= ФИНАНСЫ =
И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
УДК 336.02; 338.2 JEL D30, D31, D33, D41, D63, J31 DOI 10.26425/1816-4277-2022-5-193-202
Классификация методов и инструментов государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства
домохозяйств
Дорофеев Михаил Львович
Канд. экон. наук, доц. Департамента общественных финансов ORCID: 0000-0002-2829-9900, e-mail: dorofeevml@yandex.ru
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), г. Москва, Россия
Аннотация
Одним из опаснейших рисков роста социально-экономического неравенства является способность последнего трансформироваться в политическое неравенство, инициировать создание экстрактивных экономических институтов и приводить к деградации развития страны. В статье проводится критический анализ современной классификации инструментов государственного регулирования экономического неравенства, представленных на конференции института Петерсона в 2019 г. На основе этой концепции предлагается расширенная и более универсальная классификация методов и инструментов, а также обсуждаются наиболее актуальные из них с учетом современных реалий. В заключении сформулированы рекомендации о том, на какие методы и инструменты в первую очередь стоит опираться правительствам развитых и развивающихся стран для того, чтобы не допустить увеличения избыточного экономического неравенства и следующих за ним проблем социально-экономического характера.
Ключевые слова
Социально-экономическое неравенство, бедность, социально-экономическая политика, методы государственного регулирования, инструменты государственного регулирования
Для цитирования: Дорофеев М.Л. Классификация методов и инструментов государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств//Вестник университета. 2022. № 5. С. 193—202.
© Дорофеев М.Л., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
FINANCE AND BANKING
Classification of methods and instruments
of government financial regulation of households socio-economic inequality
Mikhail L. Dorofeev
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Public Finance Department ORCID: 0000-0002-2829-9900, e-mail: dorofeevml@yandex.ru
Financial University, Moscow, Russia
Abstract
One of the most dangerous risks of growing socio-economic inequality is the ability of the latter to that it can transform into political inequality, initiate the creation of extractive economic institutions and lead to the degradation of the country's development. The article provides a critical analysis of the modern classification of instruments of economic inequality regulation presented at the Peterson Institute conference in 2019. Based on this concept, an expanded and more universal classification of methods and tools is proposed, and the most relevant ones are discussed taking into account modern realities. In conclusion, we gave recommendations for the Governments of developed and developing countries concerning the priorities in choice of methods and instruments of socio-economic inequality regulation in order to avoid an increase in excessive economic inequality and subsequent socio-economic problems.
Keywords
Socio-economic inequality, poverty, socio-economic policy, government regulation methods, government regulation instruments
For citation: Dorofeev M.L. (2022) Classification of methods and instruments of government financial regulation of households socio-economic inequality. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 193—202.
ВВЕДЕНИЕ
После мирового финансового кризиса 2008 г. Россия изменила свою поведенческую модель в области государственного финансового регулирования, посчитав, что позволить рынку самостоятельно очиститься в период кризиса будет гораздо дороже, чем спасать экономику любой ценой [1]. Следующий за ним глобальный экономический кризис, связанный с пандемией COVID-19, показал как новая концепция финансового регулирования экономики реализуется на практике и насколько далеко готовы пойти монетарные и фискальные власти в разных странах, чтобы спасти ее от затяжной рецессии [2; 3].
Развитые страны задействовали большое количество различных методов и инструментов государственного финансового регулирования для предотвращения корпоративных и частных банкротств, борьбы с бедностью и стабилизации социально-экономической ситуации в стране. В этот период центральное внимание уделялось борьбе с бедностью и стимулированию экономического роста. Достаточно ли было предпринято для того, чтобы уровень социально-экономического неравенства в мире не увеличивался угрожающими темпами? Какие методы и инструменты сегодня есть в руках правительства для борьбы
© Dorofeev M.L., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Финансы и банковское дело
с социально-экономическим неравенством и насколько они эффективны? Возникающие в этой плоскости вопросы сегодня очень актуальны и заботят не только ученых, но и широкую публику, которые видят стремительный рост цен на финансовые активы и количество новых долларовых миллиардеров в мире.
