства и архитектуры (выдача разрешительных документов на ведение строительных работ, различного рода согласования, занижение стоимости строительных, реставрационных, дорожных, дорожно-восстановительных работ, проводимых за бюджетные средства органов местного самоуправления либо с участием государственного капитала);

- преступления в сфере налогообложения;

- преступления в сфере пожарного и горно-технического контроля;

- преступления в сфере санэпид-, зоо-, фитокарантинного контроля;

1 Заброда Д.Г. Державна антикорупц шна пол ™ка в Укра1ш: теорiя, правова основа, шституал iзацiя : монографiя / Д.Г. Заброда. Омферополь: КРП «Видавництво "Кримнавчпеддержвидав"», 2013. С.83-89.

- преступления в иных сферах государственного управления.

Мы не можем утверждать, что данная классификация является полной и всеобъемлющей, она является открытой, так как существуют иные сферы государственного управления, в которых должностные лица могут совершать преступления.

Каждая из указанных сфер государственного управления имеет свои закономерности, при этом все сферы тесно связаны друг с другом и, как справедливо указывала Н.Ф. Кузнецова в работе «Проблемы криминологической детерминации», ни в природе, ни в обществе нет «чистых» абсолютно статических либо абсолютно динамических закономерностей. Хотя криминогенная детерминация также связана в основном со статическими закономерностями, это не исключает в ней и динамической, функциональной связи.1 Продолжая идею Н. Ф. Кузнецовой, можно сделать вывод, что при наличии других критериев криминологической классификации можно

получить новую, отличную от предложенной нами, классификацию преступлений, совершаемых чиновниками. Например, преступления, совершаемые чиновниками, можно классифицировать по способу совершения: связанные с получением незаконного вознаграждения, совершенные путем злоупотребления властью, совершенные путем превышения власти.

Особо следует отметить, что каждой из сфер государственного управления присущи не только схожие, однородные детерминанты совершения преступлений, но и специфические, рассмотрение которых -отдельная тема для исследования.

В качестве вывода мы можем отметить, что в последующем материалы, изложенные нами в этой статье, могут быть использованы при разработке рекомендаций для углубленного изучения видов (групп) преступлений, совершаемых чиновниками, и поиска наиболее эффективных мер по их предупреждению и профилактике.

Библиографический список

1. Зелшський, А.Ф. Корислива злочинна дiяльнiсть / А.Ф. Зелшський, М.Й. Коржансь-кий. - К.: Генеза, 1998.

2. Концепшя боротьби з корупшею на 1998-2005 роки : Указ Президента Украши вш 24 ^тня 1998 року // Мiжнароднi правовi акти та законодавство окремих краш про ко-рупшю / упоряд.: M.i. Калик та ш. - К.: Школяр, 1999.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции : утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/565.

4. Давиденко, Л.М. Противодействие преступности: теория, практика, проблемы : монография / Л.М. Давиденко, А.А. Бандурка. - Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2005.

5. Кримшолопчний довшник / за наук. ред. д.ю.н. проф. академжа О.М. Бандурки ; за заг. ред. д.ю.н., проф.. О.М. Джужi та д.ю.н., проф. О.M.Литвiноiв. - Довшкове ви-дання. - Харюв: Дюа плюс, 2013.

6. Заброда, Д.Г. Державна антикорупшйна полiтика в Укра!ш: теорiя, правова основа, iнституалiзацiя : монографiя / Д.Г. Заброда. - Омферополь: КРП «Видавництво "Крим-навчпеддержвидав"», 2013.

7. Кузницова, Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н.Ф. Кузницова ; под ред. Н.В. Кудрявцева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

1 Кузницова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / под ред. Н.В. Кудрявцева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.