Научная статья на тему 'Классификация массовых мероприятий как объектов предпринимательства'

Классификация массовых мероприятий как объектов предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4648
2650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / CLASSIFICATION / MASS ACTION / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виленский В. Л.

В статье проведена классификация основных массовых мероприятий и выявлены наиболее перспективные направления развития предпринимательства в сфере организации и проведения массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF MASS ACTIONS AS OBJECTS OF BUSINESS

In article classification of the basic mass actions is spent and the most perspective directions of development of business in sphere of the organization and carrying out of mass actions are revealed.

Текст научной работы на тему «Классификация массовых мероприятий как объектов предпринимательства»

бителей товаров, развивая в сетевых экономических структурах маркетинг рекомендаций, а также специальным образом сформированную информацию, распространяемую по сети подобно вирусу (viral marketing) в виде рекомендаций для потенциальных потребителей.

Литература:

1. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.

2. Castells M. The Informational City. Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process. - Oxford, UK; Cambridge: Blackwell. 1989.

3. Лондон Дж., Лондон К. Управление информационными системами. - 7-е изд., сер. «Классика MBA» / Пер. с англ. под ред. Д.Р. Трутнева. - СПб.: Питер, 2005 - 912 с.

4. Технология анализ клиентских сред. [Электронный ресурс]: http://www.forecsys.com/ru/site/tech/cea/

5. Луценко Е.В., Коржаков В.Е. Метод когнитивной кластеризации или кластеризации на основе знаний //Научный журнал Куб ГАУ, 2011. № 71(07). - С. 1-48. [Электронный ресурс]: http:// ej.kubagro.ru/2011/07/pdf/40.pdf

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: ИД «Вильямс», 2007. - 656 с.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ОБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Виленский В.Л., преподаватель МГИИТ

В статье проведена классификация основных массовых мероприятий и выявлены наиболее перспективные направления развития предпринимательства в сфере организации и проведения массовых мероприятий.

Ключевые слова: классификация, массовое мероприятие, предпринимательство.

CLASSIFICATION OF MASS ACTIONS AS OBJECTS OF BUSINESS

Vilensky V., Lecturer, MGIIT

In article classification of the basic mass actions is spent and the most perspective directions of development of business in sphere of the organization and carrying out of mass actions are revealed.

Keywords: classification, mass action, business.

Актуальность научной задачи развития предпринимательства в сфере организации и повеления массовых мероприятий обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, организация бизнеса в индустрии развлечений носит ярко выраженный предпринимательский характер, так как даже крупные развлекательные корпорации, как правило, имеют закрытый характер собственности и управления с фактическим смешением данных функций в руках конкретных предпринимателей. Данная проблема предполагает, что предприниматель, занимающийся организацией и проведением массовых мероприятий, должен обладать не только навыками квалифицированного менеджера, но и владеть компетенциями промоутера, а также финансового менеджера и специалиста по безопасности.

Во-вторых, бизнес в сфере организации и проведения массовых мероприятий в настоящее время сильно персонализирован, то есть подвержен репутационным рискам, его успешность во многом зависит от имени владельца. В этом направлении развитие предпринимательства возможно как улучшение культуры инициативы и ответственности, личностного роста предпринимателя как субъекта специфического рынка, а также его социальной ответственности, поскольку массовые мероприятия оказывают влияния на поведение и вкусы конкретных потребителей.

В-третьих, предпринимательство в сфере проведения массовых развлекательных мероприятий является обособленным направлением бизнеса, так как его результатом является достаточно специфический продукт, который является сбалансированным симбиозом продукции (например, сувениры), работ (строительство декораций) и услуг (услуги тамады, ведущего, участников концерта). Специфика продукта накладывает определенные ограничения на организацию бизнеса. Прежде всего, предприниматель должен четко позиционировать себя в конкретной потребительской нише, для этого необходима классификация массовых мероприятий и выбор конкретного вида мероприятий как продукта. Не менее важной проблемой развития предпринимательства в рассматриваемой сфере является повышение культуры бизнес-планирования и деловых коммуникаций с основными стейкхолдерами мероприятий.

В-четвертых, развитие предпринимательства в сфере организации и проведения массовых мероприятий в условиях экономического кризиса идет по пути сокращения количества мероприятий при одновременном росте количества участников, что нередко предъявляет дополнительные требования к организаторам. В частности, снижение покупательского спроса населения в сфере мате-

риальных благ заставляет людей искать источники положительных эмоций в нематериальной сфере, что ведет к усилению спроса со стороны малоимущего населения и существенно удешевляет продукт. В этой связи, одной из задач предпринимателя является поиск задач баланса между неудовлетворенным массовым спросом на развлечения со стороны наименее обеспеченных слоев населения и предложением развлечения со стороны потенциальных участников, предъявляющих завышенные требования по обеспечению своего участия.