В настоящей статье рассматривается несколько подходов к классификации инструментов и методов государственного финансового регулирования. Первая из них — мейнстримовая классификация, предложенная в 2019 г. на конференции Института мировой экономики (Peterson Institute for International Economics) Петерсона, как передовая идея по регулированию социально-экономического неравенства различных групп домохозяйств в разных странах с учетом уровня их развития. Автором проанализированы ее сильные и слабые стороны, после чего предлагается вторая классификация, как альтернатива и более универсальный вариант, составленный во взаимосвязанной системе методов и инструментов. Далее, в разделе дискуссии мы обсуждаем основные элементы этой классификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На научной конференции Института Петерсона была презентована система классификации инструментов регулирования неравенства с учетом уровня экономического развития страны (табл. 1) [4].
Таблица 1
Классификация инструментов государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств
Целевые группы населения/ домохозяйств Развивающиеся страны с низким уровнем дохода на душу населения (доинстустриальные страны) Развивающиеся страны со средним уровнем дохода на душу населения (индустриальные страны) Развитые страны с высоким уровнем дохода на душу населения (постиндустриальные страны)
1. Нижние 50 % домохозяйств по доходам и богатству 1.1.1. Расширенный доступ к здравоохранению и образованию 1.2.1. Регулирование минимального размера оплаты труда относительно прожиточного минимума 1.3.1. Государственные трансферты: пособия, пенсии, стипендии, дотации, налоговые вычеты и пр.
1.1.2. Условный базовый доход 1.2.2. Условный базовый доход 1.3.2. Безусловный базовый доход
1.2.3. Негативная ставка налога на доходы физлиц 1.3.3. Государственная политика полной занятости с учетом притока трудовых мигрантов из развив а-ющихся стран
1.2.4. Государственная политика гарантированной занятости
2. Средние 40 % домохозяйств по доходам и богатству 2.1.1. Государственные расходы на высшее образование и программы повышения квалификации и переподготовки кадров 2.2.1. Совершенствование трудового законодательства и системы трудовых отношений, развитие профсоюзов и отраслевых стандартов на рынке труда 2.3.1. Создание и развитие системы комплексной социальной защиты населения, обеспечивающей нуждающиеся домохозяйства социальными пенсиями, условными и безусловными трансфертами из бюджета, возможностями получать товары и услуги на льготной или бесплатной основе и т.п.
2.1.2. Специальные налоговые режимы и преференции для развития малого и среднего предпринимательства 2.2.2. Специальные налоговые режимы и преференции для развития малого и среднего предпринимательства
2.2.3. Создание высококвалифицированных рабочих мест 2.3.2. Развитие систем социального страхования
Окончание табл. 1
Целевые группы населения/ домохозяйств Развивающиеся страны с низким уровнем дохода на душу населения (доинстустриальные страны) Развивающиеся страны со средним уровнем дохода на душу населения (индустриальные страны) Развитые страны с высоким уровнем дохода на душу населения (постиндустриальные страны)
3. Верхние 10 % домохозяйств по доходам и богатству 3.1.1. Налоги на наследство 3.2.1. Антимонопольная политика 3.3.1. Налоги на богатство
3.1.2. Налоги на недвижимость 3.2.2. Регулирование и надзор в сфере корпоративных отношений, ограничивающее эксплуатацию рабочей силы 3.3.2. Налоги на нетрудовые (рентные) доходы
Примечание: классификация стран проводится на основе методологии МВФ
Источники: [4—8]
По мнению докладчиков презентации D. Rodric (Гарвардский университет) и A. S. Posen (Президент Института Петерсона мировой экономики) методология регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств индивидуальна как для различных типов домохозяйств по уровню доходов и богатства, так и для разных стран, в зависимости от уровня их экономического и институционального развития. Судя по их научному докладу, речь шла о том, что при проведении государственной политики финансового регулирования социально-экономического неравенства для стран с разным уровнем развития в общем используются похожие наборы инструментов, при этом каждая страна должна делать акценты и выбирать те из них, которые могут быть более эффективными с учетом ее страновых особенностей. Выборки из полного перечня методов и инструментов регулирования будут различаться для стран с высоким, средним и низким уровнем дохода на душу населения в силу ряда объективных причин, определяющих принципиальные возможности и потенциал государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства в той или иной стране и, по мнению авторов, они такие, как показано в таблице 1.
