УДК 343.85 ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАСЛЕННИКОВА,
ББК 67.515 документовед учебного отдела
М31 (Академия ФСИН России),
е-mail: caterina.maslennickova@yandex.ru © Масленникова Е. А., 2015
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ
Реферат: в статье рассматриваются меры, применяемые к лицам, которые в состоянии алкогольного опьянения совершают преступления. Выделяется четыре группы таких мер.
Первая группа предусматривает предоставление социального обслуживания лицам с алкогольной зависимостью; участие органов полиции совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом; доставление граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации; участие участковых уполномоченных полиции в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков; ограничение дееспособности граждан, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками ставят свою семью в тяжелое положение; профессиональные запреты.
Вторая группа мер относится к лицам, совершившим преступления, но освобожденным под определенными условиями: условное осуждение к лишению свободы с возложением обязанности пройти курс лечения от алкоголизма; продление испытательного срока; отмена условного осуждения.
В третью группу входят меры, применяемые к осужденным, отбывающим наказание: обязательное лечение; постановка на профилактический учет; установление административного надзора в отношении осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы; признание злостными нарушителями осужденных, уклоняющихся от обязательного лечения; нераспространение применения условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение, амнистии, помилования к осужденным, признанным злостными нарушителями; изменение условий отбывания наказания.
В четвертую группу мер входят: продолжение антиалкогольного лечения лиц, не закончивших обязательное лечение; установление административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы; обязательное лечение в учреждениях органов здравоохранения; предоставление различных социальных услуг.
Ключевые слова: меры, лица, больные алкоголизмом, предупреждение преступлений, обязательное лечение, лечебное исправительное учреждение, уголовно-исполнительное законодательство.
Системное изучение уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, истории развития мер медицинского характера, применяемых к осужденным, больным алкоголизмом, анализ научных точек зрения, сопоставление национального законодательства с соответствующим законодательством и практикой его применения в государствах ближнего и дальнего зарубежья, анализ личностных особенностей осужденных изучаемой категории приводят к выводу о необходимости систематизации средств и мер, применяемых к осужденным, больным алкоголизмом. Такие средства и меры должны быть сопоставимы с мерами предупреждения преступлений, совершаемых лицами на почве алкогольного опьянения, и с мерами по реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к которым применялось обязательное лечение от алкоголизма.
Такая система, по нашему мнению, должна предусматривать четыре группы мер, направлен-
ных, с одной стороны, на предупреждение преступлений со стороны указанных лиц, с другой - на излечение их от алкоголизма.
К первой группе следует отнести следующие меры, предусмотренные действующим законодательством:
- предоставление лицам с алкогольной зависимостью социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также возможности их социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 449-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- участие органов полиции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкого-
лизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений (п. 35 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);
- доставление граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставление по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу (п. 14 ст. 13 Федерального закона «О полиции»);
- участие участковых уполномоченных полиции в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков; принятие в пределах компетенции мер по пресечению их деятельности, в том числе информирование об указанных лицах заинтересованных подразделений полиции (п. 37.24 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166);
- ограничение дееспособности граждан, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ч. 1 ст. 30 СК РФ) и другие гражданско-правовые меры (ст. 31, 35, 39 ГК РФ);
- профессиональные запреты, предусмотренные административным, трудовым, семейным и иным законодательством.
Мы считаем, что данная группа должна быть дополнена такой мерой, которая была бы направлена: на профилактику преступлений и иных правонарушений, совершаемых на почве алкоголизма; на лиц, уклоняющихся от добровольного противоалкогольного лечения; на принудительное лечение указанной категории лиц, которое могло бы осуществляться в административном порядке.
Вторую группу составляют меры, применяемые к лицам, совершавшим преступления, но освобожденным под определенными условиями от отбывания наказания:
- условное осуждение к лишению свободы с возложением обязанности пройти курс лечения от алкоголизма (ч. 5 ст. 73 УК РФ) [1, с. 143-144];
- продление испытательного срока при условном осуждении (ч. 2 ст. 74 УК РФ) в случае уклонения от выполнения обязанности пройти курс лечения от алкоголизма;
- отмена условного осуждения в случае систематического невыполнения обязанности пройти курс лечения от алкоголизма (ч. 3 ст. 74 УК РФ).
