Научная статья на тему 'Классификация основных видов юридической ответственности в избирательном процессе'

Классификация основных видов юридической ответственности в избирательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
911
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫБОРЫ / ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGAL RESPONSIBILITY / ELECTORAL PROCESS / ELECTIONS / KINDS OF LEGAL RESPONSIBILITY / VIOLATION OF ELECTORAL RIGHTS / CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ELECTORAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дёмин А.П.

Анализируются научные подходы к систематизации знаний об основных видах юридической ответственности в избирательном процессе. Раскрывается сущность юридической ответственности, ее виды и особенности в избирательном процессе. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития института конституционно-правовой ответственности, имеющего превентивный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THE BASIC KINDS OF LEGAL RESPONSIBILITY IN ELECTORAL PROCESS

The subject. The legal institution of legal responsibility in electoral process in general as well as its basic subtypes: constitutional, criminal and administrative responsibility. The purpose of the article is to identify the main kinds of legal responsibility in the electoral process. Methodology. The author uses such general theoretical and specific scientific methods as comparative analysis, generalization, interpretation and classification as well as systemic analysis and formal logical methods. The main results of the research. The author takes into account the opinions of academic lawyers and analyzes the legal institution of legal responsibility in electoral process in general. The author considers and examines the classification of constitutional, criminal and administrative responsibility in the electoral process, reveals and analyzes the essence of such fundamental concepts as legal responsibility, kinds of legal responsibility, electoral rights of citizens. The article describes the special and distinguishing characteristics of different kinds of legal responsibility. The author also gives reasons for the necessity of a special set of state coercive measures in order to make the electoral process transparent. As far as the Russian Federation law “On elections and referenda” does not contain any specific measures of legal responsibility and has references to other laws, the author sees it important to fill this gap for future codification of electoral legislation. Constitutional legal responsibility is peculiar in electoral process. It means that responsibility is realized in procedural form, which is enshrined not only in Federal laws, but in subordinate laws, such as instructions of the Central Election Commission of the Russian Federation. Conclusions. Legal liability in the electoral process has the following characteristics: it is expressed in the obligation to undergo measures of state enforcement; its basis is the violation of material and procedural norms of the electoral law; it is associated with various kinds of unavoidable negative consequences; the guilty person will be subjected to restriction of personal and other property rights; the offender is charged with the obligation to restore the violated right or compensation for damage.

Текст научной работы на тему «Классификация основных видов юридической ответственности в избирательном процессе»

УДК 342.849

DOI 10.24147/2542-1514.2020.4(2).49-57

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

А.П. Дёмин

Северный институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Петрозаводск, Россия

Информация о статье

Дата поступления -10 февраля 2020 г. Дата принятия в печать -15 апреля 2020 г. Дата онлайн-размещения -03 июля 2020 г.

Анализируются научные подходы к систематизации знаний об основных видах юридической ответственности в избирательном процессе. Раскрывается сущность юридической ответственности, ее виды и особенности в избирательном процессе. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития института конституционно-правовой ответственности, имеющего превентивный характер.

Ключевые слова

Юридическая ответственность, избирательный процесс, выборы, виды юридической ответственности, нарушение избирательных прав, конституционно-правовая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, избирательное законодател ьство

CLASSIFICATION OF THE BASIC KINDS OF LEGAL RESPONSIBILITY IN ELECTORAL PROCESS

Andrey P. Demin

Northern Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Petrozavodsk, Russia

Article info

Received -2020 February 10 Accepted -2020 April 15 Available online -2020 July 03

Keywords

Legal responsibility, electoral process, elections, kinds of legal responsibility, violation of electoral rights, constitutional responsibility, criminal responsibility, administrative responsibility, electoral legislation

The subject. The legal institution of legal responsibility in electoral process in general as well as its basic subtypes: constitutional, criminal and administrative responsibility. The purpose of the article is to identify the main kinds of legal responsibility in the electoral process.

Methodology. The author uses such general theoretical and specific scientific methods as comparative analysis, generalization, interpretation and classification as well as systemic analysis and formal logical methods.

The main results of the research. The author takes into account the opinions of academic lawyers and analyzes the legal institution of legal responsibility in electoral process in general. The author considers and examines the classification of constitutional, criminal and administrative responsibility in the electoral process, reveals and analyzes the essence of such fundamental concepts as legal responsibility, kinds of legal responsibility, electoral rights of citizens. The article describes the special and distinguishing characteristics of different kinds of legal responsibility. The author also gives reasons for the necessity of a special set of state coercive measures in order to make the electoral process transparent. As far as the Russian Federation law "On elections and referenda" does not contain any specific measures of legal responsibility and has references to other laws, the author sees it important to fill this gap for future codification of electoral legislation. Constitutional legal responsibility is peculiar in electoral process. It means that responsibility is realized in procedural form, which is enshrined not only in Federal laws, but in subordinate laws, such as instructions of the Central Election Commission of the Russian Federation.