Основными недостатками данной классификации является то, что она учитывает не все виды инструментов финансового регулирования, а разбивка инструментов по уровню развития страны все-таки имеет определенную условность и требует корректировки при переходе к непосредственной разработке политики государственного финансового регулирования. Страны из одной группы могут значительно различаться по таким показателям, как качество государственного управления и регулирования экономики, уровень коррупции, качество демократических институтов и подотчетность правительства, верховенство права и эффективность судебной системы и пр. Все перечисленные факторы придают разный окрас одному и тому же инструменту, к примеру, из всех стран группы БРИКС только в России сохранялась плоская система налогообложения НДФЛ до 2021 г., поскольку долгое время считалось, что правительство в России недостаточно эффективно, чтобы администрировать прогрессивный НДФЛ, кроме этого Россия является страной с очень высоким уровнем неравенства по богатству и высокой коррупцией, что облегчало ряду лоббистских групп откладывать и сглаживать реформу по внедрению прогрессивной системы НДФЛ с предельными ставками, сопоставимыми с другими странами БРИКС [9—11]. В этой связи мы предлагаем развить эту классификацию через расширение списка инструментов, а также повышение ее универсальности за счет группировки элементов в системе методов и инструментов и финансового регулирования (табл. 2).
ДИСКУССИЯ
Первая группа инструментов и методов, представленная в таблице 2, сфокусирована на реализации стратегий борьбы с бедностью и регулирования социально-экономического неравенства «снизу» за счет трансфертов населению, социальных льгот и налоговых вычетов. Налоговые льготы и различные налоговые вычеты с верхним лимитом по размеру возврата домохозяйствам играют важную роль в повышении располагаемого дохода нижних 50 % населения по уровню дохода.
В развивающихся странах со средним уровнем доходов и в развитых странах с высоким уровнем доходов возможно применение негативной ставки налога на доходы, что является аналогом безусловного базового дохода. В ряде развитых стран сегодня продолжается разработка и внедрение систем условного и безусловного дохода в комбинации с инструментами гарантированной или полной занятости, как минимум для борьбы с экстремальной нищетой [12; 13].
Таблица 2
Классификация методов и инструментов государственного регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств
Сфера финансового регулирования Методы Инструменты
1. Нижние 50 % домохозяйств по доходам и богатству. Основа регулирования экономического неравенства «снизу» — государственные расходы и трансферты пз бюджета, а также системы социальных льгот и налоговых вычетов. Либо альтернатива в виде необлагаемых минимумом без налоговых вычетов и более 1.1. Борьба с бедностью и нищетой через бюджетную систему п систему внебюджетных фондов 1.1.1. Государственные бюджетные расходы на экономические программы борьбы с нищетой и регулирования бедности: субсидирование жилья; процентных ставок по кредитам; прямые выплаты населению пз государственного бюджета и пр. 1.1.2. Пенсии, субсидии, пособия, специальные адресные выплаты п трансферы пз внебюджетных фондов нуждающимся до-мохозяйствам 1.1.3. Государственные расходы на обеспечение расширенного доступа к общему и средне-специальному образованию 1.1.4. Программы условного и безусловного базового дохода для наименее обеспеченных категорий домохозяйств 1.1.5. Пониженная, нулевая или негативная ставка налога на доходы физлиц для малоимущих категорий домохозяйств 1.1.6. Система налоговых вычетов с верхним пределом по размеру вычета
1.2. Развитие и усиление роли страховой пенсионной системы как основного метода борьбы с бедностью среди пенсионеров 1.2.1. Страховые пенсии, которые индексируются не ниже темпов инфляции п позволяют замещать 40—60 % средней заработной платы по стране
1.3. Контроль темпов инфляции в контексте обеспечения роста реальных располагаемых доходов 1.3.1. Инструменты денежно-кредитной политики центрального банка 1.3.2. Регулирование тарифов государственных монополий 1.3.3. Индексация заработных плат бюджетников опережающими темпами по отношению к росту средней заработной платы по стране
Продолжение табл. 2
Сфера финансового регулирования Методы Инструменты
1.4. Снижение/обнуление нагрузки косвенных налогов на товары первой необходимости для повышения пх доступности для малоимущих домохозяйств 1.4.1. Дифференцированные налоговые ставки на косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины и пр.)
