УДК 656
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
П.Х. Азимов
Представлен обзор подходов авторов к проблематике выделения факторов трансформации транспортно-логистических систем. Выделены основные предпосылки трансформации транспортно-логистических систем. Раскрыты внешние и внутренние предпосылки трансформации транспортно-логистических систем. Представлены экономические, экологические, технологические, политические и правовые предпосылки трансформации транспортно-логистических систем.
Ключевые слова: транспортно-логистические системы, трансформация, факторы, предпосылки.
Транспорт, являясь одной из крупнейших базовых отраслей мировой и национальных экономик, относится к одновременно к важнейшему системообразующему фактору, состояние которого определяет все остальные аспекты развития социальной и производственной инфраструктур. Глобализация мировой экономики всё более явно очерчивает новую подсистему мировой и национальных экономических систем - транспортно-логистическую. Более явная интеграция функций транспортной отрасли с функциями логистических систем происходила последовательно и стала естественным продолжением происходящих процессов ускорения товарных, пассажирских и других материальных и нематериальных потоков, роста их объёмов, усложнения их структуры, изменения политической ситуации и правовой среды, а также многих других причин. В последние годы транспортно-логистическая система (далее ТЛС), изменила свой «международный экономический статус», превратившись в межотраслевую систему, функциями которой является преобразование условий жизнедеятельности и хозяйствования.
Транспортно-логистические системы - на мегауровне (как совокупность национальных и межгосударственных транспортно-логистических систем) и на других уровнях (макро-, мезоуровнях) - продолжают развиваться и динамично меняться под влиянием множества внешних и внутренних предпосылок. Определение будущих контуров развития транс-портно-логистических систем требуют глубокого исследования таких предпосылок, понимание и систематизация которых станут условиями дальнейшего прогнозирования характера видоизменения транспортно-логистических систем.
Отметим, что на изменяющуюся роль и содержание транспортно-логистических систем указывали различные исследователи, делая одновременно попытку описания факторов, предопределяющих такие измене-
ния. Среди исследований, посвященных трансформации транспортно-логистических систем можно выделить работы Т.Е. Евтодиевой [1]; Е.Я. Гюнтер, И.Ю. Столбовой и И.П. Маховой [2]; И.С. Кородюк [3]; Н.А. Ка-пусткина [4]; А.В. Силантьева [5,6,7]; О.А. Фрейдман [8]; Г.М. Харисовой [9].; А.Е. Эмировой [10] и др.
Под трансформацией транспортно-логистических систем нами предлагается понимать существенное изменение её качественного состояния, проявляющееся во внешних и внутренних свойствах:
- изменении роли ТЛС в территориальных экономиках;
- изменения или усложнения функций отдельных элементов ТЛС;
- изменения или услужения целей и задач функционирования ТЛС;
- использования новых методов и инструментов управления развитием отдельных элементов ТЛС.
Анализ трудов указанных выше авторов позволят сделать вывод о выделении ими множества разнообразных, внешних и внутренних по отношению к транспортно-логистической системе, предпосылок её трансформации. Подходы авторов к выделению предпосылок трансформации во многом обусловлены исследуемым ими объектом и его характеристиками. Так, трансформация ТЛС может изучаться на мегауровне (межрегиональные и межконтинентальные ТЛС), на макроуровне (национальные и внутрирегиональные ТЛС), на мезоуровне (отраслевые, территориальные ТЛС), на микроуровне (межорганизационные или ТЛС отдельных предприятий).
Т.Е. Евтодиева акцентируя внимание на изменении организационных форм логистических систем, указывает, что основной предпосылкой трансформации ТЛС является глобализация мировой экономики переходное состояние экономических систем [1].
Авторы, исследуя особенности развития региональной транспорт-но-логистической системы, в числе прочих предпосылок трансформации её роли указывают на «антропогенное воздействие проектов на природную среду и экологическую безопасность» [2].