Правоприменение 2020. Т. 4, № 2. С. 49-57

- ISSN 2542-1514 (Print)

Conclusions. Legal liability in the electoral process has the following characteristics: it is expressed in the obligation to undergo measures of state enforcement; its basis is the violation of material and procedural norms of the electoral law; it is associated with various kinds of unavoidable negative consequences; the guilty person will be subjected to restriction of personal and other property rights; the offender is charged with the obligation to restore the violated right or compensation for damage.

1. Сущность и толкование понятий: юридическая ответственность, виды юридической ответственности, избирательное право граждан

При современном запросе общества на правовую справедливость чистота и прозрачность избирательного процесса приобретает все большее значение. Одним из важных результатов соблюдения законности в ходе организации и проведения выборов является легитимность формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

При таких условиях полагаем важным осуществить попытку анализа и научной систематизации знаний об основных видах юридической ответственности в избирательном процессе.

В российском праве отсутствует законодательное определение юридической ответственности. Теория права также не содержит единого определения в виду многочисленности научных подходов к этой теме.

Свои труды данной тематике посвятили такие видные ученые, как С.С. Алексеев, И.С. Самощенко, С.А. Авакьян, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе, Ю.А. Денисов [1-6]. Из современных авторов свои работы проблемам ответственности посвятили Ю.В. Ячменев, В.Д. Перевалов, А.Б. Венгеров, А.Г. Чернявский, М.М. Рассолов, П.П. Серков [7-13].

Не вступая в полемику, приведем для сравнения два определения, предложенные российскими учеными прошлого и настоящего. По мнению С.С. Алексеева, юридическая ответственность представляет собой «обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение в форме лишений личного, организационного или имущественного порядка» [1, с. 182].

Современные авторы предлагают трактовку, в которой акцентируется внимание на наступлении неблагоприятных последствий для нарушителя. Так, П.П. Серков, сформулировал следующее определение: «юридическая ответственность представляет собой особую правовую реакцию общества по защите публичных интересов, оформленную совокупностью материальных и процессуальных норм, в це-

лях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий» [13, с. 49].

Со своей стороны, предлагаем дополнить данное определение следующими признаками: меры государственного принуждения реализуются в отношении правонарушителя в административном и судебном порядке, а конечной целью мер принуждения является недопущение совершения новых правонарушений и восстановления нарушенного права.

Из предложенных дефиниций усматриваются следующие признаки юридической ответственности: ответственность выражается в обязанности претерпевать меры государственно-принудительного воздействия; основанием ответственности является нарушение материальных и процессуальных норм; ответственность всегда связана с различного рода неотвратимыми отрицательными последствиями; виновное лицо будет подвергнуто ограничению личных и иных имущественных прав; правонарушителю вменяется обязанность по восстановлению нарушенного права или возмещению ущерба.

Прежде чем дать классификацию видов юридической ответственности в избирательном процессе, необходимо определиться с объектом регулируемых общественных отношений - избирательным правом гражданина России.

Сущность понятия избирательного права как правового института в целом и двух форм его реализации как субъективного права (активного и пассивного) подробно рассмотрена известными специалистами в этой области А.И. Ким, С.Д. Князевым, В.А. Лебедевым, А.В. Зиновьевым, А.А. Вешняковым [14-18].

С учетом мнения названных ученых можем определить, что избирательное право как правовой институт следует рассматривать в двух его значениях: объективном и субъективном [19, с. 22].

«В объективном значении под избирательным правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регули-

рует избирательную систему в целом. В субъективном смысле избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления», то есть право избирать и быть избранным (активное и пассивное право) [14, с. 129].

Действующим избирательным законодательством, а точнее, статьей 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) даны определения этим двум формам реализации права: активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Российское избирательное законодательство, закрепляющее избирательные права граждан и регламентирующее избирательный процесс, сформировано из следующих основных нормативных правовых актов:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Некоторые исследователи предлагают разделить юридическую ответственность в сфере избирательного процесса на два отдельных вида: 1) ответственность за нарушение избирательных прав граждан; 2) ответственность за нарушение порядка организации и проведения выборов [20, с. 35]. Следует согласиться с данной точкой зрения, поскольку отличается также и субъектный состав данных видов ответственности.

