Научная статья на тему 'Классификация методов повышения потенциала грузового автотранспортного предприятия'

Классификация методов повышения потенциала грузового автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ / ПОТЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MODEL / ENTERPRISE STABILITY / METHODS OF STABILITY CONTROL / POTENTIAL OF TRANSPORT COMPANY / ASSESSMENT OF MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табачникова Е. В.

В статье рассматриваются особенности реализации блока модели управления устойчивостью транспортного предприятия «выбор, адаптация методов и технологий управления». Выполнена классификация выбранных по результатам проведенного исследования методов, которая может быть использована в рамках совершенствования методической базы управлении устойчивостью предприятия. Предложен вариант распределения функций и методов управления применительно к типовой организационной структуре автотранспортного предприятия. Обозначена зависимость распределения функций и методов от масштабов предприятия, организационной структуры управления, стиля руководства и ряда других факторов. Разработана матрица, отражающая группировку методов управления по ряду признаков. Отмечена возможность использования матрицы в качестве инструмента, позволяющего формализовать взаимоотношения между структурными подразделениями и должностными лицами, а также упорядочить и проконтролировать реализацию методов, выбранных для управления устойчивостью транспортного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION METHODS OF INCREASING CAPACITY OF CARGO MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISE

The article discusses the features of the implementation of such a concept model unit Stability Management transport enterprise as the “selection and adaptation of management practices.” The classification selected according to the results of the research methods that can be used in the framework of improving the management of methodological base stability of the enterprise. A variant of cross-distribution of functions and management practices in relation to the typical organizational structure of the road transport enterprise. Is the dependence of the distribution of enterprise scale, management organizational structure, management style and a number of other factors. A matrix is a grouping of a number of features of management methods. The possibility of using the matrix as a tool to formalize the relationship between the structural units and officials, as well as to organize and monitor the implementation of methods chosen to manage the sustainability of the transport enterprise.

Текст научной работы на тему «Классификация методов повышения потенциала грузового автотранспортного предприятия»

УДК 656.078.1

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Табачникова Е.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономика водного транспорта», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова», e-mail: [email protected], [email protected]

В статье рассматриваются особенности реализации блока модели управления устойчивостью транспортного предприятия - «выбор, адаптация методов и технологий управления». Выполнена классификация выбранных по результатам проведенного исследования методов, которая может быть использована в рамках совершенствования методической базы управлении устойчивостью предприятия. Предложен вариант распределения функций и методов управления применительно к типовой организационной структуре автотранспортного предприятия. Обозначена зависимость распределения функций и методов от масштабов предприятия, организационной структуры управления, стиля руководства и ряда других факторов. Разработана матрица, отражающая группировку методов управления по ряду признаков. Отмечена возможность использования матрицы в качестве инструмента, позволяющего формализовать взаимоотношения между структурными подразделениями и должностными лицами, а также упорядочить и проконтролировать реализацию методов, выбранных для управления устойчивостью транспортного предприятия.

Ключевые слова: модель управления, устойчивость предприятия, методы управления устойчивостью, потенциал транспортного предприятия, оценка эффективности управления.

CLASSIFICATION METHODS OF INCREASING CAPACITY OF CARGO MOTOR

TRANSPORTATION ENTERPRISE

Tabachnikova Y., Ph.D., associate professor of the Economy of water transport chair, FSEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: [email protected], [email protected]

The article discusses the features of the implementation of such a concept model unit Stability Management transport enterprise as the "selection and adaptation of management practices." The classification selected according to the results of the research methods that can be used in the framework of improving the management of methodological base stability of the enterprise. A variant of cross-distribution offunctions and management practices in relation to the typical organizational structure of the road transport enterprise. Is the dependence of the distribution of enterprise scale, management organizational structure, management style and a number of other factors. A matrix is a grouping of a number of features of management methods. The possibility of using the matrix as a tool to formalize the relationship between the structural units and officials, as well as to organize and monitor the implementation of methods chosen to manage the sustainability of the transport enterprise.

