Научная статья на тему 'Классификация функций и задач вуза на основе метода Сагатовского'

Классификация функций и задач вуза на основе метода Сагатовского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1685
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SAGATOVSKI`S METHOD / МЕТОД САГАТОВСКОГО / ВУЗ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ / UNIVERSITY / HIERARCHY OF OBJECTIVES / CLASSIFICATION OF PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Георгий Александрович, Попова Екатерина Александровна

На основе метода Сагатовского описывается процедура построения дерева целей для процесса функционирования типового вуза. Метод Сагатовского предполагает дифференциацию и уточнение целей системы по семи уровням, каждый из которых содержит определенное число этапов. Построение дерева целей выполняется до третьего уровня. Приведен полученный на третьем уровне набор из 168 подцелей. Библиогр. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Георгий Александрович, Попова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF FUNCTIONS AND PROBLEMS OF A UNIVERSITY BASED ON SAGATOVSKI'S METHOD

A procedure of constructing a hierarchy of objectives for the process of functioning of a typical university is described basing on Sagstovski's method. Sagatovski`s method needs differentiation and specification of system objectives on seven levels, each of which contains a certain number of stages. The construction of the hierarchy of objectives is realized up to the third level. The constructed set on the third level consisting of 168 subgoals is presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Классификация функций и задач вуза на основе метода Сагатовского»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

УДК 316.48:519.87

Г. А. Попов, Е. А. Попова

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ И ЗАДАЧ ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕТОДА САГАТОВСКОГО

Введение

В настоящее время высшее учебное заведение является достаточно сложным организационным образованием, состоящим из большого количества институтов, факультетов, отделов, коммерческих структур, филиалов и т. п., многие из которых имеют разный юридический статус, различные условия функционирования и т. д. Структура и функциональные обязанности отдельных подразделений вуза обычно формировались и изменялись в соответствии с потребностями вуза, рынка и вышестоящих организаций, вследствие чего их содержание и системная связь между подразделениями в разных вузах отличаются. Именно поэтому представляет интерес системный анализ функций и задач, стоящих перед типовым вузов, что и является предметом исследования.

Работ по тематике системного анализа функций и задач вуза мало [1].

Системная классификация основных целей и задач вуза

В качестве основной методики проведения системного анализа выбрана методика Сага-товского [2, 3], которая предполагает дифференциацию и уточнение целей и функционирования системы по семи уровням.

I уровень. Глобальная цель. Обычно цель либо задается «сверху», либо формируется исходя из требований и потребностей рынка. Целей может быть любое количество, но любая из них должна быть ориентирована на определённый конечный продукт.

II уровень. Конечный продукт. Виды конечного продукта зависят от характера целей. В зависимости от организации (производство, вуз, научно-исследовательская организация, аппарат управления и т. д.) конечный продукт может иметь различное воплощение - конкретное изделие, пакет документов, программный продукт и т. д.

III уровень. Пространство инициирования целей. Любой конечный продукт ограничен в определенном пространстве возможных значений этого продукта, границы которого диктуются ограничениями «сверху», «снизу», требованиями окружения, возможностями самой системы.

IV уровень. Жизненный цикл. На этом уровне прежде всего определяются различные этапы получения конечных продуктов - от анализа или прогнозирования потребностей до потребления и поставки заказчику или его утилизации. Затем полученные выше подцели уточняются с учетом особенностей каждого из этапов.

V уровень. Состав системы. Этот уровень предполагает детализацию целей с учетом состава и возможностей самой системы, в частности, включает в себя субъектов, средства и предметы труда, систему взаимосвязи между всеми составляющими.

VI уровень. Цикл управления. На этом уровне уточняется технология решения полученных задач с учетом существующей в системе технологии организационного управления, в частности включает в себя следующие основные функции управления: прогнозирование, планирование, организация, контроль и анализ.

VII уровень. Делегирование полномочий. На этом уровне определяются конкретные исполнители, соисполнители, а также осуществляются согласование и утверждение планов мероприятий, связанных с решением полученных задач.

Первые четыре уровня представляют собой детализацию целей до уровня конкретных подцелей. С пятого по шестой уровень речь идет о функциях, а не о подцелях, поскольку к процессу реализации глобальных целей подключаются ресурсы системы. Здесь под функцией управления понимается организационная совокупность средств, методов и мероприятий, реали-

зуемых в системе с целью достижения определенной цели и (или) решения заданной совокупности задач. На седьмом уровне функции трансформируются в задачи, поскольку в их формулировке учитываются конкретные особенности, ограничения, возможности и условия функционирования системы.

Воспользуемся описанной методикой для построения дерева целей, функций и задач вуза. Для этого уточним вначале содержание перечисленных выше компонентов пирамиды с учетом специфики рассматриваемой системы.

I. Глобальная цель. Состоит из шести составляющих целей, которые перечислены ниже.

1. В настоящее время вуз является основным «поставщиком» специалистов высшей квалификации для различных направлений человеческой деятельности. В условиях постоянно развивающегося общества меняется и перечень востребованных специальностей. Появляются новые направления в науке, новые технологии, и вуз должен гибко реагировать на все изменения.

