Научная статья на тему 'Классификация линий и поверхностей второго порядка'

Классификация линий и поверхностей второго порядка Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
251
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНИЯ / LINE / ПОВЕРХНОСТЬ / SURFACE / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ПРОГРАММА GEOGEBRA / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / TRAINING OF STUDENTS / PROGRAM GEOGEBRA

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ушаков А.В.

Статья предназначена студентам и преподавателям педагогических ВУЗов. Она посвящена проблеме классификации линий и поверхностей второго порядка. Это одна из наиболее сложных задач в курсе аналитической геометрии. Очень важно, чтобы студенты осознанно применяли алгоритм ее решения. Поэтому все алгебраические выкладки должны иметь свои наглядные образы. Создавать их можно при помощи компьютерной программы geogebra. Она позволяет выполнять необходимые построения и вычисления. В статье приведены подробные решения двух задач по заявленной теме. Для каждой из них в geogebra подготовлены динамические электронные иллюстрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF LINES AND SURFACE OF SECOND ORDER

The paper is intended for students and teachers of pedagogical universities. It is devoted to the problem of classification of lines and surfaces of the second order. This is one of the most difficult problems in the course of analytic geometry. It is very important that students consciously apply the algorithm for its solution. Therefore, all algebraic calculations must have their own visual images. One can generate them using the geogebra application for PC. It allows to perform the necessary constructs and calculations. The paper gives the detailed solutions of two problems on the given topic. The dynamic electronic illustrations are prepared in geogebra for each of them.

Текст научной работы на тему «Классификация линий и поверхностей второго порядка»

3. Кулагина О.В. Дидактическое обеспечение профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза : дис. канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 15.12.10: утв:18.02.10/ Кулагина Ольга Владимировна. - Саратов: ЛОДИ., 2010. - 225 с.

4. Рыжкова И.В. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды. \И.В. Рыжкова \\ Сборник: Пути совершенствования и развития профессиональной компетентности будущих офицеров. - Саратов: изд-во «Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ», 2008. - С. 224-227.

5. Кулагина О.В. Становление и развитие правового образования и воспитания в России. Сборник: Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы. Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Л. Воротникова. 2015. - С. 253-255.

Список литературы на английском языке/ References in English

1. Ryzhkova IV Sovershenstvovaniye pedagogicheskoy podgotovki budushchikh prepodavateley proffesionalnogo obucheniya [Improving the pedagogical training of future teachers of vocational training:] Ph.d. thesis in Pedagigical sciences: 13.00.08: defended 20.05.2009: approved: 25.09.09 / Ryzhkova Irina. - Saratov, 2009. - 182p. [In Russian]

2. Ryzhkova I.V., Kulagina O.V. et al. Znacheniye proektnoy deyatelnosti v proffesionalno-pravovvoy podgotovke studentov, osushchestvliayemoy v ramkakh tekhnologii proektnogo obucheniya distsipliny [The value of the project activities in professional and legal training of students, carried out under the project-based learning technology "Law" discipline.] Mezhdunarodniy nauchno-issledovatelskiy zhurnal [International Research Journal]. 2016. No10 (52) Part 3 - P. 187-189. [In Russian]

3. Kulagina O.V. Didakticheskoye obespecheniye professionlano-pravovoi podgotovki studentov agrarnogo vuza [Didactic security of professional legal training of students of agricultural high school:] Ph.d. in Pedagogical Sciences: 13.00.08: defended 15.12.10: approved: 18.02.10 / Kulagina Olga Vladimirovna. - Saratov: Lodi, 2010. - 225 p. [In Russian]

4. Ryzhkova I.V. Obuchayushchiye igry: ikh funktsii, osobennosti i osnovnye vidy [Educational Games: Their Functions, Features and Basic Types] \ I.V. Ryzhkova \\ Sbornik: Puti sovershenstvovaniya i razvitiya professionalnoy kompetentnosti budushchikh ofitserov [Collected works: Ways of improvement and development of professional competence of future officers.] - Saratov: Publishing House of "Saratov Military Institute of Internal Troops of the Russian Federation", 2008. - P. 224-227. [In Russian]

