Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
707
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / MUSEUM / EXHIBITION / EXPOSITION / DIGITALIZATION / ELECTRONIC TECHNOLOGY / DIGITAL (MULTIMEDIA) TECHNOLOGIES / CLASSIFICATION / VISUALIZATION / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пустовойт Юлия Владимировна

В данной статье представлен второй из авторских подходов к классифицированию мультимедийных (цифровых) технологий, применяемых в экспозициях и выставках современного музея. Предлагаемая классификация разработана на основании формата интерактивности мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пустовойт Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF INTERACTIVE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES USED IN THE EXHIBITION SPACE OF A MODERN MUSEUM

This article presents the second of the author's approaches to the classification of multimedia (digital) technologies used in expositions and exhibitions of a modern museum. The proposed classification is based on the format of interactivity of multimedia technologies.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ»

RAR

УДК 069.01 ББК 79.1

10.34685/HI.2020.31.4.007

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Пустовойт Юлия Владимировна,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, сектор экспозиционно-выставочной деятельности музеев,

Институт Наследия, ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366 e-mail: pustovoit_yu@rambler.ru

Аннотация

В данной статье представлен второй из авторских подходов к классифицированию мультимедийных (цифровых) технологий, применяемых в экспозициях и выставках современного музея1. Предлагаемая классификация разработана на основании формата интерактивности мультимедийных технологий.

Ключевые слова

Музей, музейная выставка, музейная экспозиция, цифровизация, электронные технологии, мультимедийные (цифровые) технологии, классификация, визуализация, интерактивность.

Одной из главных примет жизнедеятельности музея в последние десятилетия стал «отказ от статичности экспозиций в пользу их интерактивности»*, видоизменивший формы

1 Пилко И.С, Савкина C.B. Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация // Вестник КемГУКИ. 2014. № 29. С.207-216 // [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer. ru/61609772-Udk-069-i-s-pilko-s-v-savkina.html (Дата обращения: 10.11.2020).

коммуникации музеев. В эпоху цифровизации технологии, обеспечивающие возможность активного участия посетителей в освоении музейного пространства, носят по преимуществу информационный характер и реализуют диалогическое взаимодействие «человек — машина»2.

Интерактивность музейных мультимедийных технологий основывается на трех «китах»:

2 Слово «интерактивность» от англ. interaction — «взаи-

модействие».

* Авторская классификация мультимедийных технологий на основании способов визуализации музейных экспонатов опубликована здесь: Пустовойт Ю.В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея // Культурное наследие России. 2019. № 1. С. 62-67.

55

56

3

во-первых, на гипертексте3, технологии системного построения документов, связанных гиперссылками, во-вторых, на 3Э-технологии (в музейной практике применяются по преимуществу 3Э-печать копий редких музейных предметов и 3Э-сканер, делающий статичное изображение объемным), в-третьих, на гипермедиа, сочетании различных видов информации при создании витрины-образа: вербального текста, видеоряда, аудиоряда (музыкальный аккомпанемент, вербальные комментарии, редкие аудиозаписи), анимации, различных визуальных эффектов (например, Simulation), запахов и т.д.

В настоящей статье представлена классификация мультимедийных (цифровых) средств, используемых при создании экспозиционно-вы-ставочного пространства музея XXI столетия. В классификации на основании способов и форматов интерактивности выделены следующие разновидности мультимедийных технологий с подвидами, применяемых в музеях РФ.

1. Сенсорные экраны, сенсорные панели

Эта технология основана на применении инфракрасных камер, распределенных под поверхностью интерактивных дисплеев. Камеры позволяют отслеживать прикосновения пальцев, 2D маркеров, реальных объектов и инфракрасных ручек. Интерактивные дисплеи могут быть разных размеров и всевозможных форматов: киоски (пюпитры), витрины, панели и столы; технология MultiTaction дает возможность строить модульные конструкции любых размеров и конфигураций, соединять несколько дисплеев в виде стола, видеостены, встраивать экраны в мебель, например, в шкаф. Так, существуют ин-

3 Определение «гипертекста» Г. Рябова достаточно полно очерчивает семантические границы понятия: «Гипертекст - способ организации текста (и вид текста), появившийся с внедрением в жизнь компьютерных технологий обучения. Дает возможность читателю, работающему с одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный). А затем вернуться обратно и продолжить чтение основного текста. ... Связь текстов между собой организуется с помощью гиперссылок (лин-ков)». Рябов Г. Сете- или -тура? Псевдонаучное псевдоисследование // [Электронный ресурс]. URL: https:// www.netslova.ru/ryabov/setetura.html (Дата обращения 15.11.2020).