2. Научная работа - это научные исследования, технологические разработки, апробация новых достижений в промышленности и др. К сожалению, научная работа по разным причинам в настоящее время не является доминирующей составляющей деятельности вуза (отсутствие финансирования, недостаток собственных финансовых средств, низкая востребованность производства и экономики в целом в научно-технических новшествах, устаревшая экспериментальная и лабораторная база вуза и т. д.).

3. В современных условиях, когда обострилась конкуренция на рынке образовательных услуг, вузу необходимо обеспечивать и поддерживать высокий уровень образовательных и иных услуг. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить достойный уровень оплаты всех сотрудников, а также наличие необходимого арсенала образовательных материальнотехнических средств (компьютерные классы, оборудование, научно-методическая литература, достойный вид помещений и территории вуза и т. д.). Основная цель коммерческой деятельности вуза направлена именно на обеспечение этих потребностей.

4. Наряду с подготовкой специалистов по различным направлениям, вуз обеспечивает потребности региона и в других образовательных услугах (курсы по повышению квалификации, дополнительное образование, второе образование и т. д.), а также принимает участие в решении научно-технических задач, представляющих интерес для региона.

5. Морально-нравственное, эстетическое и культурное воспитание студентов, молодежи, всех окружающих входило в список глобальных целей вуза в советское время. В постсоветское время эта цель была, по существу, забыта, но в настоящее время достижения вуза в этой сфере учитываются при комплексной оценке вуза. Кроме того, вуз, как один из культурнонравственных центров своего региона, не может игнорировать указанную цель.

6. Для решения всех поставленных перед вузом задач сам вуз, как система, должен поддерживать свою работоспособность, что и составляет содержание шестой цели.

II. Конечный продукт. В соответствии с методикой Сагатовского каждую цель следует уточнять по типу конечного продукта. Применительно к вузу конечными продуктами являются:

1) профессиональные знания, приобретенные лицами, получившими образовательные услуги в вузе;

2) научно-технические результаты и разработки, выполненные в вузе;

3) результаты коммерческой деятельности вуза;

4) состояние морально-нравственного климата и культурного уровня выпускников вуза;

5) состояние территории, недвижимого имущества и материально-технических средств вуза.

III. Пространство инициирования целей. В качестве составляющих пространства инициирования целей применительно к вузу выступают:

1) требования федерального законодательства (в частности, государственные образовательные стандарты), министерства образования, организаций и ведомств, которым подчиняется вуз;

2) подведомственная система (филиалы, институты, территориально расположенные в отдалении от основных структур университета, факультеты, базовые кафедры на предприятиях и в других организациях и т. п.);

3) актуальная среда, которую в первом приближении можно разбить на четыре составляющие: а) региональные и местные органы власти; б) региональные организации; в) местное население; г) нерегиональные организации;

4) собственно система, т. е. непосредственно вуз с его собственными интересами и возможностями (кадровыми и материально-техническими).

IV. Жизненный цикл. Структуры жизненного цикла различны для каждой из перечисленных выше целей.

Для наиболее важной цели - подготовки специалистов - жизненный цикл работы вуза можно схематично описать следующим образом:

1) привлечение абитуриентов и других лиц для поступления и обучения в вузе;

2) прием в вуз;

3) период обучения дисциплинам общеобразовательного цикла;

4) обучение дисциплинам профессионального цикла;

5) сдача государственных экзаменов, подготовка и защита дипломных проектов и работ;

6) контроль и отслеживание эффективности работы выпускников вуза (в частности, работа по специальности или не по специальности).

V. Состав системы. Применительно к вузу состав системы уточняется следующим образом:

а) кадры - руководство, преподавательский состав, вспомогательный персонал, вспомогательные службы;

б) средства деятельности - учебные, лабораторные, другие функциональные помещения, лабораторное и компьютерное оборудование;

в) предметы деятельности - студенты, учебно-методические средства, обучающие и экспериментальные средства;

г) отношения - прежде всего организационно-финансовые отношения между преподавателями и обучающимися, преподавателями и вузом, отдельными подразделениями и вузом, между подразделениями.

VI. Цикл управления. Перечисленные выше шесть функций управления имеют специфическое содержание для каждой из шести целей. Из перечисленных выше пяти функций управления для вуза наиболее существенной является функция организации. Эта функция применительно, в частности, к оказанию образовательных услуг, охватывает весь учебный процесс.

VII. Делегирование полномочий. Процесс конкретной реализации функции управления в настоящее время во все большей степени регламентируется различными стандартами, в частности стандартами серии ISO 9000. Ведущие вузы также стремятся организовать свою работу в соответствии с требованиями этих стандартов системы менеджмента качества.

