Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
некогнитивные навыки / личностные навыки / социальные навыки / школьное образование / систематический обзор / классификация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетова А. Х., Турарбеков Д. М.

Некогнитивные навыки играют ключевую роль в формировании личности учащихся, их академической успеваемости и социальной адаптации. Настоящая статья представляет собой систематический обзор существующих подходов к классификации некогнитивных навыков в школьном образовании. Обсуждаются основные категории: личностные навыки (саморегуляция, инициативность, мотивация), социальные навыки (коммуникация, работа в команде) и эмоциональные навыки (эмоциональный интеллект, устойчивость к стрессу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетова А. Х., Турарбеков Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 34.373.55

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ДАВЛЕТОВА А.Х.

кандидат педагогических наук, доцент

ТУРАРБЕКОВ Д.М.

докторант по ОП «8D01124 - Педагогические измерения» Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Астана, Казахстан

Аннотация: Некогнитивные навыки играют ключевую роль в формировании личности учащихся, их академической успеваемости и социальной адаптации. Настоящая статья представляет собой систематический обзор существующих подходов к классификации некогнитивных навыков в школьном образовании. Обсуждаются основные категории: личностные навыки (саморегуляция, инициативность, мотивация), социальные навыки (коммуникация, работа в команде) и эмоциональные навыки (эмоциональный интеллект, устойчивость к стрессу).

Ключевые слова: некогнитивные навыки, личностные навыки, социальные навыки, школьное образование, систематический обзор, классификация.

В последние годы внимание к некогнитивным навыкам в школьном образовании значительно возросло, что отражает мировые тенденции в реформировании образовательных систем. Согласно отчётам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), развитие некогнитивных навыков, таких как эмоциональная устойчивость, самоуправление и социальная ответственность, является ключевым фактором, способствующим академическому успеху и долгосрочной занятости учащихся. Доклад ОЭСР «Skills for Social Progress» подчёркивает, что эти навыки играют решающую роль в улучшении качества образования и укреплении социальных связей.

Кроме того, Всемирный банк в своих инициативах по образовательным реформам отмечает, что развитие некогнитивных компетенций помогает формировать так называемые навыки XXI века, включая креативность, критическое мышление и коммуникативные способности, которые востребованы в современном глобализированном мире. В отчёте «World Development Report 2018: Learning to Realize Education's Promise» подчеркивается, что обучение должно выходить за рамки академических знаний и учитывать личностные и социальные аспекты развития учащихся.

В контексте Казахстана приоритетное внимание развитию некогнитивных навыков уделяется в рамках государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Министерство просвещения РК внедряет инициативы, направленные на развитие личностных и социальных компетенций учащихся, включая программы наставничества, проектного обучения и развития эмоционального интеллекта. Например, внедрение принципов обновлённого содержания образования в Казахстане подчёркивает необходимость интеграции навыков саморегуляции, работы в команде и устойчивости к стрессу в учебные программы.

Несмотря на признание значимости некогнитивных навыков, остаются нерешёнными вопросы их классификации, измерения и систематической интеграции в образовательный процесс. Настоящая статья имеет целью представить систематический обзор подходов к классификации некогнитивных навыков, что позволит разработать более структурированный подход к их изучению, развитию и внедрению в школьное образование.

Некогнитивные навыки, охватывающие личностные, социальные и эмоциональные навыки, получили признание как важный компонент целостного образования. В данном обзоре рассматриваются работы учёных и исследователей, посвящённые классификации и развитию некогнитивных навыков, а также их интеграции в системы школьного образования.

Duckworth, A. L., & Yeager, D. S. (2015) подчёркивают значимость настойчивости, самоконтроля и упорства как ключевых некогнитивных навыков, связанных с академическими достижениями. Их концепция выделяет личностную устойчивость и способность адаптироваться к вызовам как важные элементы развития учащихся [1].

ОЭСР (2015) в своём докладе Skills for Social Progress предлагает классификацию некогнитивных навыков, включающую социальные, эмоциональные и личностные аспекты. В отчёте представлены такие навыки, как управление эмоциями, эмпатия и социальная ответственность [2].

CASEL (2020) разработал одну из наиболее широко применяемых моделей социального и эмоционального обучения (SEL), выделив пять ключевых компетенций: самоосознание, самоуправление, социальное осознание, навыки взаимодействия и ответственное принятие решений. Эта модель подчёркивает необходимость системного развития данных навыков в школьных программах [3].

Zins, et al. (2004) утверждают, что SEL не только способствует улучшению академических результатов, но и укрепляет социальные связи и эмоциональное благополучие. Они подчеркивают важность внедрения программ SEL в образовательные системы для развития эмоционального интеллекта [4].

