Научная статья на тему 'Классический университет на О. Сахалин'

Классический университет на О. Сахалин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Сегодня многие регионы страны стремятся создавать университеты, не опасаясь высоких требований, предъявляемых к учебному заведению с этим почётным статусом. Бесспорным достижением Сахалина стало открытие в 1998 году СахГУуниверситета классического образца, единственного полнопрофильного государственного вуза в области, открывающего юному поколению региона новые перспективы научного, профессионального и образовательного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классический университет на О. Сахалин»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

3

Классический университет на о. Сахалин

Сегодня многие регионы страны стремятся создавать университеты, не опасаясь высоких требований, предъявляемых к учебному заведению с этим почётным статусом. Бесспорным достижением Сахалина стало открытие в 1998 году СахГУ- университета классического образца, единственного полнопрофильного государственного вуза в области, открывающего юному поколению региона новые перспективы научного, профессионального и образовательного роста.

СахГУ сегодня включает. в себя семь институтов: естественных наук; экономики и востоковедения; филологии; педагогики; юридический; истории, социологии и управления; технологический. В его состав входят факультеты нефти и газа, природопользования, довузовской подготовки, Александровск-Сахалинский колледж (филиал), Южно-Сахалинский педагогический и Театральный колледжи, а также лицей гуманитарного направления.

В СахГУ ведётся подготовка по 33 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования и16 специальностям послевузовского образования (аспирантура). В настоящее время в вузе, исключая филиал, обучаются более 7000 студентов. На 40 кафедрах СахГУ работают 285 педагогов, из которых более 30 - доктора наук, 140 - кандидаты наук. В преподавательской коллегии состоят 25 академиков и членов-корреспондентов международных академий и академий России.

В последние годы велась значительная работа по открытию новых направлений по подготовке специалистов и бакалавров. Были получены лицензии и начата подготовка кадров по специальностям: юриспруденция, финансы и кредит, логопедия, журналистика, экология, биология, география, информатика, природопользование, социология, педагогика и психология; открыт экстернат по 10 специальностям.

С момента основания Сахалинского государственного университета пост ректора занимает Борис Рамазанович Мисиков. Карьера Бориса Рамазанови-ча сложилась успешно, он прошёл все ступени работы в вузе - от лаборанта кафедры математики до ректора. Академик РАЕН, профессор Б.Р. Мисиков яв-

ляется председателем Совета ректоров вузов и филиалов Сахалинской области,, депутатом Сахалинской областной думы, одним из лидеров регионального отделения партии «ЕдинаяРоссия», руководителем кафедры и научной лаборатории.

В 90-х годах Борис Рамазанович стал инициатором создания университета на Сахалине. Немногие верили в реальность замыслов молодого ректора, но благодаря его настойчивости, целеустремлённости, продуманной кадровой политике и созданию нормативно-правовой базы задуманное удалось осуществить. Главным делом своей жизни Борис Рамазанович считает создание и становление университета.

Ректор любезно согласился ответить на вопросы корреспондента журнала.

- СахГУ- вуз, имеющий свои сложившиеся традиции и более чем полувековую историю. Есть ли памятные вехи в развитии учебного заведения?

- С момента основания вуз прошёл три ступени развития: в 1949 году был открыт Учительский институт, который в 1954 году был преобразован в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт. Сахалинский государственный университет был создан в 1998 году решением Правительства РФ путем объединения нескольких учебных заведений: помимо педагогического института, в него вошли Южно-Сахалинский и Александ-ровск-Сахалинский педагогические колледжи, а также Сахалинский театральный колледж. В 1999 году в состав университета вошёл Юридический институт - бывший юрфак ДВГУ (Владивосток). Недавно СахГУ - молодой университет в самом отдалённом регионе России - успешно прошёл первую в новом статусе государственную аттестацию и аккредитацию.

- СахГУ - самый «восточный» университет России. Существуют ли какие-то особенности в динамике развития вуза, обусловленные его территориальной отдалённостью?

- При проектировании и создании университета учитывалась специфика географического положения островного края, характеризующаяся отдалённостью, труд-нодоступностью, необходимостью нести высокие затраты на перемещение людей и грузов из других регионов РФ, уникальной обеспеченностью его природными ресурсами (рыба, лес, нефть, газ, уголь), а также особенностями культурных, этнических и исторических связей с соседними регионами. Территориальная отдалённость острова от материка сужает круг профессиональной подготовки специалистов и нередко лишает абитуриентов возможности выбора любимой профессии. В связи с этим Сахалинский университет прилагает все усилия для расширения спектра специальностей и удовлетворения запросов населения.

52

Высшее образование в России • № 12, 2005

Сегодня вуз по праву можно назвать центром островной культуры и науки. Научная библиотека университета является одной из крупнейших в Сахалинской области. В СахГУ разработана организационная структура для кадрового и научного обеспечения взаимной интеграции в области экономического, политического и культурного сотрудничества для формирования единого учебного и научно-информационного пространства университетского комплекса.

Комплексность, региональная ориентация и динамичное развитие отличают СахГУ от многих других вузов страны. Кроме федеральных средств, в бюджете вуза появились областная и даже муниципальная составляющие, не последнее место в нём занимают заказы крупных нефтегазовых фирм. Изменение статуса вуза оказало существенное влияние на организацию и постановку в нём научных исследований, характер которых изменился в сторону увеличения доли фундаментальных научных тем, объёма прикладных исследований.

- Какие научные исследования учёных СахГУ являются наиболее интересными и актуальными?

- К наиболее существенным из них относятся: изучение строения и динамики литосферы Сахалина и Курильских островов, разработка новой концепции происхождения Охотской культуры, исследование петрогенетической информативности минералов рудных месторождений Дальнего Востока для организации геолого-информационных систем. Возросло прикладное значение научных разработок, выполненных с учётом перспектив развития экономики области. Плодотворными и актуальными представляются: создание методов оценки извлекаемых запасов нефти при разработке шельфовых месторождений на Сахалине, исследование растительного и животного мира на участках трассы нефтегазопровода, программа изучения серых китов, сравнительный анализ физической активности и состояния здоровья жителей Сахалина и Хоккайдо.

О широте научно-исследовательского потенциала вуза говорит рост числа научных лабораторий и центров, которые объединяют знания и опыт учёных СахГУ. Упомяну лаборатории прикладной экологии, природных катастроф, археологических исследований, подземной гидродинамики, мониторинга природной средыи ГИС-технологий, наблюдений спутников и исследований атмосферы, региональных образовательных систем и педтехнологий.

Результатом активизации наших исследований и разработок стало регулярное проведение в университете научных и научно-практических конференций, среди них - международные конференции «Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге XXI века», «Международные отношения на Дальнем Востоке России в зоне АТР: история, экономика, культура», «Япония и Россия: диалог и взаимодействие культур»; всероссийские конференции «Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин», «Педагогическое образование в классическом университете»; региональная научно-практическая конференция «Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока России» и многие другие.

В структуру СахГУ входят следующие научные подразделения: НИИ человека, НИИ физики Земли и биосферы, Центр социально-экономических исследований. На базе НИИ и центра успешно действуют исследовательские лаборатории, реализуются изыскательские проекты. За последние три года учёными СахГУ защищено 8 докторских и более 50 кандидатских диссертаций. Темы диссертаций разнообразны и затрагивают насущные проблемы: состояние природных ресурсов Сахалинской области, охрана памятников истории и культуры, прогнозирование природных катастроф на Сахалине и Курилах.

- Особое географическое положение Сахалинской области, по-видимому, определяет развитие научных, академических и культурных связей с вузами других стран. В каких направлениях развивается международное сотрудничество?

- Университет успешно расширяет связи с учебными заведениями Японии, США, Канады и Республики Корея. Получили свое развитие международные научные проекты, такие, как «Формирование и метаморфозы Охотской культуры», «Отношение населения Сахалинской области к проводимым на Сахалине экономическим реформам», «Северные связи Японии в эпоху средневековья», «Обследование речных бассейнов северного побережья Тихого океана», «Исследование социально-политических вопросов и политологического образования в эпоху глобализации», «Устойчивое экономическое развитие российского Дальнего Востока», «Создание центра содействия суду присяжных» и другие. На базе СахГУпроводятся международные конференции и симпозиумы; осуществляется работа российско-американского учебного центра бизнеса (совместно с Университетом штата Аляска), а также активное сотрудничество с зарубежными фирмами, занятыми в проектах освоения шельфа. Традиционными стали приглашения иностранных специалистов для преподавания в СахГУ, научные стажировки преподавателей университета в зарубежных вузах, обучение иностранных студентов русскому языку, а также студенческие и преподавательские обмены с зарубежными вузами.

- Интенсивная научно-исследовательская деятельность предполагает публикации статей, издание монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, наконец, сборников. Как университет решает эту проблему?

- Еще в 1991 году в нашем вузе было создано редакционно-издательское объединение, реорганизованное впоследствии в издательство как структурное подразделение, сосредоточившее в своих руках выпуск учебной и научной литературы. За последние пять лет выпущено более 500 наименований литературы общим тиражом 68 000 экземпляров: учебники, научная литература, курсы лекций, учебно-методические пособия, программы, монографии, справочники, художественная литература. Выпускаются научные периодические издания: «Учёныезаписки СахГУ», «Филологический журнал», «Краеведческий бюллетень», «Юридический журнал», «Маймановские чтения», «Философские чтения», «Логопедический бюллетень», «Риторика общения», интернет-журнал «ВестникСахГУ». На ежегодной региональной выставке «Печатный двор», которая проводится во Владивостоке, за последние пять лет издательство получило 23 диплома конкурса «Лучшие вузовские издания».

- Чем живёт сейчас СахГУ? Он в последние годы развивался настолько стремительно, что со стороны не удаётся отслеживать все происходящие в нём изменения...

- Реформировать пединститут в классический университет - занятие многоплановое и в определённом смысле рискованное, но сейчас, когда мы это сделали, можно сказать, что риск себя оправдал. Если в пединституте подготовка велась по одной группе специальностей - педагогической, то в университете - уже по пяти. С 1998 года мы больше чем наполовину обновили перечень реализуемых специальностей и направлений подготовки. Например, в 2002 году открыли факультет нефти и газа. Нас поддержали УМО нефтяных вузов России и дружественный Уфимский нефтяной технический университет. От области мы получили небольшое здание - учебный корпус. Оборудовали его, отремонтировали. Вложили миллионы рублей, хотя в идеале необходимы были миллионы долларов. Ведь нужно каждую нефтяную вышку изучать на специальных тренажёрах, производить компьютерное моделирование. Тем не менее сделали всё необходимое и открыли факультет -важный, интересный, популярный. К сожалению, дальнейшее его развитие сдерживает-

54

Высшее образование в России • № 12, 2005

ся, поскольку строительство нового учебного корпуса по решению Минэкономразвития не включено в перечень к финансированию.

Когда с нефтяниками вопрос решили, подошли к проблеме с другой стороны. Природу Сахалина в связи с интенсивной разработкой шельфа и эксплуатацией ресурсов надо охранять и эффективно использовать. Поэтому открыли ещё один новый факультет - природопользования - и стали обучать специальностям «Экология», «Природопользование». Мы размещаем факультет на площадях специализированного конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН в Южно-Сахалинске. К сожалению, материальная база там оставляет желать лучшего. Приходится вкладывать немалые средства в содержание помещений. Но это положительный пример сотрудничества вуза и подразделения Российской академии наук в регионе. Ждем поправок в федеральные законы, которые бы сняли вопрос арендной платы...

Развитие университета - дело бесконечное. Этим можно заниматься всю жизнь. Но чтобы процессшёл быстрее, нужно создать определённое правовое поле, обеспечить государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях, чего добиться, увы, непросто.

- Что Вы имеете в виду?