В приложении приведены результаты реализации описанной методики для первых трёх уровней. Как видно из результатов детализации глобальных целей до третьего уровня, каждый последующий уровень увеличивает число ветвей в среднем не менее чем в 5 раз. Поэтому полностью построенное дерево целей будет включать в себя не менее 57 = 78 125 задач, т. е. не менее 50 000 задач. Естественно, охватить их все в данной работе нет возможности. Каждая из этих задач предполагает анализ методов её решения, включая формирование исходных данных, непосредственно решение, интерпретацию и процедуру использования результатов решения, что также является громоздкой процедурой. Можно оценить ожидаемое число всех задач

на основе регрессионного анализа [3] в классе зависимостей типаy(n) = a ■ bn ; где п - номер уровня; y(n) - число задач на п-м уровне. Тогда из приложения при п = 1, п = 2 и п = 3 получаем: у(1) = 6, у(2) = 28, у(3) = 166. Полагая z(n) = lny(n), приходим к линейной зависимости z(n) = ln a + n ■ ln b . Наиболее оптимальная зависимость получается при следующих значениях а и b: ln a = 0,092, ln b = 1,66 соответственно, т. е. a = 1,096, b = 5,27. Таким образом, число задач на п-м уровне можно оценить на основе зависимости y(n) = 1,96 ■ (5,27)n . В частности, при п = 7 получаем y(7) » 122 095 , что существенно больше приведенной выше оценки.

Заключение

Как следует из результатов, приведенных выше, формирование полного множества задач, решение которых обеспечивает наиболее полноценную реализацию и достижение всех поставленных целей, является сложной, труднообозримой и ёмкой процедурой. Как и в других аналогичных случаях, один из возможных способов решения этой проблемы заключается в использо-

вании средств вычислительной техники для автоматизации процесса решения полученной совокупности задач. Эта совокупность задач включает в себя многие десятки тысяч задач. Даже при наличии порядка тысячи сотрудников, которые занимаются решением указанных задач, не участвуя полноценно в учебном процессе, на каждого из них приходится не менее 5-10 задач. Именно поэтому обеспечение полноценного решения всех задач может оказаться достаточно сложным. Обычно в вузе решаются лишь наиболее важные из задач, поскольку имеющимся штатом сотрудников охватить все из них практически невозможно.

Возможный способ уменьшения количества решаемых задач - ограничиться уточнением целей до определенного промежуточного уровня, когда число полученных подцелей (или функций управления) относительно невелико. Каждая из подобных подцелей определяет направление деятельности сотрудника, группы сотрудников или подразделения.

Целесообразно также провести оценку каждой из полученных задач по заданной совокупности характеристик (в частности, по их важности для процесса достижения поставленных целей, сложности и трудоёмкости их решения, по уровню возможных затрат) и затем выбрать наиболее представительное множество задач, удовлетворяющее заданным ограничениям (верхняя граница суммарных затрат, количество решаемых задач и др.). Полученная совокупность задач и будет составлять основное содержание деятельности вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корнилов Г. И. Основы теории систем и системного анализа: курс лекций. - Кривой Рог, 1998. - 76 с.

2. Волкова В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системный анализ. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 514 с.

3. Катышев П. К., Магнус Я. Р., Пересецкий А. А. Эконометрика. - М.: Дело, 2005. - 504 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Глобальная цель

1. Подготовка специалистов по востребованным специальностям и направлениям.

2. Научная работа.

3. Коммерческая деятельность.

4. Удовлетворение потребностей региона в научно-образовательных услугах.

5. Морально-нравственное, эстетическое и культурное воспитание молодёжи.

6. Обеспечение жизнедеятельности и функциональности самого вуза и всех его подразделений.

II. Конечный продукт

1.1. Специалисты.

1.2. Магистры.

1.3. Бакалавры.

1.4. Специалисты со средним специальным образованием.

2.1. Аспиранты.

2.2. Кандидаты и доктора наук.

2.3. Научные достижения и технические разработки.

2.4. Хозяйственно-договорные работы вуза в сфере научно-технической деятельности.

2.5. Совместная научно-техническая деятельность на региональном, федеральном и международном уровне.

3.1. Обучение на коммерческой основе.

3.2. Формирование источников финансирования научных работ.

3.3. Внедрение результатов научной и технической деятельности.

3.4. Коммерческая деятельность с использованием собственности вуза (помещения, территория, оборудование).

3.5. Коммерческая деятельность на территории города, области и в других регионах.

3.6. Коммерческая деятельность на международном уровне.

4.1. Подготовка специалистов, бакалавров и магистров по специальностям и направлениям, представляющим интерес для региона.

4.2. Получение второго и дополнительного образования в соответствии с требованиями и потребностями региона; организация заочных, дистанционных и иных неперманентных форм обучения исходя из интересов региона и потребностей рынка.

4.3. Участие в различных региональных научно-исследовательских и инженерно-технических проектах.

4.4. Участие вуза в различных мероприятиях регионального масштаба.

5.1. Обеспечение здоровой морально-нравственной атмосферы на территории и в стенах вуза, а также, в меру возможностей, вне вуза.

5.2. Создание различных кружков и клубов по интересам для преподавателей и студентов вуза.

5.3. Создание условий для отдыха и проведения досуга студентами и преподавателями вуза.

