Научная статья на тему 'Классификация этапов развития отечественного телевизионного вещания'

Классификация этапов развития отечественного телевизионного вещания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6340
670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / НОВОСТНОЙ ФОРМАТ / НОВОСТНОЙ КОНТЕНТ / ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / MASS MEDIA / INFORMATION FORMAT / INFORMATION CONTENT / TELEVISION PRODUCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макушин Александр Борисович

Стремительное развитие информационных технологий заставляет специалистов в области массмедиа регулярно анализировать состояние российского телепроизводства. Статья посвящена исследованию этапов отечественного телевещания с целью проведения аналогии в подходах к производству современных телевизионных новостных форматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THE STAGES OF DOMESTIC TELEVISION BROADCASTING DEVELOPMENT

Prompt development of information technologies forces experts in the field of mass media regularly to analyze the state of the Russian teleproduction. The paper is devoted to research of domestic telecasting stages for the purpose of carrying out analogy in approaches to production of modern television news formats.

Текст научной работы на тему «Классификация этапов развития отечественного телевизионного вещания»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 10.00.00 (10.01.10)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ

А. Б. Макушин

CLASSIFICATION OF THE STAGES OF DOMESTIC TELEVISION BROADCASTING

DEVELOPMENT

A. B. Makushin

Стремительное развитие информационных технологий заставляет специалистов в области массмедиа регулярно анализировать состояние российского телепроизводства. Статья посвящена исследованию этапов отечественного телевещания с целью проведения аналогии в подходах к производству современных телевизионных новостных форматов.

Prompt development of information technologies forces experts in the field of mass media regularly to analyze the state of the Russian teleproduction. The paper is devoted to research of domestic telecasting stages for the purpose of carrying out analogy in approaches to production of modern television news formats.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, новостной формат, новостной контент, телевизионное производство.

Keywords: mass media, information format, information content, television production.

Очевидно, что невозможно корректно оценить процессы, происходящие в области современных российских медиа в целом, и в сегменте новостного телевизионного вещания, в частности, без понимания ключевых этапов возникновения и развития телевидения как одного из важнейших средств массовой коммуникации. Причины многих явлений, которые можно сегодня наблюдать в сферах функционирования традиционных и новых СМК, их взаимовлияния, зарождались в разные периоды развития телевизионной отрасли. Огромное количество технологических и творческих идей, возникших при становлении этого вида электронных СМИ, успешно используются в наши дни для производства как новостного телевизионного, так и интернет-контента. С уверенностью можно сказать, что первые информационные выпуски «Последних известий» стали прообразом нынешних новостных программ, среди которых можно выделить ведущие бренды: «Время», «Вести», «Сегодня», «Вести-24». По мнению многих экспертов в области отечественной тележурналистики, развитие информационного вещания на его ранних стадиях носило в целом репродуктивный характер. Результатом чего стал тот факт, что практически все (за редким исключением) важнейшие элементы, которые являются сегодня неотъемлемой частью информационного эфира, зарождались и впервые были представлены аудитории в рамках абсолютно разных телевизионных программ и жанров.

Так, авторы современного информационного продукта активно используют такие творческотехнологические приемы, как «life» (ранее - использование видеоряда с «интершумом» без закадрового комментария), «б/з» (закадровый комментарий на фоне видеоряда), «stand-up» (ранее - комментарий корреспондента «в кадре» на фоне происходящего события), «синхрон» (интервью у спикера), «прямое включение» (ранее - телемост Останкино - SNN), электронные часы (ранее - часы точного времени), инфографика (ранее - титры, субтитры), прогноз погоды и т. п.

В течение последних десятилетий исследователями были предложены различные варианты периодизации отечественного телевидения. Существуют подходы, в которых эксперты ограничиваются тремя и даже двумя этапами в истории этого вида электронных СМИ. В статье представлена достаточно дробная классификация, так как автор разделяет точку зрения специалистов, к числу которых относится С. Н. Ильченко, который считает, что «здесь важным оказываются даже микроизменения в общей системе отечественного электронного вещания» [5, с. 13].

Этап первый: период научных исследований и разработок

Период проведения теоретических исследований и практических разработок систем передачи «живого» изображения на расстоянии.

