Научная статья на тему 'Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии'

Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26537
2150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИА / ВИДЫ МЕДИА / МАССМЕДИА / НЕМАССОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАСРЕДА / МЕДИАСФЕРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МЕДИА / НООСФЕРНАЯ ПАРАДИГМА МЕДИА / MEDIA / CLASSIFICATION OF MEDIA / KINDS OF MEDIA / MASSMEDIA / LOCAL MEDIA / MEDIA ENVIRONMENT / MEDIA SPHERE / PARADIGM OF MEDIA ECOLOGY / PARADIGM OF NOOSPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская И.В.

В статье впервые в российском научном дискурсе дается классификация видов медиа по различным критериям. Оригинальная концепция систематизации медиа по видам и типам сопровождается примерами и небольшими историческими экскурсами. В статье автор приводит толкование медиа, которые трактуются как специфический род научно-философских, социальных и технологических явлений, обеспечивающих эффективность информационных отношений в обществе. Это любые средства коммуникации, с помощью которых осуществляется самореализация человека в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF MEDIA. ISSUES, DEFINITIONS AND CRITERIA

In this article a classification of types of media by different criteria is given for the first time in Russian discourse. The fresh conception of organization of media by type are accompanied by examples and short historical previews. In his article the author gives the most comprehensive definition of media, which is considered to be a particular phenomenon of science, philosophy, social and technological processes that provide efficiency of informational relationships in society. It includes all possible ways of communications which can help to provide a self-actualization of person in the World.

Текст научной работы на тему «Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 001.2

ББК: 87.254

Жилавская И.В.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИА. ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, КРИТЕРИИ

Zhilavskaya I. V.

CLASSIFICATION OF MEDIA. ISSUES, DEFINITIONS AND CRITERIA

Ключевые слова: медиа, классификация медиа, виды медиа, массмедиа, немассовые медиа, ме-диасреда, медиасфера, экологическая парадигма медиа, ноосферная парадигма медиа.

Keywords: media, classification of media, kinds of media, massmedia, local media, media environment, media sphere, paradigm of media ecology, paradigm of noosphere

Аннотация: в статье впервые в российском научном дискурсе дается классификация видов медиа по различным критериям. Оригинальная концепция систематизации медиа по видам и типам сопровождается примерами и небольшими историческими экскурсами. В статье автор приводит толкование медиа, которые трактуются как специфический род научно-философских, социальных и технологических явлений, обеспечивающих эффективность информационных отношений в обществе. Это любые средства коммуникации, с помощью которых осуществляется самореализация человека в мире.

Abstract: in this article a classification of types of media by different criteria is given for the first time in Russian discourse. The fresh conception of organization of media by type are accompanied by examples and short historical previews. In his article the author gives the most comprehensive definition of media, which is considered to be a particular phenomenon of science, philosophy, social and technological processes that provide efficiency of informational relationships in society. It includes all possible ways of communications which can help to provide a self-actualization of person in the World.

В системе медиаобразования широко распространена концепция «теорий медиа», которые являются теоретическим обоснованием разнообразных моделей этого особого вида образования. В частности, это - «инъекционная теория медиа», «удовлетворения и потребления», «идеологическая», «семиотическая», «этическая», «теологическая» и т.д. На основе целого ряда подходов (Approach) выстраиваются смысловые комплексы, состоящие из определений, функций и технологий, которые характеризуют взаимоотношения массмедиа с человеком. Данная концепция, построенная на апелляции исключительно к массовой коммуникации, не отражает, на наш взгляд, всю глубину проблемы. Фундаментальная теория медиа, которая в настоящее время находится еще в процессе формирования, зародилась тогда, когда мир заговорил о широком понимании средств коммуникации, о том, что есть медиа, а что не медиа, об их количественных и качественных параметрах. И систематизация самого этого феномена по различным критериям -необходимая часть общей теории медиа.

В сфере медиакоммуникаций уже накоплен достаточный эмпирический материал, на основе которого возможно формирование современной классификации. И, если некоторое время назад медиа рассматривались как не-

определенная совокупность средств коммуникации, а слово «медиа» этимологически имело и продолжает иметь множественное число, то сегодня в русском языке все чаще возникает потребность обозначить отдельный вид медиа, присвоив ему по аналогии со словом «средство» средний род и единственное число, например, «новое медиа», «конвергентное медиа», «индивидуальное медиа», «федеральное медиа» и т.д. Стремление исследователей выделить из общего массива медиа отдельные группы и категории свидетельствует о назревшей необходимости их классификации.