1.5. Регулирование минимального размера оплаты труда 1.5.1. Установление МРОТ в привязке к уровню прожиточного минимума п средней заработной плате по стране
1.6. Регулирование рынка труда п создание рабочих мест, а также условий для профессиональной переподготовки и повышения квалиф икаци и 1.6.1. Государственная политика гарантированной занятости
2. Средние 40 % домохозяйств по доходам и богатству. Основа регулирования экономического неравенства «в центре» — создание условий и возможностей для роста экономической и деловой активности 2.1. Обеспечение доступности качественного высшего образования п программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации 2.1.1. Государственные расходы на высшее образование и программы повышения квалификации и переподготовки кадров
2.2. Государственная поддержка п стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства 2.2.1. Специальные налоговые режимы и преференции для развития малого п среднего предпринимательства
2.3. Развитие системы добровольного социального страхования 2.3.1. Добровольная система пенсионного обеспечения 2.3.2. Добровольное страхование жизни и здоровья
2.4. Совершенствование трудового законодательства и системы трудовых отношений, развитие профсоюзов и отраслевых стандартов на рынке труда 2.4.1. Профсоюзы как элемент саморегулирования рынка труда
Окончание табл. 2
Сфера финансового регулирования Методы Инструменты
2.5. Повышение качества институционального устройства экономики п создание конкурентоспособных условий для опережающего экономического роста, в том числе роста высококвалифицированных рабочих мест 2.5.1. Повышение качества государственного управления и регулирования экономики, как важного фактора обеспечения эффективности бюджетных расходов
2.5.2. Борьба с коррупцией как направление повышения качества п полноты государственных бюджетных расходов
3. Верхние 10 % домохозяйств по доходам и богатству. Основа регулирования экономического неравенства «сверху» — прогрессивное налогообложение и перераспределение доходов через бюджетную систему 3.1. Использование прогрессивных систем налогообложения для контроля за темпами роста домохозяйств с различным уровнем доходов п богатства, а также создания равных стартовых возможностей для новых поколений 3.1.1. Налог на наследство 3.1.2. Налог на дарение 3.1.3. Налог на недвижимость 3.1.4. Налог на богатство 3.1.5. Налог на операции с финансовыми активами
3.2. Обеспечение справедливой конкуренции на рынке 3.2.1. Антимонопольная государственная политика 3.2.2. Регулирование и надзор в сфере корпоративных отношений, ограничивающее эксплуатацию рабочей силы
3.3. Регулирование проблем избегания п уклонения от налогов, совершенствование антиофшорного законодательства, осуществление международных усилий по раскрытию информации о конечных владельцах финансовых активов и т.п. 3.3.1. Эффективное антиофшорное законодательство, соответствующее международным стандартам 3.3.2. Международные соглашения по борьбе с избеганием и уклонением от налогов
3.4. Стимулирование пожертвований п филантропии 3.4.1. Налоговые вычеты за благотворительность
Составлено автором по материалам исследования
Развивающимся странам приходится довольствоваться условным базовым доходом не только по причине недостаточности финансовых ресурсов для проведения более широкой поддержки бедного населения, но также из-за рисков роста инфляции спроса.
