Научная статья на тему 'Классификационные аспекты регулирования региональных отраслевых рынков и факторы, определяющие условия их эффективного функционирования'

Классификационные аспекты регулирования региональных отраслевых рынков и факторы, определяющие условия их эффективного функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / АГЕНТЫ РЫНКА / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INDUSTRY MARKET TRANSACTION COSTS / AGENTS MARKET / INDUSTRY MARKET REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Солкина Анна Александровна

В статье рассмотрена роль регулирования региональных отраслевых рынков, являющихся одной из форм организации рыночных отношений в территориальных образованиях. Определены классификационные аспекты регулирования. Проведен анализ факторов, оказывающих влияние на функционирование отраслевых рынков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION MANAGEMENT ASPECTS OF REGIONAL SECTORAL MARKETS AND THE FACTORS AFFECTING their effective functioning

The article discusses the role of regulation of regional sectoral markets, which are a form of market relations in the organization of territorial entities. We have also defined classification aspects of regulation and provided the analysis of factors affecting the functioning of industrial markets

Текст научной работы на тему «Классификационные аспекты регулирования региональных отраслевых рынков и факторы, определяющие условия их эффективного функционирования»

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

1

УДК 338:911.3

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСЛОВИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Щепакин Михаил Борисович доктор экономических наук, профессор

Солкина Анна Александровна аспирант

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

В статье рассмотрена роль регулирования региональных отраслевых рынков, являющихся одной из форм организации рыночных отношений в территориальных образованиях. Определены классификационные аспекты регулирования. Проведен анализ факторов, оказывающих влияние на функционирование отраслевых рынков

Ключевые слова: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК, ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, АГЕНТЫ РЫНКА, ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

UDC 338:911.3

CLASSIFICATION MANAGEMENT ASPECTS OF REGIONAL SECTORAL MARKETS AND THE FACTORS AFFECTING THEIR EFFECTIVE FUNCTIONING

Shchepakin Mikhail Borisovich Doctor of Economics, professor

Solkina Anna Aleksandrovna postgraduate student

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

The article discusses the role of regulation of regional sectoral markets, which are a form of market relations in the organization of territorial entities. We have also defined classification aspects of regulation and provided the analysis of factors affecting the functioning of industrial markets

Keywords: REGIONAL INDUSTRY MARKET TRANSACTION COSTS, AGENTS MARKET, INDUSTRY MARKET REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем управления региональными экономическими системами является переход к проектируемому и эффективно регулируемому экономическому развитию. Не случайно в ведущих странах мира в последние годы активно развивается интеграция и усиливается координация государственных и региональных структур, бизнеса, науки, промышленности, обеспечивающая высокую управляемость экономики. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит регулированию региональных отраслевых рынков, являющихся одной из форм организации рыночных отношений в территориальных образованиях.

Регулирование региональных отраслевых рынков предполагает создание условий для повышения эффективности производства, внедрения инновационных технологий, оптимизации товаропроводящих сетей и информационной среды рынка, создания принципиально новых институтов

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

2

ценообразования, роста качества управления на уровне предприятий-производителей. Несмотря на то, что проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены и в зарубежной, и в отечественной экономической науке достаточно хорошо, общепринятое определение дефиниции «отраслевой рынок» пока еще не выработано. В «Экономикоматематическом словаре» дается определение понятия «отрасль» (branch, industry) - «совокупность фирм, выпускающих на рынок один товар или один вид услуг, конкурирующих между собой на рынке этого товара (услуги) ... совокупность производств, прямо (а иногда и косвенно) связанных с выпуском однородных товаров и услуг» [1, с. 314].

В работе Л.В. Роя и В.П. Третьяк понятие «отраслевой рынок» также рассматривается в контексте определения отрасли: «совокупность фирм, производящих продукты на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий» [2, с. 29], в то же время, авторы, не формулируя определение отраслевого рынка, подчеркивают тот факт, что между отраслью и отраслевым рынком существуют определенные различия: «рынок определен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых активов».

И.С. Штапова предлагает следующее определение отраслевого рынка: «если определить отрасль как совокупность предприятий, осуществляющих схожие виды экономической деятельности, то отраслевой рынок можно рассматривать как взаимодействие указанных предприятий с остальными рыночными агентами по поводу продажи своих товаров, с учетом сложившейся конъюнктуры и имеющегося рыночного спроса» [3, с. 3]. Таким образом, отраслевой рынок рассматривается нами как группа товарных рынков, объединенных классом производителя (например, согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (ОКВЭД) или Североамериканской системе отраслевой классификации).