Подходы к классификации медиа

Любая классификация предполагает наличие некоего основания. Это суждение о схожести и различиях отдельных элементов системы. Основная сложность определения основания для систематизации в области медиа связана с тем, что исследователи незаметно для себя подменяют научную парадигму, используя концептуальный понятийный аппарат то в рамках одного подхода, то - другого.

Рассуждая о медиа, мы часто используем понятие «канал коммуникации», «канал связи». В нашем воображении рисуются некие трубы, по которым течет информация, представляющая собой содержание. Коммуникация в соответствии с данным подходом - это перекачка

некой информации по чему-то, похожему на провода, каналы или протоки. Это отражение технологической парадигмы коммуникации (Шеннон, Винер, Маклюэн).

В рамках гуманитарной парадигмы речь идет не о каналах, а о человеческих контактах, отношениях. В этом случае медиа - это контактный посредник, который отвечает за понимание, эмпатию, смыслы. В качестве такого посредника может выступать и природа, и город, и конкретный человек, и вся Вселенная. То есть отнюдь не только технические устройства. Здесь медиа играют роль средства взаимодействия всего со всеми (Савчук, Жилав-ская).

Что касается понятия «медиа» применительно к среде, то оно отражает научный аппарат экологической парадигмы (Дзялошинский, Потятиник, Степанов, Терин). Медиасреда -это то, что окружает человека (окружающая среда), а также он сам, включенный в ме-диасреду. У среды всегда есть субъект, ее создающий, формирующий: человек, группа, сообщество и пр. Нет субъекта - нет и среды.

Часто в качестве синонима понятия «ме-диасреда» употребляют понятие «медиасфера». Они действительно очень близки по своему значению. Но термин «медиасфера» входит в понятийный аппарат ноосферной парадигмы (Бергсон, Леруа, Шарден, Вернадский). Под медиасферой понимается часть ноосферы, в которой, как книги в библиотеке, хранятся различные информационные сущности и ждут, когда появится субъект и начнет их использовать: декодировать, интерпретировать, присваивать. То есть медиасфера превращается в управляемую медиасреду только при условии медиаактивности человека.

Представленная классификация медиа основана на гуманитарной парадигме, которая вбирает в себя элементы экологической и но-осферной парадигм. При этом она учитывает также особенности и технологической парадигмы коммуникации.

Понятие «медиа»

Для более строгой с научной точки зрения структуры медиа, определим сначала само понятие «медиа», которое многими учеными и специалистами-практиками трактуется и как «техническое средство коммуникации», и как «технология или устройство для хранения, записи и воспроизведения информации», и как «совокупность информационных средств и приемов», и как «СМИ», «массмедиа», «средство массовой коммуникации». Это отчасти объясняется тем, что исследователи отмечают невозможность найти в русском языке точный

эквивалент этому понятию.

Обратимся к этимологии. Медиа (от лат. «media» - средства, посредники, мн. число от «medium» - середина, среднее число, посредник). Согласно словарю «Латинские философские термины», еще Фома Аквинский рассматривал две вещи, имеющие отношение к опосредованию, а именно, причина, почему это называется медиумом, и сам акт посредничества. «Вещь называется средней, потому что она расположена между двумя крайностями (экстремумами), акт медиума - связать крайности. Среднее число может быть физическим, как в движении и изменении; или логическим, когда крайности доказываются силлогистически путем приведения к среднему члену; или морально, когда добродетель является серединой между крайностями порока».1

Английское «media» является сокращением от «media of communication(s)», что означает на русском языке «средства коммуникации». Английское «media» может быть также сокращением от «media of mass communica-tion(s)», что означает, соответственно, «средства массовой коммуникации».

В средневековье с родовым понятием «медиум» были связаны такие понятия как жрец, колдун, шаман. В русском языке у слова «медиа» есть однокоренные слова, например, «медиатор», «медиана», «медиальная петля» и т.д. В различных европейских языках «medium» означает: человек, легко поддающийся внушению, и в широком смысле - среда. В частности, в английском языке значение слова «medium» раскрывается вариативно как, деньги, средство общения, поддержка, примиритель, представитель среднего класса, окружающая реальность, а также общественная жизнь, гласность, нечто, находящееся в общественном пользовании.