Данная система, на наш взгляд, должна быть дополнена такой мерой, как отсрочка отбывания наказания в виде лишения свободы осужденному, признанному больным алкоголизмом, совершившему впервые преступление небольшой или средней тяжести (за исключением преступлений против личности) на почве алкоголизма и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от алкоголизма, а также медико-социальную реабилитацию (по аналогии с отсрочкой отбывания наказания больным наркоманией - ст. 82.1 УК РФ).
Вызывает недоумение, почему законодатель не распространил данную меру на исследуемую категорию осужденных. Алкоголизм и наркомания с общесоциальной точки зрения имеют единые корни, взаимно обусловливая друг друга [2, с. 36]. «Наркомания и алкоголизм имеют единые патогенетические механизмы формирования, единый стереотип развития. Их профилактика, в том числе медико-социальная реабилитация на недобровольной основе, строятся по единым стратегиям, осуществляются одними и теми же специалистами и одними и теми же организационными структурами, поэтому и организационно, и экономически, и методологически более целесообразно создавать единую (общую) нормативно-правовую базу, организационные формы и методологические подходы к реализации альтернативного лечения правонарушителей с алкогольной и наркотической зависимостью» [3].
Действительно, с медицинской точки зрения и согласно Международной классификации болезней МКБ-10 и алкоголизм, и наркомания относятся к группе психических и поведенческих расстройств вследствие злоупотребления психоактивными средствами [4]. Справедливо в связи с этим замечание О. А. Буркиной и А. И. Кузнецова: «Ставя приоритетной задачей борьбу с наркоманией, законодатель «забыл» о не менее серьезной проблеме - пьянство в Российской Федерации» [5, с. 7]. Это проявилось и Федеральном законе от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены дополнения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в частности, закреплены определения понятий: «лечение больных наркоманией»; «реабилитация больных наркоманией» (ст. 1).
Направления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, а также противодействия ему дополнено направлением: «побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, а также побуждение лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий» (п. 2 ст. 4 Федерального закона № З-ФЗ).
То, что необходимость адаптации приведенных новелл имеет самое непосредственное отношение к лицам, больным алкоголизмом, не вызывает сомнения. Это относится и к другой новелле, установленной Федеральным законом № 313-ФЗ. Речь идет о дополнении УК РФ новой статьей следующего содержания: «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией. 1. При назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных колоний или ограничения свободы, суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию» (ст. 72 УК РФ).
Законодательный опыт зарубежных стран также свидетельствует о том, что в них нет разделения на больных алкоголизмом и больных наркоманией при применении отсрочки отбывания наказания (УК ФРГ и др.).
В третью группу входят меры, применяемые к осужденным, отбывающим наказание:
- применение обязательного лечения к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, лечебных исправительных учреждениях (по нашему мнению, в последних должны отбывать наказание в первую очередь осужденные, уклоняющиеся от обязательного лечения в исправительных учреждениях);
- постановка на профилактический учет: склонных к употреблению спиртных напитков; признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма (п. 24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72);
- установление административного надзора в отношении осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы, уклоняющегося от обязательного лечения от алкоголизма (ст. 173.1 УИК РФ);
- признание злостным нарушением осужденным установленного порядка отбывания наказания, уклонение от обязательного лечения от алкоголизма (п. 1 ст. 116 УИК РФ);
- нераспространение применения условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение, амнистии, помилования к осужденным, признанным злостными нарушителями режима отбывания наказания, в случае уклонения от обязательного лечения от алкоголизма;
- изменение условий отбывания наказания [6, с. 24].
В четвертую классификационную группу входят
следующие меры постпенитенциарного характера:
- продолжение антиалкогольного лечения лиц, не закончивших обязательного лечения во время отбывания наказания, в наркологических учреждениях органов здравоохранения;
- установление административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; в отношении лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, уклоняющихся от обязательного лечения;
- обязательное лечение в учреждениях органов здравоохранения после двукратного письменного предупреждения в течение одного года о недопустимости такого поведения;
- предоставление различных социальных услуг: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-наркологических, социально-трудовых лицам, больным алкоголизмом, освободившимся из мест лишения свободы.
