Научная статья на тему 'Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты'

Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9006
1345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ / ВИДЫ И ТИПЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / SELF-PRESENTATION OF THE PERSONALITY / IMPRESSION MANAGEMENT / KINDS AND TYPES OF SELF-PRESENTATION / STRATEGIES AND TACTICS OF SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пикулёва Оксана Анатольевна

В статье представлен обзор существующих теоретических оснований для выделения различных видов и типов самопрезентации, обозначены проблемные аспекты изучения и авторский подход к пониманию сущности рассматриваемого социально-психологического феномена в контексте привлечения знаний из других научных дисциплин. Рассматриваются вопросы осознанности-неосознанности, проактивности-реактивности самопрезентационного поведения, изучаются теоретические подходы к выделению тактик и стратегий самопрезентации, приводятся результаты авторского исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DASSIFICATIONS OF SELF-PRESENTATION OF PERSONALITY: THEORETICAL GROUNDS AND PROBLEMATIC ASPECTS

The article presents a review of existing theoretical basis for the allocation of different types of self-presentation, problematic aspects of the study and the author's approach to the understanding of the essence of the socio-psychological phenomenon in the context of knowledge from other scientific disciplines. Examines issues of awareness-unawareness, proactivity-reactivity of the self-presentational behavior, the theoretical approaches to the selection of the tactics and strategies of selfpresentation, are given the results of the author's research.

Текст научной работы на тему «Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты»

УДК 316.61

О. А. Пикулёва

Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты

В статье представлен обзор существующих теоретических оснований для выделения различных видов и типов самопрезентации, обозначены проблемные аспекты изучения и авторский подход к пониманию сущности рассматриваемого социально-психологического феномена в контексте привлечения знаний из других научных дисциплин. Рассматриваются вопросы осознанности-неосознанности, проактивности-реактивности самопрезентационного поведения, изучаются теоретические подходы к выделению тактик и стратегий само-презентации, приводятся результаты авторского исследования.

The article presents a review of existing theoretical basis for the allocation of different types of self-presentation, problematic aspects of the study and the author's approach to the understanding of the essence of the socio-psychological phenomenon in the context of knowledge from other scientific disciplines. Examines issues of awareness-unawareness, proactivity-reactivity of the self-presentational behavior, the theoretical approaches to the selection of the tactics and strategies of selfpresentation, are given the results of the author's research.

Ключевые слова: самопрезентация личности, управление впечатлением, виды и типы самопрезентации, стратегии и тактики самопрезентации.

Key words: self-presentation of the personality, impression management, kinds and types of self-presentation, strategies and tactics of self-presentation.

Попытки систематизации накопленных теоретических и практических знаний по вопросу самопрезентации личности предпринимались неоднократно. На данный момент в отечественной и зарубежной психологии нет единства ни в вопросе определения самого понятия «самопрезентация личности» (от англ. «selfpresentation» - ««Я сам» и ««представление, преподнесение»), ни в вопросе классификации ее видов [1-19]. Истоки изучения рассматриваемого нами социально-психологического феномена берут свое начало в зарубежных исследованиях второй половины ХХ в. Отметим, что единственной системной теоретической концепцией рассматриваемого нами феномена остается концепция социальной драматургии И. Гоффмана [13] - родоначальника самого понятия «самопрезентация», описавшего процесс самопрезентации и адаптировавшего в ролевой теории символическую перспективу инте-ракционистов (G.H. Mead, 1934 и др.).

© Пикулёва О. А.,2013

Дальнейшее изучение самопрезентации личности активно происходило в зарубежных исследованиях с 1970-х гг., а в отечественной науке с конца 1990-х гг. Отметим, что в последние годы рассматриваемый феномен активно привлекает внимание не только психологов, но и специалистов в области культурологии, культу-рантропологии, психолингвистики, лингвокультурологии, этнолингвистики, социологии, социальной философии. По нашему мнению, при том, что содержание работ этих направлений, безусловно, различно, данные исследования объединяет идея рассмотрения социального поведения человека в различных ситуациях и условиях его жизнедеятельности.

Усиление внимания к проблеме самопрезентации личности с началом XXI в. объясняется, на наш взгляд, не только ростом интенсивности межкультурных коммуникаций в условиях глобализации, но и все более широким пониманием важности ее роли в жизнедеятельности личности, как неотъемлемой составляющей на протяжении всей жизни человека. Именно расширенный, отличный от узко-манипулятивного понимания подход к трактованию понятия «самопрезентация личности» позволяет, по нашему мнению, выявить его сущность, выстроить систему психологических категорий, раскрывающих его содержание, его психологические детерминанты.