5. Kulagina O.V. Stanovliniye i razvitiye pravovvogo obrazovaniya i vospitaniya v Rossii [Formation and development of legal education and training in Russia.] Sbornik: Agrarnaya nauka v XXI veke: problemy i perspektivy . [Collection of works: Agricultural science in the XXI century: problems and outlooks.] Sbornik statey IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [Collection of articles of IX All-Russian scientific-practical conference.] Edited by I.L. Vorotnikov. 2015. - P. 253-255. [In Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.025 Ушаков А.В.

ORCID: 0000-0002-7665-2086, Кандидат физико-математических наук, Доцент,

Московский Городской Педагогический Университет КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНИЙ И ПОВЕРХНОСТЕЙ ВТОРОГО ПОРЯДКА

Аннотация

Статья предназначена студентам и преподавателям педагогических ВУЗов. Она посвящена проблеме классификации линий и поверхностей второго порядка. Это одна из наиболее сложных задач в курсе аналитической геометрии. Очень важно, чтобы студенты осознанно применяли алгоритм ее решения. Поэтому все алгебраические выкладки должны иметь свои наглядные образы. Создавать их можно при помощи компьютерной программы geogebra. Она позволяет выполнять необходимые построения и вычисления. В статье приведены подробные решения двух задач по заявленной теме. Для каждой из них в geogebra подготовлены динамические электронные иллюстрации.

Ключевые слова: линия, поверхность, классификация, программа geogebra, обучение студентов.

Ushakov A.V.

ORCID: 00000000-0002-7665-2086, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor,

Moscow City Pedagogical University CLASSIFICATION OF LINES AND SURFACE OF SECOND ORDER

Abstract

The paper is intended for students and teachers ofpedagogical universities. It is devoted to the problem of classification of lines and surfaces of the second order. This is one of the most difficult problems in the course of analytic geometry. It is very important that students consciously apply the algorithm for its solution. Therefore, all algebraic calculations must have their own visual images. One can generate them using the geogebra application for PC. It allows to perform the necessary constructs and calculations. The paper gives the detailed solutions of two problems on the given topic. The dynamic electronic illustrations are prepared in geogebra for each of them.

Key words: line, surface, classification, program geogebra, training of students.

Компьютерная программа geogebra позволяет выполнять различные геометрические построения на плоскости и в пространстве, а также производить все сопутствующие расчеты. Далее мы рассмотрим примеры приведения к каноническому виду алгебраических уравнений второго порядка, определяющих линию или поверхность. Необходимое для этого преобразование координат можно визуализировать в geogebra как результат движения первого рода. В большинстве случаев оно представляет собой либо поворот (на плоскости), либо винтовое движение (в

пространстве). Построенные таким образом интерактивные чертежи помогут студентам выявить геометрическую подоплеку решаемой задачи и послужат средством проверки результатов вычислений.

Пример 1. В прямоугольной системе координат ОI] кривая второго порядка имеет уравнение 9 х 2 — 2 4ху + 1 6у 2—2 Ох + 1 1 Оу — 50 = 0. Приведите данное уравнение к каноническому виду, определите вид кривой и постройте ее.

Решение. Рассмотрим квадратичную форму 9 х 2 — 2 4ху + 1 6у 2 с матрицей — = ( 92 1 ^

значения матрицы А являются корнями характеристического уравнения | — — ЯЯ | = 0 , I 9 Я 1 2 I = 0, Я(Я-25)=0,

I —12 16 — Л1

Л,=0, А2=25. Далее, найдем собственные векторы матрицы А из условия (х,у) х (— — ЯЯ) = ( 0 , 0 ) .

