Научная статья на тему 'Классификация факторов конкурентоспособности предприятия'

Классификация факторов конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3128
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова А.А.

Уровень конкурентоспособности предприятия определяет его конкурентную позицию на внутреннем и внешнем рынках в краткосрочном периоде, которая, в свою очередь, участвует в формировании позиции в долгосрочном периоде как конкурентный потенциал. Исходя из этого, предприятию необходимо исследовать ряд факторов, которые непосредственно влияют на его конкурентную позицию относительно других фирм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация факторов конкурентоспособности предприятия»

первостепенной задачей является удовлетворение основных потребностей населения; одной из главных задач управления муниципальным образованием является развитие территорий муниципалитета; вопросы местного значения должны быть решены с учетом и привлечением населения, проживающего на территории муниципалитета; обеспечение на территории муниципалитета охрану общественного порядка; администрация муниципального образования должна обеспечить управление муниципальными финансами и собственностью.

При осуществлении управления муниципальным образование возникают сложности с обеспечением эффективного его развития, которые заключаются в том, что управление направлено на подсистемы самой администрации, такие как кадровая подсистема, информационная, финансовая и т.д. и в то же время на объекты социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, правоохранительные органы, образования, отрасли транспорта, страховые и кредитные учреждения, сельское хозяйство и промышленность, средний и малый бизнес и т.д.

Таким образом, система муниципального управления представляет собой многофункциональную систему, так как состоит из большого количества отраслевых комплексов, которые находятся в муниципальной собственности. Система муниципального образования Российской Федерации существенно отличается от систем управления муниципалитетами других стран. Так, например, в соединенных штатах Америки значительная часть отраслей ЖКХ в управлении и распоряжении частных собственников, также в сфере образования существуют школьные районы, которые по-своему территориальном и административному делению не совпадают и не подчиняются органам муниципального образования.

© Мелешко М. А., Санников Г. Г., Косников С. Н., 2015

УДК 339.1

А.А.Меркулова

Студентка,6 курс Факультет менеджмента Николаевский национальный аграрный университет

г.Николаев, Украина

КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Уровень конкурентоспособности предприятия определяет его конкурентную позицию на внутреннем и внешнем рынках в краткосрочном периоде, которая, в свою очередь, участвует в формировании позиции в долгосрочном периоде как конкурентный потенциал. Исходя из этого, предприятию необходимо исследовать ряд факторов, которые непосредственно влияют на его конкурентную позицию относительно других фирм.

Ключевые слова

Конкурентоспособность, конкурентная позиция, классификация факторов конкурентоспособности.

Достижение успеха на рынке напрямую зависит от конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность отображает эффективность функционирования предприятия на внутреннем и внешнем рынке, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам его деятельности, и является одним из важнейших факторов обеспечения безопасности, т.е. его выживания в условиях рыночной економики, и последующего эффективного развития. Высокая конкурентоспособность предприятия даёт определённые гарантии получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом

целью фирмы является достижение такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать и «держаться на плаву» достаточно долго. Признание конкуренции движущей силой социально-экономического развития имеет место не только для национальной экономики, но и для региона и отдельно взятых предприятий.

Особенности влияния на конкурентную позицию предприятия, как на внутреннем, так и на внешних рынках исследовались многими учеными экономистами, которые сформировали подходы к классификации таких факторов.

Рассмотренные классификации факторов в большой степени имеют значение для формирования конкурентных преимуществ страны или национальной экономики [1, с. 136].

Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние. Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производства [2, с. 608]. Воздействие данных факторов на российские предприятия представлено в трудах профессора В.П. Оболенского.

Основными факторами достижения конкурентоспособности являются природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. В то же время к развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств [3, с.160].

Наибольшие преимущества получают предприятия, которые выбирают путь финансирования собственных внутрифирменных разработок либо устанавливают контроль над разработками за пределами предприятия [4, с. 270] (таблица 1).

