Научная статья на тему 'Классификация подходов и концепций оценки персонала'

Классификация подходов и концепций оценки персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / ОЦЕНОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ / PERSONNEL ESTIMATION / ESTIMATED TECHNOLOGIES / MANAGEMENT OF THE PERSONNEL / ESTIMATION TECHNIQUES / THE ESTIMATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апенько С. Н.

Формирование теоретических понятий и положений оценки персонала, оценочных технологий и процедур осуществляется всегда с позиций определенных подходов (и) или концепций. В отношении оценки персонала подход задает предметную область исследования. Он подтверждает основополагающий взгляд на сущность и содержание оценки, обусловливает направленность и характер методов изучения и разработки оценки персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of theoretical concepts and provisions of the personnel evaluation, technology assessment and procedures performed always with the positions of certain approaches (and) or concepts. With regard to personnel evaluation approach given domain of research. It reaffirms the fundamental view on the nature and content of the assessment, determines the direction and nature of the methods of study and development of staff estimates.

Текст научной работы на тему «Классификация подходов и концепций оценки персонала»

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Апенько С.Н. д.э.н., профессор,

Омский государственный университет, г. Омск, Россия

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ И КОНЦЕПЦИЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

Формирование теоретических понятий и положений оценки персонала, оценочных технологий и процедур осуществляется всегда с позиций определенных подходов (и) или концепций. Подход в самой широкой трактовке определяется как совокупность приемов, способов в изучении чего-либо [1]. Более узкие и точные трактовки даются в отношении конкретных подходов. Например, системный подход определяется как «направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем» [2]. Концепция - это «определенный способ понимания какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения» [3]. Концепция в большей степени отражает авторский взгляд на изучаемый объект, а подход представляет собой более универсальную, общепризнанную и реализуемую многими авторами совокупность ориентиров и приемов познания.

В отношении оценки персонала подход задает предметную область исследования. Он подтверждает основополагающий взгляд на сущность и содержание оценки, обусловливает направленность и характер методов изучения и разработки оценки персонала. Концепция, представляя собой определенный способ понимания и трактовки оценки персонала, формирует

руководящую идею освещения авторских разработок. Таким образом, подходы и концепции выполняют функции обоснования содержания и принципов исследования оценки персонала, обеспечения смысловой целостности, непротиворечивости, единообразия и полноты трактовки излагаемых положений. Поэтому качественный уровень как теоретических, так и прикладных разработок по оценке персонала зависит от выбора и детальности проработки базовых подходов и концепций.

Наряду с актуальностью проблемы обоснования и интерпретации подходов и концепций оценки персонала необходимо отметить, что публикации по вопросам оценки не затрагивают обозначенную проблему. Анализ литературы свидетельствует об отсутствии исследований концептуальных, методологических, общетеоретических научных подходов к формированию и развитию оценки персонала в организации. Рассматриваются лишь сущностные, технологические и процедурные аспекты оценки. Изредка можно встретить упоминание терминов «подход к оценке», «системный подход к оценке», «система оценки», «концепция оценки» и т. п. Но данные понятия лишь попутно используются в контексте изложения иной проблематики, их глубокая трактовка не приводится. В ряде публикаций исследуются подходы к управлению персоналом [3; 4; 5]. При этом, рас-

сматривая оценку как составной элемент управления персоналом, на неё автоматически распространяется избранный автором подход к управлению персоналом в целом. Очевидно, что в этом случае требуется детальное развитие положений подхода применительно к особенностям оценки работников. Кроме того, оценка может выступать относительно самостоятельным объектом исследования, соответственно подходы к изучению и развитию теории и практики оценки могут отличаться от имеющихся подходов в управлении персоналом.

Следовательно, вопрос теоретической разработки подходов к оценке и их содержательного обоснования остается открытым и, по сути, не решенным. Между тем данное направление актуально и крайне важно для дальнейшего развития теории и практики оценки. Две основные причины обусловливают необходимость её решения. Во-первых, на данный момент существует множество разнородных, отличающихся своими специфическими

чертами разработок по оценке персонала, которые требуют систематизации и упорядочивания. Отсутствие четкого описания концептуальных подходов, их особенностей, требований, принципов применения и пр. ведет к наблюдаемому в настоящий момент разногласию авторов в определении сущности оценки, её предмета, методов, технологий, способов включения в систему управления персоналом и т. д. Во-вторых, зачастую исследования прикладного характера начинаются сразу же с решения процедурных задач: разрабатывается методика оценки, показатели, методы. Однако общеизвестно, что в основе процедурных вопросов всегда должна быть заложена обоснованная общая концепция оценки, сформированная на базе определенного подхода или синтеза подходов. Создание такой концепции, на взгляд автора, является обязательным этапом в общем процессе формирования механизма оценки персонала на предприятии.

Таким образом, назрела задача определения и систематизации подходов и кон-

(¡^ дискуссия

■■ * журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

цепций оценки персонала, формулировки, уточнения их содержания. Для реализации данной задачи за основу мы взяли следующие исходные посылки и принципы.