Повышение качества государственного управления и борьба с коррупцией являются жизненно необходимыми факторами повышения эффективности регулирования социально-экономического неравенства «снизу» по объективным причинам, главным образом за счет получения более высокой отдачи от государственных расходов.
Большую роль для экономической эффективности регулирования социально-экономического неравенства «снизу» играют монетарные власти, задачей которых является контроль инфляции и создание условий для роста реальных располагаемых доходов нижней 50 % доли домохозяйств. Во многом темпы роста доходов этой группы домохозяйств зависят от того, как быстро правительство индексирует различные трансферты населению. В истории современной России можно выделить достаточно много периодов, когда темпы роста потребительской инфляции превышали скорость роста доходов нижних 50 % населения, поэтому средний уровень жизни у них в лучшем случае стагнирует, сводя все усилия регуляторов на нет [7]. Кроме этого, в периоды экономических и финансовых кризисов правительство развивающихся стран часто прибегает к практике замораживания индексации социальных трансфертов для снижения нагрузки на бюджет и сокращения бюджетного дефицита, что в условиях высокой инфляции также негативно влияет на уровень жизни нижних 50 % и особенно 20 % домохозяйств [13].
Группа средних 40 % домохозяйств по доходам и богатству в первую очередь нуждается в возможностях для экономического роста и самореализации. Основным направлением государственной финансовой политики регулирования экономического неравенства «в центре» является инвестирование государственных финансовых ресурсов в максимально производительные функциональные направления расходов: инфраструктурные проекты, высшее и профессиональное образование и т.п., качественную медицину. Государственные расходы на создание высококвалифицированных рабочих мест, совершенствование трудового законодательства и развитие отраслевых стандартов способствуют формированию благоприятной институциональной среды для роста благосостояния среднего класса [3].
Неотъемлемой составляющей развития рыночной экономики является развитая судебная система, возможность экономических агентов защищать свои права собственности. Пример успешного развития экономики современного коммунистического Китая показал, насколько важно требование по соблюдению прав собственности и что этот фактор срабатывает даже в недемократических странах.
Основной и практически единственно действующей мерой финансового регулирования экономического неравенства «сверху» является эффективная система прогрессивного налогообложения и перераспределения доходов, богатства и наследства через бюджетную систему. Поскольку в структуре доходов верхних 10 % и особенно 1 % домохозяйств по доходам и богатству основную долю занимают нетрудовые доходы, то прогрессивная система налогообложения должна фокусироваться на доходах от сделок с финансовыми активами, богатства, недвижимости и наследстве. Колоссальную роль в этой связи играет решение проблемы избегания налогов богатыми налогоплательщиками, совершенствование антиофшорного законодательства, осуществление международных усилий по раскрытию информации о конечных владельцах финансовых активов, внедрение минимальной ставки налогообложения для всех стран и пр. Решение этих задач требует усилий на межстрановом уровне и глобальной кооперации правительств разных стран, особенно тех, в которых хорошо развиты международные финансовые центры, традиционно привлекающие крупные капиталы и инвесторов.
Важно также отметить, что высокие предельные налоговые ставки способны оказывать негативное и дестимулирующее влияние на наиболее богатые, успешные и производительные домохозяйства, что создает риски потери уникальных достижений и технологических прорывов, создаваемых наиболее успешными (и поэтому наиболее богатыми) людьми. В этой связи целесообразно помнить про концепцию оптимального уровня доходного неравенства по коэффициенту Джини в 0,4, предложенного Всемирным банком, а также про то, что «справедливое» экономическое неравенство в приемлемых размерах является благом для рыночной экономики и стимулирует экономическую активность домохозяйств [5; 14; 15].