Этап второй: начало экспериментального вещания в СССР

Для этого этапа характерны, с одной стороны, разработка, усовершенствование передающих устройств (передатчики, ретрансляторы), выпуск и распространение среди населения телевизионных приемников, с другой - появление простейших телевизионных форм.

Этап третий: открытие регулярного вещания

Период возникновения регулярной сетки вещания, появления и развития значительного числа телевизионных форматов, начала промышленного производства телевизионных приемников.

Этап четвертый: становление телевидения как средства массовой информации

Главными признаками этапа можно считать появление на телевидении новой профессии - тележурналист, и, как следствие, возникновение телевизионных программ, которые могли оказывать реальное влияние на общественную, политическую и культурную жизнь в стране. Достаточно большое (несколько тысяч) телевизионных приемников серь-

174 А Б. Макушин

ФИЛОЛОГИЯ

езно повысили степень доступности просмотра телепрограмм, позволившую поставить телевидение в один ряд с радио и печатными изданиями.

Этап пятый: трансформация телевидения в ведущее средство системы массовой информации

Признаки этого периода: стремительный взлет популярности телевидения, резкое повышение уровня его воздействия на сознание населения, определение роли телевидения как главного средства партийной пропаганды, появление видеозаписи.

Этап шестой: период перестройки

Основные признаки этапа: смещение государственных ориентиров в информационной политике, кардинальные изменения в системе средств массовой информации, появление альтернативных информационных редакций, отмена цензуры, давление на демократически настроенных журналистов.

Этап седьмой: возникновение альтернативных компаний, коммерциализация телевидения

Главные признаки этапа: возникновение большого числа телевизионных компаний, внедрение спутникового и кабельного телевидения, кардинальная смена ориентиров на запрос телевизионного контента, глобальная коммерциализация всех электронных СМИ, привязка результатов социологических исследований (доли и рейтинга программ) к экономике телепроизводства, нивелирование образовательных, воспитательных функций телевидения.

Этап восьмой: цифровизация телевидения

Основные явления, характерные для современного этапа: возникновение единой цифровой платформы, появление и развитие Интернета, конвергенция всех видов СМИ, расщепление, фрагментация аудитории, ее отток в область интернет-ресурсов.

Период научных исследований и разработок (1880 - конец 1920-х гг.)

Само слово «телевидение» впервые было публично произнесено в 1900 году на научной конференции в Париже ученым Константином Дмитриевичем Перским, в то время как сама история зарождения телевидения ведется с конца Х1Х века. Так, в 1880 году по данным прессы тех лет американский изобретатель Александр Белл приступил к созданию «фотофона» или «визуального телеграфа».

В том же году принцип передачи изображения на расстояние впервые изложил в своем докладе на конференции в Цюрихе русский физик и биолог Порфирий Иванович Бахметьев. «Основой для многих систем раннего, так называемого оптикомеханического, телевидения был придуманный в 1884 году и запатентованный в 1895-м немецким ученым Паулем Нипковым вращающийся перфорированный «развертывающий диск», производивший разложение изображения на элементы» [3, с. 4]. Но эта система не имела перспектив развития, в отличие от системы электронного телевидения. В 1889 году профессор А. Г. Столетов создал фотоэлемент, что позволило преобразовывать световую энергию в электрическую.

Однако основоположником электронного телевидения по праву считают Бориса Львовича Розинга, так как экран современного телевизора, по сути, является аналогом разработанной им катодной трубки. Идеи Розинга получили достойное продолжения в разработках его ученика Владимира Кузьмича Зворыкина. Именно В. К. Зворыкин, на тот момент гражданин США, в 1923 году изобрел иконоскоп, который дал реальную возможность воплотить идею передачи «живого» изображения в жизнь.

Начало экспериментального вещания в СССР (начало 1930-х гг.)

25 апреля 1931 г. радиостанция Всесоюзного радиотехнического института передала следующее сообщение: «29 апреля впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения), будет передаваться изображение живого лица и фотографии» [1, с. 60]. Действительно в эфир были переданы сигналы с изображением сотрудников лаборатории и их фото. Вскоре было принято решение о начале регулярного вещания. Начиная с 1 октября 1931 года передачи «механического» телевидения продолжительностью один час выходили в эфир три раза в неделю. Первая в современном понимании передача была показана 1 мая 1932 года. Это был репортаж о проведении Первомайской демонстрации. В конце 1933 г. передачи «механического» телевидения в Москве были прекращены по причине признания более перспективным направлением развитие электронного телевидения.