Подход И.С. Штаповой является наиболее распространенным, его

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

3

разделяет большинство специалистов и практиков [4, 5], в то же время, по нашему мнению, такая трактовка отраслевого рынка является несколько ограниченной, не учитывающей особенности структуры и координации отраслевых рынков, степени влияния отдельных экономических агентов в процессе его функционирования. Более точно отраслевые рынки следует рассматривать как экономические отношения между компаниями производителями, посредническими структурами и покупателями, складывающиеся в процессе производства, продвижения на рынок и продажи определенных групп товаров, обусловленных их мотивацией на рациональное распределение первичных ресурсов, сохранение конкурентных позиций, обретение потенциальных преимуществ, отражающих качественные характеристики объекта, состояние рынка в межрегиональном, коммуникационном и экологическом пространствах, позволяющие моделировать сценарии развития отраслевого рынка в интересах устойчивого роста экономики региона.

Достаточно глубокий анализ деятельности отраслевых рынков проведен в работах зарубежных авторов: Ф.М. Шерера и Д. Росса, М. Портера, Р. Коха, Г. Минцберга и др., а также российских исследователей: С.Б. Ав-дашевой, Н.М. Розановой, А.С. Пелих, И.В. Сергеева, А.С. Плещинского,

О.Л. Лямзина, В.Н. Буркова и др.

В мировой экономической науке существуют различные подходы к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура - поведение - результат», микроэкономическая теория, теории цен, квазиконкурентных рынков, трансакций и др.

Еще в 50-е годы Эдвардом Мейзоном и Джоем Бейном, пионерами изучения отраслевой организации экономики, была разработана теория, впоследствии получившая название «structure - conduct - performance», согласно которой функционирование отрасли (а отрасль и рынок в рамках теории отраслевой организации, если специально не оговорено другое,

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

4

трактуются как взаимозаменяемые понятия) зависит от поведения продавцов и покупателей, которые, в свою очередь, определяются структурой рынка [6].

Структура отрасли зависит от таких фундаментальных условий, как технология и спрос на продукт. Например, для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы (либо насколько возможно меньшего числа фирм), которая, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования. Рыночная цена, в свою очередь, будет тем выше, чем менее эластичен отраслевой спрос [7].

Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей (например, небольшое число продавцов), оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках (например, высокие цены).

В рамках микроэкономической теории исследуется проблема экономического выбора, с которым сталкиваются производящие и потребляющие экономические агенты. Отправной точкой анализа в этом случае служат не объективные характеристики отраслей, а закономерности принятия оптимизационных решений. Одним из первых исследователей, применивших микроэкономическую теорию к анализу рынков, был Джордж Стиг-лер. Он считал, что микроэкономическая теория, используя эмпирические данные о рынках, должна ответить на вопросы относительно причин и последствий государственной промышленной политики [8].

Особенности квазимонопольных рынков описываются двумя важными теоретическими концепциями: теорией трансакционных издержек и теорией квазиконкурентных рынков.

Трансакционные издержки, связанные с заключением контрактов и с

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

5

обеспечением их соответствующего выполнения, ослабляют возможности ценовой конкуренции между агентами рынка. На основании различия уровня и преобладающего типа трансакционных издержек объясняются различия в структуре отрасли, поведении фирм и функционировании рынков. Чем выше уровень трансакционных издержек, тем медленнее осуществляется перераспределение рынка между фирмами, тем более устойчива и консервативна рыночная структура. Этот подход направлен на выявление наборов субъективных и объективных факторов, которые могли бы объяснить политику фирм как по отношению к рынкам, так и в области внутренней структуры [9].

Теория квазиконкурентных рынков, развитая Х. Демзецом, У. Бау-молем, Р. Виллигом [10] и др., исследует влияние барьеров входа на поведение фирм в отрасли. Отрасль с небольшим числом фирм также может быть конкурентной, если существует угроза входа в отрасль новых фирм. Наличие необратимых затрат, обусловленных входом нового потенциального конкурента на рынок, создают барьеры на его пути и препятствуют рассасыванию экономической прибыли в долгосрочном периоде, поэтому рынок с высокими необратимыми затратами входа характеризуется более высокой степенью монопольной власти. Таким образом, на одном полюсе оказывается квазимонопольное поведение фирм в современной рыночной экономике, в то время как на другом - господствуют квазиконкурентные рынки.