Таким образом, повышение эффективности исполнения обязательного лечения, применяемого к осужденным, больным алкоголизмом, в местах лишения свободы возможно, с одной стороны, эффективным действием системы социальных лифтов, с другой - четким определением сути данного уголовно-исполнительного института, его места в структуре основных средств исправления осужденных, в системе учреждений и органов, оказывающих наркологическую помощь населению. Все это должно быть закреплено на законодательном и нормативно-правовом уровне. Правовое и организационное совершенствование данного института будет способствовать улучшению его реализации.
Вопросы исполнения наказаний в отношении осужденных, больных алкоголизмом, предупреждения преступлений, совершаемых указанной категорией лиц, должны рассматриваться сквозь призму единой, целостной системы профилактических мер. Такая система должна охватывать все категории лиц, больных алкоголизмом: правопослушных, которым наркологическая помощь оказывается на добровольной основе; совершающих административные проступки; совершивших преступление и осужденных к лишению свободы; осуж-денных к наказаниям без изоля-
ции от общества; освобожденных от дальнейшего отбывания наказания и отказывающихся от добровольного лечения от алкоголизма.
Важным с точки зрения обеспечения прав осужденных, больных алкоголизмом, является концептуально-законодательное закрепление места лечебных исправительных учреждений в системе учреждений, исполняющих наказания. По действующему уголовно-исполнительному законодательству осужденные, больные алкоголизмом, могут находиться не в равных правовых реалиях. Например, если такой осужденный отбывает на-каз-ание в исправительной колонии, то на него распространяется норма жилой площади не менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров (ч. 1 ст. 99 УИК РФ). «... Четкое предназначение ЛИУ... в законе не прописано, хотя упомина-ние, что меры медицинского характера в отношении осужденных должны осуществляться, в этих учреждениях подчеркнуло бы специфику их деятельности и показало реальное отличие от исправительных колоний, - замечает С. Н. Латынин. - В настоящее время в системе УИС действует «размытая» система лечебных учреждений (подразделений):
1) ЛИУ, действующие как самостоятельные учреждения; 2) ЛПУ, функционирующие как самостоя-
тельные учреждения; 3) ЛПУ, функционирующие при ЛИУ; 4) ЛПУ, действующие при иных ИУ; 5) медицинские части, функционирующие как структурные подразделения ЛИУ; 6) медицинские части, действующие как структурные подразделения ЛИУ; 7) медицинские части, функционирующие как филиалы ЛПУ».
Таким образом, актуальным остается вопрос о месте лечебных учреждений. среди других учреждений УИС, а также об определении их статуса» [7, с. 15]. В этом отношении Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения должна более конкретно определить категории осужденных, больных алкоголизмом, которые направляются в лечебные учреждения.
На наш взгляд, на лечебные исправительные учреждения должны быть возложены также функции методических центров. Они, в частности, должны вырабатывать рекомендации различным службам исправительных учреждений по проведению индивидуальной воспитательно-профилактической работы с осужденными, к которым применено данное лечение.
Список литературы
1. Чернышов В. В. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в отношении осужденных, больных наркоманией : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2008. 210 с.
2. Перемолотова Л. Ю. Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения (уголовно-правовой и криминологический аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 149 с.
3. Шишков С., Клименко Т. Замечания к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части, касающейся ст. 82 прим. УК РФ и ст. 178.1 УИК РФ). URL: /http://www.narcom.ru/publ/info/923.
4. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия. URL: /http://www.mkb10.ru/ ?class=5 &bloc=65.
5. Буркина О. А., Кузнецов А. И. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: проблемы применения // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 7.
6. Гришко А. Я. Принципы гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительном праве // Уголовно-исполнительное право. 2014.№ 2. С. 24.
7. Латынин С. Н. К вопросу о месте лечебных учреждений среди других учреждений уголовно-исполнительной системы // Юрист юга России и Закавказья. 2013. № 1. С. 15.