Открытиерегулярного вещания (конец 1930-х гг.)

«Регулярное вещание в СССР началось 10 марта 1939 года показом снятого Союзкинохроникой (по заказу телевидения) фильма об открытии ХУШ съезда ВКП(б)» [2, с. 89].

Основными элементами телевизионной программы тех лет были эстрада, фрагменты балетных и оперных спектаклей. Вскоре в эфире можно было увидеть передачи на общественно-политические темы: выступления руководителей разных уровней, передовиков производства, знаменитых ученых, артистов, писателей.

В июне 1940 года появился первый новостной выпуск. Диктор «в кадре» зачитывал информацию радийных информационных выпусков «Последних известий».

Важным событием, повлиявшим на развитие телевидения, стало появление в составе технических средств телецентра передвижной телевизионной станции (ПТС), предназначенной для проведения внестудийных передач. «Первая из них состоялась в Москве 29 июня 1949 года. Через передвижную телевизионную станцию, установленную на стадионе «Динамо», передавался репортаж о футбольном матче» [4, с. 9]. Нельзя не отметить появление первого еженедельного информационного киножурнала «Новости дня», про который с уверенностью можно сказать, что он был предшественником современных итоговых информационных программам.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 175

ФИЛОЛОГИЯ

Становление телевидения как средства массовой информации (середина 1950-х гг.)

Знаковым событием в истории советского телевидения, безусловно, является появление в начале 1954 года новой профессии - тележурналист. К тому моменту печатная и радиожурналистика уже обладали определенным потенциалом, поэтому вполне логичным стало то, что телевизионными журналистами становились бывшие сотрудники радио и газет, которые пытались использовать свой профессиональный опыт в абсолютно новой тогда области. Первым телевизионным репортажем c признаками персонификации принято считать очерк легендарного журналиста Евгения Рябчикова о начале строительства каскада электростанций на реке Ангара в ноябре 1954 года. Репортаж продемонстрировал принципиально новое качество телевидения - возможность видеть человека, несущего информацию. Это был прообраз того, что обозначается в современной тележурналистике термином «stand-up».

В 1955 году появились телевизионные программы для разных целевых аудиторий. Они предназначались для конкретных социально-демографических групп населения: детей, молодежи, женщин, родителей, военнослужащих, жителей села.

Нужно отметить, что в те годы было воплощено в жизнь немало идей, результаты которых прочно закрепились в информационном эфире или существенно на него повлияли. Так, в 1955 году была образована корреспондентская сеть Главного управления радио телевидения. В 1961 году кроме введения должностей главных редакторов, призванных усилить контроль над эфиром, и создания отдела планирования вещания в эфире появились такие элементы эфира, как часы точного времени, прогноз погоды.

В начале 1950-х гг. в Москве насчитывалось чуть более 15 тысяч телевизоров. В то время программная политика ЦСТ строилась в основном на показе художественных, документальных фильмов, спектаклей, концертов. Когда же весной 1957 года был зафиксирован выпуск миллионного телевизионного приемника, руководство страны вынуждено было взглянуть на телевидение по-новому. Руководители партии констатировали, что телевидение стало массовым, и возложили на него такие же агитационнопропагандистские задачи, какие стояли до того на печатных СМИ и радио.

С июля 1957 года выпуск «Последних известий» стал выходить ежедневно в 19.00 и по окончанию вечерних программ. Он же повторялся с небольшой ротацией новостей в конце дневного блока следующего дня. Если сначала информационные выпуски представляли собой видеоверсию радийных новостей, то в 1956 - 1957 гг. основной акцент делался на изобразительный ряд. На какое-то время новости стали заложником изображения, что нередко приводило к критическому понижению оперативности информации и содержательности выпусков, картина дня была недостаточно полной. В связи с этим было принято решение о включении в выпуск «Последних известий» версии радиовыпуска, которое было реализовано в начале 1958 года.

