Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОСТОЯНОК ПО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОСТОЯНОК ПО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3954
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ / КАТЕГОРИЯ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ / ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ ВЗРЫВА / ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ / PARKING LOTS / CATEGORY BY EXPLOSION AND FIRE HAZARD / EXPLOSION OVERPRESSURE / AREA OF PREMISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Владимир Иванович, Песикин Александр Николаевич, Пуганов Михаил Владимирович

В статье предложено решение проблемы категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности помещений стоянок автомобилей и открытых стоянок. Категории автостоянок определяют, как правило, по пожароопасным свойствам топлива, применяемого в автомобилях. При использовании в качестве топлива бензина и сжиженного или сжатого газа помещения на 3-4 автомобиля относят к категории А. При этом возникает противоречивая ситуация: въезд автомобилей в помещения категории А без средств взрывозащиты электрооборудования не допустим, как и применение диагностического оборудования при техническом обслуживании (ТО). Предлагается помещения и открытых стоянок относить к категории Г с учетом особенностей технологического процесса. В этом случае исключаются противоречия в требованиях по обеспечению пожарной безопасности. Для повышения уровня пожарной безопасности автостоянок в свод правил по автостоянкам целесообразно включить дополнительные требования пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Владимир Иванович, Песикин Александр Николаевич, Пуганов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE HAZARD CLASSIFICATION OF PARKING LOTS

The article offers a solution to the problem of categorization by explosion and fire hazard of premises of parking lots and open parking lots. Categories of parking lots are determined, as a rule, by the fire-hazardous properties of the fuel used in cars. When using gasoline and liquefied or compressed gas as fuel, the rooms for 3-4 cars are classified as category A. In this case, a contradictory situation arises: the entry of cars into the rooms of category A without means of explosion protection of electrical equipment is not allowed, as is the use of diagnostic equipment during maintenance (maintenance). It is proposed to classify premises and open parking lots as G, taking into account the peculiarities of the technological process. In this case, contradictions in the requirements for ensuring fire safety are excluded. To increase the level of fire safety of parking lots, it is advisable to include additional fire safety requirements in the code of rules for parking lots.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОСТОЯНОК ПО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ»

УДК 614.841

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОСТОЯНОК ПО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

В. И. ПОПОВ, А. Н. ПЕСИКИН, М. В. ПУГАНОВ

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: Popovwi 49@mail.ru, mvpuganov@yandex.ru

В статье предложено решение проблемы категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности помещений стоянок автомобилей и открытых стоянок. Категории автостоянок определяют, как правило, по пожароопасным свойствам топлива, применяемого в автомобилях. При использовании в качестве топлива бензина и сжиженного или сжатого газа помещения на 3-4 автомобиля относят к категории А. При этом возникает противоречивая ситуация: въезд автомобилей в помещения категории А без средств взрывозащиты электрооборудования не допустим, как и применение диагностического оборудования при техническом обслуживании (ТО). Предлагается помещения и открытых стоянок относить к категории Г с учетом особенностей технологического процесса. В этом случае исключаются противоречия в требованиях по обеспечению пожарной безопасности. Для повышения уровня пожарной безопасности автостоянок в свод правил по автостоянкам целесообразно включить дополнительные требования пожарной безопасности.

Ключевые слова: стоянки автомобилей, категория по взрывопожарной и пожарной опасности, избыточное давление взрыва, площадь помещений.

FIRE HAZARD CLASSIFICATION OF PARKING LOTS

V. I. POPOV, A. N. PESIKIN, M. V. PUGANOV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: Popovwi49@mail.ru, mvpuganov@yandex.ru

The article offers a solution to the problem of categorization by explosion and fire hazard of premises of parking lots and open parking lots. Categories of parking lots are determined, as a rule, by the fire-hazardous properties of the fuel used in cars. When using gasoline and liquefied or compressed gas as fuel, the rooms for 3-4 cars are classified as category A. In this case, a contradictory situation arises: the entry of cars into the rooms of category A without means of explosion protection of electrical equipment is not allowed, as is the use of diagnostic equipment during maintenance (maintenance). It is proposed to classify premises and open parking lots as G, taking into account the peculiarities of the technological process. In this case, contradictions in the requirements for ensuring fire safety are excluded. To increase the level of fire safety of parking lots, it is advisable to include additional fire safety requirements in the code of rules for parking lots.

Key words: parking lots, category by explosion and fire hazard, explosion overpressure, area of premises.