Исторически слово «медиа» возникло в английском языке в XVI веке для обозначения людей, которые служили связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. В XVII веке это понятие перекочевало в язык философии и трактовалось как среда, влияющая на информацию, что циркулирует в обществе и формирующая новые социальные смыслы. Выражаясь языком Гегеля, «если познавание не есть орудие нашей деятельности, а как бы пассивная среда, сквозь которую проникает к нам свет истины, то в этом случае мы получаем истину не в том виде, в каком она

1 Латинские философские термины [Электронный ресурс] http://translate.academic.ru/medium/la/ru/ (дата обращения: 12.08.2016).

есть в себе, а в том, в каком она есть благодаря этой среде и в этой среде.»1

С XVIII в. это понятие начинают использовать применительно к первым средствам массовой информации - газетам, и позднее -журналам. Особый расцвет медиа получают в эпоху технологической революции, в период изобретения электрических средств коммуникации. С середины XIX в. под медиа понимается процесс распространения сообщений с помощью технических средств связи (электрические медиа - телеграф, радио, телефон). Весь XX век проходит под знаком СМИ, СМК и понятие «медиа» сужается до категории массовой коммуникации.

Однако в XXI веке мы вновь возвращается к идее всеобщих медиа, которые пронизывают все элементы мировой информационной системы. Речь идёт о включенности медиа в повседневную жизнь, общественные процессы и институты, которые уже невозможно рассматривать без медиальных компонентов. «Мы живём в обществе, наполненном технологиями, связывающими людей мириадами опосредованных коммуникаций, и «пропитанном» смыслами, которые каждодневно и ежесекундно создаются/потребляются с помощью современных медиа».2 Быстро минуя эпоху фото, кино и телевидения, сегодня медиа стали цифровой средой, в которой существует человечество. В настоящее время мы уверенно употребляем это понятие и в урбанистике, описывая городскую медиасреду, в психологии, философии, культуре, образовании и т.д.

Многократно пересекаясь, средства коммуникации образуют медиасреду, которая сформирована человеком и является частью глобальной медиасферы. Это интегральная, самоорганизующаяся субстанция, которая подобно кровеносным сосудам пронизывает весь общественный организм, все сферы нашей жизни, это не нечто отстоящее от индивида или сообщества как производителя информации, а неотъемлемая часть целого. Более того, в определённый момент сам человек становится медиа, пропуская через себя потоки информации, преобразуя их и выступая, в свою очередь, источником новых информационных потоков.

О медиатизации существования человека говорил в свое время один из первых теорети-

1 Гегель Г.В. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. - С. 45.

2 Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и

практика // Научная монография / Аналитический центр VI М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014. - С. 5.

ков медиа Маршалл Маклюэн. Он отмечал, что «на протяжении механических эпох мы занимались расширением наших тел в пространстве. Сегодня ... Мы быстро приближаемся к финальной стадии расширения человека вовне — стадии технологической симуляции сознания, когда творческий процесс познания будет коллективно и корпоративно расширен до масштабов всего человеческого общества примерно так же, как ранее благодаря различным средствам коммуникации были расширены вовне наши чувства и наши нервы».3

Особую актуальность обращения к медиа, с точки зрения их энергетического потенциала, подтверждает Д. Рашкофф, который отмечает, что «единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться, наш единственный настоящий фронтир - это эфир, иными словами - медиа. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания - пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад».

Классификация медиа

Медиа представляют собой специфический род научно-философских, социальных и технологических явлений, обеспечивающих эффективность информационных отношений в обществе. Это любые средства коммуникации, с помощью которые осуществляется самореализация человека в мире.

Вся совокупность медиа делится на несколько видовых комплексов, которые в свою очередь группируются по типам в соответствии с различными критериями.

Рассмотрим каждую видовую группу более подробно.

Одним из важнейших критериев классификации медиа является исторический критерий, который соответствует развитию информационных технологий. Согласно этому критерию все виды средств коммуникации делятся на:

- прамедиа;

- рукописные медиа;

- печатные медиа;

- электронные медиа;

- цифровые медиа;

- интегрированные медиа.

Средства коммуникации сопровождают человека давно. Они возникли тогда, когда у одного индивида появилась потребность пере-

3 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007. - С. 5.

4 Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. - М., 2003. - С. 8.