Keywords: management model, the enterprise stability, methods of stability control, potential of transport company, assessment of management efficiency.

Транспорт является одной из крупных отраслей народного хозяйства, важной составляющей производственной и социальной инфраструктуры. Развитие экономики невозможно без налаженного функционирования транспортной системы. Поэтому вопрос устойчивого развития как транспортной отрасли России в целом, так и отдельных предприятий транспортного бизнеса остаётся актуальным на протяжении более чем двух десятилетий.

В рамках исследования проблем функционирования национальной экономики в соответствии с положениями концепции устойчивого развития предлагается рассматривать вопросы обеспечения устойчивого развития отраслей через выполнение условия устойчивости отдельных предприятий. И если на уровне отрасли многие вопросы находятся в введении отраслевых органов управления, то на уровне предприятий решение проблемы видится, прежде всего, в оптимизации организационно-управленческих резервов.

Модель управления устойчивостью транспортного предприятия (рис. 1) в качестве одного из элементов блока формирования организационно-методической базы управления предполагает выбор и адаптацию методов и технологий управления. Это должны быть такие методы, применение которых в наибольшей степени способствует повышению потенциала исследуемого предприятия, что является одним из основных условий обеспечения его устойчивости и развития. Поэтому выбор эффективных методов управления должен быть непосредственно связан с целеполаганием процесса управления устойчивостью и определяться не только состоянием факторов внутренней среды предприятия, но и влиянием ряда внешних факторов, являющихся общими для многих хозяйствующих субъектов на отраслевом рынке.

Здесь следует отметить, что интерес к проблеме оценки и повышения уровня потенциала предприятия (организации) не ослабевает как со стороны российских, так и зарубежных учёных. Обзор ряда научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что такие вопросы как структура, свойства потенциала предприятия, а также методы его оценки и развития, имеют дискуссионный характер. Так, например, Ветрова Е.Н. и Черяпина А.В. [3] предлагают рассматривать потенциал промышленного предприятия в структурном, функциональном и продуктовом аспектах, а направления развития

потенциала определять на основе сопоставления результатов оценки перспективного и текущего его уровней. Проектно-ориентированный метод, основанный на адаптивном подходе, рассмотрен Омаровым Э.А. в качестве ключевого метода управления производственным потенциалом [5]. И. Адизес, Г. Хэмел и К. К. Прахалад в своих трудах сделали акцент на трудовой и интеллектуальный потенциал компании в рамках процесса управления изменениями и конкурентоспособностью бизнеса [1,8]. Формирование интеграциионных объединений в качестве метода повышения конкурентного потенциала предприятий предложено в работе А. Волкова [4]. В целом следует отметить зависимость подходов к оценке и выявлению актуальных направлений и методов повышения потенциала предприятия от его отраслевой принадлежности, ключевых параметров деятельности, а также состояния ряда факторов внешней среды.

По результатам проведенного ранее исследования [7] был сформирован перечень методов, использование которых, по оценкам респондентов, представляется рациональным в соответствии с целями процесса управления устойчивостью предприятия транспортного бизнеса. При этом было установлено расхождение между оценкой результативности методов и частотой их применения в практической деятельности автотранспортных предприятий, что подтверждает актуальность рассматриваемого в рамках статьи вопроса.

Реализация блока модели «оценка эффективности управления устойчивостью» предполагает использование информации о динамике величины потенциала предприятия. Потенциал - интегральная характеристика, отражающая возможности исследуемой системы по реализации функций, необходимых для достижения поставленной цели. Очевидно, что при определении структуры потенциала следует учитывать целевую ориентацию и отраслевую специфику деятельности исследуемого предприятия.

В рамках модели управления устойчивостью автотранспортного предприятия потенциал рассматривается как совокупность трудового, производственно-технологического, финансово-экономического и организационного элементов. Использование информации о динамике потенциала предприятия предполагает, что менеджеры располагают системой показателей его оценки.