На основании анализа определений феномена самопрезентации личности, представленных в научной литературе, можно выделить шесть категорий для раскрытия сущности этого понятия (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные подходы к пониманию самопрезентации

Категория Автор

Деятельность / активность (в англоязычной литературе термин «activity») «самопрезентация - это целенаправленная деятельность по контролю за производимым на других впечатлением» [18, р. 521]; «самопрезентация - это деятельность, отражающая трансакцию между «Я» и аудиторией в особом социальном контексте и образованная комбинацией личностных, ситуационных и аудиторийных факторов» [18, р. 518]

Процесс «самопрезентация - это процесс формирования идентичности, которую один человек предъявляет другим людям, через внешние проявления» [20, р. 5]; «самопрезентация - кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении» [2, с. 317]; «процесс регуляции производимого субъектом впечатления с учетом специфики социальных ситуаций, и (или) выражения системы представлений о самом себе» [10, с. 33]

Поведение самопрезентация - «поведение, используемое для передачи некоторой информации о субъекте другим людям» [12, р. 398]; «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» [4, с. 96]

Способность самопредъявление - «способность человека быть готовым к выражению, а также презентации себя другим людям» [3, с. 142]; «самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера» [1, с. 28]

Способ «самопрезентация - это способ, при помощи которого мы представляем себя другим» [16, р.122]

Средство это средство формирования образа «Я» и самооценки [4, 12], самопрезентация является средством подтверждения образа «Я» и поддержания самооценки [17]

Принимая во внимание разнообразие встречающихся определений, в рамках наших исследований мы придерживаемся мнения, что самопрезентация личности - это в различной мере осознаваемый, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации [8].

Анализ научных исследований позволил выявить большое количество критериев для выделения различных видов самопрезентации. Так, по форме разделяют вербальную и невербальную самопрезентацию [11, 16, 17], в зависимости от цели выделяют ма-нипулятивный и неманипулятивный типы самопрезентации [5]. По глубине, широте и гибкости [6] дифференцируют полную и неполную самопрезентацию. По мнению В.В. Хороших [10], все виды самопрезентации можно условно распределить на четыре группы по соответствующим критериям:

1. По основанию - стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении - выделяют самопрезентацию ««восприимчивого» (acquisitive) и защитного (protective) стиля.

2. По осознанности действий субъекта выделяют осознаваемую (контролируемую) и неосознаваемую («автоматическую») са-мопрезентацию.

3. По критерию опосредованности можно выделить непосредственную самопрезентацию (субъект - объектное взаимодействие) и опосредованную самопрезентацию (субъект - объект - субъектное взаимодействие).

4. По способу предъявления информации выделяют прямую и косвенную самопрезентацию [10].

На наш взгляд, в данную классификацию следует добавить еще три критерия:

5. По критерию целенаправленности управления впечатлением (активность - пассивность самопрезентационных действий субъекта самопрезентации) можно выделить проактивную и реактивную самопрезентацию личности.

6. По критерию сочетания ведущего мотива и степени активности поведения можно выделить четыре вида самопрезентации: ассертивная, агрессивная, защитная, оправдывающаяся.

7. По критерию времени осуществления самопрезентацион-ных действий выделяются тактическая (tactical self-presentation) и стратегическая самопрезентация (strategic self-presentation) [8].

Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные стратегии и тактики самопрезентации. Согласно распространенному мнению, стратегическая самопрезентация предполагает продолжительный период времени и является формой вложения в будущее. «Тактическая» же самопрезентация является кратковременным явлением и направлена, как правило, на создание желаемого впечатления» [14, 15, 18].

Мы определяем эти понятия следующим образом:

Тактика самопрезентации - это краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность приемов вербального и невербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления, необходимого для определенных краткосрочных целей, о субъекте самопрезентации.

Стратегия самопрезентации - это в различной мере осознаваемое и планируемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на создание желаемого впечатления с учетом долгосрочных идентичностей, и использующее для своей реализации определенные тактики самопрезентации [18].

В табл. 2 описаны защитные и ассертивные тактики самопрезентации [15], отнесенные нами к определенным группам - стратегиям самопрезентации.