Юридическая ответственность в избирательном процессе занимает особое место. С одной стороны, она гарантирует исполнение законодательных предписаний всеми участниками избирательного процесса, с другой стороны обеспечивает применение мер государственного принуждения к лицам, совершившим избирательные правонарушения [21, с. 57].

По нашему мнению, с учетом важности сферы регулируемых избирательным правом общественных отношений, следует придерживаться определения юридической ответственности предложенного рядом авторов [22, с. 517; 23, с. 307-309; 24, с. 2931]. Так, под юридической ответственностью в избирательном процессе, следует понимать применение мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами (в судебном или административном порядке), возлагающими на правонарушителя ограничения личного или имущественного характера, определяемые в рамках конкретного вида юридической ответственности и реализуемые в соответствии с законом. Считаем данное определение полным и охватывающим все признаки ответственности в рассматриваемой сфере.

Нормы действующего законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах не содержат конкретных мер юридической ответственности и носят отсылочный характер, например, статья 79 Федерального закона № 67-ФЗ и статья 7 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ. Представляется важным устранить данный пробел при будущей кодификации избирательного законодательства.

В теории права, как правило, при исследовании ответственности как правового института в той или иной сфере, общепринято выделять конституционно-правовую, уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и иные виды ответственности.

Охарактеризуем три вида юридической ответственности в исследуемой сфере: конституционно-правовую, уголовную и административную.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями, санкциями, составом, процессуальной формой реализации.

2. Конституционно-правовая ответственность

По мнению ряда авторов, ответственность в избирательном праве - это конституционная ответственность субъектов избирательного процесса [25, с. 203]. Другие рассматривают ответственность в избирательном праве как самостоятельную разновидность юридической ответственности за нарушение норм избирательного законодательства [26, с. 24]. Представляется логичной и обоснованной точка зрения о том, что ответственность в избирательном праве, является видом конституционно-правовой ответственности, с присущими ей специфичными видами правовых санкций, составом и особой процессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая (или, иными словами, предусмотренная избирательным законодательством) ответственность применяется уполномоченными государственными органами к субъектам, виновным в совершении нарушений норм избирательного законодательства, санкций, предусмотренных законодательством.

Указанные санкции носят специфический характер и реализуются посредством применения соответствующих мер к отдельным субъектам конституционно-правовой ответственности. Так, субъектами ответственности являются: кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума, член избирательной комиссии, комиссии референдума, непосредственно избирательная комиссия, наблюдатель, иное лицо, участвующее в избирательном процессе. В свою очередь, субъектами применения указанных мер конституционно правовой ответственности являются: участковые избирательные комиссии, вышестоящие избирательные комиссии, суды, органы внутренних дел.

Федеральным законом установлены следующие меры конституционно-правовой ответственности (санкции), перечислим некоторые из них:

1) предупреждение кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума о недопустимости нарушения избирательного закона;

2) отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума;

- ISSN 2542-1514 (Print)

3) отмена решения о регистрации кандидата, списка кандидатов;

4) отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

5) исключение кандидата из заверенного списка кандидатов;

6) отмена решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, признание итогов голосования, результатов выборов, референдума недействительными.

7) отмена решения о допуске политической партии, избирательного объединения к распределению депутатских мандатов;

8) приостановление либо досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума.

9) отстранение члена участковой комиссии от участия в работе комиссии, удаление наблюдателя, иного лица из помещения для голосования;

Как мы видим, основным правовым последствием данных мер является ограничение участников избирательного процесса в тех или иных правах, при этом для правонарушителя не наступают «тяжкие» негативные последствия, характерные для уголовной или административной ответственности.

Отметим также еще одну особенность конституционно-правовой ответственности. Она заключается в том, что ответственность за нарушения избирательного законодательства реализуется в процессуальной форме, которая закреплена не только нормами федеральных законов, но и нормами актов подзаконного характера, например, инструкциями Центральной избирательной комиссии РФ.

В подтверждение научного подхода о том, что ответственность за нарушение избирательных прав -это вид конституционно-правовой ответственности, сошлемся на мнение некоторых авторов. «Применение санкций к правонарушителям направлено также на обеспечение конституционных норм о том, что источником власти в стране является многонациональный народ России, который участвует в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, что референдум и свободные выборы являются высшими формами народовластия (ст. 3 Конституции РФ)» [27, с.10].

