Научная статья на тему 'Классификация нарушений употребления терминов в речи школьников'

Классификация нарушений употребления терминов в речи школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1147
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / SPECIAL VOCABULARY / ТЕРМИНЫ / РЕЧЬ / LANGUAGE / КУЛЬТУРА РЕЧИ / CULTURE OF SPEECH / НАРУШЕНИЕ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ / VIOLATION OF USAGE / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гурдаева Наталья Алексеевна

Данная работа посвящена вопросам речевой компетентности учащихся старших классов, а в частности анализу нарушений употребления терминов в речи школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is devoted to issues of speech competence of senior high school students, and in particular the analysis of violations of the use of terms in the speech of students.

Текст научной работы на тему «Классификация нарушений употребления терминов в речи школьников»

Раздел II. Логопедия

УДК 811.161 ББК 81.411.2

Н. А. Гурдаева

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данная работа посвящена вопросам речевой компетентности учащихся старших классов, а в частности анализу нарушений употребления терминов в речи школьников.

Ключевые слова: специальная лексика, термины, речь, культура речи, нарушение словоупотребления.

N. A. Gurdaeva

CLASSIFICATION OF VIOLATIONS OF TERMS USE IN SPEECH STUDENTS

Abstract. This work is devoted to issues of speech competence of senior high school students, and in particular the analysis of violations of the use of terms in the speech of students.

Key words: special vocabulary, terminology, language, culture of speech, violation of usage.

Развитие речи учащихся - одна из важнейших задач современной школы. Такое повышенное внимание к коммуникативному воспитанию детей и подростков не случайно. Во-первых, успехи в речевом развитии во многом определяют результативность усвоения других школьных дисциплин, создают предпосылки для активного и осмысленного участия в социальной жизни, вооружают детей в частной жизни навыками речевого поведения, формируют общую культуру личности.

Во-вторых, речь школьника является важнейшим показателем его компетентности в той или иной области знаний.

Одной из целей процесса обучения является формирование у человека правильной, точной, логически полноценной и лаконичной речи. Важное значение имеет обогащение речи учащегося терминами и общенаучными понятиями. Терминологическая лексика заключает в себе больше информации, чем всякая другая, поэтому употребление терминов в научном стиле - необходимое условие краткости, лаконичности, точности изложения. По словам Ш. Балли, термины «являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык». То, насколько правильно и свободно оперирует человек специальными понятиями, принадлежащими какой-либо отрасти научных знаний, является показателем его компетентности в этой области науки.

Однако посещение учебных занятий в средней школе, беседы с учащимися старших классов и результаты анкетирования показали, что нарушения точности терминоупотребления в речи школьников встречаются гораздо чаще, чем ошибки в использовании общеупотребительной лексики.

Сложности использования специальной лексики в речи школьников связаны со спецификой самого термина.

Несмотря на тесное взаимодействие языка науки и общелитературного языка, между ними существует ряд отличий лексико-семантического, нормативно-стилистического и функционального характера.

1. В первую очередь, это соотнесенность терминов и общеупотребительных слов с различными понятиями. Термины, в отличие от обычных слов, всегда выражают специальные понятия.

2. Термину наряду с номинативной присуща дефинитивная функция. Цель термина не столько назвать понятие, сколько определить его, ограничивая рядом дифференциальных признаков, указывая назначение предметов, отмечая их функции, свойства, качества.

3. Термин находится в системе других специальных понятий, относящихся к определенной области знаний.

4. Обычно термин моносемичен, он лишен возможности развития своего значения, появления переносного значения.

5. Термин стилистически нейтрален, не окрашен эмоционально, неэкспрессивен.

6. Возможности свободной сочетаемости терминов ограничены, так как они выступают в составе специальных устойчивых или свободных сочетаний.

Вестник ТГПИ

Гуманитарные науки

7. По сравнению со словами общелитературного языка, термины лишены проявления собственно языковых форм развития. Реализация таких семантических процессов как полисемия, омонимия, антонимия у терминов встречается довольно редко и расценивается как слабость и недостаток терминосистемы.

В ходе исследования учащимся 9-х, 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ были предложены тексты, включающие специальную лексику, изученную ранее. Например: радиус, диаметр, тождество, валентность, общество, социальный, эволюция, интеграция, обособление, сложное предложение, синоним, метафора, функция. Участникам эксперимента предлагалось подчеркнуть только неизвестные слова. В результате 15 % анкетируемых выделили из данного списка слово «интеграция», 5 % - слово «метафора». Остальные термины учащиеся охарактеризовали как хорошо известные им. На следующем этапе исследования старшеклассникам предлагалось дать определения научным понятиям. В результате только 20 % определений соответствовали нормам научного употребления терминов, в остальных 80 % определений были допущены ошибки различного типа.

По результатам наблюдений, одним из наиболее часто встречающихся нарушений в области употребления специальных понятий в речи является формулировка определения, не соответствующая практике научного применения термина. Например:

Тождество - 1) выделение чего-либо из целого;

2) то, что нужно доказать.