дать какую-либо информацию другому индивиду. Для этого люди использовали звук и свет как основные средства передачи информации, их история насчитывает тысячелетия. Простейшими звуковыми техническими средствами, позволявшими передавать информацию на некоторое расстояние, были барабаны, гонги, свистки, рога животных и т.д. При этом возникала ситуация отчуждения информации от источника и передачи ее другому субъекту. Помимо звуков, с помощью которых наши предки предупреждали соплеменников об опасности или созывали на охоту, свет также стал возможностью предавать важные сообщения. Для этого использовали сигнальные костры, факелы, горящие копья, стрелы и другие приспособления. На ранней стадии развития люди придумали такой способ передачи информации, как рисунки (петроглифы). Наиболее известными примерами наскальной живописи считаются изображения древних людей в пещерах Австралии, «Газетный камень» в окрестностях Монтиселло (США), чукотское изображение оленьей упряжки на р. Пегты-мель. Данные примитивные средства передачи информации стали праобразами современных сложнейших технологий трансляции смыслов в колоссальных объемах. Их мы обозначаем термином «прамедиа» (в значении «первоначальный, наиболее древний») по аналогии с такими понятиями как «прародина», «праславянский язык» или «прабабушка», «прародитель», «правнук» и т.д.

Потребность человека в совершенствовании технологий передачи информации привела к возникновению письменности, которая отличается от систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с языком и устной речью. Письменность позволяет передавать информацию на большие расстояния, в больших объемах и неограниченному числу лиц. Изобретение алфавита стало первой информационной революцией в истории человечества, появилась возможность накапливать, распространять и передавать знания следующим поколениям. Письменность дала мощный толчок культурному и экономическому развитию тех цивилизаций, которые освоили ее раньше других. Для возникновения и существования письменности требуются:

- определенный набор базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности - системой письма;

- определенный набор правил, понятный и используемый сообществом;

- национальный язык, распространенный

в сообществе;

- какие-либо физические средства представления символов на каком-либо носителе, для того, чтобы их можно было считать тем или иным способом (визуально или на ощупь).

Ранними рукописным медиа стали записи о хозяйственной деятельности общины на деревянных или глиняных табличках с помощью предметного или пиктографического письма. Затем с появлением более сложных видов деятельности, развитием государств, формированием религиозных и культурных традиций, стало формироваться слоговое и, наконец, алфавитное письмо, способствовавшее появлению новых видов медиа, таких как знаки на берестяной грамоте, пергамент как древняя рукопись на этом материале, рукописная бумажная книга и т.д. Письменные медиа сохранились до настоящего времени в форме личных писем, рукописных открыток, собственноручных заявлений, других профессиональных документов.

Печатные медиа возникли вместе с изобретением печатного станка. Эпоха Гуттен-берга была ознаменована приобщением широких масс к информации, знаниям. Печатные медиа, такие как книга, газета, журнал, а также любая печатная продукция в виде плакатов, буклетов, листовок и проч. имеют вещательный характер и не предполагают обратной связи. Кроме того, печатные медиа со временем из инструмента демократизации общества в целом превращаются в механизмы консервации знания, сбережения традиций, охранения устоев, фиксации национальной и религиозной идентичности.

Новые технологические открытия в области электричества привели к появлению в обществе электронных видов медиа, таких как телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, как вызов на актуальную потребность в расширении коммуникации.

И еще большие возможности появились у человечества с изобретением цифровых медиа, к которым мы относим сетевые издания, всевозможные средства взаимодействия в социальных сетях, многочисленные сайты, платформы, мобильные приложения для мгновенной коммуникации и т.д. И, наконец, интегрированные медиа, вбирающие в себя все виды средств коммуникации и создающие конвергентную медиасреду, в которой существует современный человек.

Классификация медиа с точки зрения эволюции их развития будет неполной без их разграничения на традиционные и новые медиа. И, несмотря на то, что термин «новые ме-

диа» подвергается критике как весьма расплывчатый и относительный, он получил широкое распространиение. К традиционным мы относим все средства коммуникации, которые сформировались в традиционной аналоговой культуре (книга, газета, журнал), новые медиа возникли в период всеобщей цифровизации, виртуализации, мультимедийности технологий и контента (сетевые издания, блоги, аккаунты, компьютерные игры и т.д.).

По способу коммуникации медиа делятся на два вида: вербальные и невербальные в зависимости от использования, либо неиспользования языковых средств. Слово, язык, речь являются универсальными средствами коммуникации, с помощь которых осуществляется кодирование и декодирование информации. Вербальными являются все медиа, содержание которых построено на устном или письменном тексте. К невербальным медиа относятся те, которые при передаче информации используют визуальные образы, акустические системы; сегодня мы можем уже говорить о тактильных и ольфакторных (обонятельных) возможностях медиа.

