Научная статья на тему 'Классификации инноваций в современной экономике'

Классификации инноваций в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1231
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / классификация инноваций / innovation / innovation classification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузин Николай Александрович

Статья посвящена распределению инноваций по определенным критериям, формированию классификации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the distribution of innovations according to certain criteria, the classification of the formation of innovation.

Текст научной работы на тему «Классификации инноваций в современной экономике»

56

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Таким образом, инновационное развитие в России идет в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также в связи.

Основные виды инноваций в стране - это технологические, процессные и продуктовые. В нетехнологических инновациях можно выделить организационные и маркетинговые.

Список литературы:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

2. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2014. М.: Росстат, 2014.

КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кузин Николай Александрович

Ст. гр. ЭКмэф-114, ВлГУ, г. Владимир

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена распределению инноваций по определенным критериям, формированию классификации инноваций.

ANNOTATION

The article is devoted to the distribution of innovations according to certain criteria, the classification of the formation of innovation.

Ключевые слова: инновации, классификация инноваций.

Keywords: innovation, innovation classification

Классификация инноваций означает определения классификационных признаков. распределение инноваций на конкретные группы по Классификационный признак представляет собой

определенным критериям. Построение отличительное свойство данной группы инноваций, ее

классификационной схемы инноваций начинается с главную особенность [1, с. 159].

Классификация инноваций

Общая классификация Классификации, предложенные

научными деятелями

Классификация по признакам

По значимости

По направлению воздействия

По сферам деятельности предприятия

По степени новизны

По признакам возникновения

По области применения

По месту инноваций в системе предприятия

Традиционные

классификации

Источники идей ■ 9 По Завлину П.Н.

Вид новшества 1 ! По Горшкову В.В.

Область применения 1 ! По Уткину Э.А.

Уровень новизны 1 ! По Ильенковой С.Д.

Масштабы инноваций 1 ! По Балабанову И.Т.

Широта воздействия 1 ! По Пригожину А.И.

Темпы осуществления инноваций ■

Преемственность и

Рисунок 1. Классификация инноваций

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

57

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Общая классификация инноваций

1. Значимость (совершенствующие,

псевдоинновации);

2. Направленность (заменяющие,

рационализирующие, расширяющие);

3. Место реализации (отрасль

возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

4. Глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

5. Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

6. Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

7. Характер удовлетворяемых

потребностей (новые потребности, существующие потребности);

8. Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

9. Причина возникновения (реактивные, стратегические);

10. Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

11. По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных

продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги,

которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес [2, с. 241].

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество, свойства предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

• Базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике.

• Улучшающие инновации,

предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными.

• Микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой [3, с. 256].

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций. внимание сосредоточено на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации.

Таблица 1.

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций

Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

Этапы НТП, результатом которых стала инновация Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

Степень интенсивности «Бум», равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результативность Высокая, низкая, средняя

Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют

58

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

Таблица 2

Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификацио нный признак Вид инновации Содержание инновации

1. Структурная характеристика инновации Инновации на «входе» в предприятие Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

Инновации на «выходе» из предприятия Целевые качественные или количественные изменения

Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения

2. Целевые изменения Технологические Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения

Производственные Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

Экономические Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов,

Социальные Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений

Инновации в области управления Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации

По целевому изменению инновации

разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые,

социальные и инновации в области управления.

Иные признаки положены в классификацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инноваций Э.А. Уткиным, Н.И. Морозовой [4, с. 68]. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 3

Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации

Причина возникновения Реактивные Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

Стратегические Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

Предмет и сфера приложения Продуктовые Новые продукты и услуги

Рыночные Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

Инновации-процессы Технология, организация производства и управленческие процессы

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

59

Характер удовлетворяемых потребностей Ориентирование на существующие потребности Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

Ориентирование на формирование новых потребностей Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца.

Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение

групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности.

Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 4

Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Классификационный признак Виды инноваций

Технологические параметры Продуктовые, процессные

Новизна Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия

Место на предприятии Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

Глубина вносимых изменений Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

Сфера деятельности Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

Таблица 5

Классификация инноваций по И. Т. Балабанову

Классификационный признак Виды инноваций

Целевой признак Кризисные инновации, инновации развития

Внешний признак Инновации в форме продукта и в форме операции

Структурный признак Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

И.Т. Балабанов в качестве системы

классификационных признаков выделяет следующие [5, с. 102]:

• целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени

• внешний признак - указывает на форму реализации инновации

• структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

Классификация по И.Т. Балабанову предполагает общие особенности и делит их на ряд признаков: целевой, внешний, структурный.

Таблица 6

Классификация инноваций по А.И. Пригожину [6, с. 104]

Классификационный признак Вид инновации

По распространенности Единичные и диффузные

По месту в производственном цикле Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые

По преемственности Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения

По охвату ожидаемой доли рынка Локальные, системные, стратегические.

По инновационному потенциалу и степени новизны Радикальные, комбинаторные, совершенствующие

60

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

По Пригожину классификация инноваций определена рядом ограничений классификационного признака. А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию инноваций.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. В свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Список литературы:

1. Гонаренко О. И. Менеджмент

инвестиций и инноваций: учебник для вузов;

Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова .— М. : КНОРУС, 2011 .— С. 159

2. Шеремет А.Д. Теория

инновационной экономики: учебник - М.: Эксмо, 2013 - С. 241

3. Агарков С.А. Инновационное развитие экономики России. Учебное пособие. М.: Академия естествознания 2011 - С. 256

4. Гонаренко О. И. Менеджмент

инвестиций и инноваций: учебник для вузов;

Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова .— М. : КНОРУС, 2011 .— С. 68

5. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. -2-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика. 2010 - С. 102

6. Фатхутдинов Р.А.

Инновационный менеджмент: учебник - СП.: Питер, 2010 - С. 104.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Кулешова Валентина Павловна

Канд. эконом. наук, доцент кафедры финансов и кредита БашГАУ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются налоговые проверки как основные формы налогового контроля, анализируется предмет налоговых проверок, проводится анализ существующего механизма налоговых проверок.

ABSTRAC

ТИв article deals with tax audits as the main form of tax control, analyzes the subject of tax audits, the analysis of the existing machinery of tax audits.

Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, система ЭОД, повторные налоговые проверки.

Keywords: off-site tax inspection, on-site tax audit, the EDI system, a repeat tax audit

В новых условиях управления и хозяйствования налоговый контроль приобретает новую установку - обеспечение прозрачности бизнеса, способствование инвестиционной привлекательности отечественных производителей, обеспечение интересов налогоплательщиков при полном и своевременном выполнение налоговых обязательств. Однако, несмотря на то, что такие изменения всё чётче проявляются на практике, они носят дифференцированный характер. Одной из причин непрерывных, в ряде случаев экономически нецелесообразных модификаций методов контроля является отставание науки о контроле от развивающейся практики налоговых отношений[2].

По действующему законодательству налоговый контроль выражается в двух основных формах: камеральной налоговой проверке и выездной налоговой проверке, при этом НК РФ не содержит их определений.

В тексте НК РФ не нашлось места для определения предмета камеральной налоговой проверки, в отличие от выездной налоговой проверки, имеющей согласно подп. 2 и 4 ст. 89 НК РФ сразу два предмета проверки:

1) налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

2) правильность исчисления и своевременность уплаты налогов[1].

Между тем обработка налоговых деклараций (расчетов) имеет свою специфику исходя из функционального распределения полномочий между несколькими отделами налогового органа, что делает понимание содержания камеральной налоговой проверки затруднительным:

1) налоговую декларацию (расчет) принимает отдел работы с налогоплательщиками, который осуществляет ее визуальный контроль на предмет наличия (отсутствия):

а) оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета);

б) обязательных реквизитов; соответствие

данных сопроводительного листа фактическому количеству полученных листов налоговой декларации (расчета); подлинности усиленной

квалифицированной электронной подписи заявителя и форматно-логический контроль на предмет соответствия формату представления налоговых деклараций в электронном виде;

2) затем декларация передается в отдел ввода, который вводит (конвертирует) данные, содержащиеся в декларации, в систему электронной обработки данных, осуществляя при этом визуальный контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.