терактивные практически бесшовные стены размером до 24 экранов4.

Пример: интерактивная панель, содержащая информацию о поделочных и полудрагоценных камнях, и позволяющая посетителю увидеть интерьеры и элементы внешнего оформления соборов, где они использовались (Музей художественного камня, Санкт-Петербург).

Особое внимание обратим на три формата сенсорных дисплеев, неизменно пользующихся большим успехом у посетителей маленьких и взрослых.

— Интерактивная витрина — используется как обычная витрина для демонстрации экспоната, где одна из стенок является экраном, на который можно выводить различную инфогра-фику и дополнительную информацию об экспонате.

Пример: сенсорная панель «Инструменты художника» знакомящая с предметами, необходимыми художнику-импрессионисту в работе, и обучающая работе с ними. Так, прикосновением к каждому из них посетитель активирует прозрачный экран, за которым размещены кисти, холст, мастихин, минерал, из которого делают краски. Затем на экран непосредственно перед экспонатами выводится информация об истории и предназначении главных рабочих инструментов импрессионистов. Демонстрация структуры холста и смешивания минерала со связующим происходит при помощи реалистичной 3Б-графики. (Музей русского импрессионизма, Москва).

— Интерактивная книга — сенсорный информационный киоск, выполненный в виде развернутой книги, электронные страницы которой легко перелистываются движением руки. Книга предоставляет большие объемы информации: коллекции, каталоги, альбомы; тексты и статичные изображения, видеофрагменты и аудиофайлы. Возможна детальное изучение представленных материалов через масштабирование.

Пример: интерактивная мультимедийная книга с «оживающими» страницами истории города (Музей истории, Екатеринбург).

4 Сайт Центра проекционных технологий «Викинг» // [Электронный ресурс]. URL: https://viking.ru/catalogue/ videostena/multitaction/ (Дата обращения: 21.11.2020).

— Скан-шкаф — большого размера сенсорный экран продолговатой формы, похожий на раздвижную дверь шкафа-купе, который посетитель может перемещать вдоль всей экспозиции и, при наведении на предметы витрины узнавать подробнее о каждом из них.

Пример: витрина - скан-шкаф с вещами, производимыми русским народом в эвакуации (Музей Победы на Поклонной горе, Москва).

2. Бесконтактные интерактивные системы

Бесконтактная интерактивная система позволяет организовать управление элементами экспозиции с помощью жестов рук. Например, на большой монитор (ЖК или плазменную панель) выводится альбом с фотографиями, и посетитель жестом руки, не притрагиваясь к поверхности монитора, может листать этот альбом в любую сторону. С помощью другого жеста фотографию можно увеличить, и т.п.

Пример: созданный российским изобретателем Львом Терменом терменвокс, бесконтактный электромузыкальный инструмент (Музей русского изобретательства, Пенза).

3. Интерактивные симуляторы

Интерактивные симуляторы — это электронные программные и аппаратные средства, имитирующие реальные условия, ситуации в определенном времени и пространстве. В музейных экспозициях симуляторы позволяют создать эффект погружения, эффект реального присутствия и часто используются в обучающих целях и имеют мощный воспитательный потенциал. Приведем примеры симуляторов разных видов.

Пример 1: «интерактивная песочница», созданная на основе сочетания песка и проекционных технологий, позволяет наглядно показать формирование гор и водоёмов (Музей занимательной науки, Томск).

Пример 2: симулятор автомобиля ГАЗ-АА «Полуторка» выполнен в виде кабины грузового автомобиля, оборудован трехстепенной системой подвижности, реальными органами управления и панорамным экраном: в симуляторе посетитель занимает место водителя «Полуторки» и отправляется в рейс по льду Ладожского озера по «дороге жизни», по пути преодолевая опасности — полыньи, обстрел вражескими самолетами, поломки машины и т.д. (Филиал Центрального военно-морского музея «Дорога Жизни», Санкт-Петербург).