Таблица 1

Факторы краткосрочного и долгосрочного конкурентного преимущества

Факторы, создающие временное конкурентное преимущество

Факторы долгосрочного конкурентного преимущества

Конкурентные преимущества, формируемые на основе компетенций

Конкурентоспособность

поставщиков

Альянсы

Доступ к качественному дешевому сырью

Доступные ноу-хау - секреты конкурентов

Потребительская ценность:

• операционная эффективность,

• уровень автоматизации производства и управления,

• эффективность корпоративных информационных систем,

• применение ресурсосберегающих технологий Уникальность:

• уровень квалификации персонала,

• опережающая технологическая позиция,

• собственные ноу-хау, патенты, лицензии, авторские права,

• специфика корпоративной культуры,

• способности и навыки персонала,

• развитие НИОКР. Новизна:

• способность к расширению рынков сбыта продукции,

• способность к стратегическому опережению конкурентов,

• высокий уровень логистики,

• политика и внедрение методов расширения клиентуры,

• инновационные процессы, НИОКР.

Предвидение новых

потребностей

Ориентир на «направление

потребителя»

Стратегическая гибкость

Скорость адаптации бизнеса

Экономия на персонале Снижение уровня налогового бремени

Благоприятное законодательство Возможности лоббирования (связи с органами государственного управления) Климатические условия Географическое положение

Однако, формирование конкурентного преимущества сегодня, во многих компаниях происходит в условиях внутренней или внешней нестабильности. В условиях быстрого реагирования на кризисную ситуацию возможности формирования долгосрочных стратегических альтернатив отсутствуют, поэтому необходимо классифицировать стратегические и тактические факторы, позволяющие повысить конкурентоспособность предприятия в конкурентной среде [5, с.102-107.] (таблица 2).

Таблица 2

Классификация основных факторов, формирующих конкурентную позицию

пр оизводственного предприятия на рынке

Классификация факторов конкурентоспособности Стратегические факторы Тактические факторы

Широта охвата рынков организованной продажей Географическая экспансия Развитие региональных производственно-логистических центров

Организация работы региональных торговых представителей, повышение качества их работы (обучение)

Достижение оптимального количества и качества дистрибуции в целевых регионах (оптимальная плотность представленности продукции)

Эффективная модель «предложения» предприятия Совершенствование ассортиментного перечня Оптимизация ассортиментного перечня и широты ассортимента

Исследование потребности рынка (реальной и потенциальной)

Разнообразие моделей /видов продукции

Возможности и активность в разработке новых товаров Количество новинок

Повышение уровня качества Уровень качества продукции по сравнению с конкурентами

Соответствие ценовой политики фирмы запросам потребителей Уровень цен по сравнению с конкурентами

Совершенствование уровня сервиса Повышение оперативности формирования и отслеживания прохождения заказа

Эффективное управление издержками Эффективное управление запасами Оптимизация сырьевого перечня

Оптимизация и жесткий контроль уровня запасов

Эффективная логистика Оптимизация транспортных потоков

Применение технологии лидирования Создание эффективного механизма импортозамещения Возможность инноваций в производственном процессе / Количество инноваций

Обучение персонала

Совершенствование технологии Повышение уровня инновационности продукции

Благоприятный имидж производителя Степень известности производителя

Брэндирование продукции Защита ТМ

Количество новых марок

Количество известных марок продукции

Способность создавать эффективный промоушн Индекс коммуникационной активности

Степень известности марки

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.

Анализ конкурентоспособности предприятия очень важный и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Список использованной литературы:

1. Смолейчук И.М. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты / И.М. Смолейчук, С.Н. Авеличева, Л.А. Серебрякова, Г.Ф. Гарбузова, И.А. Мохирева. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2003.

2. Портер М. Конкуренция / М. Портер. М.: Вильямс, 2005.

3. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. М.: Альфа-Пресс, 2004.

4.Макроэкономика: уч. пособие / В.А. Воробьев. - Минск: БГЭУ, 2009.

5. Рюли Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха // Проблемы теории и практики управления, 1995.

© Меркулова А.А., 2015

УДК 332

Е.А. Михуринская

д.э.н., профессор, А.А.Косташ Аспирант, ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, Института Экономики и Управления, г. Симферополь, Российская Федерация

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье представлены современные теоретические подходы к определению сущности государственного управления инвестиционным развитием региона. Рассмотрен практический опыт государственного управления инвестиционным развитием в Республике Крым, методы и инструменты которого сфокусированы на создании условий для активизации инвестиционной среды региона, повышении уровня предпринимательской активности и формировании имиджа Республики Крым как инвестиционно-привлекательного региона.

Ключевые слова

Инвестиции, регион, государственное управление, Республика Крым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.