Антимонопольное регулирование и надзор в сфере корпоративных отношений являются нефинансовыми дополнениями общей системы регулирования, позволяющими сдерживать давление на профсоюзы
Финансы и банковское дело
и трудовые ресурсы со стороны крупного капитала и корпораций, что защищает нижние 90 % домохозяйств от проблемы эксплуатации рабочей силы и таких явлений как апартеид, система кафала и т.п. [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработку эффективной государственной финансовой политики регулирования социально-экономического неравенства различных групп домохозяйств необходимо проводить, отталкиваясь от текущего уровня экономического неравенства, уровня развития страны и отдавать себе отчет, что разные группы домохозяйств чувствительны к разным комбинациям инструментов и методов регулирования.
Практически для всех случаев имеет значение уровень и качество государственного управления и коррупции в стране. В странах со средним и низким уровнем качества государственного управления и высоким уровнем коррупции бюджетная система не способна генерировать высокие бюджетные мультипликаторы, и это снижает экономическую эффективность регулятора. Дополнительные налоги на богатых, собираемые в бюджет, могут быть частично разворованы и потрачены не самым эффективным образом, в том числе возвращены в руки богатых домохозяйств, контролирующих власть в стране через элементарные экономические схемы государственных закупок и заказов. Это не означает, что внедрение прогрессивной системы налогообложения в таких странах нецелесообразно. Данный инструмент не стоит выбирать как приоритетный для государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства в развивающихся странах.
В развивающихся странах в первую очередь следует сосредоточиться на выстраивании эффективной системы общественных институтов, решать проблему коррупции, ликвидации теневой экономики и заниматься ускорением экономического роста для первичного накопления капитала и богатства, создавая условия для снижения коррупции, теневого сектора и возможностей избегания налогов.
При регулировании экономического неравенства в развитых странах с высоким уровнем доходов следует учитывать, что чрезмерное повышение предельных налоговых ставок может демотивировать предпринимательскую активность и способствовать оттоку талантов из страны. В настоящее время во многих странах Европы и так достаточно высокий уровень предельных налоговых ставок на доходы. Его дальнейшее повышение воспринимается обществом негативно, но и с экономической точки зрения это в принципе нецелесообразно. Поэтому при выборе инструментов и методов государственного финансового регулирования экономического неравенства в развитых странах имеет смысл рассматривать возможности по развитию прогрессивного налогообложения нетрудовых (рентных) доходов, недвижимости и других форм богатства, а также наследства.
Библиографический список
1. Авраамова Е.М., Титов В.Н. Социальное развитие современной России: тенденции, риски, перспективы. Вопросы экономики. 2018;(10):76—89. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-10-76-89
2. Дорофеев М.Л. Анализ причин долгосрочных изменений экономического неравенства в мировой экономике. Финансы: теория и практика. 2020;24(6):174-186. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-6-174-186
3. Дорофеев М.Л. Влияние монетарной политики на уровень экономического неравенства в США. ВестникМГИМО Университета. 2020;13(5):97-114. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-97-114
4. Шевяков А.Ю. Мифы и реалии социальной политики: Монография. М.: Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН; 2011. 76 с.
5. Data Bank. World Development Indicators. https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=NYGDP.PCAP. PP.CD# (дата обращения 04.04.2022).
6. Кудрин А.Л. Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики. Дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. М.; 2018. 424 с.
7. Internal Revenue Service. Налоговые зачеты и вычеты для физических лиц. https://www.irs.gov/ru/credits-deductions-for-m-dividuals (дата обращения 04.04.2022).