Исследованию трансформации ТЛС значительное внимание уделяется в публикациях А.В. Силантьева. Так, под трансформацией ТЛС автор понимает «процесс изменения количественных и/или качественных характеристик систем с целью оказания комплекса транспортных услуг, соответствующих требованиям рынка» [5].
А.В. Силантьев в качестве одной из основных предпосылок трансформации территориальных транспортно-логистических систем называет эквифинальность - как одно из внутрисистемных свойств ТЛС. Такое свойство проявляется, по мнению автора, в минимальной зависимости отдельных характеристик ТЛС во времени таких как цели и функции ТЛС (к примеру, цели и функции крупных магистралей, трубопроводных сетей, несмотря на изменение их пропускной способности, со временем остаются
неизменными); а также в факторах эквифинальности: технологическом, человеческом, информационном и организационном [5].
В другой своей публикации, А.В. Силантьев, исследуя влияние цикличности развития внешней среды на трансформацию ТЛС, резюмирует, что основными предпосылками изменения содержания ТЛС являются: признаки в мировой экономике пятой кондратьевсокй волны; начало повышательной стадии, неизбежно ведущей к трансформациям мировой экономики [6].
0.А. Фрейдман в качестве «генеральной» предпосылки трансформации ТЛС называет «смену целевых ориентиров управления территориальной системой» [8].
О влиянии эволюции экономического пространства, изменении подходов к организации управления развитием территориальными экономиками как предпосылки трансформации ТЛС указывает Г.М. Харисова в своей диссертации «Трансформация регионального экономического пространства на основе развития инфраструктурного комплекса» [9].
Резюмируя, всю совокупность предпосылок трансформации ТЛС целесообразно разделить на следующие группы:
а) по источнику проявления:
1. Внешние по отношению к транспортно-логистическим системам - то есть факторы и предпосылки, имеющие экзогенное происхождение.
2. Внутренние по отношению к транспортно-логистическим системам - факторы и предпосылки, имеющие эндогенное происхождение по отношению к ТЛС.
б) по характеру и содержанию проявления на:
1) экономические факторы;
2) политические и правовые факторы;
3) технологические факторы;
4) экологические факторы.
в) по уровню функционирования транспортно-логистических систем:
1) трансформации на мегауровне - то есть уровне функционирования межконтинентальных, межрегиональных, межгосударственных транс-портно-логистических систем.
2) трансформации на макроуровне - то есть на уровне функционирования транспортно-логистических систем отдельных стран и экономик, включающих несколько территориальных транспортно-логистических систем.
3) трансформации на мезоуровне, проявляющиеся в изменениях отраслевых и территориальных (локальных) ТЛС.
Классификация предпосылок трансформации транспортно-логистических систем
ю ю
Признак классификации предпосылок Характер и содержание проявления предпосылки
Экономические Политические и правовые Техноло гиче с ки е Экологические
1 2 3 4 5
1. Переход к новой
1. Рост объемов междуна- парадигме развития
родной торговли, увели- большинства разви-
чение экспортно- тых стран мира, осно- 1. Переход транс-
импортных операций. ванной на информа- порта о-
2. Изменение продукто- ционном обществе и логистических ком-
вой структуры экспорта и 1. Изменения в меж- инновационных тех- паний к новым
импорта. дународном таможен- нологиях. стандартам функци-
3. Изменение территори- ном законодательстве. 2. Широкое распро- онирования на ос-
альной структуры по- 2. Изменения в меж- странение инновации нове ужесточающе-
требления. дународном транс- на транспорте и их гося экологического
4. Увеличение мирового портном законода- критическая роль в законодательства.
Источник проявле- Внешние национального продукта. тельстве. обеспечении его эко- 2. Адаптация произ-
ния предпосылки его отраслевой и террито- 3. Ужесточение эко- номической эффек- водителей транс-
риальной структуры. логической политики тивности. портных средств к
5. Изменение конкурент- и экологического за- 3. Совершенствование новым экологиче-
ных отношений. конодательства в от- технологий производ- ским требованиям.