Также важной проблемой организации отраслевых рынков служит идентификация факторов, определяющих экономическое положение фирм. В числе подобных факторов называются характер распределения рынка, высота барьеров входа в отрасль, стратегическое поведение участников рынка, характер распространения на рынке информационных потоков.

Исследования зарубежных ученых показывают наличие прямой зависимости доходности капитала фирм от их рыночной доли. Однако наря-

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

6

ду с распределением рынка между фирмами на прибыль фирм и на монопольную власть существенно влияет высота барьеров входа в отрасль и вероятность проникновения и успешной конкуренции новых фирм, а также стратегическое поведение участников рынка. Ограничивающие ценовую конкуренцию трансакционные издержки и препятствующие входу необратимые затраты, возникающие на рынках с асимметричной информацией о качестве товара, рынках дифференцированного продукта, рынках с развитой системой вертикального контроля, приводят к повышению монопольной власти действующих на рынке продавцов, что отражается на уровне их прибыли.

Согласно концепции стратегического управления (strategic management approach) значительное влияние на функционирование отрасли оказывают стратегические решения компаний: масштабы бизнеса, характер его диверсификации, ценовая политика фирмы, ее маркетинговые решения и т. п.

В особую группу следует выделить деятельность агентов рынка. Как известно, система экономических отношений на рынке достаточно сложна. В 1990-е гг. в российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей [11,12], вместе с тем, более современным можно считать подход, согласно которому рыночные отношения рассматриваются как общественная форма организации и функционирования экономики [13]. Так, В.В. Герасименко утверждает, что обмен товаров через рынок становится формой системы экономических отношений рыночной экономики и организация системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, даже сами товары, которые функционируют в рамках этой системы - все это приобретает имя рынка [14].

Не менее важным является и то, что идеальная модель рыночных отношений в реальной экономике практически недостижима, и этот факт

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

7

также является сегодня общепризнанным. Если исходить из представлений о двух принципиально различных типах организации экономических отношений - рыночной экономике, основанной на отношения обмена и нерыночных системах общественного воспроизводства (образ такого рода экономических систем теми или иными авторами обозначался по-разному: «азиатский способ производства» (К. Маркс); «централизованноуправляемое хозяйство» (В. Ойкен); «административно-командная система» (Г.Х. Попов); «распределительная экономика» (труды американских советологов второй половины XX века); «раздаточная экономика» (институциональная теория хозяйственного развития России О.Э. Бессоновой); «редистрибутивная экономика» (redistribution economy) (К. Поланьи); X-экономика (наряду с Y-экономикой - экономикой рыночного типа) (Г.С. Кирдина) и др.), то любую реальную экономическую систему можно охарактеризовать как, в известной степени, комбинированную систему отношений. Так, административно-командная система, существовавшая в советский период, предполагала наличие в той или иной степени рыночных взаимодействий, тогда как капиталистические системы разных стран существенно различаются степенью влияния государства на экономику. Именно характер и степень компромисса между прямыми рыночными отношениями (отношениями обмена, осуществляемого между двумя обособленными субъектами - частными собственниками, каждый из которых получает свою прибыль в результате такого рода сделки, при этом обмены имеют преимущественно горизонтальную, добровольно-согласительную природу) и отношениями редистрибутивными (по К. Поланьи), т.е. предполагающими централизацию движения ценностей и услуг, а также прав по их производству и использованию, а также частичную аккумуляцию и последующее распределение ресурсов формируют конкретную экономическую систему [15].

Таким образом, полноправными субъектами рыночных отношений в

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

8

реальной экономике являются институты, оказывающие координирующее и регулирующее воздействие на процессы движения ценностей.

Система факторов, влияющих на функционирование отраслевых рынков, представлена в таблице 1.

Как видно из приведенных данных, в той или иной мере все указанные факторы оказывают влияние на развитие отраслевого рынка, вместе с тем, по нашему мнению, особая роль принадлежит реальным и предполагаемым действиям других экономических агентов, включая государство.

