Научная статья на тему 'Классификация действий в африканском регионе в рамках стратегии «Ответственности по защите»'

Классификация действий в африканском регионе в рамках стратегии «Ответственности по защите» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОПЗ / ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / СИЛОВОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ГУМАНИТАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ясносокирский Юрий Анатольевич

В статье рассмотрена практика применения концепции «ответственности по защите» вне рамок ООН. В частности, проанализировано решение Африканского Союза о принятии концепции ОПЗ как руководства к действию. Рассмотрены действия в африканском регионе, совершенные в рамках стратегии «ответственности по защите». Неоднократно сделан вывод о том, что концепция является еще не сформировавшейся в юридическом смысле, т.е. не имеет юридической силы, а сможет трактоваться только как «формирующаяся норма международного права». Доказано, что внешнее воздействие на конфликт в Судане детерминировано, несмотря на провозглашенные гуманитарные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация действий в африканском регионе в рамках стратегии «Ответственности по защите»»

УДК 340

Ясносокирский Юрий Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент. Международная академия бизнеса и управления dan63@rambler.ru

Классификация действий

В АФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ «ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАЩИТЕ»

Yury A. Yasnosokirsky

candidate of jurisprudence, associate professor. International academy of business and management dan63@rambler.ru

Classification of action in

THE AFRICAN REGION UNDER THE STRATEGY OF «RESPONSIBILITY TO PROTECT»

Аннотация. В статье рассмотрена практика применения концепции «ответственности по защите» вне рамок ООН. В частности, проанализировано решение Африканского Союза о принятии концепции ОПЗ как руководства к действию. Рассмотрены действия в африканском регионе, совершенные в рамках стратегии «ответственности по защите». Неоднократно сделан вывод о том, что концепция является еще не сформировавшейся в юридическом смысле, т.е. не имеет юридической силы, а сможет трактоваться только как «формирующаяся норма международного права». Доказано, что внешнее воздействие на конфликт в Судане детерминировано, несмотря на провозглашенные гуманитарные интересы.

Ключевые слова: концепция ОПЗ, гуманитарная интервенция, внешнее вмешательство, силовое вмешательство, гуманитарные действия, защита прав человека.

Annotation. Considered the practice of applying the concept of «responsibility to protect» outside the UN framework. In particular, it analyses the decision of the African Union on the adoption of the HMO concept as a guide for action. The actions in the African region, committed as part of a strategy of «responsibility to protect». Repeatedly concluded that the concept is still immature in the legal sense, i.e. not legally binding and can only be interpreted as an «emerging norm of international law». It is proved that the external impact on the conflict in Sudan is deterministic, despite the proclaimed humanitarian interests.

Keywords: concept RtoP, humanitarian intervention, foreign intervention, the forceful intervention, humanitarian action, protection of human rights.

Разработанные в годы «холодной войны» механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов (посредничество третьих стран и миротворчество международных организаций) потеряли в значительной мере свою эффективность. Все это привело к попыткам более жесткого вмешательства отдельных стран в немеждународные конфликты, которые по своей форме все больше соответствовали гуманитарной интервенции. Так, если введение войск НАТО в Боснию (1995) было проведено с санкции ООН, то в Косово (1999) НАТО уже действовало самостоятельно.

Концепция «ответственности по защите» постепенно стала применяться и вне рамок ООН. В частности, Африканский Союз (АС) также заявил о принятии концепции ОПЗ как руководства к действию. В Уставе Союза сказано, что АС имеет «право вмешательства в дела государства-члена Союза в том случае, если данное государство совершает военные преступления, проводит политику геноцида или совершает преступления против человечности» [8], поскольку соблюдение прав человека провозглашено одной из важнейших задач организации. К этому следует добавить, что Африканский Союз принял «консенсус Эзульвини», в котором данная кон-

цепция рассматривается как инструмент предупреждения массовых жертв [9].

Одним из действий в африканском регионе, совершенных в рамках стратегии «ответственности по защите», стало введение войск ООН и АС под гуманитарным предлогом в Дарфур.

Конфликт в Дарфуре, провинции на западе Судана, считается одной из самых масштабных гуманитарных катастроф в начале XXI-ro века. Незначительные стычки отдельных племен в Дарфуре переросли в постоянные боестолкновения между арабами-кочевниками, мигрировавшими на юг в результате наступления пустыни, и оседлым населением, в основном не арабами. Рост дестабилизации и серьезность конфликтов привели к росту протестных настроений дарфурцев против тогдашнего режима Омара аль-Башира в Судане, который поддерживал арабские племена и арабские ополчения «джан-джавид». Были сформированы оппозиционные группировки: Суданское освободительное движение (армия) и Движение за справедливость и равенство. Поскольку отряды джанджавид, частично входящие в состав регулярной армии Судана, стали причиной жертв среди дарфур-

143

цев-неарабов, Международный уголовный суд по Дарфуру обвинил президента Судана в разжигании геноцида против неарабского населения региона. Немаловажно, однако, отмеченное Н.З. Фахрутдиновой обстоятельство: дарфурский кризис разгорелся сразу после обнаружения в стране серьезных запасов нефти, что придает конфликту не только политический или националистический, но и экономический характер [6].

