Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харунжева Е.В., Суровцева В.А.

Целью данной статьи является исследование классификаций мультимедийных средств обучения по различным признакам. Актуальность теме исследования придает тот факт, что мультимедийные средства обучения - это современные составляющие взаимодействия учителя и обучающихся, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. В эпоху глобальной цифровизации технологической базой этого процесса стал персональный компьютер, а методической - цифровое представление информации. Необходимо, чтобы учителя с обучающимися на занятиях могли преобразовывать эту информацию. В статье с помощью методов анализа и синтеза разобраны существующие подходы к классификации мультимедийных средств обучения и получен результат в виде нового подхода к классификации мультимедиа средств образовательного назначения по используемому для их реализации программному обеспечению с примерами используемых при их создании современных программных продуктов. Таким образом, педагоги, желающие изменить учебный процесс, с помощью этой классификации узнают о новых возможностях мультимедиа с примерами конкретного ПО для самостоятельного внедрения. Материалы статьи будут полезны учителям и преподавателям различных дисциплин как в школе, так и в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харунжева Е.В., Суровцева В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

15. Усольцева И. В. Вклад Санкт-Петербургского родительского кружка в становление междисциплинарной научной картины мира отечественной педагогической психологии // Мир психологии. 2017. № 2(90). С. 53-66.

16. Чмелёва Е. В. Проблема качества дошкольного образования в педагогике России конца XIX - начала XX в. // Психол. наука и образование. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/4044/ pdf_version.pdf (дата обращения: 15.03.2019).

Е. В. Харунжева, В. А. Суровцева

Классификация мультимедийных средств обучения

Целью данной статьи является исследование классификаций мультимедийных средств обучения по различным признакам. Актуальность теме исследования придает тот факт, что мультимедийные средства обучения - это современные составляющие взаимодействия учителя и обучающихся, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. В эпоху глобальной цифровизации технологической базой этого процесса стал персональный компьютер, а методической - цифровое представление информации. Необходимо, чтобы учителя с обучающимися на занятиях могли преобразовывать эту информацию. В статье с помощью методов анализа и синтеза разобраны существующие подходы к классификации мультимедийных средств обучения и получен результат в виде нового подхода к классификации мультимедиа средств образовательного назначения по используемому для их реализации программному обеспечению с примерами используемых при их создании современных программных продуктов. Таким образом, педагоги, желающие изменить учебный процесс, с помощью этой классификации узнают о новых возможностях мультимедиа с примерами конкретного ПО для самостоятельного внедрения. Материалы статьи будут полезны учителям и преподавателям различных дисциплин как в школе, так и в вузе.

Ключевые слова: мультимедийные средства, процесс обучения, классификация мультимедийных средств, программное обеспечение.

В настоящее время образовательный процесс в любом учебном заведении уже нельзя представить без средств мультимедиа. Объект исследования - мультимедиа (англ. multimedia) представляет собой контент, который благодаря использованию специального набора аппаратных и программных средств содержит информацию в дифференцированных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Помимо этого данным термином определяются носители информации, с помощью которых предоставляется возможность хранения внушительных объемов данных и оперативная скорость доступа к ним [1]. Мультимедийные средства позволяют интегрировать различные виды информации. Благодаря им обучающиеся включаются в активную деятельность на уроке, а не будут пассивными слушателями учителя (источника знаний). Предмет исследования - применение мультимедийных средств на уроках и внеурочной деятельности, при этом учитель и обучающиеся часто являются партнерами, в результате чего учебный процесс становится увлекательнее, осмысленнее для обучающихся, а главное, продуктивнее.

Актуальность использования мультимедийных средств, по сравнению с традиционными, многообразна: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, разнообразие организационных форм в работе обучающихся и методических приемов в работе учителя. Средства мультимедиа помогают учителю совершенно по-новому организовать учебный процесс, в котором обучающиеся получают не только навыки работы с информацией, но и учатся общаться друг с другом, дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения, повышают общекультурный уровень, особенно в эстетической сфере. Целью данной статьи является исследование классификаций мультимедийных средств обучения по различным признакам, а задачи - проанализировать существующие классификации и сформулировать классификационную схему, связанную с используемым при создании мультимедиа программным обеспечением.

Ведущий подход. При использовании мультимедийных средств обучения необходимо соблюдать следующие принципы:

- обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

- адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;

- учет принципов дидактики;

- соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения [2].

Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения. Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса, и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя - создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения. Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к снижению качества учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся, должен прийти к правильному решению. Необходимо выбирать такие средства, которые наилучшим образом учитывают особенности содержания материала, возможности обучающихся, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения. При этом не следует забывать, что главное дидактическое назначение средств - ускорить про-

цессусвоения учебного материала [3]. А для этого необходим очень взвешенный и аргументированный подход.

На первом этапе исследования анализ различных классификаций мультимедийных средств [1, 4, 5, 6] показал, что в основании той или иной классификации средства классифицируют по функциональному или методическому назначению, то есть она может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например (табл. 1):

Таблица 1

_Классификация мультимедийных средств обучения_

Признак классификации

Группы объектов

Пример использования

Педагогическая задача (на различных этапах урока) [1]

Оргмомент

Демонстрация на экране темы и целей занятия или представление информации, благодаря которой учащиеся сами формулируют их_

Проверка домашнего задания

Может быть представлена на экране в виде готового решения, может представлять устные вопросы, может в виде теста, кроссворда и т. д._

Актуализация знаний

Вспомнить необходимые знания с помощью различных видов информации_

Объяснение нового материала

Демонстрация нового материала в виде основных понятий, схем, таблиц, анимации, видеофрагментов..., иллюстрирующих новые понятия

Первичное закрепле-

ние знаний

Выполнение тренировочных заданий с помощью различного представления информации

Применение знаний в новой, незнакомой ситуации_

Выполнение новых, творческих заданий с помощью различного представления информации

Контроль знаний

Выполнение разноуровневых заданий с помощью компьютерных технологий, в том числе и мобильных

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Демонстрация на экране с обязательным объяснением, после чего домашнее задание становится увлекательным и побуж-

дающим к самостоятельности

Методическое назначение [4] Демонстрационные Представляют готовый материал для восприятия

Наставнические Применяются при изучении нового материала

Тренировочные Отрабатываются различные умения и навыки

Контролирующие Контролируется уровень усвоения материала

Справочные Предоставляются материалы для получения необходимой информации

Моделирующие Предоставляются модели, процессы, объекты для представления, изучения, исследования в дальнейшем

Игровые «Проигрывание» учебной ситуации в ситуации, приближенной к жизненной

Досуговые С целью привлечь внимание, воображение...

Организация контента (средства обучения) [5, 6] Учебно-методические Электронные учебники и пособия

Учебно-практические Задачники, виртуальные лаборатории, интерактивные творческие задания, «Математический конструктор», «геогебра»

Учебно- информационные Справочники, энциклопедии, таблицы, атласы, интерактивные плакаты

Учебно- вспомогательные Аудиокниги, видеоуроки, учебные игры, квесты, тренажеры

Контролирующие Сборники самостоятельных и контрольных работ, различные системы тестирования

Учебно-деловые Электронный дневник и журнал

Восприятие контента Визуальные Слайды, ИКТ-презентации с анимацией

Аудиальные Аудиокниги, звуковые файлы

Аудиовизуальные Видеоуроки, ИКТ-презентации со звуковыми эффектами

Из таблицы видно, что традиционные объекты в классификациях дополняются мультимедийным сопровождением, которое используется как средство информации для обучающихся, при этом даже в одной классификации, не только в различных, средства программного обеспечения повторяются. А в эпоху глобального развития цифровизации технологической базой стал компьютер, а методической - цифровое представление информации. Поскольку мультимедийные средства очень многообразны и разноплановы, именно метод классификации позволяет упорядочить и систематизировать представление о них, что положительно сказывается в практике их использования в школе и вузе.

Второй этап исследования призван помочь учителям с обучающимися на занятиях наглядно преобразовывать эту информацию. В связи с этим и с появлением в последние десятилетия многообразия программного обеспечения, которое дает возможность преобразовывать информацию, представляется возможным проклассифицировать мультимедийные средства по программному обеспечению.

Результаты исследований, их обсуждение. Наибольший интерес для практикующих педагогов представляют программы, позволяющие создавать и изменять мультимедийные средства. При этом важно учитывать бесплатные средства, так как они пользуются популярностью у педагогического сообщества (табл. 2). Также эта классификация послужит педагогам справочником для быстрого выбора того или иного ПО для достижения своих целей, так как представлены примеры наиболее популярных и простых в освоении программ и обращении с ними.

