ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Елена Карпова,
Аспирант Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, юридический институт, направление «Юриспруденция»
ek1122@list.ru
Elena Karpova,
Postgraduate student at Oryol State University Turgenev, legal institute, direction "Jurisprudence" ek1122@list.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
CLASSIFICATION OF OFFICIAL CRIMES IN MODERN RUSSIAN LEGISLATION AND THEIR CRIMINAL-LEGAL ANALYSIS
Аннотация. Исследование посвящено вопросам классификации должностных преступлений в уголовном законе РФ. Автором отмечается дискуссионность понятия должностного преступления и разнообразие подходов к классификации данной группы преступных деяний, опирающихся на тот или иной критерий их разграничения. Исследование включает в себя дифференциацию должностных преступлений на группы по ряду оснований. Сформулирован вывод о теоретической и практической значимости комплексного изучения классификации должностных преступлений.
Ключевые слова: должностные преступления, должностное лицо, специальный субъект, состав преступления, классификация должностных преступлений.
Abstract. The study is devoted to the classification of official crimes in the criminal law of the Russian Federation. The author notes the debatable notion of official misconduct and the diversity of approaches to the classification of this group of criminal acts, based on a particular criterion of their distinction. The study includes the differentiation of malfeasance into groups for a number of reasons. The conclusion about the theoretical and practical significance of a comprehensive study of the classification of official crimes is formulated.
Key words: official crimes, official, special subject, corpus delicti, classification of official crimes.
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что должностные преступления поражают практически все сферы жизнедеятельности общества. Субъектом должностных преступлений являются лица, обладающие наряду с общими признаками субъекта (возраст, вменяемость) также дополнительными признаками. В уголовном законодательстве понятие должностного лица
связывается исключительно с характером деятельности лица. При этом широкое распространение рассматриваемой группы преступных деяний препятствует реализации прав и свобод человека и гражданина, наносит вред государству и обществу. В этой связи изучение должностных преступлений как отдельной группы преступных деяний представляет большой научный и практический интерес.
N 4. Июнь 2019 г.
Кроме того следует отметить, что в настоящее время отмечается недостаток теоретических разработок по вопросам классификации должностных преступлений, что, безусловно, затрудняет правоприменительную деятельность в этой сфере. Между тем, важность изучения классификации должностных преступлений в современном законодательстве представляется бесспорной, поскольку в док-тринальном контексте она позволяет систематизировать признаки данной группы преступных деяний и правовые последствия их совершения. С точки зрения правоприменительной практики, такая классификация обуславливает верную квалификацию данных противоправных деяний.
В доктрине уголовного права понятие должностного преступления является предметом научной дискуссии, несмотря на большое число фундаментальных исследований по данной проблематике. На специфику должностных преступлений еще в 1916 году указывал профессор В.Н. Ширяев, сформулировавший определение данной группы преступных деяний. По его мнению, должностным преступлениям принадлежит особое исключительное место среди других преступных деяний. Свою позицию ученый обосновывал высокой степенью общественной опасности рассматриваемой группы преступных деяний [6]. Очевидно, что понятие «должностное преступление» имеет непосредственную связь с понятием должностного лица, которое определяет природу указанного вида преступлений в качестве субъекта. В примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту - УК РФ) содержится легальное определение понятия должностного лица [5].
По мнению Б.В. Здравомыслова, под должностными преступлениями целесообразно понимать умышленное или неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое совершается должностным лицом вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий либо должностного положения или в связи с выполнением обязанностей по службе и которое представляет посягательство на правильную деятельность государственного или общественного аппарата [2]. Анализ данного определения позволяет сделать вывод, что в
_ 7
нем представлены необходимые элементы состава должностного преступления. Однако следует обратить внимание на включение в данное определение такой формы вины, как неосторожность, учитывая, что должностным преступлениям свойственна умышленная форма вины, за исключением халатности. Как представляется наиболее удачное определение должностным преступлениям сформулировано А.Я. Светловым, по мнению которого, данной группой преступлений являются общественно опасные деяния, совершенные должностными лицами вопреки интересам службы, посягающие на правильную деятельность государственного и общественного аппарата, причинившие вред государственным и общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан [4].
Должностные преступления объединены в отдельную группу общественно опасных деяний не только исходя из специального субъекта, но и родового объекта, определяемого по названию главы 30 УК РФ - нормальное функционирование государственной власти, правильное осуществление государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Видовым объектом преступлений, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями главы 30 УК РФ, являются общественные отношения, регулируемые соответствующими законодательными и подзаконными актами в сфере деятельности органов государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [7].
Тем самым, сущность должностных преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, посягающих на нормальное функционирование государственной власти, правильное
8 _
осуществление государственной службы и службы в органах местного самоуправления и причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.
Для цели правильной квалификации должностных преступлений необходимо не только верно определить понятие данной группы преступных посягательств, но и систематизировать их. В доктрине уголовного права представлена весьма обширная классификация должностных преступлений, ее разновидности опираются на различные элементы состава рассматриваемых преступлений. В современном российском законодательстве классификация данных преступных деяний может быть основана как на системном закреплении признаков должностных преступлений в уголовном законе, иными словами на систематизации должностных преступлений, предлагаемых УК РФ, так и на классификации отдельных признаков элементов состава должностных преступлений. Как уже отмечалось, должностные преступления являются единственной категорией преступных деяний, нормы, предусматривающие ответственность за совершение которых объединены в одну главу не исходя из единого родового объекта, их объединяет специальный субъект.