Самые распространённые объекты в населённых пунктах и на промышленных объектах это стоянки автотранспортных средств (паркинг, автостоянка, гараж-автостоянка), далее стоянка. Автостоянка может представлять собой здание, сооружение (составную часть здания, сооружения), отдельную площадку на местности, специализированную для хранения (автостоянки) легковых, грузовых, пассажирских, специальных автотранспортных средств, а также тракто-

© Попов В. И., Песикин А. Н., Пуганов М. В., 2021

ров, экскаваторов, мототранспортных средств всех видов.

В федеральном законе1 в ст. 32 автостоянки относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф5.2 - здания производственного или складского назначения (стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта). Автостоянки на открытой местности относятся к наружным производственным установкам.

1 Технический регламент о требованиях по-

жарной безопасности. Федеральный закон от

28 июля 2008 года № 123-Ф3.

Наружные установки, помещения, здания и сооружения промышленного и складского назначения, включая автостоянки подразделяются на категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

Категорирование необходимо для определения требований пожарной безопасности, нацеленных на предупреждение возникновения пожара и осуществления мероприятий по противопожарной защите людей и имущества при возникновении пожара в зданиях, сооружениях и на наружных установках.

Категории помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливаются на основе обращающихся в аппаратах и помещениях горючих веществ и материалов, их пожароопасных свойств и количества с учётом конструктивных особенностей помещений и особенностей осуществляемых в них технологических процессов.

Категорирование зданий, сооружений по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливается исходя из доли площади помещений определенной категории в этом здании или сооружении.

Определение категории наружной установки осуществляется на основе пожароопасных свойств обращающихся в оборудовании веществ и материалов, их количества, пожарной опасности и специфики производственного процесса.

В своде правил2 приведена методика для определения категории помещений, зданий, сооружений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Определение категории помещения гаража или поста диагностики согласно документу [1] необходимо начинать с определения расчетного избыточного давления взрыва. Пример № 2 и пример № 17. Приведенная в примерах последовательность определения категории помещения противоречит требованиям п 4. ст. 27 закона3 и п. 5 СП 12.13130.20094.

Установление категорий помещений следует проводить путём последовательной оценки принадлежности помещения к категориям от повышенной взрывопожароопасной (А) к пониженной пожароопасной (Д).

Следовательно, необходимо определить по пожароопасным параметрам веществ и осо-

2 СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 28 июля 2008 года № 123-Ф3.

4 СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

бенностям технологического процесса может ли помещение относится к категории А, если может — определить расчетное избыточное давление взрыва.

В настоящее время помещения гаражей, как правило, относят к категориям В3, В2 или В1. Основанием являются расчеты избыточного давления взрыва, при которых расчетное избыточное давление взрыва менее 5 кПа. Для того чтобы при расчете получить избыточное давление взрыва в помещении прибегают к различным ухищрениям: уменьшают площадь разлива жидкости, увеличивают объем помещения, учитывают работу аварийной вентиляции и т.п.

Помещения гаражей относят к категориям В1-В3 по сложившейся исторической традиции, когда к строительным нормам5 и другим последующим нормам разрабатывались перечни категорий производств (в дальнейшем помещений).

В перечнях гаражи относили, как правило, к категории В. Так, по приложению в документе6 и в Перечнях7 помещения гаражей относят к категории В4-В3, а в приложении № 3 Правил8 помещения стоянок автомобилей отнесены к категории Г.

В действующих нормативах, как правило, помещения автостоянок относят к категориям В1-В2. Например, в своде правил9 в п. 6.11.11 указано, что категории помещений и зданий для хранения автотранспортных средств по пожаро-взрывоопасности определяются в соответствии с требованиями СП 12.13130.200910 . При отсутствии расчетов помещения для хранения легковых автотранспортных средств (за исключением автомобилей с двигателями на сжатом или сжи-

5 СНиП 11-М.2-62 Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования.

6 ВППБ 01-01-94 Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефте-продуктообеспечения.

7 ВНТП 02-97 Перечень помещений и зданий предприятий отрасли с установлением их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, классов взрывоопасных и пожароопасных зон по ПУЭ и оборудования их автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.

8 Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов.

9 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.

10 СП 12.13130.2009 Определение категорий

помещений, зданий и наружных установок по

взрывопожарной и пожарной опасности.

женном газе) необходимо относить к категории В1, здания автостоянок легковых автотранспортных средств — к категории В. Аналогичные требования приведены в документах СП 154.13130.201311, СП 113.13330.201612.

В своде правил СП 364.1311500.2018 п. 6.11 указано: помещение для хранения и обслуживания автотранспортных средств следует относить к пожароопасным категориям, причем свободный объем помещения, определяемый по п. А.1.4 СП 12.13130, должен превышать допустимый13.