Как уже отмечалось, в рамках развития методологии управле-

Рисунок 1. Принципиальная модель управления устойчивостью предприятия

ния устойчивостью актуальным является вопрос формирования комплекса методов, применение которых направлено на повышение уровня потенциала исследуемого предприятия. Перечень актуальных с позиции управления устойчивостью грузового автотранспортного предприятия методов был приведен в [7]. Так, например, формирование организационно-методической базы управления устойчивостью (рис. 1) предполагает, что менеджеры должны выполнить уточнение функций управления и провести корректировку должностных инструкций в соответствии с задачами управления устойчивостью, если в ранее существующих должностных инструкциях эти задачи были не предусмотрены или неудачно распределены.

В связи с вышеизложенным предлагается классификация методов управления, которая может быть использована при совершенствовании методической базы управлении устойчивостью предприятия. В основу классификации положены следующие три признака:

- наиболее предпочтительная область использования отдельных методов в процессе управления (признак 1);

- характеристика методов управления устойчивостью предприятия с позиций отдельных функций управления (признак 2);

- разделение труда в сфере управления предприятием (признак

3).

В зависимости от сферы применения (признак 1) методы были объединены в группы, используемые при управлении:

1) финансовым состоянием грузового автотранспортного предприятия;

2) процессом перевозок и других видов производственной деятельности предприятия;

3) организационным поведением;

4) возникающими в процессе перевозок финансовыми, кадровыми и другими рисками;

5) качеством оказываемых предприятием транспортных услуг.

Согласно результатам проведенных исследований, выделенные

основные сферы применения методов управления представляют значительный интерес с точки зрения управления устойчивостью предприятия, поскольку именно в этих сферах его внутренней среды, как правило, наблюдаются существенные колебания, связанные, преимущественно с негативным воздействием внешних по отношению к предприятию факторов. Кроме того, описываемые колебания характеризуются не только особой силой воздействия, но и высокой частотой.

В соответствии со вторым признаком классификации предлагается дифференцировать методы управления устойчивостью в зависимости от выполняемых с их помощью общих функций управления (планирование, организация, контроль, регулирование, координация, мотивация, учет и анализ).

Очевидно, что при распределении методов управления по соответствующим подразделениям (третий признак классификации) следует ориентироваться на конкретную схему организационной структуры предприятия. В рассматриваемом далее примере за основу была принята типовая схема организационной структуры автотранспортного предприятия, представленная в упрощенном виде на рисунке 2. Следует отметить, что распределение групп

Рисунок 2. Распределение групп методов управления потенциалом, согласно типовой схеме организационной структуры грузового

автотранспортного предприятия

методов управления по подразделениям предприятия, приведенное на рисунке 2, носит условный характер.

В соответствии с ранее изложенными положениями в таблице 1 представлена классификация методов, рекомендуемых к использованию с целью повышения потенциала автотранспортного предприятия и обеспечения его устойчивости. Каждый из приведенных

методов имеет номер (шифр), указанный в таблице, в котором первая цифра означает порядковый номер группы методов, вторая - порядковый номер метода в группе, определяемый в соответствии с перечнем в таблице, третья цифра - порядковый номер функции управления, с реализацией которой связано использование рассматриваемого метода.

Таблица 1 - Классификация методов управления потенциалом транспортного предприятия

Группа методов управления Метод управления

1.Управление организацией перевозок и других видов производствен-ной деятельности предприятия 1.1.1 Разработка текущих планов по использованию ресурсов предприятия

1.2.1, 1.2.3, 1.2.4 Нормирование производственных процессов

1.3.1, 1.3.3 Мониторинг и прогнозирование экологического воздействия предприятия на окружающую среду

1.4.2, 1.4.4 Нормирование в сфере организации эксплуатации подвижного состава

1.5.1, 1.5.7, 1.5.8 Комплексная диагностика предприятия

1.6.7, 1.6.8 Внутренний аудит (оценка адекватности систем контроля и эффективности деятельности)