Исходя из признаков субъекта должностных преступлений, можно представить несколько классификаций данной группы преступных деяний: 1) классификация по критерию времени осуществления полномочий должностного лица (временные и постоянные); 2) классификация по функциональному критерию (административно-хозяйственные, организационно-распорядительные и т.д.); классификация по уровню государственной власти (федеральный, региональный). Кроме того, классифицировать должностные преступления можно более узко, исходя из конкретной главы уголовного закона - гл. 30 УК РФ, содержащей составы должностных преступлений, но в данном случае уместно говорить о видах должностных преступлений. В рамках такого подхода можно выделить группу должностных преступлений, которые совершаются: 1) только должностными лицами (ст. 285, 286, 287, 289, 290, 293 УК РФ); 2) должност-
ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ными лицами, государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст. 292 УК РФ); 3) служащими государственных и муниципальных органов (ст.288 УК РФ); 4) общим субъектом (ст. 291, 291.1 УК РФ).
Если опираться на признаки субъективной стороны составов данных преступлений, можно провести их классификацию по: 1) мотиву преступных деяний - коррупционные (ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 289 УК РФ) и некоррупционные (ст. 286.1, 287, 291, 291.1 УК РФ); 2) форме вины - те, что совершаются с прямым либо косвенным умыслом (ст.ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 285.4, 286, 286.1, 287, 288, 289, 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 292.1 УК РФ) и те, что совершаются по неосторожности (ст. 293 УК РФ).
Исходя из конструктивных признаков составов должностных преступлений, их можно классифицировать на: 1) должностные преступления с материальным составом - (ст. 285, ст. 285.4, ст. 286, ст. 286.1, ст. 288, ст. 293 УК РФ); 2) должностные преступления с формальным составом - (ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 285.3, ст. 287, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 291.1, ст. 291.2, ст. 292, ст. 292.1 УК РФ).
В науке уголовного права наиболее распространенной является классификация должностных преступлений на группы: 1) общие (данная группа должностных преступлений образована составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ.); 2) специальные (данная группа должностных преступлений образована составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ и др.); 3) альтернативно-должностные (данная группа должностных преступлений образована составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, 143, ч. 2 ст. 144, 145, 145.1, 149, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, ч. 3 ст. 175, п. «в» ч. 3 ст. 188, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 237, ч. 2 ст. 258, п. «б» ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 294, ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 359 и др.). Поскольку данная классификация предусматривает составы
N 4. Июнь 2019 г.
преступлений, содержащиеся не только в гл. 30 УК РФ, но и в иных главах уголовного закона и имеющие в некоторой степени отличные объекты уголовно-правовой охраны, она является наиболее полной. Общие должностные преступления - деяния, ответственность за которые предусмотрена нормами гл. 30 УК РФ. Применительно к специальным должностным преступлениям, нужно отметить, что их место в классификации обусловлено тем, что совершаются они должностными лицами, обладающими дополнительными специфическими признаками, которые дают им право реализовывать определенные действия. В отношении группы альтернативных должностных преступлений, нужно отметить, что, хотя основной вред при их совершении и причиняется (или создается реальная угроза причинения такого вреда) иным общественным отношениям, например, собственности, должностное лицо, используя вопреки интересам службы свое служебное положение, наносит вред нормальной деятельности государственного аппарата.
В различных исследованиях выделяются и иные группы должностных преступлений, в частности должностные преступления при выполнении государственного контракта [3]; должностные преступления в сфере здравоохранения [1] и тд. Очевидно, что такое деление должностных преступлений осуществляется исходя из критерия объекта уголовно-правовой охраны - конкретных общественных отношений в различных сферах деятельности отдельных звеньев органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д.
_ 9
В серьезной научной проработке нуждаются вопросы о выделении в отдельную главу УК РФ преступлений, совершенных иностранными должностными лицами, закреплении приоритета международных норм в части определения уголовно-правовых признаков субъекта транснационального подкупа, расширении круга преступлений, субъектами которых могут являться иностранные должностные лица.
Таким образом, в рамках проведенного исследования были представлены различные классификации должностных преступлений, осуществляемые исходя из конкретного элемента состава преступления: 1) относительно субъекта преступления - критерии: а) срока полномочий; б) осуществления тех или иных функций; в) уровню органов государственной власти и тд.; 2) относительно субъективной стороны состава преступления - критерии: а) мотива; б) формы вины. В исследовании была представлена классификация должностных преступлений исходя из конструкции состава преступления - разграничение данной группы преступных деяний осуществлялось на: а) материальные; б) формальные.
В заключении следует подчеркнуть необходимость комплексного изучения классификации должностных преступлений, поскольку в доктринальном контексте она позволяет систематизировать признаки данной группы преступных деяний и правовые последствия их совершения. С точки зрения правоприменительной практики, такая классификация обуславливает верную квалификацию данных противоправных деяний.
Список литературы
1. Ахтырский А.И. Субъекты предупреждения должностных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения // Российский следователь. 2017. № 11. С. 44 - 46.
2. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. - М., 1975. С. 48.
3. Самсонов В.Н. О дифференциации уголовной ответственности за должностные преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд // Российский следователь. 2018. № 12. С. 52 - 56.
4. Светлов А. Я. Ответственность за должностные преступления. - Киев, 1978. С. 11.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Ширяев В.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях. Уголовно-юридическое исследование. - Ярославль, 1916. С. 1.
7. Яни П.С. Квалификация должностных преступлений: преодоление теоретических неточностей // Законность. - 2011. - № 10. С. 19-23.