В 2006 г. была принята резолюция СБ ООН 1706, в которой было рекомендовано развернуть миротворческие войска ООН. В качестве обоснования названы гуманитарные доводы. В документе, в частности, выражается осуждение «всех нарушений прав человека и норм международного гуманитарного права в Дарфуре» [5] и рекомендуется скорейшее развертывание сил ООН и Африканского Союза на территории страны «в целях оказания поддержки скорейшему и эффективному осуществлению Мирного соглашения по Дарфуру» [5]. Необходимо отметить, что данная резолюция не содержит прямого указания на концепцию «ответственности по защите», что свидетельствует о достаточно настороженном отношении со стороны мирового сообщества к данной концепции, не успевшей стать нормой международного права.

Вместе с тем, Доклад Миссии высокого уровня о положении в области прав человека в Дарфуре (Судан) содержит прямую отсылку на концепцию: «3 своем эпохальном решении, принятом на Всемирной встрече в верхах в сентябре 2005 года, международное сообщество, опираясь на обязательства государств-членов в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, официально утвердило принцип ответственности по защите. Судан вместе со всеми принял Итоговый документ Всемирного саммита, недвусмысленно признал свою ответственность по защите и взял на себя обязательство действовать в соответствии с ней. Ратифицировав различные договоры по правам человека и гуманитарному праву, он также принял на себя конкретные юридические обязательства, из которых вытекает эта ответственность» [1]. Таким образом, само подписание Итогового документа саммита 2005 года рассматривается как основание для применения достаточно жестких мер реагирования, в то время как сама концепция являет-

ся еще несформировавшимся в юридическом смысле (т.е. не имеющая юридической силы) феноменом мировой политики.

Немаловажен и отмеченный исследователями фактор, что применение к дарфурскому конфликту понятия «геноцид», несмотря на обвинение Международного уголовного суда, представляется необоснованным [3]. В частности, определение геноцида, содержащееся в Конвенции 1948 г о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, предполагает намерение «разрушить, целиком или частично, этническую, расовую или религиозную группу как таковую», а также пять разных действий (рис. 1). В связи с тем, что правительство Судана вело вооруженные действия только против дарфурских повстанцев, несмотря на то, что при этом страдали и мирные жители, происходившие действия фактически не подпадают под определение геноцида.

Присущей для всех конфликтов проблемой, которая может стать в перспективе поводом для применения концепции «ответственности по защите», является в некотором случае излишнее внимание СМИ. Так, С. Костелянц замечает: «Война, разрушение и массовые перемещения людей в Дарфуре беспрецедентны прежде всего из-за того огромного внимания мировой общественности, которое они получили» [3, с. 27].

Так, одновременно с ситуацией в Ливии происходило развитие конфликта в Кот-д’Ивуаре, в котором концепция «ответственности по защите» также нашла свое применение. Острый политический кризис, последовавший после второго тура президентских выборов в 2010 г. На улицы вышли сторонники действующего президента Лорана Гбагбо из партии Ивуарийский народный фронт и сторонники Апассана Уаттары из Объединения республиканцев, в результате столкновений погибло более 1000 человек. Отряды Уаттары захватили ряд городов, а в экономической столице страны Абиджане было применено тяжелое вооружение. В этой связи Международный комитет Красного Креста пришел к заключению, что город находится на грани гуманитарной катастрофы, а Африканский суд по правам человека обратился к Гбагбо с требованием прекращения сопротивления.

убийство членов группы

нанесение серьезных физических или психических травм членам группы

насильственное перемещение детей в другую группу

меры по предотвращению рождаемости внутри группы

создание условий для жизни, ведущих к полному или частичному физическому уничтожению группы

Рисунок 1 - Действия, подпадающие под определение геноцида

В течение трех первых месяцев с начала противостояния Россия в СБ ООН блокировала критику политики Гбагбо. Однако в апреле 1975 в Со-

вете Безопасности ООН единодушно была принята резолюция, осуждавшая нарушение прав человека. В соответствии с ней, сторонники кан-

144

дидатов на пост президента должны нести ответственность за их серьезные нарушения. Резолюция регламентировала, что реализация ответственности за защиту населения является одной из наиболее важных задач каждого государства. Она также продлила мандат на миротворческую операцию ООН в Кот-д’Ивуаре, причем с «использованием всех необходимых мер вплоть до тяжелого вооружения».