EKATERINA ALEKSANDROVNA MASLENNIKOVA,
the specialist in documents of the training division (Academy of the Federal penitentiary service of Russia), е-mail: caterina.maslennickova@yandex.ru © Maslennikova Е. D., 2015
CLASSIFICATION OF PREVENTION OF CRIMES BY CHRONIC ALCOHOLICS
Annotation: the article discusses the measures applied to persons in a state of alcoholic intoxication commit crimes. We defined four groups of such measures.
The first group involves the presentation of social care to persons with alcohol dependence; the involvement of the police in conjunction with health authorities in monitoring those patients with alcoholism; the conveyance of citizens in public places in an alcohol intoxication, in medical organizations; the participation of local police officers in identifying individuals who involve minors in the use of alcoholic beverages; limitation of legal capacity who, due to alcohol abuse I put my family in a difficult position; professional bans.
The second group of measures relates to the perpetrators of the crime, but released under certain conditions: probation to imprisonment with an obligation to undergo treatment for alcoholism; extension of the probationary period; cancellation of conditional condemnation.
The third group includes measures applied to prisoners serving sentences: mandatory treatment; statement on the preventive account; establishing administrative supervision of the convicted, released from places of deprivation of liberty; the recognition of the worst offenders convicts who evade compulsory treatment; the proliferation of the use of parole, transfer to a colony-settlement, Amnesty, pardon to convicted recognised worst offenders; changing the conditions of serving the sentence.
The fourth group of measures includes: the continuation of anti-alcohol treatment of persons who have not completed compulsory treatment; the establishment of administrative supervision of persons released from places of imprisonment; mandatory treatment in the institutions of the health authorities; the provision of various social services.
Key words: measures, persons suffering from alcoholism, crime prevention, mandatory treatment, medical correctional facility, the criminal-Executive legislation.
References
1. Chernyshov V. V. Ispolnenie nakazanija v vide lishenija svobody v otnoshenii osuzhdennyh, bol'nyh nar-komaniej : dis. ... kand. jurid. nauk [The execution of a sentence of imprisonment in respect of convicts, drug addicts. Cand. Of leg. sci.diss]. Ryazan, 2008. 210 p.
2. Peremolotova L. Yu. Prestupleniya sovershaemye v sostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya (ugolovno-pravovoy ikriminologicheskiy aspekty) : dis. ... kand. jurid. nauk. [Crimes committed in a state of drunkenness (criminal law and criminological aspects): Cand. of leg. sci. diss]. Moscow, 2002. 149 р.
3. Shishkov S., Klimenko T. Zamechaniya k proektu Federalnogo zakona «Ovnesenii izmeneniy v Ugolov-nyy kodeksRossiyskoy Federatsii I otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii» (v chaste, kasa-yuscheysya st. 82 prim UKRF I st. 178 prim UIK RF) [Zamechaniya k proektu Federalnogo zakona «O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii» (v chaste, kasayuscheysya st. 82 prim UK RF I st. 178 prim UIK RF)]:http://www.narcom.ru/publ/info/923.
4. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney MKB-10. Elektronnaya versiya [International classification of diseases ICD-10. The electronic version of]: http://www.mkb10.ru/?class=5&bloc=65.
5. Burkina O. A., Kuznetsov A. I. Otsrochka otbyvaniya nakazaniya bolnym narkomanieya : problem pri-meneniya [Otsrochka otbyvaniya nakazaniya bolnym narkomanieya: problem primeneniya] // Drug control 2013, no. 4, p. 7.
6. Grishko A. Yа. Printsipy gumanizma I demokratizma v ugolovno - ispolnitelnom prave [The principles of humanism and democracy in the penal law] Criminal-Executive law, 2014, no. 2, p. 24.
7. Latynin S. N. K voprosu o meste lechebnykh uchrezhdeniy sredi drugikh uchrezhdeniy ugolovno - ispol-nitelnoysistemy. Yurist yuga Rossii i Zakavkazya [To the question about the place of medical institutions other institutions of the penal system. Lawyer southern Russia and the Caucasus] 2013, no. 1, p. 15.