Таблица 2

Классификация мультимедийных средств по используемому для их реализации программному обеспечению

Группы объектов Пример использования

Редакторы неподвижных графических изображений Предназначены для создания и редактирования логотипов, интерфейсов и прочей масштабируемой графики. Например: Gravit, Vectr, SVG-Edit, Inkscape, GIMP, Photo Pos Pro, Krita, Pixlr, Paint.NET, Sumo Paint, SketchUp Free, Daz Studio, Hexagon, Blender, Sculptris, Houdini Apprentice, WordArt, Glogster

Средства создания ани-мированных GIF-файлов Предназначены для создания и редактирования анимаций. Например: Moho, Adobe Animate, Synfig Studio, Cinema 4D, Pencil2D, OpenToonz, TupiTube, Easy GIF Animator, Toon Boom Harmony, Pivot Animator

Средства аудио- и видеомонтажа Предназначены для создания и редактирования видеороликов. Например: iMovie,

DaVinci Resolve, Shotcut, Lightworks, OpenShot, Avidemux, Quik, Clips, FilmoraGo, Movie Maker

Средства создания презентаций Приложения, которые помогут доходчиво и эффектно донести информацию до аудитории. Например: Power Point, Apple Keynote, Google Slides, Libre Office Impress, Prezi

Средства распознавания текстов, введенных со сканера Эти сайты и программы извлекают текстовое содержимое изображений и бумаг, чтобы было удобнее с ним работать. Например: Office Lens, Adobe Scan, FineReader, Online OCR, img2txt, Microsoft OneNote, Readiris 17

Средства создания обучающих программ Вовлечение участников в процесс обучения за счет разнообразных типов занятий, созданных в различных программах

Средства создания контролирующих программ (тестов, квестов) Создание тестов на компьютере может понадобиться в разных ситуациях: в учебных целях, для личного использования, при публикации развлекательного контента в своем блоге, ради удобного опроса группы лиц на любую тему. Например: easyQuizzy, INDIGO, ADTester, Конструктор тестов, Ай-рен, TestMaker, TestTurn, Hot Potatoes, AXMA Story Maker.

Системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые Автоматический или ручной перевод речи в текст, точнее, запись аудио- или видеофайла в текстовом виде. Например: speechpad.ru, dictation.io, RealSpeaker, Speechnotes, Dragon Dictation

Системы создания приложений виртуальной реальности Создание собственных приложений в формате виртуальной и дополненной реальности. Для этого не обязательно быть программистом. Можно воспользоваться специальными платформами, облегчающими этот процесс, экономя собственное время и силы. Например: Unity, Unreal Engine, ARCore, ARKit, Vuforia, ARToolKit

Однако из-за быстрого развития самих мультимедийных средств предложенная классификация может восприниматься достаточно условно. Все чаще у учителя на уроках появляется возможность использовать интерактивные учебные средства. При этом Интернет как успешно обслуживает индивидуальные коммуникации, так и решает общеобразовательные

задачи. От медиапользователя это требует постоянного расширения его компетенций.

Выводы. Мультимедийные средства обучения - орудия деятельности учителя и обучающихся, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

Существуют различные классификации средств обучения. Предложенная в данной статье классификация мультимедийных средств по используемому для их реализации программному обеспечению поможет учителю в выборе соответствующего необходимого контента, для того чтобы учебный процесс сделать более эффективным, познавательным, увлекательным. Некоторые педагоги, желающие изменить учебный процесс, с помощью этой классификации узнают о некоторых новых возможностях мультимедиа с примерами конкретного ПО для самостоятельного внедрения.

Список литературы

1. Электронная энциклопедия: Википедия // Мультимедиа. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа (дата обращения: 25.02.2020).

2. Чебушев Г. С., Мохова А. С. Современные средства мультимедиа и их применение // Молодой ученый. 2019. № 20. С. 44-47. URL: https ://moluch.ru/archive/258/59184/

3. Борзиева З. М. Критерии отбора методов и средств обучения // Молодой ученый. 2019. № 33. С. 113-114. URL: https://moluch.ru/archive/ 271/62026/ (дата обращения: 25.02.2020).

4. Титова С. С., Гревцева Г. Я. Мультимедиа и мультимедийные ресурсы: к вопросу о хронологии становления и историографии исследований. М. : Буки-Веди, 2015. С. 210-215. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/151/8152/ (дата обращения: 26.02.2020).

5. Бент Б. А., ван ден Бринк К. Мультимедиа в образовании : специализированный учебный курс. М. : Дрофа, 2007. 2-е изд. 224 с.

6. Гущина О. М., Крайнова О. А. Выбор и оценка эффективности средств разработки электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2013. № 1. С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.