2.Управление финансовым состоянием 2.1.3, 2.1.7, 2.1.8 Рационализация структуры капитала предприятия

2.2.3 Мониторинг показателей финансовой устойчивости предприятия

2.3.8 Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль»

2.4.1, 2.4.7, 2.4.8 Комплексная диагностика предприятия

2.5.3, 2.5.7, 2.5.8 Оценка и контроль эффективности использования ресурсов предприятия

2.6.3, 2.6.4 Нормирование в сфере использования материальных ресурсов

З.Управление организационным поведением 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8 Функционирование корпоративной системы обучения персонала

3.2.3, 3.2.7, 3.2.8 Комплексная диагностика предприятия

3.3.3, 3.3.4, 3.3.7, 3.3.8 Оценка условий труда работников предприятия

3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.5, 3.4.6 Развитие организационной культуры

3.5.2, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6 Преодоление сопротивления персонала организационным изменениям

4.Управление качеством транспортных услуг 4.1.1, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.8 Мониторинг и прогнозирование экологического воздействия предприятия на окружающую среду

4.2.1, 4.2.3, 4.2.7, 4.2.8 Комплексная диагностика предприятия

4.3.3, 4.3.4 Нормирование в сфере качества транспортных услуг

5.Управление финансовыми, кадровыми и др. рисками, возникающими в процессе перевозок 5.1.3, 5.1.7, 5.1.8 Юридическая экспертиза управленческих решений

5.2.7, 5.2.8 Оценка благонадежности контрагентов

5.3.1, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.8 Разработка политики информационной безопасности

5.4.1, 5.4.7, 5.4.8 Комплексная диагностика предприятия

5.5.3, 5.5.7, 5.5.8 Оценка благонадежности персонала при отборе в процессе найма персонала

Таблица 2 - Методы управления потенциалом транспортного предприятия

Элемент потенциала предприятия Группа методов (по сфере применения)

Управление организацией производства Управление эффективностью и финансовым состоянием Управление организационным поведением Управление качеством Управление риском

Трудовой потенциал 1.2.1, 1.2.3, 1.2.4 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.2.3, 3.2.7, 3.2.8, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.7, 3.3.8, 3.5.2, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6 5.5.3, 5.5.7, 5.5.8

Производственно-технологический потенциал 1.1.1, 1.3.1, 1.3.3, 1.4.2, 1,4.4 4.1.1, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.8,

Организационный потенциал 1.3.1, 1.3.3, 1.5.1, 1.5.7, 1.5.8, 1.6.7, 1.6.8 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.5., 3.4.6 4.2.1, 4.2.3, 4.2.7, 4.2.8, 4.3.3, 4.3.4 5.1.3, 5.1.7, 5.1.8, 5.2.7, 5.2.8, 5.3.1, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.8, 5.4.1, 5.4.7, 5.4.8

Финансово-экономический потенциал 2.1.3, 2.1.7, 2.1.8, 2.2.3, 2.3.8, 2.4.1, 2.4.7, 2.4.8, 2.5.3, 2.5.7, 2.5.8, 2.6.3, 2.6.4 5.2.7, 5.2.8

Представленная в таблице 1 классификация позволяет определить, какие методы управления следует использовать работникам того или иного подразделения грузового автотранспортного предприятия. Например, отдел планирования применяет такие методы как разработка текущих планов по использованию ресурсов предприятия, нормирование в сфере использования материальных ресурсов, разработка политики информационной безопасности (в части планирования соответствующего бюджета) и др.