Необходимость отражения сложности предмета оценки персонала, многоплановости и разноуровневого характера исследований по оценке персонала требует разработки целого комплекса различных подходов (принцип комплексности).

Необходимо и возможно адаптировать к оценке персонала общенаучные подходы, применяемые в различных областях и научно-практических сферах (принцип общенаучности).

Подходы должны вбирать в себя существующие уже на сегодняшний момент исследования и разработки по оценке персонала (принцип преемственности).

Подходы должны отражать реальную практику оценки персонала (принцип практической направленности).

Подходы должны обеспечить возможность дальнейшего эволюционного развития и углубления теории и практики оценки персонала (принцип перспективности).

Названные принципы легли в основу разрабатываемых нами и излагаемых в

разных разделах исследования вопросов классификации подходов, их детализации и уточнения, формирования концепции их комплексного использования.

Действительно, в настоящий момент, с одной стороны, в науке разработан ряд общих подходов (системный, исторический, поведенческий и пр.), которые продемонстрировали свои преимущества и прошли определенную проверку на практике. Их ценность заключается в универсализме, т. е. с позиций таких подходов возможно обоснование и трактовка любого объекта познания, в том числе и оценки. С другой - существует множество разработок понятийного аппарата, процедур, технологий оценки и пр. В данном исследовании задача автора - прежде всего систематизировать и классифицировать имеющиеся разработки с точки зрения их концептуальных различий или сходств. Поскольку ссылки на то, в рамках какого подхода излагаются разработки по оценке, отсутствуют, а подходы не упоминаются, то автором осуществлен поиск специфических черт тех или иных подходов в рамках предлагаемого другими авторами материала. Знание особенностей подходов позволяет определить, в границах какого подхода идет изложение вопросов оценки.

Произведен анализ разработок по оценке персонала с позиций сущностных черт определенных конкретных подходов. С этой целью автором сформирован набор подходов, которые, на его взгляд, применяются или должны применяться в отношении оценки персонала и сделана их группировка. В результате предложены классификационные группы подходов.

Выделены три обобщенные группы подходов и концепций оценки персонала: Общенаучные подходы - существу-

№7 СЕНТЯБРЬ 2010

ДИСКУССИЯ (&)

журнал научных публикаций

ющие в науке подходы, которые имеют универсальный характер и применяются в разных областях научных знаний в отношении всевозможных объектов и процессов. Данные подходы сформированы в рамках теории науки как таковой. Они используются или могут быть использованы в теории и практике оценки персонала.

Общие подходы отраслевых направлений (отраслевые) - подходы, созданные в границах определенных наук и отраслей различным образом. В частности, кроме группировки на общенаучные, общие отраслевые подходы и частные концепции, мы обобщаем представленные классификации подходов к оценке в зависимости от их детерминирующих факторов и предпосылок.

Подходы, искусственно вычлененные в научных целях, а именно для группировки и анализа по определенным критериям накопленных теоретических и прикладных исследований;

Подходы, детерминированные практикой функционирования предприятий и реализуемые ими в текущей деятельности;

Подходы, детерминированные в равной мере целями и спецификой как научного, так и практического направлений.

Данное деление демонстрирует природу и причины появления того или иного подхода, сферу его преимущественного преломления. Действительно, ряд подходов изначально сформировался в рамках научных исследований и предназначен для решения научных задач (такие подходы, как теоретический, эмпирический, исторический и пр.). Другие подходы и концепции появились в результате практического развития оценки персонала и потребностей обобщения наработок (например, подходы к оценке как процессу, функции, технократическая, гуманистическая концепции оценки и пр.). Существует и промежуточная группа подходов, формирование и развитие которых происходило одновременно в рамках науки и в практической деятель-

ности (психологический, экономический подходы и пр.).

Следует признать, что последняя группировка классификаций имеет условный характер, так как по мере взаимопроникновения теории и практики оценки границы классификационных групп размываются. Например, исторический подход изначально сформировался в рамках теоретических исследований и его детерминация обусловлена необходимостью изучения эволюции оценки. Однако постепенно принципы исторического подхода стали применяться на практике в виде исторического метода изучения эволюции организации и её отдельных процессов, элементов. Основным детерминирующим фактором этого направления стали потребности организации в анализе исторических закономерностей своего развития. Программно-целевой подход изначально сформировался, исходя из потребностей практики, но в настоящее время существует достаточно хорошо разработанная теория этого направления и многие исследования данного подхода вызваны именно научными потребностями. Аналогичные тенденции сращивания потребностей практики и науки свойственны и остальным подходам, ф

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-изд. Доп. - М.: Азбуковник, 1999.

2. Философский Энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистка, 1989.

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ, 1998

4. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: Монография / Под науч. ред. Ю.Г, Одегова. - М.: Информ-Знание, 2002.

5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - СПб.: Питер, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.