1 мая 1956 года зрители увидели телевизионную трансляцию о параде и демонстрации на Красной площади в режиме репортажа. Уже через год репортаж стал одним из ведущих жанров при освещении мероприятий Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года, а сам фестиваль дал серьезный импульс развитию телевизионной отрасли в Советском Союзе. Особая роль в освещении фестиваля отводилась телевидению. Подготовка к фестивалю велась около двух лет. Специально к этому событию был обновлен телецентр, введены в строй шесть новых передвижных телевизионных станций.

Трансформация телевидения в ведущее средство системы массовой информации (начало 1960-х гг.)

29 января 1960 года было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения». Постановление заметно форсировало процесс развития отечественного телевидения.

В конце 1960-х гг. появилась техническое новшество - видеозапись. Первой программой, полностью перешедшей на использование видеоматериалов, стала программа «Время», вышедшая в эфир 1 января 1968 года. Возможность предварительной записи события и последующего монтажа стала революцией в телевизионной отрасли. Однако видеозапись давала возможность жесткого редактирования программ при помощи монтажа, этот инструмент стал активно использоваться телевизионными цензорами. Первыми негативное действие видеозаписи ощутили на себе программы «Голубой огонек», «КВН», «Пресс-центр».

Чуть ранее произошло еще одно знаковое для советского телевидения событие. «Регулярные цветные передачи начались на Шаболовке 1 октября 1967 г. Редакции программ цветного телевидения приходилось преодолевать немалые трудности, чтобы цвет выглядел натурально» [3, с. 125]. Еще одним знаменательным событием этого года стал ввод в эксплуатацию Останкинской телебашни.

В июле 1978 года ведомство стало Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию, а его председатель стал напрямую подчиняться руководителю партии и страны Л. И. Брежневу.

Очередной импульс развития отечественное телевидение получило в связи с проведением в Москве XXII-х летних Олимпийских игр. Необходимость показать мировой общественности преимущества социалистической системы заставила пойти руководство СССР на огромные затраты, связанные с освещением олимпиады средствами телевидения.

В начале 1980 года было закуплено более 300 комплектов ТЖК, около 200 видеомагнитофонов. По специальному заказу французские производители поставили в Москву 50 новейших передвижных телевизионных станций с высококачественной длиннофокусной оптикой, позволившей вести трансляции спортивных мероприятий в соответствии с международными стандартами.

Впервые в истории отечественного телевидения освещение события такого уровня реально отразилось на развитии отрасли в провинциальных городах

176 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1

ФИЛОЛОГИЯ

страны. Так, примерно 70 % всех трансляций олимпийских игр в Москве осуществлялась телевизионными бригадами, прибывшими из крупных телецентров Советского Союза. А сами ПТС после окончания олимпиады были отправлены для работы в региональные телецентры, где эффективно функционировали еще в течение двух десятков лет.

Период перестройки (середина 1980-х гг.)

Значительные перемены на телевидении стали происходить во второй половине 80-х годов прошлого столетия вслед за переменами в общественной и политической жизни страны. Наряду с монополистом тех лет - официальной программой «Время» стали появляться альтернативные новостные программы «Вести», ТСН. Замешательство в структурах телевизионных цензоров и фактическое исчезновение цензуры, вызванное смещением государственных ориентиров, дало возможность появлению таких программ, как «12-й этаж», «Взгляд», которые, выходя в режиме прямого эфира, исключали возможность вмешательства в содержание.

Откровенным шоком для советской аудитории стали телемосты из Останкино с телезрителями США и Англии. Даже при той высокой степени патриотизма, характерной для большинства советских граждан, зрители единодушно отмечали очевидную уязвимость своих соотечественников в вопросах, связанных с идеологией. Окончательно советская медийная система показала свою несостоятельность во время освещения событий, связанных с захватом телецентра в Вильнюсе в начале 1991 года. Все это стало предпосылками понимания необходимости создания в стране альтернативного телевидения.

Возникновение альтернативных компаний,

коммерциализация телевидения (начало 1990-х гг.)

В мае 1991 года в кратчайшие сроки такое телевидение было создано по инициативе сторонников первого Президента России Б. Н. Ельцина. В здании на улице Ямского поля, где незадолго до этого находилось подразделение ГУЛага (Главное управление лагерей и мест заключения), т. е. в помещении, совершенно не приспособленном для телепроизводства, была сформирована эфирная студия нового Российского канала.