В структуре вербальных медиа существует своя типология, построенная на различных способах воспроизведения слова, например, письменные медиа, риторические медиа. Невербальные медиа могут быть представлены такими разнообразными типами как музыкальные медиа, световые, графические и т.д.

По виду восприятия информации. Это визуальные и аудиальные медиа. Они могут создаваться на основе только одного вида информации, а также быть конвергентными, например, аудиовизуальные медиа - телепрограмма в цифровом формате, мобильное приложение и т.д.

Часто в одном ряду с визуальными и аудиальными, выделяют еще и текстовые медиа. Однако текстовые медиа воспринимаются человеком также визуально, как и картинка, как любые другие изображения. И действия, которые производит человек в процессе декодирования медиатекста, аналогичны - перевод графических символов в смыслы. На чистый текст мы сначала смотрим, а потом читаем, видеоряд - также смотрим и считываем информацию, на архитектурное строение смотрим и также «читаем» его и т.д.

Естественно, вид «читания» в разных медийных системах различный: при чтении обычного текста мы оперируем буквами, знаками, иероглифами, которые воспринимаются нашим мозгом не по отдельности, а целиком, создавая знакомые нам смыслы. В процессе

чтения участвуют наши глаза и сознание одновременно, поэтому получаемый нами опыт, эмоции и переживания и то, что мы реально видим в этот момент - не одно и то же. Чтение зависит от того, как наши глаза и мозг работают над информацией в тексте. Когда наш взгляд скользит по тексту, наш разум изучает шрифт, особенности его начертания, наличие или отсутствие «воздуха» между букв и между строк и т.д. В это время наш мозг проделывает сложнейшую работу по разбору текста и собиранию его в мысленную картину того, о чем мы читаем. Один и тот же рукописный или печатный текст несет в себе различное количество информации для людей, говорящих на разных языках, умеющих или не умеющих читать. Каждый извлекает из произведения то, что он может и хочет извлечь.

При восприятии изображения - статичного или движущегося - информация, которую мы поглощаем, соединяется с ранее сохраненными в нашем мозгу сведениями о мире, полученными нами опытным путем. Распознавание визуальных образов основывается на контекстуальной информации, воссоздается, дорисовывается.

В условиях звуковой коммуникации включаются иные системы приема информации. Причем музыкальная информация может быть востребована многократно: человек, знающий наизусть содержание музыкального произведения, все равно готов слушать знакомую музыку и получать от этого удовольствие. Она представляет для него не только смысловую, но и эстетическую ценность.

В структуре визуальных медиа выделяются текстовые и изобразительные медиа.

Текстовые медиа - это те, в основе которых лежит текст в форме знаков, представленных алфавитом, в частности, это разнообразные памятники письменной культуры, а также идеографическое, морфемное или логографи-ческое письмо, где знаки обозначают понятия, отдельные морфемы или слова. К текстовым медиа относятся числа и любые цифровые ряды, образующие математический язык.

Изобразительные медиа используют как средство передачи информации художественные образы, картины, иллюстрации. К изобразительным медиа относятся предметы живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.

По объему аудитории, с которой взаимодействуют медиа, все они делятся на два вида: массовые и немассовые медиа. В группу массовых медиа входят все традиционные средства массовой информации и коммуникации, такие как газета, журнал, телепрограмма, ра-

диопередача, а также более современные типы медиа - сетевые издания, блоги, сайты, прочие цифровые ресурсы. Кроме того, к массовым медиа относятся фильмы, любые зрелищные события, рекламные проспекты, листовки, музыкальные альбомы и проч.

В группу немассовых медиа входят медиа, которые делятся по виду коммуникации на:

- индивидуальные,

- межличностные,

- групповые.

К индивидуальным медиа относятся личные дневники, заметки на полях, рабочие записки, а также творческие произведения, предназначенные не для показа или тиражирования, а исключительно для собственного удовольствия. Межличностные медиа представлены 8М8-сообщениями, традиционными письмами и электронной почтой, это телефонный разговор, поздравительная открытка, другое приватное послание в визуальной или аудиальной форме. Групповые медиа распространены в социальных сетях, это информационные продукты, которые создаются в группах, на управляемых страницах, в разнообразных тематических сообществах, а также это корпоративные издания политических партий, вузов и школ, коммерческих предприятий, организаций гражданского сектора и т.д. К групповым медиа относятся семейные газеты и видео, домовые доски объявлений, домашние спектакли и фильмы, коллекции фотографий и рисунков и т.д.