Проведение массовых развлекательных мероприятий является ресурсоемким и многогранным процессом. Эффективная деятельность в сфере массовых развлекательных мероприятий требует наличия у предпринимателя коммуникативных и организационных навыков. В отечественной и зарубежной литературе имеется незначительное количество работ, в которых исследуются теоретические и практические проблемы эффективной предпринимательской деятельности в сфере массовых развлекательных мероприятий. Однако в этих работах затронуты отдельные элементы предпринимательской деятельности в сфере массовых развлекательных мероприятий, такие как маркетинг услуг, управление продажами и т.п., а также рассмотрены вопросы личностного развития предпринимателя. Исходя из этого, в работе сделана попытка обобщения накопленного опыта в единый подход по развитию предпринимательской деятельности в сфере массовых развлекательных мероприятий

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи. Наиболее важными признаками классификации массовых мероприятий являются следующие:

• цель и задачи;

• содержание;

• значимость;

• способ возникновения;

• количество участников;

• место проведения;

• возможность участия;

• уровень безопасности.

В частности, по целям и задачам массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

• культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.

• рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.).

• деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

• иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.

По содержанию массовые мероприятия подразделяются на следующие виды:

• общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

• культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

• спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады);

• событийные (выставки, свадьбы, дни рождения).

Основными видами массовых мероприятий по значимости являются:

• международные массовые мероприятия (олимпийские игры, чемпионаты мира по видам спорта, международные конкурсы искусств);

• региональные мероприятия (фестивали, национальные праздники);

• местные мероприятия (городские конкурсы, выставки);

• локальные мероприятия (районные ярмарки по профессиям, приемы);

• частные мероприятия (свадьбы, юбилеи, переговоры).

Наиболее важными видами массовых мероприятий по способу

возникновения являются:

• организованные мероприятия (выставки, концерты);

• спонтанные (демонстрации, народные гуляния).

Приоритетными видами мероприятий по месту проведения

являются:

• в зданиях, сооружениях (выставка картин, камерный концерт, спектакль);

• на открытой местности (футбольный матч, соревнования по лыжным гонкам, стадионный концерт, народные гуляния).

По периодичности проведения массовые мероприятия делятся на следующие виды:

• разовые (гастроли мировых звезд, крупные соревнования);

• повседневные (спектакли в театре, банкеты в ресторане);

• периодические (национальные фестивали, религиозные праздники).

По возможности участия целесообразно разделять массовые мероприятия следующим образом:

• общедоступные (концерт, региональный праздник);

• ограниченные количеством участников или социальным статусом (прием, деловая встреча).

По уровню безопасности массовые мероприятия делятся на:

• высшей категории (присутствие высших должностных лиц государства, крупных зарубежных гостей);

• первой категории (присутствие руководителей регионального уровня, крупных бизнесменов, звезд спорта и культуры);

• второй категории (без присутствия важных персон).

Разработанная расширенная классификация массовых мероприятий позволила разработать наиболее перспективные направления развития предпринимательства в сфере проведения массовых мероприятий.

Безупречно организованное мероприятие может не привести к желаемым целям, а мероприятие с не идеальной организацией — блестяще решать поставленные задачи. Самый правильный, на наш взгляд, подход заключается в разделении оценки мероприятия по этим двум показателям. Смешение этих подходов мешает оценить мероприятие правильно.

Разработаем более детальные критерии для оценки. Разделим понятия event-менеджмент и event-маркетинг. Также мы будем рассматривать качество маркетинга мероприятия (marketing of event) и оценку мероприятия участниками (success of event).

Под event-менеджментом мы будем понимать профессиональное управление мероприятием, другими словами, то, насколько успешно было реализовано мероприятие. В данном случае следует оценивать реализацию сценария мероприятия, выполнение всех заданий, соблюдение временного плана, регламента, соответствие оговоренной смете. Именно эти показатели в первую очередь должны интересовать профессионального event-менеджера, и по этим показателям менеджер и агентство отчитываются перед руководителем и заказчиком.

Добился заказчик поставленной цели или нет — этот вопрос находится вне компетенции агентства. Не участвуя в принятии стратегических решений, не формулируя цель, агентство не может повлиять на конечный результат мероприятия для заказчика. Агентство может лишь рекомендовать, как в рамках данного мероприятия лучше всего достичь поставленной цели, как привлечь аудиторию.

Кроме того, результат вряд ли проявится непосредственно на самом мероприятии, оценить его можно лишь с течением времени, и это сможет сделать только сам заказчик.

Основное правило при оценке качества услуг по управлению мероприятием — критерии должны быть определены заранее и зафиксированы на стадии переговоров. Включать их в договор об оказании услуг или не включать — зависит от ваших договоренностей, но в любом случае их следует оговорить заранее.

Event-маркетинг — это использование мероприятия для реализации стратегических или тактических целей компании. Оценка эффективности мероприятия в данном случае будет решать следующие задачи и отвечать на следующие вопросы:

• Какова цель мероприятия и реализована ли она?

• Какова отдача от инвестиций в мероприятие (ROEM, Return of Event Marketing) по сравнению с другими каналами коммуникаций?

• На какую аудиторию ориентировано мероприятие?

• Нужно ли для достижения целей использовать мероприятие или следует обратиться к другим инструментам?

• Какой бюджет должен быть выделен на мероприятие?

• Какой формат мероприятия следует выбрать?

• Как мероприятие должно повлиять на мнение и дальнейшее поведение Клиентов?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.