5.4. Патриотическое воспитание молодежи.

6.1. Поддержание в работоспособном состоянии различных инфраструктур вуза и их совершенствование (энерго-, водо- и газоснабжение, связь, системы канализации и др.).

6.2. Поддержание в работоспособном состоянии помещений, зданий и территории вуза.

6.3. Обеспечение эффектной работы подразделений, обеспечивающих учебный процесс.

6.4. Обеспечение эффективной работы финансово-экономических подразделений вуза.

6.5. Обеспечение безопасной работы персонала, обучающихся и всех субъектов на территории вуза, сохранности имущества вуза и безопасности всех субъектов на территории вуза.

III. Пространство инициирования цели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1.1. Обеспечение выполнения требований законодательства и вышестоящих государственных организаций по подготовке специалистов.

1.1.2. Обеспечение выполнения нормативных требований, необходимых для аккредитации вуза и отдельных специальностей.

1.1.3. Обеспечение выполнения требований и рекомендаций УМО по подготовке специалистов.

1.1.4. Контроль за выполнением требований по подготовке специалистов в филиалах, на базовых кафедрах, в других подчиненных учебных подразделениях вуза.

1.1.5. Обеспечение подготовки специалистов по планам целевой подготовки.

1.1.6. Создание и обеспечение функционирования базовых кафедр по подготовке специалистов на крупных предприятиях и в организациях.

1.1.7. Обеспечение материально-технической и лабораторной базы, требуемой для подготовки специалистов.

1.1.8. Обеспечение в требуемом составе и объеме учебно-методической литературы для подготовки специалистов.

1.1.9. Обеспечение уровня квалификации и подготовки преподавательского состава, требуемого для подготовки специалистов.

1.2.1. Обеспечение выполнения требований законодательства и вышестоящих государственных организаций по подготовке бакалавров.

1.2.2. Обеспечение выполнения нормативных требований, необходимых для аккредитации вуза и отдельных специальностей по подготовке бакалавров.

1.2.3. Обеспечение выполнения требований и рекомендаций УМО по подготовке бакалавров.

1.2.4. Контроль за выполнением требований по подготовке бакалавров в филиалах, на базовых кафедрах, в других подчиненных учебных подразделениях вуза.

1.2.5. Обеспечение подготовки бакалавров по планам целевой подготовки.

1.2.6. Создание и обеспечение функционирования базовых кафедр по подготовке бакалавров на крупных предприятиях и в организациях.

1.2.7. Обеспечение материально-технической и лабораторной базы, требуемой для подготовки бакалавров.

1.2.8. Обеспечение в требуемом составе и объеме учебно-методической литературы для подготовки бакалавров.

1.2.9. Обеспечение уровня квалификации и подготовки преподавательского состава, требуемого для подготовки бакалавров.

1.2.10. Проведение рекламно-разъяснительной компании среди населения по поступлению на бакалавриат.

1.2.11. Проведение рекламно-разъяснительной компании среди руководства предприятий и организаций по приему молодых выпускников-бакалавров на работу.

1.2.12. Обеспечение выполнения требований законодательства и вышестоящих государственных организаций по подготовке бакалавров из числа иностранных граждан.

1.3.1. Обеспечение выполнения требований законодательства и вышестоящих государственных организаций по подготовке магистров.

1.3.2. Обеспечение выполнения нормативных требований, необходимых для аккредитации вуза и отдельных специальностей по подготовке магистров.

1.3.3. Обеспечение выполнения требований и рекомендаций УМО по подготовке магистров.

1.3.4. Контроль за выполнением требований по подготовке магистров в филиалах, на базовых кафедрах, в других подчиненных учебных подразделениях вуза.

1.3.5. Обеспечение подготовки магистров по планам целевой подготовки.

1.3.6. Создание и обеспечение функционирования базовых кафедр по подготовке магистров на крупных предприятиях и в организациях.

1.3.7. Обеспечение материально-технической и лабораторной базы, требуемой для подготовки магистров.

1.3.8. Обеспечение в требуемом составе и объеме учебно-методической литературы для подготовки магистров.

1.3.9. Обеспечение уровня квалификации и подготовки преподавательского состава, требуемого для подготовки магистров.

1.3.10. Проведение рекламно-разъяснительной компании среди населения по поступлению в магистратуру.

1.3.11. Проведение рекламно-разъяснительной компании среди руководства предприятий и организаций по приему молодых выпускников на работу.

1.3.12. Обеспечение выполнения требований законодательства и вышестоящих государственных организаций по подготовке магистров из числа иностранных граждан.

1.3.13. Формирование единой образовательной траектории бакалавр-магистр, учитывающей интересы региона.

1.4.1. Обеспечение выполнения требований законодательства и вышестоящих государственных организаций по подготовке специалистов со средним специальным образованием.

1.4.2. Обеспечение выполнения нормативных требований, необходимых для аккредитации вуза и отдельных специальностей со средним специальным образованием.

1.4.3. Обеспечение выполнения требований и рекомендаций УМО по подготовке специалистов со средним специальным образованием.