6. Изменение междуна- ношении транспорта. ства транспортных 3. Межгосудар-
родной тарифной полити- 4. Активизация поли- средств и выпуск эко- ственные соглаше-
ки на транспорте. тических интеграцнй. номически эффектив- ния в сфере обеспе-
7. Глобализация экономи- ного вида транспорта. чения безопасности
ки. 4. Повышение эффек- окружающей среды
8. Усиление экономиче- тивности использова- на транспорте.
ских интеграционных ния объектов инфра-
процессов. структуры транспорта.
Окончание табл.
1 2 3 4 5 1
1. Изменения в долго- 1.Разработка и внед-
срочных программах раз- 1. Изменения полити- рение инновационных
вития на национальном ческих векторов стран решений в организа-
уровне и локальном уров- в отношении транс- цию управления 1. Ужесточение эко-
нях. оказывающих влия- портной отрасли. национальными и логических требо-
ние на сферу транспорта. 2. Развитие правовой терр итор и альн ым и ваний на уровне
2. Изменения налоговой базы для использова- транспортно- национальных пра-
политики стран в сфере ния инструментов логистическимп си- вительств.
транспорта. государственно- стемами. 2. Переход частных
3. Изменения тарифной частного партнерства 2. Целенаправленное транспортио-
Источник проявления предпосылки Внутренние политики ввиду интеграционных процессов в целях повышения конку- на транспорте. 3. Совершенствование национальных систем стимулирование инновационной активности государств в сфе- логистических организаций к новым стандартам предо-
рентоспособности нацио- права в транспортной ре транспорта. ставления услуг на
нальных экономик. отрасли. 3. Появление каче- основе ужесточив-
4. Осуществление круп- 4. Внедрение новых ственно новых техно- шихся требований.
ных инвестиций в разви- институтов контроля логий транспортиров- 3. Повышение эко-
тие транспорта со сторо- и регулирования ки продукции. логической состав-
ны государств. транспортно- 4. Изменение значи- ляющей в затратах
5. Привлечение частного логистической дея- мости «твердой» и на транспортировку.
сектора в развитие объек- тельности на нацио- «мягкой» транспорт-
тов транспортной инфра- нальном уровне. но-логистических ин-
структуры. фраструктур.
Источник: составлено автором
4) трансформации на микроуровне, проявляющиеся в качественных изменениях межорганизационных ТЛС или ТЛС отдельных хозяйствующих субъектов.
В таблице представлена классификация предпосылок и их частных проявлений в соответствии с предложенными признаками. Как видно из данных таблицы, трансформация ТЛС в последние годы происходит под влиянием множества разнородных предпосылок и тенденций. В числе множества предпосылок трансформации ТЛС стоит особо выделить предпосылку усиления интеграционных процессов в мировой экономике. Данная предпосылка существенно меняет качество устройства ТЛС:
- создаются межгосударственные и межконтинентальные ТЛС;
- хозяйствующие субъекты начинают использовать качественно новые способы осуществления транспортно-логистических операций;
- национальные правительства развивают объекты транспортно-логистической инфраструктуры путём инвестирования в них значительных ресурсов.
Об усилении интеграционных процессов в мировой экономике свидетельствуют данные Всемирной торговой организации о числе региональных торговых соглашений в последние годы (рис. 1).
л и о и л о н
23 к л ч Й К о к и и
л
350
300 £ 250
бч" 200
ас 150
и
а 100
сЗ
Е 50 о
° 0
259
281
225
158
190^
247
268
287
78
101
121
177
205
132
20
0
72
87
110
13
и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и" и"
<^<^<^0\00000000000000000 ■————^с^с^сяс^сяс^сяс^с^с^с^сяс^с^с^с^ся
3
Рис. 1. Изменение количества региональных торговых соглашений в мире (число действующих региональных торговых соглашений),
1959 - 2017 г. [11]
Кроме того, интеграционные процессы проявляются не только на межгосударственном уровне, но и на уровне хозяйствующих субъектов -об этом свидетельствуют данные по объему сделок слияния и поглощения в транспортной отрасли (рис. 2).