Эксперты в области телевидения, как правило, отмечают три принципиально новых явления того периода. Первое: переход от жесткой вертикальной системы управления телекомпаниями к горизонтальным связям между ними. Второе: возникновение и реализация сетевого принципа распространения телевизионного контента. Третье: возникновение экономических аспектов и их усиливающиеся влияние на все области телевизионного производства.

За достаточно короткий срок на российском телевидении произошли существенные преобразования: исчезла государственная политическая цензура, появились предприятия различных форм собственности (акционерной, частной), произошло разделение телекомпаний на производителей (продюсерские фирмы) и вещателей, следствием чего стало появление рынка телевизионных программ с признаками конкуренции. Уже к концу 1992 года число производящих и вещательных телекомпаний достигло тысячи. Подавляющее

число из них - частные коммерческие организации, функционирующие в крупных региональных центрах.

Одним из главных определяющих моментов этапа стала кардинальная смена ориентиров на запрос телевизионного контента. Возникновение огромного числа коммерческих телевизионных структур привело к тому, что вся отрасль, включая государственные каналы, вынуждена была перейти на коммерческие условия и правила существования. Поскольку основой такой модели является реклама, телевизионное программирование достаточно быстро переориентировалось под запросы и потребности массовой аудитории. В свою очередь, зачастую невысокий уровень требовательности аудитории к качеству контента и мотивация руководителей телеканалов к получению высоких доходов провоцировала телекомпании размещать в эфире материалы сомнительного содержания. Отчасти это касается и федеральных каналов.

Цифровизация телевидения (начало 2000-х гг.)

Появление цифровых технологий в начале нового века привело к революционным изменениям в деятельности современных медиа. Цифровизация всех технических платформ, с помощью которых медиапродукт доставляется до аудитории, привела к трансформации всех систем сбора и распространения информации.

Для данного этапа характерны следующие характерные особенности: преобразовывание контента из аналоговых форматов в цифровые, возможность перехода к простым (доступным для населения) алгоритмам управления коммуникативными процессам за счет использования цифровых технологий, переход от вертикальной организации коммуникативных связей к горизонтальной одноуровневой структуре.

Действие всех процессов, связанных с цифровиза-цией распространяются, в том числе и на сферу производства телевизионного новостного продукта. Новейшие технологии позволяют резко сократить время получения и обработки информации в любом виде, существенно увеличить ее объем, улучшить качество контента за счет преимуществ цифрового монтажа. Использование населением непрофессиональных видеозаписывающих устройств предоставляет новостным редакциям неограниченные возможности получения оперативного видео практически из любой точки, где имеется возможность доступа к сети Интернет, в том числе по каналам мобильной телефонной связи.

Именно возможности цифровых технологий стали платформой для развития Интернета как нового вида СМК, который оказывает существенное влияние на состояние всего телевизионного производства в целом и на его информационную составляющую в частности.

Итак, отечественное телевидение менее чем за столетие проделало огромный путь от своего зарождения до превращения в ведущее средство массовой коммуникации. Истоки многих процессов, характерных для современных электронных медиа, можно наблюдать при исследовании ранних этапов развития телевизионной отрасли.

Значительное число технических, технологических, творческих разработок в области телевидения, появившихся в разные годы, успешно используется в настоящее время при производстве, как телевизионных новостных программ, так и интернет-сайтов.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 177

ФИЛОЛОГИЯ

Литература

1. Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР, 1917 - 1963: даты и факты. М.: ГК Совмин СССР по РВ и ТВ,1965. 229 с.

2. Голдовская М. Е. Творчество и техника: опыт экранной публицистики. М.: Искусство, 1985. 190 с.

3. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2011. 190 с.

4. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. 416 с.

5. История отечественного телевидения: взгляд исследователей и практиков: учебное пособие / Под ред. Г. А. Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2012. 160 с.

Информация об авторе:

Макушин Александр Борисович - продюсер, режиссер телевидения, лауреат Национальной премии в области телевидения «ТЭФИ», преподаватель ВШТ МГУ им. М. В. Ломоносова, McUchin@mail.ru.

Alexander B. Makushin - producer, television director, winner of the National Television Award "TEFI", teacher at the Higher School of Television, M. V. Lomonosov Moscow State University.

Статья поступила в редколлегию 25.06.2014 г.

178

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.