1.4.4. Контроль за выполнением требований по подготовке специалистов со средним специальным образованием в филиалах, на базовых кафедрах, в других подчиненных учебных подразделениях вуза.

1.4.5. Обеспечение подготовки специалистов со средним специальным образованием по планам целевой подготовки.

1.4.6. Создание и обеспечение функционирования базовых кафедр по подготовке специалистов со средним специальным образованием на крупных предприятиях и в организациях.

1.4.7. Обеспечение требуемой материально-технической и лабораторной базы, требуемой для подготовки специалистов со средним специальным образованием.

1.4.8. Обеспечение в требуемом составе и объеме учебно-методической литературы для подготовки специалистов со средним специальным образованием.

1.4.9. Обеспечение требуемого уровня квалификации и подготовки преподавательского состава для подготовки специалистов со средним специальным образованием.

1.4.10. Формирование единой образовательной траектории «специалист со средним специальным образованием - бакалавр - магистр», учитывающей интересы региона.

2.1.1. Выполнение требований законодательства и вышестоящих организаций по приему и обучению в аспирантуре.

2.1.2. Выбор состава направлений обучения в аспирантуре, учитывающего интересы населения, региона и вуза.

2.1.3. Создание организационных возможностей для выполнения всех формальных требований, связанных с обучением в аспирантуре (кандидатский минимум, опубликование работ, участие в конференциях и т. д.).

2.1.4. Обеспечение материально-технических условий для проведения научной работы в рамках государственных требований по подготовке аспирантов.

2.1.5. Обеспечение приемлемых условий проживания аспирантов и их семей.

2.1.6. Обеспечение возможности для апробации и внедрения научной работы аспирантов, прежде всего с учетом региональных возможностей.

2.1.7. Обеспечение приоритетных возможностей обучения в аспирантуре сотрудников вуза и закрепление аспирантов в составе сотрудников вуза.

2.1.8. Обеспечение активного участия аспирантов в учебной и иной деятельности кафедры.

2.2.1. Подготовка кандидатов и докторов наук в полном соответствии с требованиями вышестоящих организаций.

2.2.2. Обеспечение выполнения аккредитационных требований по остепененности вуза, включая филиалы и другие подчиненные учебные заведения.

2.2.3. Подготовка специалистов высшей квалификации по областям, представляющим интерес для регионов.

2.2.4. Подготовка специалистов высшей научной квалификации в соответствии с требованиями

рынка.

2.2.5. Подготовка высококвалифицированных специалистов (докторов наук) в соответствии с международными требованиями.

2.2.6. Подготовка кандидатов и докторов наук в соответствии с потребностями вуза.

2.3.1. Обеспечение финансовой и иной поддержки научных исследований и технических разработок вуза со стороны вышестоящих ведомств и организаций.

2.3.2. Обеспечение участия вуза в различных национальных и других общегосударственных научно-технических программах.

2.3.3. Способствование участию в проведении научно-технических разработок в филиалах и других подчиненных учебных заведениях.

2.3.4. Активное участие вуза в научно-исследовательской деятельности на региональном уровне.

2.3.5. Формирование общей стратегии проведения научно-исследовательской деятельности.

2.3.6. Формирование в вузе системы управления научно-технической деятельностью, способствующей активному участию всего преподавательского корпуса в научно-технической работе вуза.

2.3.7. Активное вовлечение студентов в процесс научно-технической деятельности.

2.3.8. Создание материально-технической базы для проведения научно-технической работы.

2.3.9. Создание условий для опубликования результатов научных исследований, в том числе в престижных научных изданиях.

2.3.10. Обеспечение эффективного функционирования системы оформления и фиксации авторских прав всех участников научно-технической деятельности (вуза, групп сотрудников и отдельных сотрудников).

2.3.11. Формирование условий, способствующих активному внедрению результатов научных исследований и технических разработок вуза.

2.3.12. Формирование системы информационной поддержки научно-технической деятельности (включая библиотечные фонды и библиотечную систему в целом, патентный поиск, Интернет-информацию, систему консультаций в ведущих центрах и у ведущих специалистов).

2.4.1. Выполнение требований законодательства РФ, нормативных документов и вышестоящих организаций, касающихся проведения хозяйственно-договорных работ в научно-технической сфере.

2.4.2. Доведение информации о возможности выполнения определенных работ до потенциальных потребителей.

2.4.3. Расширение возможностей вуза для выполнения хозяйственно-договорных работ (получение лицензий, выделение необходимых материально-технических ресурсов вуза, создание благоприятных налоговых условий и др.).

2.4.4. Создание рабочего и интеллектуального потенциала в вузе для выполнения хозяйственнодоговорных работ (обучение на курсах, привлечение необходимого числа сотрудников вуза и т. д.).

2.4.5. Создание в вузе возможностей аккумуляции подразделениями заработанных финансовых средств с целью расширения материально-технической базы, требуемой для выполнения научно-технических работ.

2.5.1. Соблюдение требований законодательства РФ, связанных с совместным проведением научнотехнических мероприятий и проектов с иностранными организациями или с участием иностранных граждан.