Радиус - 1) отрезок, не проходящий через центр окружности;

2) окружность;

3) способ измерения длины.

Обособление - в математике это обобщение, а в русском языке -дополнение, украшающее речь.

Сложное предложение - 1) предложение, состоящее из нескольких

частей, наполненное оборотами и однородными членами;

2) предложение, в котором присутствует несколько главных членов;

3) предложение, состоящее из главных и придаточных членов предложения.

Не менее распространённой ошибкой в толковании специального понятия стало сужение или расширение значение термина. Известно, что в основе каждого научного понятия обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой ёмкую и в то же время лаконичную характеристику предмета или явления. Цель термина не столько назвать понятие, сколько определить его, ограничивая рядом дифференциальных признаков, указывая назначение предметов, отмечая их функции, свойства, качества. Отсутствие одного или нескольких существенных признаков в определении научного понятия, его чрезмерное обобщение может привести к смешению или разрушению терминов. Неоправданное включение в определение лишних признаков также ошибочно, поскольку приводит к ложному восприятию научного явления. Например:

Радиус - 1) расстояние от центра окружности;

2) расстояние от середины окружности до любой точки;

3) геометрическая единица;

4) часть определённого пространства.

Диаметр - 1) отрезок, проходящий через центр окружности;

2) соединение двух точек.

Система - 1) объединение;

2) несколько понятий, предметов, знаков, связанных между собою.

Сложное предложение - 1) предложение, состоящее из двух простых;

2) предложение, состоящее из главного и придаточного.

Эти примеры свидетельствуют о том, что игнорирование одного или нескольких признаков научного явления приводит к смешению различных понятий. Например, расстоянием от середины окружности до любой точки может определяться любой отрезок; предложением, состоящим из главного и придаточного, - только сложноподчинённое предложение; объединением - любое множество предметов.

Нарушением считается также выдвижение на первый план второстепенных свойств явления при определении термина. Например:

Сложное предложение бывает бессоюзным, сложносочинённым и сложноподчинённым.

Обособление может быть причастных и деепричастных оборотов.

Тождество - оно присуще любым явлениям действительности.

Как видим, неточное определение научного понятия ведёт не только к стилистическим, но и к смысловым ошибкам. Терминология содержательно и функционально связана с узкой сферой профессионального общения специалистов определённой области науки, только специалистам доступны истинное и глубокое понимание значения каждого термина и специфика его точного использования в речи. Попав в сферу широкого употребления языка и став достоянием обширного круга пользователей, термин утрачивает специфические черты, свойственные терминам, и приобретает качества, присущие общеупотребительной лексике.

В первую очередь в речи школьников наблюдается упрощение семантики термина, точное, полное и глубокое определение понятия уступает место приблизительному, наивному толкованию:

Функция - это для чего. Обособление - отделение. Диаметр - 1) два радиуса;

2) отрезок, соединяющий две точки, лёжа на окружности;

3) расстояние от одного конца круга до другого. Радиус - расстояние от центра окружности к одной из её

сторон.

Тождество - это когда одна основа равна другой.

Природа термина, присущая ему однозначность, семантическая четкость и закреплённость за специальным понятием исключает возможность его употребления в контексте разговорной или художественной, эмоционально окрашенной речи. В связи с этим следующие примеры также демонстрируют ошибочное использование научной лексики в речи школьников:

Радиус - отрезок, воссоединяющий центр окружности с её стороной.

Эволюция - это духовный рост человека.

Мы видим тождество этих берёзок на картинах художника.

Таким образом, наблюдение за речью учащихся 9-х - 11-х классов позволило выделить следующие типы ошибок в употреблении терминов старшеклассниками:

1) формулировка определения, не соответствующая практике научного применения термина;

2) сужение или расширение значение термина;

3) выдвижение на первый план второстепенных свойств явления при определении термина;

4) упрощение семантики термина;

5) употребления термина в контексте разговорной или художественной, эмоционально окрашенной речи.

Перечисленные ошибки - это примеры нарушения обязательного требования к текстам научного стиля - строгости в выборе терминов и употребления их в точном соответствии со значением. Подобные нарушения указывают не столько на качество знаний по ряду школьных предметов у отдельных учащихся, сколько на низкий уровень развития связной речи школьников, на неумение правильно, точно и логично выразить собственную мысль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Герд, А. С. Проблемы формирования научной терминологии / А. С. Герд. - Л., 1968.

2. Даниленко, В. П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания / В. П. Даниленко. - М., 1977.

3. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. - М., 1975.

4. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М., 1976.

5.Суперанская, А. В. Общая терминология / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. - М., 2008.

УДК 376 ББК 74.57

О. А. Жданова

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. В данной статье рассматриваются нарушения голоса у педагогов детского сада, а также технология профилактики нарушений голоса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: голос, дисфония, фонастения, сила голоса, высота голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.