Научная статья на тему 'Классификация погрузочно-транспортной логистики горных предприятий'

Классификация погрузочно-транспортной логистики горных предприятий Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ГОРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TRANSPORT LOGISTICS / MINING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Очирбат Б., Хавалболат К., Батболд Л.

Статья посвящена вопросам классификации погрузочно-транспортной логистики горных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Очирбат Б., Хавалболат К., Батболд Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

classification for load-haul-dump logistics of mining enterprises

The article is devoted to classification for load-haul-dump logistics of mining enterprises.

Текст научной работы на тему «Классификация погрузочно-транспортной логистики горных предприятий»

УДК 517.9 ББК 22.16

© Б. Очирбат, К. Хавалболат, Л. Батболд

Монголия, Улан-Батор, Монгольский университет науки и технологии

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ1

Статья посвящена вопросам классификации погрузочно-транспортной логистики горных предприятий.

Ключевые слова: транспортная логистика, горные предприятия.

© B. Ochirbat, К. Khavalbolat, L. Batbold

Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolian University of Science and Technology

CLASSIFICATION FOR LOAD-HAUL-DUMP LOGISTICS OF MINING ENTERPRISES

The article is devoted to classification for load-haul-dump logistics of mining enterprises.

Key words: transport logistics, mining enterprises.

В соответствии с направлением развития экономики Монголии, в стране предусматривается добыча сырьевых ресурсов в основном открытым способом. При этом основным типом комплекса горно-транспортного оборудования на карьерах остается буровой станок-экскаватор-автосамосвал.

Значительную роль в социально-экономической сфере нашей страны играет МонголоРоссийское горно-обогатительное предприятие «Эрдэнэт», которое на протяжении более двадцати лет своей деятельности обеспечивает высокие производственные и экономические показатели и входит в число десяти ведуших предприятий мира по добыче и переработке медномолибденовых руд.

С расширением мощности карьера «Эрдэнэт» по руде и горной массе, понижением горных работ, старением применяемого основного оборудования актуальной становится проблема технического перевооружения карьера. Коэффициент технической готовности по парку основного горного оборудования в условиях рудника открытых горных работ предприятия «Эрдэ-нэт» находится в пределах 0,70 - 0,82.

Горно-добывающая промышленность нашей страны уже в настоящее время обладает достаточно широким спектром типоразмеров горно-транспортных машин, и этот спектр в ближайшие годы будет значительно расширен. Наличие такого спектра машин, с одной стороны, обеспечивает более широкую свободу выбора комплекса машин сообразно с горнотехническими и другими условиями разработки месторождения, а с другой - усложняет задачу выбора оптимального комплекса, так как для одних и тех же условий могут оказаться примерно равноценными несколько типов комплексов. В этом случае необходимо учитывать множество факторов - материальных, сервисных, информационных и т.д., непосредственно оказывающих существенное влияние на повышение эффективности функционирования данного карьера, имеющих важное значение в масштабах отрасли или в целом страны.

Материальное, финансовое и информационное обеспечения являются связывающими эле-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 09-01-90203-Монг-а).

137

ментами подсистем погрузочно-транспортной логистики.

Разработка методики выбора комплекса оборудования требует рассмотрения вопроса погрузочно-транспортной логистики и ее классификации.

Анализ систем погрузочно-транспортной логистики показал необходимость их классификации по единому функциональному классификационному признаку для определения наиболее совершенной их структуры.

На основе принципов, предложенных профессором Г.И. Солодом, выполнена классификация систем погрузочно-транспортной логистики горных предприятий по единому функциональному классификационному признаку. В ней в качестве структурных элементов приняты:

- подготовительная подсистема, (£);

- погрузочно-транспортная подсистема (Ь&Т);

- подсистема приемных пунктов (отвалы, приемный бункер полезного ископаемого) (Б).

В качестве структурных связей между структурными элементами выбраны:

- материальное обеспечение (—)

- информационное обеспечение (=)

- финансовое обеспечение (°) .