2.5.2. Выполнение требований законодательства РФ и нормативных положений других вышестоящих ведомств и организаций, связанных с созданием и функционированием совместных фирм с другими организациями в научно-технической сфере.

2.5.3. Выбор наиболее приемлемых форм и условий взаимодействия с другими организациями в научно-технической сфере.

2.5.4. Обеспечение соблюдения интересов вуза при формировании совместных научно-технических проектов с другими организациями.

2.5.5. Укрепление материально-технической базы вуза в научно-технической сфере за счет возможностей, связанных с участием вуза в совместных проектах с другими организациями и фирмами.

3.1.1. Обеспечение выполнения требований федеральных органов власти и вышестоящих органов к порядку приема и обучения коммерческих студентов.

3.1.2. Контроль за процессом коммерческого обучения в филиалах и других отдаленных учебных подразделениях вуза.

3.1.3. Выявление потребностей населения к образовательным услугам и адаптация образовательной деятельности к потребностям рынка (по составу специальности и направлений, по форме обучения, цене и т. д.).

3.1.4. Выбор состава специальностей и направлений, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности региона и рынка в образовательных услугах.

3.1.5. Обеспечение требуемого уровня начальных знаний студентов, принимаемых в вуз на коммерческой основе (подготовительные и иные курсы).

3.1.6. Создание условий и возможностей для достижения коммерческими студентами требуемого уровня знаний и сдачи экзаменов и зачетов (дополнительные занятия и консультации, отодвинутые сроки сдачи, повторные попытки и т. д.)

3.1.7. Ведение оптимальной ценовой политики при обучении на коммерческой основе, организация эффективной процедуры оплаты за обучение в различных формах.

3.1.8. Формирование внутривузовской системы стимулирования сотрудников вуза, в наибольшей степени способствующей процессу эффективности процесса обучения.

3.2.1. Обеспечение финансирования научно-технических разработок со стороны управляющих образовательных структур (Министерство образования, Федеральное агентство по рыболовству и т. д.)

3.2.2. Участие в различных научно-технических проектах и программах федерального и регионального уровней.

3.2.3. Организация научно-технических центров на основе кафедр и филиалов, находящихся в непосредственных контактах с различными организациями.

3.2.4. Получение различных грантов на выполнение научно-исследовательских и других разработок.

3.2.5. Получение выплат от внедрения научно-технических разработок в других организациях и предприятиях.

3.2.6. Получение выплат от внедрения запатентованных научных достижений и технических разработок вуза.

3.2.7. Привлечение спонсоров для финансирования научных разработок.

3.2.8. Создание системы стимулирования инновационных начинаний подразделений и сотрудников вуза в сфере научной деятельности (создание совместных с крупными научными центрами лабораторий, ведение научных исследований по договорам и т. д.).

3.3.1. Участие в различных выставках и показах, связанных с научно-технической деятельностью и демонстрацией научно-технической продукции.

3.3.2. Активная рекламная кампания научно-технической продукции вуза.

3.3.3. Внедрение научно-технических разработок вуза в организациях, находящихся в тесном контакте с вузом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3.4. Получение авторских прав, сертификатов и других регистрационных документов на научнотехническую продукцию вуза.

3.3.5. Создание внутривузовской системы стимулирования научно-технической деятельности вплоть до доведения разработок до конкретных образцов изделий и их внедрения.

3.3.6. Организация лабораторной базы для проведения научно-технических работ совместно с другими организациями на взаимовыгодной основе.

3.4.1. Выполнение требований законодательства РФ и вышестоящих организаций об использовании собственности вуза.

3.4.2. Организация системы контроля эффективности использования собственности вуза в филиалах, подчиненных учебных заведениях, в территориально удаленных научно-образовательных центрах и т. д.

3.4.3. Выработка оптимальной стратегии и ценовой политики использования территориального и аудиторного фонда вуза без ущерба для основной деятельности вуза.

3.4.4. Обеспечение оптимальных условий для работы коммерческих структур на территории вуза без ущерба для его основной деятельности.

3.4.5. Привлечение различных государственных и коммерческих организаций к совместной работе на территории вуза.

3.4.6. Разработка политики и технологии реализации по сдаче в аренду и использованию на паритетных началах оборудования, помещений и территории вуза.

3.4.7. Разработка системы льгот для коммерческих структур, подчиненных подразделениям вуза.

3.4.8. Контроль коммерческой деятельности сотрудников вуза на территории вуза.

3.5.1. Выполнение требований законодательства РФ и вышестоящих организаций, связанных с коммерческой деятельностью вуза.

3.5.2. Создание оптимальных финансово-экономических и организационных условий для коммерческой деятельности филиалов и других территориально удаленных подразделений вуза.

3.5.3. Разработка оптимальной стратегии ведения коммерческой деятельности вуза в регионе, а также вне региона.

3.5.4. Сдача оборудования и устройств, имеющихся в собственности вуза, в аренду.