8. Nielsen L. Classifications of Countries Based on Their Level of Development: How it is Done and How it Could be Done. IMF Working Paper No. 11/31. International Monetary Fund; 2011. https://www.imf.org/extemal/pubs/ft/wp/2011/wp1131.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
9. Banerjee A., Niehaus P., Suri T. Universal Basic Income in the Developing World. Annual Review of Economics. 2019;11:959— 983. https://dx.doi.org/10.1146/annurev-economics-080218-030229
10. Hoynes H., Rothstein J. Universal Basic Income in the United States and Advanced Countries. Annual Review of Economics. 2019;11(1):929-958. doi:10.1146/annurev-economics-080218-030237
11. Key data on world taxes, income tax rates, tax rates. Comparison table. Business & Finance Worldwide. https://www.world-wide-tax.com (дата обращения: 04.04.2022).
12. Peterson Institute for International Economics Conference. Combating Inequality: Rethinking Policies to Reduce Inequality in Advanced Economies. [Video] 2019. https://www.youtube.com/watch?v=AbRSN03-0Ik&t=29610s (дата обращения 04.04.2022).
13. Slinn S. Wage Boardsfor the 21st Century: Revisiting Sectoral Standard-Setting Mechanisms for the Workplace. Osgoode Legal Studies Research Paper; 2019. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3488079
14. World Bank. Equity and Development: World Devehpment Report2006. N.Y: The World Bank and Oxford University Press; 2006. 340 p.
15. World Bank. The State of Social Safety Nets. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29115 (дата обращения 04.04.2022).
References
1. Avraamova E.M., Titov VN. Social development of modern Russia: trends, risks, prospects. Economic issues. 2018;(10):76—89. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-10-76-89
2. Dorofeev M.L. Analysis of the causes of long-term changes in economic inequality in the world economy. Finance: Theory and Practice. 2020;24(6):174-186. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-6-174-186
3. Dorofeev M.L. The influence of monetary policy on the level of economic inequality in the United States. Bulletin of MGIMO University. 2020;13(5):97—114. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-97-114
4. Shevyakov A.Yu. Myths and realities of social policy: Monograph. Moscow: Establishment of the Russian Academy of Sciences Institute of Socio-Economic Population Problems of the Russian Academy of Sciences; 2011. (In Russian).
5. Data Bank. World Development Indicators. https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=NYGDP. PCAP.PP.CD# (accessed 04.04.2022).
6. Kudrin A.L. Theoretical and methodological approaches to the implementation of balanced and effective fiscalpolicy. Diss. ... Dr. Sci. (Econ.):08.00.10. Moscow; 2018.
7. Internal Revenue Service. Tax credits and deductions for individuals. https://www.irs.gov/ru/credits-deductions-for-individuals (accessed 04.04.2022).
8. Nielsen L. Classifications of countries based on their level of development: how it is done and how it could be done. IMF Working Paper. 2011;(11/31). https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2011/wp1131.pdf (accessed 04.04.2022).
9. Banerjee A., Niehaus P., Suri T. Universal basic income in the developing world. Annual Review of Economics. 2019;11:959-983. https://dx.doi.org/10.1146/annurev-economics-080218-030229
10. Hoynes H., Rothstein J. Universal basic income in the United States and advanced countries. Annual Review of Economics. 2019;11(1):929-958. doi:10.1146/annurev-economics-080218-030237
11. Key data on world taxes, income tax rates, tax rates. comparison table, Business & Finance Worldwide. https://www.world-wide-tax.com (accessed 04.04.2022).
12. Peterson Institute for International Economics Conference. Combating Inequality: Rethinking Policies to Reduce Inequality in Advanced Economies. [Video] 2019. https://www.youtube.com/watch?v=AbRSN03-0Ik&t=29610s (accessed 04.04.2022).
13. Slinn S. Wage Boardsfor the 21st Century: Revisiting Sectoral Standard-Setting Mechanisms for the Workplace. Osgoode Legal Studies Research Paper; 2019. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3488079
14. World Bank. Equity and Development: World Development Report 2006. N.Y: The World Bank and Oxford University Press; 2006.
15. World Bank. The State of Social Safety Nets. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29115 (accessed 04.04.2022).