К сожалению, довольно часто на практике понятие «медиа» трактуется исключительно как средство массовой информации и теория медиа сводится к теории массовой коммуникации. Многие специалисты различных сфер деятельности, употребляя термин «медиа», имеют в виду СМИ. Англоязычные электронные переводчики слово «медиа» переводят на русский язык также - как «СМИ», многие словари и глоссарии трактуют медиа как явление массовое, что сразу же уводит исследователей и специалистов в ограниченную область журналистской практики, медиаиндустрии, массового производства информационных продуктов. Это теоретическое заблуждение неправомерно ограничивает сферу распространения ме-диаобразования и развития медиаграмотности.

Между тем, как справедливо утверждал Н. Луман, только машинное производство какого-либо продукта как носителя коммуникации, - а не письменность как таковая - привело к обособлению системы массмедиа.1 Именно

посредничество техники оказывается решающим для понимания специфики сферы массовых коммуникаций, в то время как сфера медиа в целом распространяется на все области человеческой жизнедеятельности.

По виду и характеру деятельности, с помощью которой потребитель использует медиа, все они делятся на читательские, игровые, зрительские, а также на деловые, служебные, бытовые и развлекательные, профессиональные и самодеятельные, государственные и гражданские и т.д.

По тематике контента медиа делятся на политические, социальные, научные, культурные и т.д. По формату контента - на текстовые (статьи, планы, инструкции и другие документы, книги онлайн и офлайн); изображения (фотографии, инфографика, рисунки, схемы, слайды, скриншоты); аудио (подкасты, музыка, аудиолекции, записи в скайпе, на телефоне); видео (ролики, слайдшоу, видеопрезентации, видеоуроки, видеоэкскурсии, фильмы, клипы, концерты и т.д.) и конвергентные или мультимедийные, где сливаются несколько форматов медиа.

Завершая представление систематики медиа, подчеркнем, что в процессе обнаружения закономерностей в сфере медиакоммуни-кации не всегда удается зафиксировать четкие границы между группами и классами явлений, поэтому роль классификации не должна переоцениваться. Более того, жесткие разграничительные линии в сложных многофункциональных системах вряд ли совместимы с теорией развития. В сфере медиа, которая представляет собой интегральную среду с размытыми контурами понятий, типологизация особенно затруднительна, поскольку классификационные виды и подвиды в различных коммуникативных, технологических, социальных, культурных сферах могут проявлять себя по-разному, пересекаться, перевоплощаться. Тем не менее, дальнейшая разработка теории медиа сегодня уже невозможна без осмысления всего разнообразия этого явления и создания приемлемого корпуса типологии. Представленная трактовка классификации медиа - это наш вклад в данную дискуссию.

1 Луман Н. Реальность масс-медиа. [Электронный

ресурс] http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3GG1/3GG2 (дата обращения: 11.10.2016).

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. - М.: Республика; Культурная революция, 2006.

2. Библер, В.С. Мышление как творчество. - М., 1975.

3. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - 2-е изд. - М.: Советское радио, 1968.

4. Гегель, Г.В. Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000.

5. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: пробуждение Соляриса: монография. - М.: АПК и НПРО, 2012.

6. Коломиец, В.П. Медиасоциология: теория и практика // Научная монография / Аналитический центр Vi. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Луман, Н. Реальность масс-медиа [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/ basis/3001/3002 (дата обращения: 11.10.2016).

8. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2007.

9. Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. - Екатеринбург-Москва: Кабинетный ученый, 2014. Потятиник Б. Медiа: ключi до розумшня. - Львiв: ПА1С, 2004.

10. Пронина, Е.Е. Антиномии массовой коммуникации: "правило Матфея" // Медиапсихология в России: проблемы и перспективы: материалы науч, видеоконф. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011.

11. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. - М., 2003.

12. Савчук, В.В. Человек постинформационного общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 1998. - Вып. 3. (№ 20).

13. Савчук, В. Конверсия искусства. - СПБ, 2001.

14. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999.

15. Харрис, Майкл. Со всеми и ни с кем. Книга о нас - последнем поколении, которое помнит жизнь без интернета. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

16. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.