3.6.1. Выполнение требований международного законодательства и требований законодательства РФ, связанных с коммерческой деятельностью на территории других государств или с участием иностранных граждан.

3.6.2. Реклама среди иностранной аудитории возможностей вуза в образовательной, научной, технической и других сферах деятельности с целью привлечения потенциальных клиентов и партнеров.

3.6.3. Участие в совместных проектах иностранных фирм сотрудников и студентов вуза.

3.6.4. Патентная деятельность на международном уровне.

4.1.1. Формирование системы специальностей и направлений, представляющих наибольший интерес для региона и населения.

4.1.2. Открытие филиалов, кафедр и центров подготовки в районах, наиболее важных для региона.

4.1.3. Обеспечение льготных условий приема и подготовки целевых студентов, востребованных в регионе.

4.1.4. Активное взаимодействие с различными региональными организациями в процессе подготовки специалистов, бакалавров и магистров.

4.1.5. Организация приема и обучения лиц, направляемых в вуз различными региональными организациями, на договорной и целевой основе.

4.1.6. Реорганизация выпускающих кафедр с учетом региональных требований и возможностей.

4.1.7. Оснащение кафедр современными материально-техническими средствами и оборудованием для подготовки квалифицированных специалистов, наиболее востребованных в регионе.

4.1.8. Организация и открытие новых кафедр для подготовки специалистов в развивающихся направлениях науки и техники.

4.2.1. Выбор наиболее приемлемых для региона специальностей для получения образования по заочной, индивидуальной, дистанционной (по траектории колледж - вуз) формам обучения.

4.2.2. Выбор наиболее приемлемых для региона специальностей и форм обучения для получения дополнительного образования, переквалификации и повышения квалификации.

4.2.3. Оказание действенной помощи филиалам и территориально отдаленным кафедрам и центрам подготовки вуза в успешном проведении учебного процесса по неочным формам обучения.

4.2.4. Формирование и реализация совместно с заинтересованными региональными организациями и местным руководством различных программ подготовки и переподготовки кадров.

4.2.5. Формирование и реализация внутривузовской системы повышения квалификации кадров.

4.3.1. Обеспечение федерального или регионального участия вуза в федеральных научнотехнических программах, реализуемых в регионе.

4.3.2. Анализ и выявление потребностей региона в научно-технических услугах.

4.3.3. Разработка совместно с региональными органами власти научно-технических программ.

4.3.4. Формирование внутривузовской системы стимулирования исследований и разработок, представляющих интерес для региона.

4.4.1. Участие в разных мероприятиях федерального и международного уровня, проводимых в регионе (выборы, перепись населения, крупные спортивные и иные мероприятия и т д.).

4.4.2. Оказание помощи филиалам, базовым кафедрам, подшефным организациям и партнерам в процессе их участия в региональных мероприятиях.

4.4.3. Оказание помощи региональным органам власти в проведении различных региональных мероприятий.

4.4.4. Поддержка инициативных начинаний студентов и сотрудников по организации и участию в различных мероприятиях регионального уровня.

4.4.5. Всестороннее освещение в печатных изданиях, выпускаемых в вузе, различных мероприятий, проводимых в регионе.

5.1.1. Обеспечение выполнения требований и рекомендаций федеральных органов власти, относящихся к сфере морально-нравственного воспитания молодежи.

5.1.2. Адаптация планов и мероприятий в воспитательной сфере к требованиям, потребностям и настроениям студенческой молодежи вуза.

5.1.3. Участие в местных, региональных и иных мероприятиях, способствующих повышению морально-нравственного уровня студентов.

5.1.4. Обеспечение здорового морально-нравственного климата в коллективе вуза.

5.1.5. Поддержание между сотрудниками и обучающимися вуза благоприятных отношений, опирающихся на здоровые морально-нравственные принципы объективности, требовательности и авторитетности.

5.2.1. Выполнение постановлений федеральных органов власти о всестороннем развитии личности.

5.2.2. Создание кружков по интересам для преподавателей и студентов вуза (интеллектуальные игры, спортивные и танцевальные кружки и т. п.).

5.2.3. Участие в различных мероприятиях (спортивно-оздоровительного, интеллектуального характера, связанных с личными увлечениями) городского, регионального и иного уровня.

5.2.4. Создание кружков, клубов и т. п., способствующих общему интеллектуальному, нравственному и физическому развитию сотрудников и студентов вуза (автошкола, интеллектуальные конкурсы, спортивно-оздоровительные группы для преподавателей и т. д.).

5.3.1. Выполнение требований и решений вышестоящих органов власти, касающихся здоровья и отдыха сотрудников и студентов вуза (активное участие во всеобщей диспансеризации населения, соблюдение требований законодательства о труде и т. д.).

5.3.2. Поддержка и развитие различных начинаний, связанных с отдыхом и проведением досуга студентами и преподавателями вуза.

5.3.3. Использование всех возможностей, связанных с проведением отдыха, который предоставляет окружение (городские власти, коммерческие организации).

5.3.4. Кооперирование с другими организациями в вопросах проведения досуга и отдыха студентов и сотрудников вуза.

