Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ КИРГИЗСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РАСПАШНОЙ ЮБКИ - БЕЛЬДЕМЧИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ КИРГИЗСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РАСПАШНОЙ ЮБКИ - БЕЛЬДЕМЧИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПАШНАЯ ЮБКА / ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдырасулова Рахима Равшанбековна, Нурлан Кызы А.

В Ошском государственном университете на кафедре Дизайна были проведены исследования киргизской традиционной распашной юбки - бельдемчи. Проведена большая исследовательская научная работа, на основе которой была разработана классификация распашной юбки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Абдырасулова Рахима Равшанбековна, Нурлан Кызы А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THE KYRGYZ TRADITIONAL SWING SKIRT - BELDEMCHI

At the Osh State University, at the Department of Design, research was carried out on the Kyrgyz traditional swing skirt - Beldemchi. A lot of research scientific work has been carried out, and on the basis of the research work, a classification of the swing skirt has been developed.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ КИРГИЗСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РАСПАШНОЙ ЮБКИ - БЕЛЬДЕМЧИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

УДК 908 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/88

КЛАССИФИКАЦИЯ КИРГИЗСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РАСПАШНОЙ ЮБКИ - БЕЛЬДЕМЧИ

©Абдырасулова Р. Р., ORCID: 0000-0002-5727-389X, SPIN-код: 8631-8750, канд. техн. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, rabdyrasulova@oshsu.kg ©Нурлан кызы А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, aisnurlanova96@gmail.com

CLASSIFICATION OF THE KYRGYZ TRADITIONAL SWING SKIRT - BELDEMCHI

©Abdyrasulova R., ORCID: 0000-0002-5727-389X, SPIN-code: 8631-8750, Ph.D.,

Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, rabdyrasulova@oshsu.kg ©Nurlan kyzy A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan aisnurlanova96@gmail.com

Аннотация. В Ошском государственном университете на кафедре Дизайна были проведены исследования киргизской традиционной распашной юбки — бельдемчи. Проведена большая исследовательская научная работа, на основе которой была разработана классификация распашной юбки.

Abstract. At the Osh State University, at the Department of Design, research was carried out on the Kyrgyz traditional swing skirt — Beldemchi. A lot of research scientific work has been carried out, and on the basis of the research work, a classification of the swing skirt has been developed.

Ключевые слова: распашная юбка, традиционная одежда, классификация.

Keywords: swing skirt, traditional clothing, classification.

Сведения западных путешественников об одежде киргизов, как и их рисунки и фотографии представляют значительный интерес для нашей истории. Видно, что киргизская одежда, сохранив ряд архаических черт в формах, деталях, покрое и декорации, была удачно приспособлена к кочевому образу жизни и в этом она во многом походила на одежду других кочевников-степняков, хотя и отличалась своими самобытными чертами и деталями. В Кыргызстане, как и в других постсоветских странах, возрос интерес к исследованиям по культурному наследию, идентификации национальной культуры, определению ее роли и места в историческом пространстве. Изучение бельдемчи дает возможность дополнить историю и культуру киргизской одежды, которая составляет неотъемлемую часть материальной культуры, а также сохранить культурное наследие Кыргызстана.

Традиционный костюм является одним из богатейших источников для дизайна современной одежды. Начиная со второй половины ХХ века традиционный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко использовались модельерами при проектировании современной одежды. Народный костюм стал объектом пристального изучения. Эстетичность, функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения — все это характеризует традиционный костюм. Народный костюм - это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами ее создателей.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Народный костюм - не только яркий, самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, который вплоть до середины ХХ века сохранил традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственные киргизской одежде в прошлом. Покрой одежды наиболее полно освещает разнообразную по формам и богатую номенклатуру традиционной киргизской одежды. Процесс ее сложения связан с различными периодами истории народа, сложившимися культурными и социально-экономическими условиями жизни общества.

«Бельдемчи» — распашная юбка (полы которой сходятся спереди), пришитая к широкому поясу набедренная одежда, предназначенная для повседневной носки (рисунок 1). Она является самой распространенной поясной одеждой у киргизов. «Белдемчи» в переводе с киргизского «бел» - поясница, «дем» - отдых, «эмчи» - целитель, означает дающий отдых пояснице и исцеляющий. Она представляла собой распашную юбку, которая пришивалась к широкому поясу и одевалась сверху платья или камзола. Непременной частью бельдемчи является пояс. Бельдемчи шили для повседневного ношения и нарядную для особых случаев. Повседневные бельдемчи без вышивки из овчины носили жены чабанов, кочевавшие большую часть года на пастбищах, такая одежда не стесняла движений, защищала от холода во время езды верхом на коне и во время домашней работы на воздухе.

По назначению: повседневные; нарядные.

В настоящее время, бельдемчи входит в состав праздничной одежды и, несмотря на глубокие изменения, женский костюм сохраняет свой национальный облик, сохраняя цветовую гамму и жизнерадостный колорит (рис. 1). Киргизская традиционная одежда служит ценным источником для выявления древних этногенетических и культурных связей. Для киргизов эти связи очень широки и многообразны. Старый покрой некоторых видов одежды переработан, а отдельные элементы традиционного костюма, не соответствующие новым требованиям, быстро выходят из употребления. В настоящее время некоторые девушки и женщины надевают национальные костюмы на демонстрации во время больших праздников, в дни фестивалей, их заказывают для участников спортивных праздников, театральных постановок, художественной самодеятельности. К сожалению, при массовых заказах подлинные национальные черты костюма нередко сильно искажаются или чрезмерно преувеличиваются, а иногда используются без должного вкуса, вопреки свойственным традиционному костюму естественной простоте и изяществу.