Heckman & Kautz (2013) предложили модель классификации, основанную на взаимодействии когнитивных и некогнитивных навыков. Они отмечают, что такие черты, как настойчивость, самодисциплина и навыки межличностного взаимодействия, имеют равное значение с академическими знаниями. Учёные призывают к комплексному подходу в образовании, сочетающему когнитивное и некогнитивное развитие [5].

Poropat (2009) исследует модель Большой пятёрки в образовательной среде, связывая черты личности, такие как добросовестность, дружелюбие и эмоциональная стабильность, с успешностью учащихся. Эта модель рассматривает личностные характеристики как предикторы академических и социальных успехов [6].

Zimmerman (2002) определяет саморегуляцию как основу личностных навыков. Он утверждает, что саморегулируемые ученики демонстрируют более высокий уровень автономии, целеполагания и управления временем, что важно для академических достижений

Shute & Ventura (2013) вводят концепцию скрытой оценки (stealth assessment) в игровых образовательных средах для оценки таких навыков, как упорство, креативность и управление временем, предлагая инновационные методы измерения [8].

Wentzel (1991) подчеркивает значимость социальной ответственности и межличностных навыков, связывая их с положительными академическими и социальными результатами. Её исследования показывают, что совместные проекты и взаимодействие со сверстниками имеют ключевое значение для развития навыков командной работы [8].

Durlak, et al. (2011) в метаанализе программ SEL пришли к выводу, что развитие социальных компетенций улучшает межличностные отношения и снижает поведенческие проблемы в школах. Учёные рекомендуют интеграцию подобных программ в образовательные контексты [10].

Goleman (1995) вводит понятие эмоционального интеллекта как критического фактора личного и социального успеха, подчёркивая такие навыки, как управление эмоциями, стрессоустойчивость и эмпатия. Его работа стала основой для глобальных инициатив SEL[11].

Yeager & Dweck (2012) исследуют концепцию установок на развитие (growth mindset), подчеркивая важность устойчивости и адаптивности в обучении. Они утверждают, что

[7].

эмоциональная стабильность и вера в возможность саморазвития являются ключевыми для преодоления учебных трудностей [12].

Методы оценки и измерения

Heckman, et al. (2016) отмечают, что традиционные методы оценки не охватывают всего спектра некогнитивных навыков и предлагают альтернативные подходы, такие как наблюдение за поведением и лонгитюдные исследования, для их эффективного измерения

[13].

ОЭСР (2018) подчёркивает сложности измерения некогнитивных навыков и необходимость разработки надёжных структур и цифровых инструментов для стандартизации методов оценки [14].

Практическая реализация в школьных программах

Всемирный банк (2018) обсуждает примеры успешной интеграции некогнитивных навыков в образовательные системы, включая программы наставничества, проектное обучение и внеучебные мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств и командной работы [15].

Министерство просвещения Казахстана (2020) выделяет развитие стрессоустойчивости, командной работы и саморегуляции в качестве ключевых приоритетов модернизации учебных программ в рамках государственной программы развития образования и науки [16].

Литературный обзор подчёркивает возрастающее признание некогнитивных навыков как необходимого элемента целостного развития учащихся. Рассмотренные исследования демонстрируют постоянное внимание к классификации и интеграции данных навыков в образовательные программы, выделяя личностные, социальные и эмоциональные компетенции. Однако остаются нерешёнными вопросы стандартизации методов оценки и обеспечения системной интеграции в различных образовательных системах. Перспективы дальнейших исследований включают разработку адаптируемых на глобальном уровне моделей и использование технологий для эффективного внедрения.

Некогнитивные навыки в школьном образовании охватывают широкий спектр личностных, социальных и эмоциональных компетенций, которые можно классифицировать по следующим категориям:

1. Личностные навыки (Self-related skills). Навыки, связанные с саморазвитием, саморегуляцией и мотивацией:

• Саморегуляция: управление эмоциями, стрессоустойчивость, способность контролировать импульсы.

• Самоэффективность: уверенность в своих силах и возможности добиваться целей.

• Ответственность: выполнение обязательств, способность принимать последствия своих действий.

• Инициативность: проактивность в принятии решений и начинаниях.

• Мотивация: внутренняя (интерес к обучению) и внешняя (стремление к наградам или одобрению).

2. Социальные навыки (Social skills). Навыки, которые способствуют эффективному взаимодействию с другими людьми:

• Коммуникация: умение ясно выражать мысли, слушать и воспринимать других.

• Сотрудничество: работа в команде, способность делиться обязанностями.

• Эмпатия: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей.

• Разрешение конфликтов: способность находить конструктивные пути выхода из сложных ситуаций.

• Лидерство: управление группой, вдохновение других, принятие решений.

3. Навыки управления (Management skills). Навыки, помогающие организовывать и оптимизировать учебный процесс и личное время:

• Планирование и тайм-менеджмент: расстановка приоритетов, управление временем.