5.3.5. Создание льготных условий для санаторно-курортного, туристического и иного отдыха студентов и сотрудников вуза, а также членов их семей (в частности, детей).

5.4.1. Выполнение требований и решений вышестоящих органов, связанных с патриотическим воспитанием молодежи.

5.4.2. Поддержка различных начинаний сотрудников и студентов вуза, относящихся к вопросам патриотического воспитания.

5.4.3. Активное участие вуза в различных мероприятиях патриотического характера, проводимых в городе, области и стране.

5.4.4. Всемерная поддержка в вузе различных атрибутов, действий и мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию молодежи (музеи боевой славы, истории Российского государства, различные предметы символики РФ, встречи с ветеранами войны и труда, активное участие в проведении государственных праздников РФ, наличие предметов символики РФ (знамя, герб) в актовых залах, помещениях вуза и т. д.).

6.1.1. Обеспечение выполнения нормативных и иных требований вышестоящих организаций по порядку эксплуатации и затратам в различных подсистемах инфраструктуры вуза.

6.1.2. Поддержание инфраструктуры и сооружений филиалов и территориально отдаленных подразделений в работоспособном состоянии.

6.1.3. Обеспечение наиболее благоприятных условий пользования и оплаты за различные ресурсы инфраструктуры.

6.1.4. Контроль за использованием различных ресурсов (электро-, водо-, газоресурсы, ресурсы связи) отдельными подразделениями вуза и его сотрудниками.

6.2.1. Соблюдение нормативных и других требований законодательства и вышестоящих организаций по эксплуатации и поддержанию в работоспособном состоянии недвижимого имущества вуза.

6.2.2. Поддержание недвижимого имущества филиалов и территориально отдаленных подразделений в работоспособном состоянии.

6.2.3. Разработка совместных проектов с региональными органами власти по обновлению и улучшению недвижимого фонда вуза.

6.2.4. Формирование системы мониторинга эффективности использования недвижимости вуза различными его подразделениями.

6.3.1. Выполнение требований вышестоящих организаций по условиям содержания библиотечных фондов и учебно-вспомогательных материалов.

6.3.2. Выполнение нормативных требований вышестоящих организаций по обеспечению учебного процесса мебелью и интерьером.

6.3.3. Контроль за учебным процессом филиалов и других подчиненных учебных заведений.

6.3.4. Внедрение современных методов и технологий поддержки учебного процесса в подразделениях вуза и среди сотрудников.

6.3.5. Внедрение новых организационно-технических средств в учебный процесс (оргтехника, информационные технологии, библиотечные системы и др.).

6.4.1. Выполнение требований законодательства, вышестоящих контролирующих и законодательных органов по вопросам финансовой деятельности вуза.

6.4.2. Выполнение требований законодательства вышестоящих организаций по вопросам приобретения, продажи, оценки и списывания имущества и ресурсов.

6.4.3. Обеспечение контроля финансово-экономической деятельности филиалов и других экономически самостоятельных или территориально отдаленных подразделений вуза.

6.4.4. Формирование наиболее приемлемых схем финансового взаимодействия вуза с региональными, властными, финансовыми и иными структурами.

6.4.5. Формирование эффективной системы оплаты труда сотрудников вуза.

6.5.1. Выполнение требований вышестоящих ведомств по обеспечению пожарной и экологической безопасности вуза, а также сохранности недвижимости и имущества вуза.

6.5.2. Выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности секретной и коммерческой информации, персональных данных.

6.5.3. Обеспечение контроля за выполнением требований по пожарной и экологической безопасности, а также по сохранности имущества в филиалах и других экономически самостоятельных подразделениях.

6.5.4. Организация эффективного взаимодействия вуза с УВД, другими охранными организациями по вопросам обеспечения сохранности имущества вуза и правопорядка на территории вуза.

6.5.5. Взаимодействие с региональными подразделениями МЧС по вопросам обеспечения противопожарной безопасности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

6.5.6. Проведение мероприятий по повышению готовности вуза в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (пожар, ураган и др.).

6.5.7. Проведение перманентного мониторинга по экологическому состоянию на территории вуза, условиям работы персонала в целом и персонала, работающего в неблагоприятных, вредных для здоровья условиях.

6.5.8. Обеспечение информационной безопасности, и прежде всего в сферах, связанных с коммерческой тайной, авторскими правами и передовыми научными достижениями.

Статья поступила в редакцию 14.01.2009

CLASSIFICATION OF FUNCTIONS AND PROBLEMS OF A UNIVERSITY BASED ON SAGATOVSKI’S METHOD

G. A. Popov, E. A. Popova

A procedure of constructing a hierarchy of objectives for the process of functioning of a typical university is described basing on Sagstovski’s method. Sagatovski's method needs differentiation and specification of system objectives on seven levels, each of which contains a certain number of stages. The construction of the hierarchy of objectives is realized up to the third level. The constructed set on the third level consisting of 168 subgoals is presented in the paper.

Key words: Sagatovski's method, university, hierarchy of objectives, classification of problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.