Таблица 1 - Факторы, оказывающие влияние на функционирование отраслевых рынков (составлено авторами)

Концепция Доминирующие факторы

Теория отраслевых рынков - поведение продавцов; - поведение покупателей; - технологии; - спрос; - доходность

Микроэкономическая теория - микроэкономические параметры; - деятельность агентов рынка

Теория цен - цена

Трансакционная теория - динамика трансакций; - темпы перераспределения рынка

Теория квазиконкурентных рынков - барьеры входа в отрасль; - уровень конкуренции на рынке

Концепция стратегического управления - стратегические решения компании

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1) отраслевой рынок представляет собой совокупность экономических отношений между товаропроизводителями товаров-субститутов, посредническими структурами и покупателями по поводу движения определенной группы товаров, основанной на эквивалентности и конкуренции;

2) факторы, оказывающие влияние на функционирование отраслевых

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

9

рынков, исключительно разнообразны и включают поведение различных экономических агентов на рынке, уровень технологического развития отрасли, характер трансакций, особенности барьеров входа в отрасль, уровень доходности компаний и др.;

3) на современном этапе развития рыночных отношений возрастает роль регулирующих институтов, что связано с такими процессами, как растущая социально-организационная сложность современной экономики, изменение функциональных связей внутри рыночной системы, утрата гибкости, присущей раннему этапу развития капиталистической системы.

Список использованной литературы:

1. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. С. 314.

2. Рой Л.В., Третьяк В.Н. анализ отраслевых рынков. М., 2008. С. 29.

3. Штапова И.С. Влияние структуры отраслевого рынка на формирование стратегии промышленного предприятия: теория, методология, инструментарий. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к.э.н. М., 2010. С. 3.

4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.,

2005.

5. Марголин Е.М. Исследования отраслевого рынка // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2004. № 7.

6. Bain G. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press,

1995.

7. Mason E. The Current State of The monopoly Problem in the United State// Harvard Business Review. 1950. Vol.62

8. Stigler G.J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. Vol. 69.

1961.

9. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический взгляд га общественноэкономическое развитие // Наука Кубани. 2000. № 1. С. 3.

10. Demzetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization // American Economic Review 62(5), December 1972.

11. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Общая характеристика рыночной экономики. М. 2004;

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений М.: Юрайт, 1998.

13. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Модель эволюционного становления различных типов регионального развития // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2013. Т. 1. № 44. С. 37-41.

14. Гаврилова В.В. Управление ценовой политикой компании. Полный курс МВА. М., Эксмо, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Молчан А.С. Концептуальные аспекты теории и методологии формирования и использования совокупного потенциала мезоуровневых социально-экономических систем // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 3. С. 22-28.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

10

References

1. Lopatnikov L. I. Jekonomiko-matematicheskij slovar': Slovar' sovremennoj

jekonomicheskoj nauki. M.: Delo, 2003. S. 314.

2. Roj L.V., Tret'jak V.N. analiz otraslevyh rynkov. M., 2008. S. 29.

3. Shtapova I.S. Vlijanie struktury otraslevogo rynka na formirovanie strategii promysh-lennogo predprijatija: teorija, metodologija, instrumentarij. Avtoreferat diss. na soiskanie uch. st. k.je.n. M., 2010. S. 3.

4. Avdasheva S.B., Rozanova N.M. Teorija organizacii otraslevyh rynkov. M., 2005.

5. Margolin E.M. Issledovanija otraslevogo rynka // Marketing i marketingovye issledo-vanija v Rossii. 2004. № 7.

6. Bain G. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press,

1995.

7. Mason E. The Current State of The monopoly Problem in the United State// Harvard Business Review. 1950. Vol.62

8. Stigler G.J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. Vol. 69.

1961.

9. Shhepakin M.B., Mishulin G.M. Metodologicheskij vzgljad ga obshhestvenno-jekonomicheskoe razvitie // Nauka Kubani. 2000. № 1. S. 3.

10. Demzetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization // American Economic Review 62(5), December 1972.

11. Ermishin P.G. Osnovy jekonomicheskoj teorii. Obshhaja harakteristika rynochnoj jekonomiki. M. 2004;

12. Borisov E.F. Jekonomicheskaja teorija: Kurs lekcij dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij M.: Jurajt, 1998.

13. Shhepakin M.B., Mashtakov A.I. Model' jevoljucionnogo stanovlenija razlichnyh tipov regional'nogo razvitija // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. T. 1. № 44. S. 37-41.

14. Gavrilova V.V. Upravlenie cenovoj politikoj kompanii. Polnyj kurs MVA. M., Jeksmo, 2006.

15. Molchan A.S. Konceptual'nye aspekty teorii i metodologii formirovanija i ispol'zovanija sovokupnogo potenciala mezourovnevyh social'no-jekonomicheskih sistem // Nauchnyj vestnik Juzhnogo instituta menedzhmenta. 2013. № 3. S. 22-28.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/08.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.