Функциональные подразделения в рамках функции контроля реализуют такие методы управления как мониторинг показателей финансовой устойчивости предприятия (финансовый отдел), оценка и контроль эффективности использования ресурсов предприятия (отдел планирования), нормирование в сфере использования материальных ресурсов (отдел планирования), нормирование в сфере организации труда (отдел планирования и отдел кадров), рационализация структуры капитала предприятия (финансовый отдел), функционирование корпоративной системы обучения персонала (отдел управления персоналом), оценка условий труда работников предприятия (отдел управления персоналом), развитие организационной культуры (отдел управления персоналом и отдел организационного развития), нормирование в сфере качества транспортных услуг (отдел организационного развития), юридическая экспертиза управленческих решений (юридический отдел), разработка и реализация политики информационной безопасности (служба безопасности и отдел информационных систем), оценка благонадежности персонала при отборе в процессе найма (отдел управления персоналом и служба безопасности), мониторинг факторов внешней и внутренней среды предприятия (отдел организационного развития и отдел планирования). Приведенное распределение методов может представлять практический интерес и с точки зрения организации информационного обеспечения системы управления предприятием.

Следует отметить, что решение вопроса о перекрестном распределении функций и методов управления в каждом конкретном случае будет зависть от масштабов предприятия, организационной структуры управления, стиля руководства, типа организационной культуры и ряда других факторов.

Возвращаясь к вопросу управления потенциалом транспортного предприятия, а, следовательно, и его устойчивостью, представляется целесообразным распределить рассмотренные методы управления по сферам применения в соответствии с элементами потенциала (табл. 2).

Анализ составленной матрицы позволяет сделать заключение о том, что максимальное число методов, представляющих все рассматриваемые группы (по сфере применения) необходимо использовать в процессе управления организационным потенциалом предприятия. Следовательно, можно говорить о высоком уровне комплексности организационного потенциала, что делает целесообразным детализацию управляющих воздействий при разделении организационного потенциала на несколько составляющих (рыночный, маркетинговый, управленческий и др.). Значительная часть методов, рассматриваемых в рамках управления устойчивостью, используется в процессе управления трудовым потенциалом, что подтверждает особую роль персонала

в обеспечении устойчивости предприятия.

Если же оценивать рассматриваемые группы методов с точки зрения востребованности в рамках управления элементами потенциала предприятия, то здесь следует отметить следующие группы методов: «управление организацией производства», «управление качеством», «управление организационным поведением» и «управление риском». Результаты исследования свидетельствуют о том, что управление указанными элементами потенциала транспортного предприятия предполагает участие большего числа функциональных подразделений и/или отдельных руководителей и специалистов [6].

В целом необходимо подчеркнуть, что использованное при формировании матрицы распределение методов управления может быть подвергнуто корректировке в зависимости от условий деятельности и параметров предприятия. Для корректировки матрицы необходима информация об организационной структуре управления, о методах, фактически используемых менеджерами и об актуальных проблемах предприятия. Прикладное значение данной матрицы заключается в возможности её использования в качестве инструмента, позволяющего формализовать взаимоотношения между структурными подразделениями и должностными лицами, а также упорядочить и проконтролировать реализацию методов, выбранных для управления устойчивостью предприятия.

Литература:

1. Адизес Ицхак. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию / Ицхак Адизес; перев. С англ. Т. Гутман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 160 с.

2. Башева А.В. Инновационный потенциал предприятия как стратегический ресурс повышения эффективности системных преобразований в условиях кризиса // Транспортное дело России. 2010. № 12. с. 41-43.

3. Волков А. Экономический механизм повышения конкурентного потенциала предприятий // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2010. № 2. с. 274-280.

4. Ветрова Е.Н., Черяпина А.В. Механизм управления развитием потенциала промышленного предприятия для обеспечения устойчивости его функционирования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. с. 238-247.

5. Омаров Э.А. Факторы и резервы повышения производственного потенциала предприятия // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. с.183-187

6. Караваева Е. Д. Теоретические подходы к вопросам социальной ответственности организаций водного транспорта / Е. Д. Караваева, В. И. Караваев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - №1(29). - C. 181-186. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-1-181-186

7. Табачникова Е.В. Исследование методов управления устойчивостью предприятия транспортного бизнеса // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.2 (17), стр. 275-283.

8. Gary Hamel, C. K. Prahalad. Thomas Watson Jr. Business and its Beliefs. 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.