Структура погрузочно-транспортной логистики выражается в виде множества следующим образом:

8ЬТ = {£, Ь&Т, Б, -, =, °}.

Структура и классификация систем погрузочно-транспортной логистики, позволяют предусмотреть возможные варианты структур для каждой системы логистики. В зависимости от вида связи, с помощью которого связаны подсистемы погрузочно-транспортной логистики, образуются формулы различной структуры.

На основе системного анализа подсистем логистики и их связей выделено 24 формулы различной структуры.

Приведен образец семи групп, четырёх видов системы погрузочно-транспортной логистики:

- первый вид (группа I, структурные формулы (1) - (3)) системы погрузочно-транспортной логистики представляет собой единичную систему логистики независящих друг от друга подсистем;

- второй вид (группа II, структурные формулы (4) - (7)) системы погрузочно-транспортной логистики представляет собой систему, основанную на обеспечении материалов между полными и неполными подсистемами логистики;

- третий вид (группы III, IV структурные формулы (8) - (14)) системы погрузочнотранспортной логистики - это система основанная на информационном обеспечении между подсистемами логистики

- четвертый вид (группы V, VI, VII структурные формулы (15) - (24)) системы погрузочнотранспортной логистики - это система основанная на финансовом обеспечении между подсистемами логистики.

Системы погрузочно-транспортной логистики, описанные структурными формулами (4) -(6), (8) - (10), (15) - (17) функционально неполные, а системы выраженные формулами (11) -(13), (18) - (23) функционально полные, но с разнородными связями. Формулы (7), (14), (24) представляют подсистемы погрузочно-транспортной логистики, связанные только одним видом связи, и состоящие из всех структурных элементов. Они являются базовой формулой систем по материальному, информационному и финансовому обеспечениям.

Такая классификация необходима для разработки метода выбора комплекса оборудования на основе погрузочно-транспортной логистики. Основываясь на классификации системы погрузочно-транспортной логистики в конкретных условиях эксплуатации, можно провести анализ системы погрузочно-транспортной логистики, а также определить зависимость между параметрами, определяющими сущность подсистем и их составных элементов. Таким образом можно определить взаимосвязь входных и выходных параметров системы погрузочно-

транспортной логистики и разработать математические модели.

Литература

1. Хабалболат К., Нанзад Ц. Уул-тээврийн системийн логистик // Шинжлэх ухаан технологи. -Улан-Батор, 2003. - № 2. - С. 66-69.

2. Хабалболат К., Нанзад Ц. Иерархическая система карьерных погрузочно-транспортных работ // Проблемы освоения минеральной базы Восточной Сибири. - Иркутск: ИрГТУ, 2004. -Вып. 4. - С. 218-222.

3. Хабалболат К., Нанзад Ц. Динамическая информационная модель горно-транспортной логистики // Новые технологии. Горные машины и автоматика. - 2004, № 4.

4. Khavalbolat E., Nanzad Ts. Information model logistics mine transport system of quarry “Er-denet” // Logistics & transport. - Beograd, 2004. - No. 7. - P. 117-125.

References

1. Khabalbolat K., Nanzad Ts. Уул-тээврийн системийн логистик // Шинжлэх ухаан технологи. - Ulaanbaatar, 2003. - No. 2. - P. 66-69. (In Mongolian).

2. Khabalbolat K., Nanzad Ts. Hierarchical system for quarry load-haul-dump works // Problems of developing for mineral base of the Eastern Siberia. - Irkutsk: Irkutsk State Techn. Univ., 2004. -Is. 4. - P. 218-222.

3. Khabalbolat K., Nanzad Ts. Dynamic informational model for mining transport logistics // No-vie tekhnologii. Gornie mashini i avtomatika. - 2004, No. 4.

4. Khavalbolat E., Nanzad Ts. Information model logistics mine transport system of quarry “Er-denet” // Logistics & transport. - Beograd, 2004. - No. 7. - P. 117-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.