Руководствуясь сводом правил14, следует не учитывать, что бензин, газ, дизельное топливо в автомобилях сжигается в качестве топлива и в качестве расчетного варианта аварии принимать разгерметизацию баллона с газом или топливного бака и все содержимое поступает в помещение, при этом образуется взрывоопасная паровоздушная смесь. Расчеты показывают, что расчетное избыточное давление взрыва, для большинства помещений гаражей и постов технического обслуживания, превышает 5 кПа, таким образом, указанные помещения должны быть отнесены к категории повышенной взрыво-пожароопасности А. Так например, при высоте помещения 3,0 м и площади помещения не превышающей 2329,2 м2 расчетное избыточное давление взрыва превышает 5 кПа. Если автомобили в качестве топлива используют газ, площадь помещений, при которой избыточное давление взрыва будет превышать 5 кПа значительно больше. При применении пропана (баллоны по 50 л) площадь составляет не менее 2945 м2.

Следовательно, руководствуясь пособием [1], при определении категории помещений автостоянки и технического обслуживания автотранспортных средств по взрывопожарной и пожарной опасности необходимо относить все гаражи на один, два или три автомобиля (где-то до 50 автомобилей) к категории А.

В приведенных примерах при определении категорий помещений гаража по взрывопо-жарной и пожарной опасности не учитываются особенности технологического процесса (топливо сжиженный или сжатый газ, дизельное топливо, бензин сжигается в двигателях). Следова-

11 СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности.

12 СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*.

13 СП 364.1311500.2018 Здания и сооружения для обслуживания автомобилей. Требования пожарной безопасности.

14 СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

тельно, не учитывается требования ст. 27 закона15 «Категории помещений по пожарной и взры-вопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов». Согласно определения ст. 27 помещение гаража должно относиться к категории Г, так как «к категории Г относятся помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии. Процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени, и (или) горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива»16.

В помещениях гаражей отнесенных к категории А, согласно п. 7.3.39 Правил устройства электроустановок17 «электрооборудование должно удовлетворять требованиям гл. 7.3 к электроустановкам во взрывоопасных зонах». Следовательно, электрооборудование должно иметь взрывозащиту и автомобилям не допускается въезд в помещение со взрывоопасной средой. Диагностическое оборудование применять без средств взрывозащиты не допускается. Где же логика? Построили гараж, а въезжать автомобилям запрещается?

Отнесение открытых стоянок автомобилей к какой либо категории по взрывопожарной и пожарной опасности должно производиться согласно ст. 25 закона18. В настоящее время кате-горирование не осуществляется. Хотя по п. 12 нормативно-правового документа19 требуется определение и обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности открытых установок.

Выводы:

Следует учитывать требования Технического регламента о требованиях пожарной без-опасности20, где приводится определение категории помещений Г (ст. 27) «к категории Г относятся помещения, в которых находятся (обра-

15 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 28 июля 2008 года № 123-Ф3.

16 Там же.

17 Правила устройства электроустановок. 7-е

изд. М.: Омега-Л. 2009. 268 с.

19 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 28 июля 2008 года № 123-Ф3.

20 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.

щаются) горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива», следовательно, помещения стоянок автомобилей необходимо относить к категории Г. При этом не уместна произвольная трактовка положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, которая приводит к абсурдному итогу.

В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации п. 12 и ст. 25 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности должны

определяться и обозначаться категории наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, следовательно, и открытых автостоянок. Открытые автостоянки необходимо относить к категории ГН, согласно определений ст. 25 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Для повышения уровня пожарной безопасности автостоянок в свод правил по автостоянкам целесообразно включить дополнительные требования пожарной безопасности.

Список литературы

1. Пособие по применению СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» / И. М. Смолин, Н. Л. Полетаев, Д. М. Гордиенко [и др.]. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2014. 147 с.

References

1. Posobie po primeneniyu SP 12.13130.2009 «Opredelenie kategorij pomesh-chenij, zdanij i naruzhnyh ustanovok po vzryv-opozharnoj i pozharnoj opasnosti» [Manual for the application of SP 12.13130.2009 «Determination of categories of rooms, buildings and outdoor installations for explosion and fire hazard»] / I. M. Smolin, N. L. Poletaev, D. M. Gordienko [et al.]. M.: FGU VNIIPO EMERCOM de Russia, 2014. 147 p.

Попов Владимир Иванович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент

E-mail: Popovwi49@mail.ru

Popov Vladimir Ivanovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of technical sciences, docent

E-mail: Popovwi 49@mail.ru

Песикин Александр Николаевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново старший преподаватель Pesikin Alexander Nikolaevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: apesikin @ bk.ru

Пуганов Михаил Владимирович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат педагогических наук, старший преподаватель E-mail: mvpuganov@yandex.ru

Puganov Mikhail Vladimirovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of pedagogic sciences, senior lecturer

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: mvpuganov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.