Таблица 2

Стратегии и тактики самопрезентации личности

Стратегии самопрезентации [5] Тактики самопрезентации [12]

1. Уклонение (стратегия выделена по признаку «уход от ответственности и избегание решительных действий») • оправдание с отрицанием ответственности (З); • отречение (З); • препятствование самому себе (З)

2. Аттрактивное поведение (стратегия выделена по признаку «поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте само-презентации») • желание понравиться (А); • извинение (З); • примероносительство (образец для подражания) (А)

3. Самовозвышение (стратегия выделена по признаку: «демонстрация высокой самооценки и доминирования») • приписывание себе достижений (А); • преувеличение своих достижений (А); • оправдание с принятием ответственности (З)

4. Самопринижение (стратегия выделена по признаку: «демонстрация слабости» • просьба/ мольба (А);

5. Силовое влияние (стратегия выделена по признаку: «демонстрация силы и статуса») • запугивание (А); • негативная оценка других (А)

Условные обозначения:

(З) - тактика защитного типа самопрезентации;

(А) - тактика ассертивного типа самопрезентации.

Отметим, что исследования, проведенные нами [7-9] в последние годы на российской выборке при помощи методики С. Дж. Ли и др. [15], показали, что в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих поведенческих действий, человек использует, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий. Предпочтение тем или иным тактикам отдается в зависимости от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельностью субъекта самопрезентации. При этом, несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия в осуществлении самопрезентации. Эти различия имеют как гендерный и личностно-возрастной, так и профессиональный характер [7, 8, 9].

В результате проведенного автором экспериментального исследования по изучению влияния значимости внешних и внутренних факторов на характер самопрезентации личности было также установлено, что:

• в ситуациях субъективно высокой значимости цели и объекта самопрезентации люди часто проявляют проактивное самопрезен-тационное поведение, направленное на управление впечатлением целевой аудитории - объекта самопрезентации. С этой целью ими осознанно используются самопрезентационные стратегии «аттрактивное поведение» и «самовозвышение» и не используется стратегия «силовое влияние». При этом в их поведении также могут проявляться стратегии «самопринижение» и «уклонение», носящие в данном контексте менее осознаваемый характер.

• в ситуациях субъективно невысокой значимости цели и объекта самопрезентации люди часто проявляют реактивное, неосознаваемое ими самопрезентационное поведение, не имеющее своей целью управлять производимым на других впечатлением. При этом ими часто используется стратегия «силовое влияние» и реже -стратегия «аттрактивное поведение».

Таким образом, представляется возможным говорить о взаимо-пересеченности проявления в самопрезентационном поведении человека (независимо от половой дифференциации) признаков осознанности-неосознанности им своего поведения, произвольность которого во многом детерминирована особенностями мотивации и личностными характеристиками субъекта самопрезентации.

Отметим, что вопрос осознанности самопрезентационного поведения воспринимается многими стереотипно, в русле понимания, что самопрезентация - это сознательное управление впечатлением, тождественности понятий «самопрезентация» и «управление впечатлением». Однако нам представляется, что самопрезентация личности является средством управления впечатлением, являющегося более широкой категорией. В процессе управления впечатлением люди стремятся построить в сознании окружающих определенные представления не только о себе, но и о других (например, друзьях и врагах), объектах (учреждении, жилье) или событиях. Таким образом, самопрезентация личности выступает в качестве субкатегории управления впечатлением, связанного с более широким процессом контроля и регулирования информации о других людях, объектах и событиях.

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие. - М., 2001. - 295 с.

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001. - 544 с.

3. Майерс Д. Социальная психология: учеб. - СПб., 2000. - 512 с.

4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб., 2000. - 224 с.

5. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения: дис. ... психол. наук. - М., 2000.

6. Петрова Е.А. Психология имиджа: психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - Т. 9. -Вып. 2. - М., 2002.

7. Пикулёва О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004.

- 26 с.

8. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности: Мотивация и пространство «Я». Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Ко-ростылевой. Вып. 8. - СПб.: Изд-во С-Петербургского Ун-та., 2004. - С. 127145.

9. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2010. - С. 305-317.

10. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: дис. ... канд. психол. наук, СПб., 2001.

11. Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации: автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2007. - 29 с.

12. Baumeister R. F., & Leary M. R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation. Psychological Bulletin, 117.

- 1995. - P. 497-529.

13. Goffman E. The presentation of self in everyday life. - NY., 1959.

14. Jones E. E. & Pittman, T. S. Toward a general theory of strategic selfpresentation. In J. Suls (Ed.), Psychological perspective on the self (P. 231-261). -Hillsdale, NJ: Erlbaum. - 1982.

15. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. -1999. - P. 701-722.

16. Pearson J., Nelson P., Titsworth S., Harter L. Human communication. -2003. - 565 p.

17. Schlenker B. Self-presentation/ in HANDBOOK of Self and Identity / by M. Leary et al., 2003. - P. 488-518.

18. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology, 1998. - 132(6). - P. 611-628.

19. Zelen Seymour L. Self-presentation: The Second Attribution-Personality Theory Conference. - CSPP-LA, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.