12 3
Крылов К.Ю., Федоров А.В. , Алферов С.В.,
1Старший преподаватель кафедры «Детали машин и ПТО», 2студент кафедры «Детали машин и ПТО» Калужского филиала ФГБОУ ВПО Московский государственный технический
университет им. Н.Э. Баумана 3специалист по неразрушающему контролю ООО «Региональный инженерно-технический центр»
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ И ОТКАЗОВ ЛИФТОВ
Аннотация
Обоснована целесообразность учета дефектов и отказов лифтов. Предложен алгоритм классификации дефектов и отказов.
Ключевые слова: база данных, дефект, диагностирование, классификация, лифт, отказ. Key words: database, defect, diagnosis, classification, elevator, failure.
Лифт является неотъемлемой частью инженерного оборудования жилых и административных зданий и сооружений и одним из наиболее важных средств пассажирского транспорта в городах. Роль его непрерывно возрастает в связи повышением этажности строительства. В современном ритме жизни очень важно, чтобы окружающие нас средства передвижения были надежными, комфортабельными и технически совершенными.
Согласно данным Минстроя РФ от 9 октября 2015 года о 276 000 лифтов, нормативный срок службы отработали 96 000 из них. В 19 субъектах РФ износ лифтов составил более 50%. Средняя доля изношенного лифтового оборудования в жилом фонде составляет 35%. Для развития производства лифтов, обеспечения их безопасной эксплуатации, сокращения отказов их узлов и деталей, а так же, для сокращения простоев при ремонтах, необходимо обеспечение требуемого уровня надежности их элементов [1].
Обеспечение надежности элементов, а, следовательно, и лифта в целом можно достичь на основе диагностирования [2]. Техническая диагностика - область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов. Диагностирование позволяет перейти на систему технического обслуживания и ремонта лифтов по его фактическому состоянию. Оно призвано решать задачи: определения необходимости проведения капитального ремонта лифта и его узлов и подсистем в определенный срок; определения объема и характера работ при выполнении операций технического обслуживания [3].
Исходя из этого, необходимо осуществлять сбор информации по отказам. Поступление информации и ее обработка должны быть организованны таким образом, чтобы обеспечить получение необходимого минимума сведений, позволяющих оценить требования стандартов по надежности и принять меры к повышению или поддержанию их на определенном уровне.
Для сбора статистических данных предлагается использовать дефектные ведомости в организациях, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтов лифтов. Получаемая в результате информация может быть использована для накопления в базе данных.
В связи с тем, что существует множество однотипных конструкций лифтов, существуют и наиболее часто встречающиеся типы отказов его узлов и деталей. Например, одним из наиболее распространенных отказов привода лифта является чрезмерны износ ручьев канатоведущего шкива [4].
Для централизованного сбора, систематизации и объединения статистических данных предлагается алгоритм классификации отказов, представленный на рис. 1.
Подобный алгоритм может быть также использован для классификации дефектов и отказов других грузоподъемных машин [5, 6].
5. Детали: вал; КВШ; червяк;
6. Вид дефекта:
механический износ; скол;
усталостное выкрашивание;
Рас. 1. Алгоритм классификагцш отказов лифтов
В настоящий момент разрабатывается программное обеспечение для работы с базой данных (рис. 2). В данное программное обеспечение будут включены знания
специалистов об условиях эксплуатации, режимах работы, техническом состоянии, процессах появления повреждений. Входные данные
Параметры
Скорость V, м/с
Наименования
Название за вода-изготовителя
0 3
О
Тип лифта
0
Грузоподъемность Q, т
И
Наименование отказавшего элемента Высота подъема К м
I
Даты
Дата установки элемента
Г 11
ц DD.MM.mY
Дата отказа элемента
5)
DD.MM.my
Адрес
Количество отказавшим элементов Дата за п и с и ^--¿jj DD.MM.Vm
Счетчик Чтение данных из файла Запись данных в файл Выход из программы
0 ОК ОК STOP
Рис. 2. Лицевая панель программы
Это позволит проводить оценку работоспособности и остаточного срока службы, определять основные показатели надежности, обоснованно корректировать сроки межосмотровых и ремонтных периодов. Статистика отказов конкретных деталей и узлов также сможет помочь при определении потребности в запасных частях, корректировке норм их хранения и при выборе организаций - поставщиков лифтового оборудования.
Литература:
1. Лифты. Учебник для вузов / под общей ред. Д.П.Волкова. М.: Изд-во АСВ,1999. 480 с.
2. Витчук П.В., Сероштан В.И., Самосьев П.В. Диагностирование привода лифта // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. Вып. 7. С. 184-194.
3. Волков Д.П., Чутчиков П.И. Надежность лифтов и технология их ремонта. Москва, Стройиздат, 1985. 128 с.
4. Анцев В.Ю., Витчук П.В. Обеспечение долговечности лифтовых канатоведущих шкивов // Тяжелое машиностроение, 2013. №11-12. С. 37-41.
5. Витчук П.В., Шубин А.А., Крылов К.Ю. Классификация дефектов и отказов башенных и автомобильных кранов // Подъемно-транспортное дело, 2015. №5. С. 38-40.
6. Анцев В.Ю., Витчук П.В., Крылов К.Ю. Классификация дефектов и отказов грузоподъемных машин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. Вып. 10. С. 121-128.