Научная статья на тему 'Классификационные испытания жидких парафинов как опасных для окружающей природной среды веществ'

Классификационные испытания жидких парафинов как опасных для окружающей природной среды веществ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2866
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Медведев В. И., Тесленко И. О., Кучкина Е. М.

В соответствии с требованиями новых Правил перевозок опасных грузов (2010 года) разработаны классификация и условия перевозки жидких парафинов железнодорожным транспортом по железным дорогам страны и в международном сообщении. Экспериментально установлено воздействие парафинов на водную тестовую биоту и соответствие их свойств критериям опасности опасных грузов класса 9. Предложения по условиям перевозки, присвоении данным опасным грузам номера ООН 3082, классификационного шифра, кода опасности направлены в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION TESTS OF LIQUID PARAFFINS AS SUBSTANCES, WHICH IS DANGEROUS TO ENVIRONMENT

In accordance with the requirements of new regulations of the dangerous goods transportation (editing of 2010) arrangement and liquid paraffin's transportation conditions on railways for domestic and international transportation were developed. The paraffin's influence on water test-objects and corresponding their properties with danger criterions of dangerous goods class 9 were established experimentally. Propositions of transportation conditions and appropriation for these dangerous goods UN Number 3082, classification cipher and code, have been directed to Railway Transport Council's Directorate of the Commonwealth's nations-participants.

Текст научной работы на тему «Классификационные испытания жидких парафинов как опасных для окружающей природной среды веществ»

УДК 656.225.073.436

В.И. Медведев, И.О. Тесленко, Е.М. Кучкина СГУПС, Новосибирск

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЖИДКИХ ПАРАФИНОВ КАК ОПАСНЫХ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ВЕЩЕСТВ

В соответствии с требованиями новых Правил перевозок опасных грузов (2010 года) разработаны классификация и условия перевозки жидких парафинов железнодорожным транспортом по железным дорогам страны и в международном сообщении. Экспериментально установлено воздействие парафинов на водную тестовую биоту и соответствие их свойств критериям опасности опасных грузов класса 9. Предложения по условиям перевозки, присвоении данным опасным грузам номера ООН 3082, классификационного шифра, кода опасности направлены в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

V.I. Medvedev, I.O. Teslenko, E.M. Kuchkina

Siberian State Transport University, Novosibirsk

191 Dousya Kovalchuk Street, Novosibirsk, 630049, Russian Federation

CLASSIFICATION TESTS OF LIQUID PARAFFINS AS SUBSTANCES, WHICH IS DANGEROUS TO ENVIRONMENT

In accordance with the requirements of new regulations of the dangerous goods transportation (editing of 2010) arrangement and liquid paraffin’s transportation conditions on railways for domestic and international transportation were developed. The paraffin’s influence on water test-objects and corresponding their properties with danger criterions of dangerous goods class 9 were established experimentally. Propositions of transportation conditions and appropriation for these dangerous goods UN Number 3082, classification cipher and code, have been directed to Railway Transport Council’s Directorate of the Commonwealth’s nations-participants.

По статистическим данным, 24-27% перевозимого по железным дорогам Российской Федерации грузопотока приходится на опасные грузы. Безопасность перевозочного процесса зависит от технических условий перевозки груза, которые разрабатываются в соответствии с международно принятой классификацией опасных грузов. Классификация, в свою очередь, базируется на идентификации и измерении физико-химических, токсических, пожароопасных и других свойств веществ. Целью данной работы явилось исследование свойств веществ «Парафин нефтяной жидкий, фракция C13» и «Парафин нефтяной жидкий, широкая фракция» производства ПО «Киришинефтеоргсинтез» для уточнения условий их перевозки в качестве

опасных грузов. Проведение классификационных испытаний для данных грузов (с возможной последующей корректировкой условий перевозки) предусмотрено новой редакцией Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам [1], вступившей в действие 01.07.2010 года.

Парафин нефтяной жидкий, широкой фракции, получают из прямогонной гидроочищенной нефтяной фракции 200-320 ^ путем адсорбции нормальных парафинов в стационарном слое молекулярных сит. Применяется в различных отраслях химической промышленности [2]. Парафин нефтяной жидкий, фракции ^3, получают выделением из широкой фракции парафинов нормального строения. Применяется для производства синтетических моющих средств, хлорпарафинов, высших спиртов и кислот, других продуктов [3].

Нефть и продукты ее переработки (нефтепродукты) в силу сочетания физико-химических и токсических свойств оказывают негативное воздействие на все компоненты окружающей природной среды. Наиболее уязвимыми являются водные объекты - поверхностные и подземные водоемы. Воздействие парафинов нефтяных жидких обусловлено, в первую очередь, их малой

-5

растворимостью в воде, плотностью менее 1000 кг/м , склонностью образовывать стойкие тонкие пленки и эмульсии. Также они обладают хорошей проникающей Ь смачивающей способностью. Кроме того, парафины легко растворяют органические масла и жиры, что делает их опасными по отношению к водным организмам и водоплавающим птицам.

Согласно имеющимся литературным данным, жидкие парафины представляют опасность для водоемов, почвы и других объектов окружающей природной среды, однако степень выраженности опасности, ее количественная характеристика в нормативно-технической литературе отсутствует. В соответствии с критериями предыдущей редакции Правил перевозок опасных грузов (1995 г.) жидкие нефтяные парафины были отнесены к классу опасности 9 «Прочие малоопасные вещества» и категории 9113 - горючие жидкости с температурой вспышки в диапазоне 61-91 °С Актуальная классификация такого вида опасности не предусматривает.

Проведен анализ литературных источников с целью выявления видов потенциальной опасности. Основные физико-химические и опасные свойства, а также их параметры приведены в табл. 1.