9 -12 -12

" ) . Собственные

или

<-16 -12

1бН°'0>

или

Г 9х - 12у = 0, , ^

|_^2х + 16у — 0 откуда х=4/3у. При у= -3, получим частное

-12 -9

16х — 12у = 0, ^

12х — 9у — 0 откуда х= -3/4у. Приу= -4, получим частное

При Я=0 имеем (х,у) х ( решение .

При Я=25 имеем (х, у) х ( решение .

Векторы а,Ъ принадлежат различным собственным значениям и согласно общей теории образуют ортогональный базис на плоскости. Тогда ортонормированный базис состоит из векторов I' = а/| а| = (—4/ 5 , — 3 / 5 ) , у ' = Ъ/| Ь | =

(3 / 5 ,— 4/ 5 ) . Матрица Г = (—4/ 5 — 3 / 5

3/5 -4/5

)

перехода от исходного базиса к новому базису определяет

х = -4/5х'+ 3/5 у', у = -3/5х'- 4/5у'.

ортогональную замену переменных по закону или

{х =

, _ - 2

, которое определяет параболу в прямоугольной системе координат . Связь между

В результате, данное = х" — 3,

получим

так что О =(18/5, 1/5).

каноническое уравнение

(х = -4/5х" + 3/5у" + 18/5,

исходными и новыми координатами устанавливают формулы

Можно доказать, что такому преобразованию координат соответствует повороту вокруг точки ^=(11/6, -1/2) на угол = агссо б (—4/ 5 ) = 143. 1 30 по часовой стрелке. В программе geogebra мы выполним следующие действия:

1. Построим две параболы у и Г, напечатав в строке ввода их уравнения у:уЛ2=2х и Г:9хл2-24ху+16ул2-20х+110у-50=0. Для ввода греческих букв существует специальная кнопка.

2. Создадим ползунок для изменения параметра t от 0 до 1. Щелчок инструментом ползунок на графическом поле вызывает диалоговое окно, в котором надо указать имя ползунка, а также его минимальное и максимальное значения.

3. Построим точку 5", напечатав 8=(11/6, -1/2).

4. Вычислим углы ср и ц/, напечатав ф=агссо$(-4/5) и у=1*ф.

5. Повернем параболу у вокруг точки 5 на угол ц по часовой стрелке. Инструментом поворот вокруг точки надо щелкнуть последовательно параболу у и точку 8, а в появившемся диалоговом окне указать угол поворота ц и выбрать направление вращения по часовой стрелке.

6. Построим дополнительно базисные векторы и оси координат, после чего скроем все ненужные элементы чертежа, щелкнув значок их видимости на панели объектов.

Если теперь двигать ползунок инструментом перемещение, то можно проследить как парабола у преобразуется в параболу Г, совершая поворот вокруг точки (рис. 1):

Рис. 1 - Приведение к каноническому виду уравнения параболы

58

Пример 2. В прямоугольной системе координат Оук поверхность второго порядка имеет уравнение 7х 2 + 7у 2 + 1 6г 2 — 1 0ху — 8хг — 8уг — 1 6х — 1 6у — 8г + 7 2 = 0. Приведите данное уравнение к каноническому виду, определите вид поверхности и постройте ее. Решение. Рассмотрим квадратичную форму

/ 7 -5 -4\

7х 2 + 7у 2 + 1 6г 2 — 1 Оху — 8хг — 8уг с матрицей -<4 = 1 — 5 7 — 4 I . Собственные значения матрицы A

V—4 -4 16/

7-Я -5 -4

являются корнями характеристического уравнения | -4 — ЯЯ | = 0 , — 5 7 — Я — 4 = 0 , Л(Л-18)(Л-12)=0, Л^12,

-4 -4 16-Я

Л=18, Л3=0. Далее, найдем собственные векторы матрицы A из условия (х,у, г) х (-4 — ЯЯ) = ( 0 , 0 , 0 ) .