По видам: зимние; летние.

Зимний вид бельдемчи в основном шили, прокладывая между внешним и внутренним слой ваты, шерсти, тонкого войлока затем простегивали. А также шили мехом (ягнят или козлят) внутрь. Такой вид бельдемчи хранится в Государственном историческом музее Киргизской Республики. Она сшита из трех кусков, прикрепленных к поясу без сборок. Это позволяет предполагать, что наиболее архаичной является бельдемчи без сборок. О значении бельдемчи как обязательной принадлежности костюма киргизок в прошлом свидетельствует обряд захоронения. Этот вид поясной одежды встречается в составе погребальной одежды, которой обертывают умершую у бедер [2].

Бельдемчи застегивался на пуговицы при широком поясе. Если же ширина была меньше, то завязывался шнуром «ычкыр» из красного, зеленого, синего и белого цветов, на концах делали кисточки для украшения.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 9. №5. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

В 19-20 веке, в зависимости от назначения, наши бабушки и прабабушки изготавливали этот вид одежды из домотканого сукна или дорогих материалов. Бельдемчи, который напоминает юбку с запахом, это не только традиционная одежда киргизских женщин. Этот предмет одежды имеет особенное значение. Его приносили в дар родные женщины, вместе с бешиком для малыша после рождения первенца. Задача бельдемчи была содержать поясницу роженицы в тепле. Таким образом, данный вид изделия отвечает в первую очередь гигиеническим требованиям. Гигиенические требования к одежде связаны с необходимостью сохранения здоровья и работоспособности человека, поддержания его нормального функционального состояния в различных климатических и производственных условиях. Одежда киргизов адаптирована к холоду и сырости климатических условий. Описывая эти вещи, мы понимаем, что климатические условия — лимитируют эстетические чувства киргизов. Именно окружающая природа требовала от киргизов создания или приобретения такой одежды, главное достоинство которой является защита и изоляция от климатических условий.

По виду материала: из бархата; из плюша; из адраса; из шелка; из меха ягнят и козлят; из вельвета; комбинированный (адрас, вельвет, плюш).

По способу отделки: с вышивкой; без вышивки; с мехом по краю; без меха; с бисером и полудрагоценными камнями. В комплексе требований, эстетические требования занимают особое место. Эстетические требования заключаются в соответствии ее современным духовным потребностям человека и общества, выраженным в эстетических идеалах, сложившемся стилевом направлении и моде [3]. Поэтому, этот вид изделия обшита множеством узоров, которые предназначены не только для красоты, на бельдемчи в основном женщины закладывали свои пожелания молодой маме, ее малышу в виде узоров, которые имели смысловое значение [1]. В прошлом по бельдемчи — по его крою, орнаменту, украшениям, цветовой гамме можно было определить, к какому роду принадлежит женщина, ее материальный и семейный статус, сколько у нее детей.

По конструкции (покрою): без сборок; из нескольких (скошенных) кусков ткани; не сходящие спереди; длина пояса (не заходит друг на друга); ширина пояса (Рисунок 1).

Рисунок 1. Виды распашной юбки по Рисунок 2. Классификация распашной

конструкции юбки - «Бельдемчи»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

По количеству соединительных швов: двухшовные; многошовные.

По силуэту: прямые; конические; клиньевые; расширенные книзу.

В заключении можно сделать следующие выводы. Разработанная классификация поможет поклонникам традиционной одежды и дизайнерам лучше и легче выбрать или создать различные модели распашной юбки (Рисунок 2). Большое значение для творчества имеет источник художественной идеи, та почва, которая питает фантазию художника. Однако современная национальная культура не сможет основываться только на повторении пройденного, вариациях прошлого. Традиции сильны не только своим постоянством, но и развитием, обогащением, изменением. Разработка новых моделей одежды бельдемчи должна вестись на основе понимания эстетических идеалов общества, его образа жизни, типов людей, улавливания крупиц того прогрессивного и ценного, что приносит с собой мода.

Список литературы:

1. Антипина К. И., Иванов В. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962. С. 216-273.

2. Акматалиев А. Кыргыздын улуттук кийимдери. Фрунзе, 1988.

3. Сухарева О. А. Среднеазиатский этнографический сборник. Фрунзе, 1954.

4. Абрамзон С. М. Этнографический альбом художника П. М. Кошарова // Сборник МАЭ. Т. 14. М.: Изд-во АН ССР, 1946. С. 122.

References:

1. Antipina, K. I., & Ivanov, V. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze, 216-273. (in Russian).

2. Akmataliev, A. (1988). Kyrgyzdyn uluttuk kiiimderi. Frunze. (in Russian).

3. Sukhareva, O. A. (1954). Sredneaziatskii etnograficheskii sbornik. Frunze. (in Russian).

4. Abramzon, S. M. (1946). Etnograficheskii al'bom khudozhnika P. M. Kosharova. Sbornik MAE, 14. Moscow, 122. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 29.03.2023 г. 06.03.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Абдырасулова Р. Р., Нурлан кызы А. Классификация киргизской традиционной распашной юбки - бельдемчи // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 648-651. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/88

Cite as (APA):

Abdyrasulova, R. & Nurlan kyzy, A. (2023). Classification of the Kyrgyz Traditional Swing Skirt - Beldemchi. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 648-651. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.