3. Уголовная ответственность

Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом

общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав.

Уголовная ответственность в исследуемой сфере предусмотрена пятью статьями Уголовного кодекса РФ (141, 141.1, 142, 142.1, 142.2). Основными видами уголовно-наказуемых деяний являются:

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в том числе неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;

- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

- фальсификация избирательных документов, документов референдума;

- фальсификация итогов голосования;

- незаконная выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Новшеством кодекса стало «разделение» законодателем нормы о фальсификации избирательных документов (статья 142 УК РФ) и фальсификации итогов голосовании (статья 142.1 УК РФ).

Ответственность, установленная статьей 141 УК РФ, направлена на защиту конституционного права, предусмотренного статьей 32 Конституции РФ, которая предусматривает право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Любое нарушение избирательных прав граждан при наличии дополнительных элементов объективной стороны соответствующего преступления должно влечь наступление уголовной ответственности, в виду того, что данные права перечислены в Федеральном законе.

4. Административная ответственность

Административная ответственность является одним из самых распространенных и часто применяемых видов юридической ответственности и отличается от всех иных видов формой немедленного или оперативного реагирования на неправомерные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, содержаться более чем в тридцати статьях (статьи с 5.1. по 5.25 и с 5.45-5.58).

Их многообразие говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации.

Объектом посягательств в указанных статьях являются избирательные права граждан, которые предусмотрены Конституцией РФ и детально регламентируются в Федеральном законе.

В зависимости от характера правонарушений предусмотренных ст. 5.1-5.25 их можно сгруппировать на следующие группы:

- нарушения, связанные с работой избирательных комиссий, комиссий по референдуму;

- нарушения порядка информационного обеспечения выборов, референдумов;

- нарушения, связанные с деятельностью кандидатов на выборные должности и избирательных объединений, избирательных блоков;

- нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Субъектами административных правонарушений могут быть как физические лица (граждане, должностные лица), так и юридические лица. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства в большинстве случаев по-прежнему устанавливается в виде административного штрафа.

На наш взгляд, для удобства правоприменения перечисленные составы административных правонарушений в области избирательного права необходимо сосредоточить в отдельной главе КоАП РФ.

Следует также отметить, что ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства, наряду с ответственностью физических лиц, установлена КоАП РФ в 13 случаях, к примеру: за неисполнение решения избирательной комиссии (статья 5.3); за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (статья 5.5); за

нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации (статья 5.8) и другие.

В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, например, за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.

«Проводя анализ института административной ответственности за нарушения избирательного законодательства, следует выделить ряд ее особенностей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлечение к административной ответственности лиц, обладающих специальным правовым статусом;

- штраф, как основная санкция за правонарушения в области избирательного права;

- отсутствие упрощенной формы производства и обязательность составления протокола об административном правонарушении;

- привлечение к административной ответственности только в судебном порядке;

- сокращенные сроки для рассмотрения дел» [28, с. 53] (рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела).

5. Выводы.

Соблюдение законности при проведении выборных процедур невозможно без создания специального комплекса мер государственного принужде-

- ISSN 2542-1514 (Print)

ния. Одной из таких форм является установление института юридической ответственности.

Юридическая ответственность в избирательном процессе обладает следующими признаками: выражается в обязанности претерпевать меры государственно-принудительного воздействия; ее основанием является нарушение материальных и процессуальных норм избирательного права; она связана с различного рода неотвратимыми отрицательными последствиями; виновное лицо будет подвергнуто ограничению личных и иных имущественных прав; правонарушителю вменяется обязанность по восстановлению нарушенного права или возмещению ущерба.

Юридическая ответственность, а именно ее конституционно-правовой вид, является гарантом реализации гражданами своих конституционных прав избирать и быть избранными. По нашему мнению, конституционно-правовая ответственность, носит, по своей сути, превентивный характер и не допускает наступления более тяжких правовых последствий для общества.

Ввиду недоверия некоторой части нашего общества к избирательному процессу и его результатам (принцип «от моего голоса ничего не зависит») развитие института конституционно-правовой ответственности является эффективным инструментом обеспечения правовой справедливости по результатам выборов. Вместе с тем, при анализе существующих видов юридической ответственности в избирательном процессе становится очевидной необходимость их систематического совершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: Нормы права и правоотношения. Курс лекций. Вып. 2 / С.С. Алексеев. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964. - 226 с.

2. Самощенко И. С. Ответственность по советскому законодательству / И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин. - М.: Юрид. лит., 1971. - 240 с.

3. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность / С.А. Авакьян // Советское государство и право. - 1975. - № 10. - С. 16-24.

4. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории) / С.Н. Братусь. - М.: Городец-издат, 2001. - 208 с.

5. Иоффе О.С. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. - М.: Госюриздат, 1961. - 381 с.

6. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Социологический и юридический аспекты / Ю.А. Денисов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 142 с.

7. Ячменёв Ю.В. Юридическая ответственность: понятие, виды и особенности / Ю. В. Ячменёв // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - №2 (54). - С. 66-74.

8. Ячменёв Ю.В. Юридическая ответственность и ее виды в современной учебной литературе: критический анализ / Ю. В. Ячменёв // Правоведение. - 2001. - № 1. - С. 247-249.

9. Перевалов В.Д. Теория государства и права / В. Д. Перевалов. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

54 -

Law Enforcement Review 2020, vol. 4, no. 2, pp. 49-57

Правоприменение 2020. Т. 4, № 2. С. 49-57

ISSN 2658-4050 (Online) -

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.

11. Кузнецов С.М. Юридическая ответственность / С. М. Кузнецов, А. Г. Чернявский. - М: Юнити-Дана, 2012. - 335 с.

12. Рассолов М.М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. - М: Юрайт, 2010. - 575 с.

13. Серков П.П. О понятии юридической ответственности / П.П. Серков // Журнал российского права. -2010. - № 8. - С. 42-49.

14. Ким А.И. Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения / А. И. Ким. - М.: Юрид. лит., 1965. - 210 с.

15. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики): дис. ... д-ра юрид. наук / С.Д. Князев. - Владивосток, 1999. - 393 с.

16. Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России / В.А. Лебедев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 272 с.

17. Зиновьев А.В. Избирательная система России: теория, практика и перспективы / А.В. Зиновьев, И.С. Поляшова. - СПб.: Юридический Центр, 2003. - 359 с.

18. Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.А. Вешняков. - М.: Норма, 2003. - 816 с.

19. Махашев Р.Ю. Активное избирательное право: понятие и содержание / Р.Ю. Махашев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 7. - С. 21-25.

20. Волченко В.Н. К вопросу о защите избирательных прав / В.Н. Волченко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - № 3 (9). - С. 100-104.

21. Овчинников В.А. Юридическая ответственность в системах «традиционного» и «электронного» голосования / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Российская юстиция. - 2013. - № 4. - С. 57-59.

22. Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.А. Вешняков, Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. - М.: Норма, 2003. - 816 с.

23. Князев С. Д. Российское избирательное право / С.Д. Князев. - Владивосток: ДВГУ, 2001. - 344 с.

24. Игнатенко В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе / В.В. Иг-натенко. - Иркутск: Типография «На Чехова», 2003. - 186 с.

25. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук / М.С. Матейкович. - Тюмень, 2003. - 452 с.

26. Бровченко В. Н. Юридическая ответственность в избирательном праве Российской Федерации: дис. .канд. юрид. наук / В.Н. Бровченко. - М., 2005. - 195 с.

27. Масловская М.В. Ответственность в российском избирательном праве / М.В. Масловская, Е.А. Морозова // Огарёв-Online. - 2016. - № 8 (73). - С. 10.

28. Мугинова З.Р. К вопросу о юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства / З.Р. Мугинова // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2014. - № 3. - С. 50-53.

REFERENCES

1. Alekseev S.S. General theory of socialist law: Rules of law and legal relations. Sverdlovsk, Sredne-Uralskoe Publ., 1964. 226 p. (In Russ.).

2. Samoshenko I.S. Responsibility in Soviet law. Mosraw, Yuridkheskaya literature Publ., 1971. 240 p. (In Russ.).

3. Avakyan S.A. State-legal responsibility. Sovetskoe gosudarstvo i pravo = Soviet state and law, 1975, no. 10, pp. 16-24. (In Russ.).

4. Bratus S.N. Legal responsibility and legality (essay of the theory). Mosmw, Gorodets Publ., 2001. 208 p. (In Russ.).

5. Ioffe O.S., Shargorodskii M.D. Issues of the theory of law. Mosmw, Gosyurizdat Publ., 1961. 381 p. (In Russ.).

6. Denisov Yu.A. General theory of offense and responsibility. Leningrad, Izdatel'stvo Leningradskogo universi-teta Publ., 1983. 141 p. (In Russ.).

7. Ya^menev Yu.V. Legal responsibility: concept, types and features. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta MVD Rossii = Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012, no. 2, pp. 66-74. (In Russ.).