300,0 250,0
¡3 200,0
о
* 150,0
f 100,0 50,0 0,0
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Рис. 2. Изменение стоимостного объема сделок по слиянию и поглощению в сфере транспорта в мире, 2012 - 2016 гг, млрд. долл. [12]
Таким образом, в условиях трансформации транспортно-логистических систем, влияния множества предпосылок на данный процесс, возникает необходимость нового научного поиска, предполагающего решение следующих крупных задач:
- оценки перспектив и изменения структуры транспортно-логистических операций и развития транспортно-логистических систем;
- оценки экономической роли ТЛС в национальных экономиках, а также перспектив изменения этой роли;
- разработки новых механизмов управления эффективным развитием ТЛС в условиях интеграционных процессов.
Список литературы
1. Евтодиева Т.Е. Развитие форм организации логистики: теория и методология: дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Евтодиева Татьяна Евгеньевна. Самара, 2012. 404 с.
2. Гюнтнер Е.Я., Столбова И.Ю., Махова И.П. Геоэкологические условия трансформации транспортно-логистической системы петербургского региона // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.№ 153-2. С. 52-57.
3. Кородюк И. С. Региональные транспортно-логистические системы: вопросы теории и практики / И. С. Кородюк, С. А. Кархова. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. 335 с.
4. Капусткин Н.А. Трансформация системы транспортной логистики Вьетнама в условиях перехода к рыночной экономике : дис.... канд. экон.наук : 08.00.14 / Капусткин Николай Алексеевич. Москва, 2013. 159 с.
5. Силантьев А.В. Влияние цикличности развития внешней среды на трансформации транспортно-логистических систем // В сборнике: Трансформации логистических систем в современных условиях Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 108-114.;
6. Силантьев А.В. Теоретические подходы к оценке влияния экви-финальности на трансформацию транспортно-логистических систем // Baikal Research Journal. 2014. № 1. С. 14.; Силантьев А.В. К вопросу о понятии и классификации трансформации транспортно-логистических систем // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 90-96.
7. Силантьев А.В. К вопросу о понятии и классификации трансформации транспортно-логистических систем // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 90-96.
8. Фрейдман О.А. Трансформация транспортно-логистической системы как условие устойчивого развития региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26, № 4. С. 557-565
9. Харисова Г.М. Трансформация регионального экономического пространства на основе развития инфраструктурного комплекса : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Харисова Гузяль Мансуровна. Казань, 2012. 323 с.
10. Эмирова А.Е. Трансформация транспортных систем в условиях глобализации мировой экономики [Электронный ресурс]// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», № 2, 2014. URL - http://economics.ihbt.ifmo.m/flle/article/11160.pdf (дата обращения 22.03.2017).
11. RTA Database [Электронный ресурс] / World Trade Organization. URL - http ://rtais. wto. org/UI/PublicMaintainRTAHome. aspx (дата обращения 14.03.2017).
12. M&A Review Global Full year 2016 [Электронный ресурс] / Bureau van Dijk. URL - http: //www. bvdinfo. com/bvd/media/reports/global-fy-2016.pdf (дата обращения 14.03.2017)
13. M&A Review Global Report 2014 [Электронный ресурс] / Bureau van Dijk. URL - http://bvdinfo.com/BvD/media/General/Global-FY-2014-report.pdf (дата обращения 14.03.2017)
Азимов Пулод Хакимович, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Республика Таджикистан, г. Душанбе, Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими
CLASSIFICATION OF PRECONDITIONS OF THE TRANSFORMATION OF TRANSPORT
AND LOGISTICS SYSTEMS
P.H. Azimov
The article presents an overview of the approaches of the authors to the problem of allocating the factors of the transformation of transport and logistics systems. The basic premise of the transformation of transport and logistics systems. Internal and external premises of the transformation of transport and logistics systems. Presents the economic, environmental, technological, political and legal background for the transformation of transport and logistics systems.
Keywords: transport-logistic system, rollover, factors, conditions.
Azimov Pulod Hakimovich, candidate of economic sciences, docent, [email protected], Republic of Tajikistan, Dushanbe, Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi