Валеева Галина Викторовна, Богомазова Наталия Леонидовна КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
В статье представлен аналитический обзор классификаций и систем ценностей отечественных мыслителей. Показано, что система ценностей зависит от определенных исторических и социальных условий и выступает критерием формирования норм поведения и деятельности личности. А ценностные ориентации личности, обладающие сложной структурой, определяют множество моделей и классификаций ценностей, отличающихся критериями, лежащими в их основе. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУ/У/б.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 29-32. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
12. Долженкова М. И., Толмачев Ю. А. Тамбовская художественная культура [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ra/window_catalog/pdf2txt?p_id=16370&p_page=4,5 (дата обращения: 25.06.2010).
13. Евтихиева Л. Ю. Тамбовский курагод: сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов / гл. ред. Ю. Д. Павлов. Тамбов, 2003. Вып. 1. 160 с.
14. Крестьянские свадьбы в Шацком уезде // Тамбовские губернские ведомости. 1893. № 35.
15. Материалы Тамбовского этнографического отряда Кафедры этнографии и антропологии Санкт-Петербургского государственного университета 1990-х гг. // Архив Кафедры этнографии и антропологии Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
16. Мусатова Д. Обряды и праздники села Шелоклейка Никольского района Пензенской области (из воспоминаний моей бабушки А. Ф. Мусатовой) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/340/35702.php (дата обращения: 02.04.2012).
17. Н. Неч. Свадебные обычаи в с. Хворостянке Усманского уезда // Тамбовские губернские ведомости. 1889. № 54.
18. Пискунова С. В., Махрачева Т. В., Губарева В. В. Словарь тамбовских говоров (духовная и материальная культура). Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2001. 278 с.
19. Покровский И. К столетию нынешнего приходского храма в селе Раеве Моршанского уезда Тамбовской епархии // Тамбовские епархиальные ведомости. 1899. № 7.
20. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / отв. ред.: В. И. Еремина, Н. М. Герасимова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. 366 с.
21. Село Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни / отв. ред. П. И. Кушнер // Труды Института этнографии Академии наук СССР. Новая серия. М.: Наука, 1958. Т. XLI. 280 с.
22. Сысоев В. Село Пеньки Моршанского уезда // Тамбовские губернские ведомости. 1887. № 67.
23. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: реликты язычества в восточнославянском культе Николы Мирликийского. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 245 с.
24. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1984. 703 с.
25. Фрезер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989. 542 с.
26. Этнографическое описание села Новочеркутина Усманского уезда // Тамбовские губернские ведомости. 1877. № 29.
"CHARON'S OBOL" OF THE TRADITIONAL RUSSIAN WEDDING
Buzin Vladimir Serafimovich, Ph. D. in History, Associate Professor Saint Petersburg University vsbuzin@front. ru
The article is devoted to analyzing one of specific Russian wedding rituals, which has not been previously investigated - bride purchasing. The money was placed into the drink, the "bride seller" drank it and got the money. According to the author, such actions were purposed to give the money as a fare for removal of the bridal couple from one state to the other that was considered as a temporary stay in the other world; this ritual traces its origin to the ancient Greek myth on "Charon's obol" - fare for transportation of the dead person's soul to the other world.
Key words and phrases: Russian wedding; bride purchasing; money placed in drink; "bride seller" personality; "Charon's obol".
УДК 130.123 Философские науки
В статье представлен аналитический обзор классификаций и систем ценностей отечественных мыслителей. Показано, что система ценностей зависит от определенных исторических и социальных условий и выступает критерием формирования норм поведения и деятельности личности. А ценностные ориентации личности, обладающие сложной структурой, определяют множество моделей и классификаций ценностей, отличающихся критериями, лежащими в их основе.
Ключевые слова и фразы: ценности; система ценностей; личность; общество; ценностные ориентации; общественные нормы; отечественные мыслители.
Валеева Галина Викторовна, к. филос. н. Богомазова Наталия Леонидовна, к. филос. н., доцент
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого stark. k@rambler. ru
КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Социальные, политические и экономические перемены, преобладающие в современном обществе, влияют на все сферы жизни человека, в том числе происходит трансформация системы ценностей и мировоззрения социума в целом. Важно отметить, что преобразования, существующие сегодня в правовых, политических, экономических и социальных институтах, необратимы только тогда, когда они восприняты и осознаны обществом в целом, а также закреплены в новой системе ценностей, на которую ориентируется данное общество.
Мера значимости ценностей для человека заключается в понятиях «важность», «значимость» и т.п., которые создают систему ценностей. Система ценностей, в свою очередь, представляет иерархическую структуру, венчают которую ценности, отвечающие жизненным целям человека и идеалам. Ценностная иерархия заключается не только в том, что от одних ценностей человек отказывается в пользу других, но и в том, что все ценности отличаются разной степенью общности и одни служат конкретизацией других. Таким образом, иерархия ценностей обосновывает их соподчинение и неравенство. Система ценностей зависит от определенных исторических условий и выступает важнейшим критерием в формировании норм человеческого поведения и его деятельности. Усвоение ценностей человеком составляет основу формирования личности и поддерживает нормативный порядок в обществе. Впоследствии формируются ценностные ориентации - отношение и взгляды человека на происходящие факты действительности, а также на сами ценности. Ценностные ориентации сопряжены с идеалами и образуют личностную иерархию жизненных приоритетов и целей, а также представления о нормах поведения, рассматривающихся человеком как некий эталон. Ценностные ориентации, выступающие направленностью личности на определенные ценности и обладающие сложной структурой, определяют множество классификаций и моделей ценностей, отличающихся критериями, лежащими в их основе.
Понятие «ценность» такие отечественные ученые и мыслители, как О. Г. Дробницкий [4], В. П. Тугаринов [10], С. Ф. Анисимов [1], рассматривают посредством выделения ряда признаков, характерных для разных форм общественного бытия и сознания: значимость, необходимость, нормативность. Также ими подчеркивается социальная природа ценности. В. П. Тугаринов [11], В. Ф. Сержантов [8], Н. С. Розов [7] указывают на взаимосвязь ценности и мировоззрения, ценности и личностной жизненной позиции, которая задает модель приоритетов и идеалов. Ценности выражаются в предпочтениях и отражают отношение и позицию личности к чему-либо. Д. А. Леонтьев [5] характеризует ценности фактором регуляции поведения и мотивации человека, который выступает доминантой решения или выбора. Условно все ценности можно разделить на абсолютные (обусловленные не культурой и традициями, а исходящие из высшего трансцендентального источника) и относительные (ценности, имеющие в определенном отношении суть добра, а в другом - зла), субъективные и объективные, положительные - соответствующие интересам человека - и отрицательные -не отвечающие потребностям и целям человека. Заметим, что иерархия «положительных» ценностных ориен-таций человека не имеет совпадений с иерархией ценностей отрицательных, поскольку они представляют собой относительно самостоятельные подструктуры, «соотношение которых является одной из важнейших характеристик личности» [3]. Ценностные предпочтения, таким образом, имеют субъективный характер, следовательно, ценности могут быть обусловлены личностными потребностями человека.
Итак, важным критерием систематизации ценностей служит их причисление к соответствующей группе потребностей человека: витальные - жизненно необходимые, интеракционистские - потребность во взаимодействии и общении с другими, социализационные - усвоение норм и традиций данного общества, а также собственное положение в обществе. Так, Н. С. Розов предлагает оригинальную иерархию ценностей: общечеловеческие ценности (жизнь, истина, свобода, культура), общенациональные ценности (история и культура), ценности национальные (история и культура отдельных стран). Выделяя два уровня ценностей (локальный, на котором существуют множество систем ценностей, принимаемых как различными обществами, так и отдельными людьми, и универсальный, который заключает ценности общезначимые или общечеловеческие), Н. С. Розов акцентирует внимание на трех группах ценностей: кардинальные, субкардинальные и этосные. Кардинальные, или общезначимые ценности должны составлять основу мировоззрения человека. Розов отмечает, что к таким ценностям относятся ценности витальные, такие как жизнь, здоровье, благосостояние, свобода и т.д. Однако мыслитель разделяет такие понятия, как всеобщее и общезначимое, ценности высшие и ценности кардинальные. Всеобщее является «идеалистическими представлениями о первичности по отношению ко всему человеческому, абсолютности, божественности, безусловной обязательности чего-либо для всех в силу своего метафизического статуса» [7]. Общезначимое - как результат «свободного договора взаимодействующих субъектов в целях сохранения права жить, мыслить, действовать в соответствии со своими ориентирами» [Там же]. Таким образом, по мнению мыслителя, принятие кардинальных ценностей оставляет вероятным возможность считать высшими совсем другие ценности. «Нет таких ценностей, разочаровавшись в которых, мы бы поставили под сомнение кардинальные ценности. Высшие ценности - это ценности устремляющие. Кардинальные ценности -это ценности ограничивающие». К субкардинальным ценностям, поддерживающим ценности кардинальные, относятся «правовые и политические принципы: свобода и независимость...» [Там же]. К этосным ценностям, по мнению Н. С. Розова, относятся ценности не общезначимые, которые служат основаниями поведения и сознания человека. Этосные ценности находятся на локальном уровне в системе мыслителя. По его мнению, кардинальные и субкардинальные ценности являются общезначимыми, т.е. теми, которые способствуют стабильному развитию отношений между людьми. Однако общезначимые ценности находятся в зависимости от исторического процесса и нередко, в кризисные моменты, бывают нарушены.
По мнению Д. А. Леонтьева, ценности выступают автономными по отношению к потребностям, не зависят от какой-либо ситуации и проявляются независимо от какой-либо деятельности. Он классифицировал ценности следующим образом: общественные идеалы или социальные ценности, отражающие бытие конкретного общества; предметное воплощение этих идеалов или предметно воплощенные ценности, выражением которых выступает либо процесс деятельности конкретного общества, либо же ее продукт; ценности личностные, отражающие «не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом», и существующие «в форме идеалов или моделей
должного, побуждающие человека к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных идеалов» [5, с. 7]. Также Леонтьев замечает, что иерархия ценностей человека представляет последовательность дифференцированных «блоков». Он указывает на полярные системы ценностей, где среди терминальных ценностей (ценности-цели) приводит противопоставления: жизненные ценности и абстрактные; ценности профессиональной деятельности и личной жизни; ценности индивидуальные и ценности межличностных отношений; ценности активные и пассивные. Также среди инструментальных (ценности-средства) мыслитель выделяет: «этические ценности - ценности межличностного общения - ценности профессиональной самореализации; индивидуалистические ценности - конформистские ценности - альтруистические ценности; ценности самоутверждения - ценности принятия других; интеллектуальные ценности - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость)» [Там же, с. 10].
В. П. Тугаринов отмечает, что ценностью является не только существующее, но и то, что необходимо осуществить. Таким образом, ценности «могут быть действительными, наличными и мыслимыми желаемыми, идеальными» [10, с. 44]. Мыслитель представляет следующие группы ценностей: духовные, к которым относятся образование, искусство и наука; материальные: материальные блага; общественно-политические: свобода, справедливость, равенство и т.д. С. Ф. Анисимов в работе «Ценности реальные и мнимые» [1] выделяет ценности абсолютные (жизнь, гуманность, справедливость и т.д.), сохраняющие непреходящее значение для человека; антиценности (невежество, враждебность, агрессия и т.д.); относительные ценности, которые носят характер непостоянства и изменяются в ходе исторического процесса (политические, нравственные, религиозные, классовые). Он выстраивает следующую систему ценностей: высшей ценностью бытия является человек, затем следуют ценности духовные и материальные. Также духовные и материальные ценности выделяет в своей классификации В. Ф. Сержантов: «материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами: физический статус; техническое устройство; праксиологические функции; социально-экономическая форма; духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные)» [8]. Такая концепция духовных и материальных ценностей не исключает деления ценностей на «экзистенциальные, целевые и нормативные» [11, с. 33]. Ценности экзистенциальные (или наличные) существуют во всех сферах жизнедеятельности и определяют структуру ценностей человека и общества в целом (жизнь, любовь, семью, свободу, уединенность, труд, творчество и т.д.) Ценности целевые - это те ценности, которые только задуманы как цели, но не достигнуты (красота, здоровье, сила). Такие ценности предусматривают определенные идеалы и нормы и осуществляются согласно им. Ценности нормативные выделяются согласно социальной деятельности: правовые, нравственные. Важно заметить, что кроме ценностей, выделяемых на основе значения и смысла, цели и средства, существуют высшие ценности, которые неизменно сохраняются в русской философской мысли. К высшим ценностям, сложившимся в процессе культурно-исторического становления и развития сознания человека, относятся добро, красота, истина, любовь и вера. Русский мыслитель В. С. Соловьев [9] отмечал, что высшие ценности являются главными принципами общественного сознания и социального развития; это не только цель и средства деятельности, это путь, по которому должно следовать общество; это универсалии, выступающие в качестве базовых для личностного и общественного сознания. По мнению мыслителя В. А. Блюмкина, «высшие ценности те, которые соответствуют высшим, наиболее важным человеческим потребностям, без удовлетворения которых невозможно счастье и само существование людей... Все остальные ценности (материальные и духовные блага) могут быть рассмотрены как средства, как условия достижения высших ценностей» [2, с. 56]. Можно утверждать, что высшие ценности составляют основу мировоззрения человека и подспудно воздействуют на его поведение в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, ценностью являются обобщенные представления человека о средствах и целях ее достижения, о нормах и правилах своего поведения, отражающие исторический и культурный опыт отдельного народа или всего человечества. Ценности имеют двойственный характер, поскольку осознаются в процессе опыта, природа которого одновременно социальна и индивидуальна. Ценности социальны, поскольку определены положением человека в обществе, системой общественных норм и идеалов, принятой и освоенной им. Ценности индивидуальны, поскольку они заключают личностный жизненный опыт, потребности и интересы. Ценности имеют иерархическую систему, и направленность личности на определенную ценность означает ее субъективную важность и приоритетность относительно ценностей других. На основе систем и классификаций ценностей отечественных мыслителей можно выделить следующую условно упорядоченную систему ценностей: высшие ценности - как самоценности человека и общества в целом; витальные ценности - жизненно важные (жизнь, здоровье, качество жизни, безопасность); терминальные - выражающие идеалы и инструментальные ценности - средства достижения идеалов; материальные - ценностно-значимые вещи и предметы; и духовные ценности - направленные на удовлетворение нравственных, эстетических и религиозных потребностей; социальные - отражающие общечеловеческие и общесоциумные ценности.