Правоприменение 2020. Т. 4, № 2. С. 49-57

- ISSN 2542-1514 (Print)

8. Yachmenev Yu.V. Legal responsibility and its types in modern educational literature: critical analysis. Pravovedenie, 2001, no. 1, pp. 247-249. (In Russ.).

9. Perevalov V.D. Theory of state and law. Moscow, Norma Publ., 2005. 496 p. (In Russ.).

10. Vengerov A.B. Theory of state and law. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2009. 528 p. (In Russ.).

11. Kuznetsov S.V., Chernyavskiy A.G. Legal responsibility. Moscow, Yunity-Dana Publ., 2012. 335 p. (In Russ.).

12. Rassolov M.M. Theory of state and law. Moscow, Yurayt Publ., 2010. 575 p. (In Russ.).

13. Serkov P.P. About the concept of legal responsibility. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2010, no. 8, pp. 42-49. (In Russ.).

14. Kim A.I. Soviet electoral law. Questions of the theory, electoral legislation and practice of its enforcement. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1965. 210 p. (In Russ.).

15. Knyazev S.D. Electoral law in the legal system of the Russian Federation (problems of theory and practice). Doct. Diss. Vladivostok, 1999. 393 p. (In Russ.).

16. Lebedev V.A. Constitutional and legal protection and defense of human and civil rights and freedoms in Russia. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ., 2005. 272 p. (In Russ.).

17. Zinoviev A.V., Polyashova I.S. Election system of Russia: theory, practice and prospects. Saint Petersburg, Yuridicheskii tsentr Publ., 2003. 359 p. (In Russ.).

18. Veshnyakov A.A. Electoral law and the electoral process in the Russian Federation. Moscow, Norma Publ., 2003. 816 p. (In Russ.).

19. Mahashev R.Yu. Active electoral law: concept and content. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University, 2007, no. 7, pp. 21-25. (In Russ.).

20. Volchenko V.N. On the issue of protection of electoral rights. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and education: household and economy; entrepreneurship; law and management, 2011, no. 12, pp. 100-104. (In Russ.).

21. Ovchinnikov V.A., Antonov Y.V. Legal responsibility in the systems of "traditional" and "electronic" voting. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justitia, 2013, no. 4, pp. 57-59. (In Russ.).

22. Veshnyakov A.A., Vedeneev Y.A., Lysenko V.I. Electoral law and the electoral process in the Russian Federation. Moscow: Norma Publ., 2003. 816 p. (In Russ.).

23. Knyazev S.D. Russian electoral law. Vladivostok, DVGU Publ., 2001. 344 p. (In Russ.).

24. Ignatenko V.V. Offenses and legal responsibility in the electoral process. Irkutsk, Tipografiya «Na Chekhova» Publ., 2003. 186 p. (In Russ.).

25. Mateikovich M.S. Protection of electoral rights of citizens in the Russian Federation: problems of theory and practice. Doct. Diss. Tyumen, 2003. 452 p. (In Russ.).

26. Brovchenko V.N. Legal responsibility in the electoral law of the Russian Federation. Cand. Diss. Moscow, 2005. 195 p. (In Russ.).

27. Maslovskaya M.V., Morozova, E.A. Responsibility in the Russian electoral law. Ogarev-Online, 2016, no. 8, p. 10. (In Russ.).

28. Muginova Z.R. On the issue of legal liability for violations of electoral legislation. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2014, no. 3, pp. 50-53.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дёмин Андрей Павлович - кандидат юридических наук, декан факультета дополнительного образования

Северный институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

185034, Россия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, 51

e-mail: demin.mail@yandex.ru

SPIN-код РИНЦ: 8954-0343; AuthorID: 309759

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Andrey P. Demin - PhD in Law, Dean, Faculty of Additional Education

Northern Institute (branch) of The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)

51, Onezhskoy flotilii ul., Petrozavodsk, 185034, Russia

e-mail: demin.mail@yandex.ru

RSCI SPIN-code: 8954-0343; AuthorID: 309759

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Дёмин А.П. Классификация основных видов юридической ответственности в избирательном процессе / А.П. Дёмин // Правоприменение. - 2020. -Т. 4, № 2. - С. 49-57. - DOI: 10.24147/2542-1514.2020.4(2).49-57.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Demin A.P. Classification of the basic kinds of legal responsibility in electoral process. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2020, vol. 4, no. 2, pp. 4957. DOI: 10.24147/2542-1514.2020.4(2).49-57. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.