/-5 -5 — 4\ Г-5х - 5у - 4г = 0, =

При Л=12 имеем (х,у,г) х I — 5 — 5 — 4 I = (0,0,0) или | — 5 х — 5у — 4г = 0, откуда [ -п При у= -1,

V—4 -4 4 / (—4х - 4у + 4г = 0, 2 ~~ '

получим частное решение (1 , — 1 , 0 ) = а.

/-11 -5 — 4\ г—Их — 5у — 4г = 0, гх = -1/4г

При Л=18 имеем (х,у,г)х| —5 —11 —4 I = ( 0 , 0 , 0 ) или ] —5х — 11у — 4г = 0, откуда ] 'Приг=-

V -4 -4 -2/ (—4х - 4у - 2г = 0, ~ '

4, получим частное решение (1 , 1 , — 4 ) = к.

/7 -5 — 4\ (7х — 5у — 4г = 0, =

При Л=0 имеем (х,у,г) х | — 5 7 —4 1 = (0,0,0) или ] — 5х+7у —4г = 0, откуда] _ ^ При 2=1, получим

V—4 -4 16/ 1-4х - 4у + 16г = 0, ~

частное решение .

Векторы а,к , с, принадлежат различным собственным значениям и согласно общей теории образуют ортогональный базис. Тогда ортонормированный базис состоит из векторов I' = а/| Т | = (л/2/2 ,— л/2/ 2, 0) , } ' = к/| к | = (л/2/6,

/л/2/2 —л/2/2 0 \

л/2/6, — 2 л/2/3 ) , к' = с/| с | = (2 / 3 ,2 / 3 , 1 / 3 ). Матрица Т = I /2/ 6 л/2/ 6 — 2 л/2/ 3 ) перехода от исходного базиса

\ 2/3 2/3 1/3 /

к новому базису определяет ортогональную замену переменных по закону или

'х = л/2/2х' + л/2/6у' + 2/Зу',

, у = — л/2/ 2 х ' + л/2/ 6у' + 2 / 3 г ', В результате, данное уравнение принимает вид 12х'2 + 18у' — 24г' + 72 = 0 или ^ = -2л/2/Зу'+ 1/Зг'.

!х' = X ",

получим каноническое уравнение , которое определяет

г' = 3,

эллиптический параболоид в прямоугольной декартовой системе координат О 'I' ] 'к '. Связь между исходными и новыми

(х = л/2/2х' + л/2/6у' + 2/Зу' + 2, координатами устанавливают формулы < у = — л/2/ 2 х ' + л/2/ 6у ' + 2 / 3 г ' + 2 , так что О =(2, 2, 1).

(г = —2л/2/Зу' + 1/Зг' + 1,

Можно доказать, что такому преобразованию координат соответствует винтовое движение, которое является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-» {12 + зЛ 6-972 18-бТ2\

произведением параллельного переноса на вектор р = I———, , ———I и поворота на угол

= агс со б I ^ 1 «¡8 2 и по часовой стрелки вокруг прямой I, проходящей через точку ь = I—-—,0 , ———I параллельно вектору р. В программе geogebra мы выполним следующие действия:

1. На полотне 3Б объектов построим два параболоида Ф и ¥, напечатав в строке ввода их уравнения Ф:2хЛ2+2уЛ2=47 и Р:7хл2+7ул2+1б7л2-10ху-8х7-8у7-16х-16у-87+72=0.

2. Построим точки О, ОI, напечатав 0=(0, 0, 0), О'=(2, 2, 1), Ь=((15+98дП(2))/7, 0, (-6+98дг1(2))/14).

3. Построим отрезок ОО', щелкнув инструментом отрезок его концы. Из контекстного меню переименуем этот отрезок как п.

4. Выберем точку А на отрезке ОО', щелкнув по нему точка.

5. Построим отрезок ОА и переименуем его как т.

6. Найдем значение параметра /=!ОА|/|О 'О|, напечатав 1=т/п.

7. Построим векторы р и Т напечатав p=вектор[((12+3sqrt(2))/14, (6-9sqrt(2))/14, (18-6sqrt(2))/14)] и q=t*p.