4. Электронный этикетаж с применением ОИ-кода

Электронный этикетаж с QR-кодом5 обладает как минимум одним существенным отличием от классического этикетажа, помещенного на карточках: электронные аннотации к экспонатам предоставляют информацию о нем в расширенном контексте, причем информация может быть представлена как в формате гипертекста, так и гипермедиа. Считывается данная информация, расположенная на соответствующем сайте в интернете, с помощью QR-кода на этикетке музейного предмета и производящей сканирующее действие программы QR-reader на любом гаджете.

Пример: этикетаж в QR-кодах, сканирование которого позволяет получить эксклюзивную информацию почти о двух сотнях экспонатов действующей экспозиции (Музей-панорама «Бородинская битва», Московская область).

5. Виртуальная реальность (УК6-формат)

Трехмерная компьютерная среда, именуемая

«виртуальной реальностью», посредством воздействия технических средств на органы чувств переносит посетителя в искусственно созданный на основе экспоната мир, в который можно войти, осмотреться в нем, ощутить настроение и проникнуть в его смысл. У^-формат имеет разновидности: бывает стационарный и мобильный, в том числе используются необычные гаджеты вроде очков с зеркалами. Шлем, надеваемый на голову пользователем, подключается к компьютеру или ноутбуку, а очки рассчитаны на работу в комбинации со смартфоном. Очевидно, максимальный эффект погружения ощущается в У^-шлеме, блокирующем большую часть сигналов извне.

Пример: У^-фильм о бывшем лагере Днепровский, демонстрируемый в шлеме и созданный по итогам экспедиции в один из бывших сталинских лагерей на Колыме лагерь Днепровский и позволяющий в деталях рассмотреть остатки лагерной инфраструктуры (Государственный музей истории ГУЛАГа, Москва). Или еще один показательный пример применения У^-шлема: серия экскурсий в фантастические миры,

5 QR-код (англ. quickresponse - быстрый отклик) - миниатюрный носитель данных в виде матричного кода (двумерного штрихкода).

6 VR от английского «virtual reality» в значении «искус-

ственная реальность».

57

58

эпоху динозавров и т.д. (Кемеровский областной краеведческий музей, Кузбасс).

Пример: рассказ о современной Казани с 3Б панорамой и анимированной инфографикой, демонстрируемый через УИ-очки (Музей «Городская панорама» (Казань).

6. Дополненная реальность (АК7-формат)

Дополненная реальность вписывает экспонат

в реальность, окружающую зрителя, т.е. название технологии оправдывается вполне — реальность «дополняется» новыми образами. Это происходит за счет создания среды с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств8. Технология дополненной реальности, применяемая в музее, действует параллельно с технологией ОИ-кодов для шифрования ссылки и размещения метки в экспозиции.

Пример: АИ-технология в интерактивном комплексе «Живое сообщество», демонстрирующая принцип пищевой цепочки животных: так, при поднесении к экрану карточки с ОИ-кодом в отражении на ладони появляются животные (лиса, заяц, беркут или мышь). Если же положить две карточки рядом, можно увидеть маленькую историю про то, как животные взаимодействуют друг с другом, например, лиса подпрыгивает, бросается к зайцу и уносит его (Государственный Дарвиновский музей, Москва).

7. Жестовые и сенсорные игры

Тенденция геймификации в музейном пространстве на протяжении последних пяти лет становится всё более ощутимой на примере музеев РФ.

Пример: викторины и сенсорные игры на сенсорной панели в зале Фойе-театра интерактивной экспозиции «Подвиг народа» (Музей Победы, Москва).

8. Интерактивный мультимедийный макет

Интерактивный мультимедийный макет предполагает совмещение объемного физического макета с любым мультимедийным контентом, который запускаться на плазменные экраны, видеостены, также работает на основе проек-

7 AR - это аббевиатура английского словосочетания «augmented reality», что и переводится как «дополненная реальность».

8 К ним относятся планшеты, смартфоны и инновацион-

ные гаджеты, программное обеспечение.

ции или при помощи дополненной реальности. Управление мультимедиа макетом производится при помощи сенсорных экранов или интерфейсов бесконтактного управления контентом. Интерактивный макет - это технологичный и зрелищный способ презентации, бытующий динамично, поскольку позволяет посетителю в любой момент подгрузить новый контент.