Франция, а впоследствии и силы ООН, нанесли ряд авиаударов по президентскому дворцу и стратегическим объектам в столице страны. Министр иностранных дел России С. В. Лавров заявил о стремлении России получить объяснения о ведении миротворцами ООН в Кот д’Ивуаре боевых действий: «Мы сейчас разбираемся в правовой стороне дела, потому что миротворцы имели мандат, который обязывает их быть нейтральными и беспристрастными» [4].

В 2011 г. войска ООН также вторглись в Южный Судан, следуя положениям резолюции 1996 от 8 июля 2011 г. На следующий день Судан был официально разделен на два государства. По точному замечанию А.Е. Жукова, «Предоставление независимости Южному Судану и международное признание этой страны стало редким в мировой практике случаем, когда право народов на самоопределение возобладало над принци-

Литература:

1. Доклад Миссии высокого уровня о положении в области прав человека в Дарфуре URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-364436.html.

2. Жуков А.Е. Предпосылки и этапы интернационализации военно-политического конфликта между Севером и Югом Судана (1983-2011 гг). Автореферат дисс. канд ист. наук. М. : 2012. 30 с.

3. Костелянеи, С.В. Социально-политические и гуманитарные аспекты конфликта в суданском региона Дарфур. Автореферат дисс. канд. полит. наук. М. : 2011. 31 с.

4. Лавров: Россия не исключает эвакуации своих граждан из Кот-д' URL: http:// www.infox.ru/

authority/foreign/2011/04/05/Lavrov_Rossiya_nye_

.phtml.

5. Резолюция 1706 (2006), принятая Советом Безопасности на его 5519-м заседании 31 августа 2006 года. URL: http:// daccess-ods.un. org/ TMP/2878302.33573914. html.

6. Фахрутдинова Н.З. Соци ально-политические причины конфликтной ситуации в Судане // Экономические и социально-политические аспекты африканской безопасности. 2010. № 18.

7. BP Statistical Overview 2010; International Energy Agency 2011; CIA World Factbook 2010.

8. The Constitutive Act of African Union. URL: http://www.africaunion.org/root/au/About AU/ Constitutive Act en.htm

пом территориальной целостности суверенного государства» [2, с. 25].

Рост сепаратистских настроений привел к тому, что 5 июля 2012 г. СБ ООН принял резолюцию 2057 о продлении мандата МООНЮС (миротворческой миссии ООН в Южном Судане) до июля 2013 г. Немаловажно отметить, что ситуация в Судане находится под пристальным вниманием общественности потому, что Северный и Южный Судан обладают большими запасами полезных ископаемых, в частности нефти. По различным оценкам, на июль 2011 г. объем ее разведанных запасов составлял от 6 до 7 млрд. баррелей, из которых 70 % на территории Южного Судана [7].

В этом аспекте верным стоит признать заключение исследователя А. Е. Жукова: «помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем - идеологическими соображениями» [2, с. 25].

Таким образом, внешнее воздействие на конфликт в Судане со стороны Африканского Союза, ООН и отдельных стран, несмотря на провозглашенные гуманитарные интересы, было детерминировано, как правило, в первую очередь экономически.

Literature:

1. Report of the High-Level Mission on the situation of human rights in Darfur URL: http:// rudocs. exdat.com/docs/index-364436.html.

2. Zhukov A.E Background and stages of the internationalization of the military-political conflict between North and South Sudan (1983-2011 gg.). Abstract of diss. candidate ist. Sciences. M. : 2012. 30 p.

3. Kostelyanets S.V. Socio-political and humanitarian aspects of the conflict in Sudan's Darfur region. Abstract of diss. cand. watered. Sciences. M. : 2011. 31 p.

4. Lavrov: Russia does not rule out the evacuation of its nationals from Cote d'Ivoire URL: http://

www. i nfox. ru/authority/foreign/2011 /04/05/Lavrov_

Rossiya_nye_. phtml.

5. Resolution 1706 (2006) Adopted by the Security Council at its 5519 meeting, on 31 August 2006 URL: http:// daccess-ods.un.org/ TMP/ 2878302. 33573914.html.

6. Fakhrutdinova N.Z. Socio-political causes of conflict in Sudan // The economic and socio-political aspects of African security. 2010. № 18.

7. BP Statistical Overview 2010; International Energy Agency 2011; CIA World Factbook 2010.

8. The Constitutive Act of African Union. URL: http://www.africaunion.org/root/au/About AU/ Constitutive Act en.htm

145

9. The common African position on the proposed reform of the United Nations: «The Ezulwini Consensus». Executive Council, 7 th Extraordinary Session. 2005. March 7-8. Addis Ababa, Ethiopia, Ext/EX.CL/2 (VII).

9. The common African position on the proposed reform of the United Nations: «The Ezulwini Consensus». Executive Council, 7 th Extraordinary Session. 2005. March 7-8. Addis Ababa, Ethiopia, Ext/EX.CL/2 (VII).

146

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.