- Вначале один пример. Недавно я принимал делегацию из города на северо-востоке Китая, недалеко от границы с Россией. Мне доводилось бывать там лет десять назад. Это был маленький городок, в котором студенты учились в небольшом пединституте и филиале политехнического института. В1997 году китайское правительство приняло решение о развитии профессионального образования. Они пошли по тому же пути, что и мы, - объединили учебные заведения, создав на их базе классический университет. В принципе им пришлось решать те же самые проблемы, что и нам, - открывать новые факультеты, привлекать научные кадры. Но, в отличие от нас, им государство оказало колоссальную финансовую поддержку. Сейчас это превосходный вуз, соответствующий мировым стандартам. Они выстроили 1 миллион (!) квадратных метров площадей. И всё потому, что Китай поставил задачу вывести страну из экономической отсталости, вырваться в лидеры. Китайское руководство поняло, что без профессиональных, грамотных специалистов этого не случится. У нас же развитие университетов происходит в основном по хозрасчету. Мы собираем плату за обучение, и это единственный наш существенно новый ресурс. Серьёзного увеличения госинвестиций не произошло. Материальная база пополняется крайне медленно, а местная власть с трудом понимает проблемы федеральных вузов. А возьмём неудачное законодательное решение, закреплённое в Бюджетном Кодексе, фактически похоронившее идею многоканального финансирования университетского комплекса! Система образования испытывает дефицит общественного внимания и государственной поддержки. Поэтому, в частности, нужны депутаты, защищающие интересы образования, работающие над созданием законов и нормативных актов, направленных на его устойчивое развитие. Вот почему я все эти годы активно занимаюсь и общественно-политической деятельностью.

- Как прошёл очередной приём на первый курс?

- Нам дали на региональном конкурсе чуть менее 500 бюджетных мест на дневное отделение и 210 - на заочное. Мы их заполнили. Кстати, сокращать бюджетный приём в таком регионе, как наш, где и так засилье платного образования, совсем бы не следовало! Примерно столько же студентов приняли на коммерческой основе. Борьба за бюджетные и даже платные места шла серьёзная. По отдельным специальностям конкурс доходил до пяти человек на место. Но по другим конкуренции практически не было. Например, получить специальность учителя по естественнонаучному профилю стремятся немногие.

- Борис Рамазанович, почему это происходит и что можно сделать, чтобы молодёжь к учительской профессии относилась по-другому?

- К сожалению, профессия учителя нынче не в моде. Наше общество и органы власти лишь на словах озабочены тем, что надо бы поднять социальный статус педагога. Это можно осуществить только в комплексе мер на уровне области и федерации. У меня первый диплом - учителя, и работать я начинал в школе. Тогда тоже были сложные времена, но, по крайней мере, было определённое соответствие между зарплатой бюджетника, ценами и возможностями. Материальный достаток, условия труда современных учителей в селах и небольших городах не позволяют нормально жить, содержать семью. Поэтому я могу понять выпускников, которые всеми правдами и неправдами ищут себя в бизнесе, остаются в областном центре. Но если в школу будут идти не педагоги по призванию, а люди, которые не смогли найти себя в другой сфере, то мы получим команду бездарных учителей, а в будущем - плохо обученное поколение, неспособное решать задачи развития современной экономики и социальной сферы. Преодоление этой тенденции должно быть стратегической задачей для органов власти. Пока не просматриваются даже подходы к её системному решению в нашем регионе, хотя возможности здесь имеются, и немалые.

- В чём Вы видите перспективы развития вуза?

- Концепция развития Сахалинской области определяется её функцией «моста» между Дальним Востоком, центром России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика области в течение последних лет демонстрирует устойчивые показатели роста и инвестиционной активности. Это ставит ряд новых задач перед системой высшего профессионального образования в регионе, среди которых - оказание информационной, технической и организаторской поддержки работы на российском рынке, создание совместных образовательных научно-производственных центров с зарубежными университетами и организациями, оперативное решение вопросов подготовки кадров и организации научных исследований на уровне предъявляемых требований.

В этом видит своё предназначение молодой вуз на дальних восточных островах Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.