По степени воздействия на организм парафины нефтяные жидкие в соответствии с ГОСТ 12.1.007 [4] относятся к малоопасным веществам 4-го класса опасности. Представляют опасность при попадании на кожные покровы вследствие быстрого проникновения. Не представляют опасности для человека на открытом воздухе; внутри помещения вызывает головокружение [5, 6]. Парафин нефтяной жидкий, широкой фракции опасен для окружающей природной среды. В воде не растворяется, токсично действует на гидробионтов (рыб, дафний и др.). При попадании в почву снижает ее плодородие [5].

Классификационные испытания грузов веществ были проведены на экспериментальной базе ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) по Сибирскому федеральному округу» по международной методике [7]. Результаты исследования дают количественные показатели

действия парафинов на тестовую биоту, что позволяет классифицировать их в отношении опасности для окружающей природной среды. На основании результатов экспериментальных исследований сделан вывод, что, независимо от других показателей, определяемых согласно международной методике [7], проведенные испытания позволяют отнести жидкие парафины к экотоксичным грузам класса 9. По-видимому, аналогичные результаты следует ожидать при испытании жидких нефтяных парафинов всех марок.

Таблица 1. Физико-химические, опасные и другие показатели парафинов

нефтяных жидких [2, 3]

Значение показателя

Наименование показателя Парафин нефтяной жидкий, фракция С13 Парафин нефтяной жидкий, широкая фракция

Внешний вид Прозрачная жидкость, не содержащая взвешенных и осевших посторонних примесей, в том числе и воды Прозрачная, бесцветная или слегка желтоватая жидкость

Физическое состояние (агрегатное состояние, цвет, запах) Малолетучая прозрачная подвижная жидкость без запаха Малолетучая прозрачная подвижная жидкость без запаха

Фракционный состав, °С начало кипения, не ниже конец кипения, не выше 175 260 190 310

о Плотность при 20 °С, г/см 0,760-0,780 0,702-0,778

Температура вспышки, °С 77 65

Температура воспламенения, °С 103 Нет данных

Температура самовоспламенения, °С 202 185

Температура плавления, °С ниже минус 5 Нет данных

Предельно допустимая концентрация, мг/м3 900 900

Опасные продукты горения и термодеструкции Углерода оксид (СО) и диоксид (СО2) Углерода оксид (СО) и диоксид (СО2)

Оценка токсичности [4, 5, 6] Малоопасное вещество 4 класса опасности Малоопасное вещество 4 класса опасности

Рекомендовано отнесение рассмотренных веществ к классу транспортной опасности 9, группе упаковки III, присвоение классификационного шифра 9063 - «Загрязнитель водной среды», номера ООН 3082 - «Вещества, опасные для окружающей среды, жидкие, н.у.к. (не указанные конкретно)».

В связи с разработанной классификацией рекомендуется изменить для изучаемых грузов аварийную карточку с номера 901 на 906, как более адекватную, установленным порядком. Для этого необходимо обратиться в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту с просьбой о

корректировке издания [8] в соответствующей части аварийных карточек номеров 901 и 906.

Как научный и нормативный итог работы в табл. 2 представлены результаты корректировки условий перевозки в части классификации (для измененных показателей: слева - указания правил, справа - разработанная классификация).

Таблица 2. Корректировка условий перевозки опасных грузов «Парафин нефтяной жидкий, фракция С13» и «Парафин нефтяной жидкий, широкая фракция» по результатам классификационных испытаний

Наименование показателя Значение показателя

Номер ООН - /3082 - изменяется

Номер аварийной карточки 901/906- изменяется

Классификационный шифр -/9063- изменяется

Классификационный код М61) -не изменяется

Код опасности 902) - не изменяется

Род вагона, тип контейнера ВЦ, КЦ3) -не изменяется

Вид отправки П, К4) -не изменяется

Номер знака опасности 9-не изменяется

Штемпели в накладной «Прочие опасные вещества» - не изменяется

Специальные трафареты на цистерне «Парафин жидкий», «Х», трафарет приписки- не изменяется

Специальные условия 25, 55, 595) /25, 55- изменяется

Условные обозначения (принятые в правилах [1]):

^ М6 - Вещества, опасные для окружающей среды, а именно загрязнитель водной среды жидкий;

2) 90 - опасное для окружающей среды вещество;

3) ВЦ - вагоны-цистерны; КЦ - специализированные контейнеры-цистерны грузоотправителей (грузополучателей);

4) П - повагонная отправка; К - контейнерная отправка;

5) 25 - специальные цистерны грузоотправителя (грузополучателя) или арендованные; 55 - для данного груза при заполнении накладной номер ООН не указывается, а наименование груза является надлежащим;

59 - условия перевозок действительны по 31 декабря 2010 года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам стран -участниц СНГ. - Новосибирск, 2010. - 584 с.

2. ТУ 0255-052-04689375-2000 Парафин нефтяной жидкий, широкая фракция.

3. ТУ 0255-022-05766480-2006 Парафин нефтяной жидкий, фракция С13.

4. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

5. Паспорт безопасности вещества (материала) «Парафин нефтяной

жидкий, широкая фракция» РПБ № 05766480.02.13908 от 15.06.2005.

6. Паспорт безопасности вещества (материала) «Парафин нефтяной

жидкий, фракция С13» РПБ № 05766480.02.18749 от 26.12.2007.

7. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила. Том I, II. Пятнадцатое пересмотренное издание. - ООН, Нью-Йорк и Женева, 2007. - 430 с.

8. Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным

дорогам стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской

Республики (утверждены на 48 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 29-30 мая 2008 года). -Новосибирск, 2010. - 752 с.

© В.И. Медведев, И.О. Тесленко, Е.М. Кучкина, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.