8. Построим прямую I, напечатав 1=прямая[Ь, р].

9. Вычислим углы р и ц, напечатав ф=arccos((sqrt(2)-1)/3) и у=1*ф.

10. Перенесем параболоид Ф на вектор Т щелкнув инструментом параллельный перенос по вектору сначала параболоид Ф, а затем вектор q. В результате получим новый параболоид Ф'.

11. Повернем параболоид Ф' вокруг прямой I на угол ц по часовой стрелке. Инструментом вращать объект вокруг прямой надо щелкнуть последовательно параболоид Ф' и прямую 1, а в появившемся диалоговом окне указать угол поворота ц и выбрать направление вращения по часовой стрелке.

12. Построим дополнительно базисные векторы и оси координат, после чего скроем все ненужные элементы чертежа, щелкнув значок их видимости на панели объектов.

Если теперь двигать точку А инструментом перемещение от точки О до точки О, то можно проследить как параболоид Ф преобразуется в параболоид совершая винтовое движение (рис.2):

Рис. 2 - Приведение к каноническому виду уравнения эллиптического параболоида

Список литературы / References

1. Ушаков А.В. О роли примеров на лекциях по топологии в педагогическом ВУЗе / А.В. Ушаков // Педагогические науки. - 2012. - № 3 (54). - С. 74-84.

2. Ушаков А.В. О роли примеров на лекциях по дифференциальной геометрии в педагогическом ВУЗе / А.В. Ушаков // Педагогические науки. - 2014. - № 3 (66). - С. 31-34.

3. Ушаков А.В. Использование информационных технологий при изучении геометрии в педагогическом ВУЗе / А.В. Ушаков // Педагогические науки. - 2015. - № 2 (71). - С. 55-57.

4. Педагогическая направленность математических дисциплин в подготовке будущих учителей математики: Монография / А.В. Ушаков, Ю.А. Семеняченко, В.Г. Покровский и др. - М.: Издательство «Спутник+», 2016. - 144 с.

5. Шуркова М.В. Особенности работы над содержанием теорем курса математического анализа на практических занятиях в педагогическом вузе / М.В. Шуркова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2016. - № 2-4. - С. 105-107.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Ushakov A.V. O roli primerov na lekcijah po topologii v pedagogicheskom VUZe [On the role of examples in lectures on topology in Pedagogical University] / A.V. Ushakov // Pedagogicheskie nauki [Pedagogical sciences] - 2012. - № 3 (54). -P. 74-84. [in Russian]

2. Ushakov A.V. O roli primerov na lekcijah po differencial'noj geometrii v pedagogicheskom VUZe [On the role of examples in lectures on differential geometry in the Pedagogical University] / A.V. Ushakov // Pedagogicheskie nauki [Pedagogical sciences] - 2014. - № 3 (66). - P. 31-34. [in Russian]

3. Ushakov A.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij pri izuchenii geometrii v pedagogicheskom VUZe [The use of information technology in studying geometry at the Pedagogical University] / A.V. Ushakov // Pedagogicheskie nauki [Pedagogical sciences] - 2015. - № 2 (71). - P. 55-57. [in Russian]

4. Pedagogicheskaja napravlennost' matematicheskih disciplin v podgotovke budushhih uchitelej matematiki: Monografija [Pedagogical orientation of the mathematical sciences in preparation of future teachers of mathematics: Monograph] / A.V. Ushakov, Ju.A. Semenjachenko, V.G. Pokrovskij and others - M.: Izdatel'stvo «Sputnik+», 2016. - 144 p. [in Russian]

5. Shurkova M.V. Osobennosti raboty nad soderzhaniem teorem kursa matematicheskogo analiza na prakticheskih zanjatijah v pedagogicheskom vuze [Features the work of over the content of the course of mathematical analysis on theorems of practical training in the Pedagogical University] / M.V. Shurkova // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of Arts and Sciences] - 2016. - № 2-4. P. - 105-107. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.