• Постановка целей: определение и достижение учебных и личных целей.

• Организованность: систематизация информации и ресурсов.

• Гибкость: адаптация к изменениям и новым условиям.

4. Эмоциональные навыки (Emotional skills). Навыки, которые помогают управлять эмоциональным состоянием:

• Эмоциональная осведомленность: понимание собственных эмоций и эмоций других.

• Стабильность: способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

• Оптимизм: позитивное отношение к себе и окружающему миру.

5. Этические и моральные навыки (Ethical skills). Навыки, связанные с ценностями и нормами поведения:

• Честность: соблюдение принципов правдивости и справедливости.

• Уважение к другим: толерантность и открытость к различным мнениям и культурам.

• Этичность: принятие решений с учетом моральных норм.

6. Креативность и критическое мышление (Creative and critical thinking skills).

Некогнитивные аспекты, способствующие нестандартному мышлению:

• Креативность: генерация новых идей, решение нестандартных задач.

• Любознательность: стремление узнавать новое, задавать вопросы.

• Открытость к опыту: готовность исследовать и принимать новое.

Некогнитивные навыки, такие как саморегуляция, работа в команде, эмоциональная устойчивость и другие личностные, социальные и эмоциональные компетенции, играют важнейшую роль в формировании всесторонне развитой личности учащихся. Разработанные подходы к классификации и интеграции этих навыков в образовательный процесс, рассмотренные в статье, подтверждают их значимость для повышения качества образования и успешной адаптации учащихся к требованиям XXI века.

Перспективным направлением дальнейших исследований является углублённое изучение практических методов развития и измерения некогнитивных навыков в школьной среде. Одним из таких подходов является использование методов активного обучения, включая проектно-ориентированное обучение (PBL), групповую работу и индивидуальные задания. Эти методы создают образовательную среду, способствующую осознанному освоению учащимися ключевых компетенций.

Особого внимания заслуживает интеграция некогнитивных навыков в учебные программы, такие как ATL (Approaches to Learning) в рамках International Baccalaureate Middle Years Programme (Международная программа средней школы). Это программа обучения для учащихся в возрасте от 11 до 16 лет, которая является частью образовательной системы Международного бакалавриата. Эти программы предоставляют структурированную основу для систематического развития навыков самоуправления, коммуникации и эмоционального интеллекта. Будущие статьи будут сосредоточены на практическом применении этих подходов: как именно они могут быть реализованы в повседневной школьной практике, а также на инструментах и методах их объективного измерения.

Важнейшей задачей дальнейшей работы станет создание практических рекомендаций для учителей, направленных на эффективное развитие и оценивание некогнитивных навыков в образовательной среде. Это включает в себя разработку удобных инструментов для наблюдения, самооценки и использования цифровых технологий. Такие шаги позволят сформировать целостный подход, обеспечивающий гармоничное развитие учащихся и соответствие их навыков вызовам современного мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Duckworth, A. L., & Yeager, D. S. (2015). Measurement Matters: Assessing Personal Qualities Other Than Cognitive Ability for Educational Purposes. Educational Researcher.

2. ОЭСР. (2015). Навыки для социального прогресса: сила социальных и эмоциональных навыков. Издательство ОЭСР.

3. CASEL. (2020). Framework for Social and Emotional Learning. CASEL Publications.

4. Zins, J. E., et al. (2004). Building Academic Success on Social and Emotional Learning. Teachers College Press.

5. Heckman, J. J., & Kautz, T. (2013). Fostering and Measuring Skills: Interventions that Improve Character and Cognition. NBER Working Paper Series.

6. Poropat, A. E. (2009). A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance. Psychological Bulletin.

7. Zimmerman, B. J. (2002). Becoming a Self-Regulated Learner: An Overview. Theory Into Practice.

8. Shute, V. J., & Ventura, M. (2013). Measuring and Supporting Learning in Games: Stealth Assessment. MIT Press.

9. Wentzel, K. R. (1991). Social Competence at School: Relation Between Social Responsibility and Academic Achievement. Educational Psychology Review.

10. Durlak, J. A., et al. (2011). The Impact of Enhancing Students' Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis. Child Development.

11. Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. Bantam Books.

12. Yeager, D. S., & Dweck, C. S. (2012). Mindsets That Promote Resilience: When Students Believe That Personal Characteristics Can Be Developed. Educational Psychologist.

13. Heckman, J. J., et al. (2016). Skills Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children. Science.

14. ОЭСР. (2018). Будущее образования и навыков: Образование 2030. Издательство ОЭСР.

15. Всемирный банк. (2018). Доклад о мировом развитии 2018: Обучение для реализации образовательных перспектив. Группа Всемирного банка.

16. Министерство образования и науки Республики Казахстан. (2020). Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.