Список источников
1. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. 183 с.
2. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
3. Горбатков А. А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности [Электронный ресурс] // Личность и деятельность: тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. URL: http://istina.msu.ru/collections/19340891/ (дата обращения: 05.04.2017).
4. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [Электронный ресурс]. URL: http://platona.ne1^oad/knigi_po_filosofii/aksiologija/drobnickii_mir_ozhivshikh_predmetov_problema_cennosti_ i_marksistskaja_filosofija/70-1-0-1100 (дата обращения: 05.04.2017).
5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
6. Полякова А. А. Образование и культура (аксиологический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2000. № 1. URL: http://cyberleninka.ruarticle/nobrazovanie-i-kultura-aksiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 05.04.2017).
7. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/val/ (дата обращения: 05.04.2017).
8. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Электронный ресурс]. URL: http://rubuki.com/books/chelovek-ego-priroda-i-smysl-bytiya (дата обращения: 05.04.2017).
9. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ bogoslovie/opravdanie-dobra-nravstvennaja-filosofija/ (дата обращения: 05.04.2017).
10. Тугаринов В. П. Законы объективного мира, их познание и использование. Л.: Лениздат, 1955. 163 с.
11. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
CLASSIFICATIONS AND SYSTEMS OF VALUES OF DOMESTIC THINKERS:
ANALYTICAL REVIEW
Valeeva Galina Viktorovna, Ph. D. in Philosophy Bogomazova Nataliya Leonidovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University [email protected]
In the article an analytical review of classifications and systems of values of domestic thinkers is presented. It is shown that a system of values depends on certain historical and social conditions and serves as a criterion for formation of behavioral norms
and activity of the person. Value orientations of the person, which have a complex structure, determine a large number of models
and classifications of values differing according to the criteria underlying them.
Key words and phrases: values; system of values; person; society; value orientations; social norms; domestic thinkers.
УДК 75.03 Искусствоведение
Статья посвящена изучению традиции итальянской школы живописи, в частности, творчества Караваджо в искусстве таких утрехтских караваджистов XVII века как Хендрик Тербрюгген, Герард ван Хонт-хорст, Дирк ван Бабюрен. Рассмотрены тематические и стилистические приемы итальянского барокко. С помощью художественно-выразительных методов проводится стилистический и композиционный анализ, а также сравниваются стили утрехтских караваджистов. Делается вывод о том, что итальянская школа имела влияние на утрехтских караваджистов, которые изменили подход к изображению исторических и светских сюжетов.
Ключевые слова и фразы: Микеланджело Меризи да Караваджо; Хендрик Тербрюгген; Герард ван Хонт-хорст; Дирк ван Бабюрен; барокко; утрехтские караваджисты; традиция караваджизма.
Ван Ицзя
Санкт-Петербургский государственный университет eagle110wyj@sina. com
ТРАДИЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ В ИСКУССТВЕ УТРЕХТСКИХ КАРАВАДЖИСТОВ
Данная статья посвящена исследованию традиций итальянской школы живописи в искусстве утрехтских караваджистов. Цель автора - восполнить пробелы в истории художественного стиля караваджизма в связи с отсутствием достаточного количества материалов на русском языке и рассмотреть процесс становления утрехтского караваджизма на основе работ европейских исследователей. Данная статья способствует разработке теоретической базы для дальнейшего изучения художественной практики караваджизма. Чтобы рассмотреть вопрос влияния традиции итальянской школы живописи, в частности, художника Караваджо на творчество утрехтских караваджистов, необходимо обозначить основные проблемы в анализе произведений художников; определить художественно-выразительные методы утрехтских караваджистов; выявить эстетическое своеобразие караваджизма; сравнить стили утрехтских караваджистов. Для того чтобы решить эти задачи, предварительно необходимо предоставить базовые сведения об Утрехте и основных направлениях