Пример: интерактивная карта истории развития железных дорог России, позволяющая посетителю выбрать на сенсорном мультимедийном круге определенные года и увидеть на огромном экране железные дороги того времени (Музей РЖД, Санкт-Петербург).

В целом, в мире мультимедиа технологий, задействованных в экспозиционно-выставочном пространстве музея XXI века, ясно обозначилась тенденция к гибридности: популярными в последнее время становятся выделенные музейные пространства под так называемые интерактивные комплексы, создаваемые различными мультимедиа технологиями. Показательным примером интерактивного комплекса является размещенный в экспозиции зала «Зоогеография» московского Дарвиновского музея комплекс «Путешествие с животными — дополненная реальность». «С первого взгляда, экспозиция музея осталась прежней — всё так же взрослых и детей встречают обитатели саванн и тропических лесов, островов и материков. Но стоит встать на заветный круг («волшебную кнопку»), и мир вокруг преображается — на огромном экране прямо на Ваших глазах животные в витринах неожиданно оживают и стремглав бросаются к посетителям. Знакомство происходит в онлайн режиме, не оставляя сомнений в реальности происходящего»9. С вышедшими из витрин «ожившими» животными гости музея имеют возможность сфотографироваться, записать видео, поделиться ими с друзьями в социальных сетях или отправить по электронной почте.

Итак, к мультмедиа средствам в экспозици-онно-выставочном пространстве музея, реализующим принцип интерактивности, относятся следующие: сенсорные экраны/панели, бесконтактные интерактивные системы, интерактивные

9 Официальный сайт Государственного Дарвиновского музея // [Электронный ресурс]. URL: http://www. darwinmuseum.ru/projects/separate-exp/dopolnennaya-real-nost (Дата обращения: 18.10.2020).

симуляторы, электронный этикетаж с применением QR-кода, виртуальная реальность (VR - формат), дополненная реальность (AR - формат), же-стовые и сенсорные игры, интерактивный мультимедийный макет. При грамотном применении интерактивных технологий в современном музее достигается эффект иммерсивности, максимальное погружение посетителя в создаваемую среду, что вполне соответствует запросам настоящего времени и изменяющимся форматам просветительской коммуникации музеев.

Список литературы

1. Официальный сайт Государственного Дарвиновского музея // [Электронный ресурс]. URL: http://www.darwinmuseum.ru/ (Дата обращения: 18.10.2020).

2. Официальный сайт Государственного музея истории ГУЛАГа // [Электронный ресурс]. URL: https://gmig.ru/ (Дата обращения: 15.10.2020).

3. Официальный сайт Музея «Городская панорама» // [Электронный ресурс]. URL: https://kazan-panorama.ru/ (Дата обращения: 17.10.2020).

4. Официальный сайт Музея русского импрессионизма // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rusimp.su/ (Дата обращения: 15.10.2020).

5. Пилко И.С, Савкина С.В. Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация // Вестник КемГУКИ. 2014. № 29. С.207-216 // [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/61609772-Udk-069-i-s-pilko-s-v-savkina.html (Дата обращения: 10.11.2020).

6. Поляков Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М.: Институт Наследия, 2018. 588 с.

7. Пустовойт Ю.В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-вы-ставочном пространстве современного музея // Культурное наследие России. 2019. № 1. С. 62-67.

8. Рябов Г. Сете- или -тура? Псевдонаучное псевдоисследование // [Электронный ресурс]. URL: https://www.netslova.ru/ryabov/setetura.html (Дата обращения 15.11.2020).

9. Сайт Центра проекционных технологий «Викинг» // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.viking.ru/ (Дата обращения: 21.11.2020).

59

CLASSIFICATION OF INTERACTIVE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES USED IN THE EXHIBITION SPACE OF A MODERN MUSEUM

Pustovoit Yulia Vladimirovna,

PhD, Senior Research Scientist, Sector of Exposition and Exhibition Activities of Museums,

Institute Of Heritage, Kosmonavtov str., 2, Moscow, Russia, 129366 e-mail: pustovoit_yu@rambler.ru

Abstract

This article presents the second of the author's approaches to the classification of multimedia (digital) technologies used in expositions and exhibitions of a modern museum. The proposed classification is based on the format of interactivity of multimedia technologies. Keywords

Museum, exhibition, exposition, digitalization, electronic technology, digital (multimedia) technologies, classification, visualization, interactivity.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.