Научная статья на тему 'Классические университеты - основа инновационного развития России'

Классические университеты - основа инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классические университеты - основа инновационного развития России»

ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

А. Р. Наумов, Н. М. Рассадин, В. В. Чекмарев

КЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ -ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Нужно ли образование обществу? Нужно ли образование государству? Нуж-. но ли образование личности?

Развитие самой системы образования осложнено противоречивостью процессов, институционализируемых программой реформ. Причины этих процессов скрываются как в объективном разрастании хозяйственной системы страны до предела неуправляемости, так и в разделении интересов государственного аппарата и государства как социального института.

Очевидно, что именно университет как организационная форма высшей школы может стать для личности всенаправленным транслятором знаний окружающего диапазона, формирующим широкое информационное поле и, тем самым, обеспечивающим более адекватное восприятие в рамках социализации всеми сословиями и иными социальными группами и социальными сетями процессов формирования постиндустриального общества. Обоснованную тревогу вызывают попытки разделения образования на «элитное» и «массовое» путем создания 25-30 так называемых «исследовательских» или «инновационных» университетов с соответствующим перераспределением в их пользу ресурсного обеспечения.

Уровень научной работы является одном из ведущих показателей статуса современного вуза. Это справедливо как для России, так и для зарубежных вузов. Исследовательский университет -этот статус в американской модели высшей школы и науки принадлежит только тем вузам, которые проводят значительную научно-исследовательскую работу. Именно исследовательские университеты получают львиную долю финансирования из государственных и негосударственных источников за счет грантов и исследовательских программ, привлекают лучших преподавателей, имеют самый высокий уровень платы за обучение. При этом получение статуса исследовательского университета не зависит от его места расположения. Среди российских вузов лишь некоторые могут с известной долей натяжки пре-

тендовать на статус исследовательского университета. Как правило, это столичные вузы, располагающие хорошими лоббистскими возможностями на самом высоком уровне.

Вообще заметим, что исследовательский университет - это плеоназм наподобие «взрослого мужчины», поскольку не может быть университет не исследовательским в силу того, что без исследований это и не университет вовсе. Поясним свою мысль примером из военного искусства... Если образовавшийся за счет усилий какой-либо армейской единицы плацдарм не будет занят основными воинскими частями, то усилия отвоевания плацдарма напрасны и для многих - гибельны. Попытка создать прорыв в научном обеспечении развития страны за счет создания инновационных университетов объективно обречена на провал с далеко идущими для страны последствиями.

На наш взгляд, роль и функции - вот те критерии, отличающие классический университет от любых других видов университетов. Его функциональные профили - подготовка научных кадров и преподавателей для высшей школы. Идея не нова, но сверхактуальна. «В само понятие "университет" должен входить критерий занятия наукой профессоров, преподавателей и студентов. Вот это и есть университет, все остальное -от лукавого», - отмечает В. А. Садовничий.

Планирование и организация научно-исследовательской работы (НИР) в вузе представляют в современных российских условиях достаточную трудность. С одной стороны, проведение НИР является необходимым условием деятельности современной высшей школы, с другой - из-за отсутствия должного финансирования и недостаточной востребованности результатов представляется ненужным довеском к основной сфере деятельности - организации учебного процесса. Принимая во внимание последние официальные тенденции, вторая точка зрения на вузовскую НИР становится достаточно популярной.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

© А. Р. Наумов, Н. М. Рассадин, В. В. Чекмарев, 2006

Однако на самом деле не все так просто... Научно-исследовательская работа в вузе значима не только и столько своими непосредственными результатами, то есть отдачей в виде конкретных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Высшая школа, основной целью деятельности которой является подготовка кадров высшей квалификации, для обеспечения надлежащего качества этой подготовки обязана привлекать будущих специалистов к НИР. Участие в НИР - обязательное условие достижения высокого уровня качества высшего образования. Таким образом, с точки зрения высшего профессионального образования, основное назначение НИР состоит в реализации обучающей функции научной деятельности. Участие в проведении реальных НИОКР обеспечивает высокое качество высшего образования. Данный тезис достаточно убедительно подтверждается при сравнении качества подготовки выпускников различными вузами: чем выше уровень НИР, тем выше качество обучения. Вузы, в которых организация НИР находится не на должном уровне, не в состоянии обеспечить требуемое сегодня качество подготовки своих студентов. Это может быть подтверждено при сравнении качества подготовки в большинстве негосударственных вузов, где основной контингент преподавателей составляют приглашенные со стороны, но собственной НИР, как правило, не проводится, либо она осуществляется лишь формально, и качества подготовки в лучших государственных университетах и институтах. Тем не менее в условиях современной российской действительности организация НИР в вузе представляет значительную сложность. Уровень сложности заметно вырастает в условиях российского провинциального вуза, не располагающего значительным лоббистским ресурсом и, как следствие, не имеющего возможности за этот счет получать дополнительное финансирование, ссылаясь на свою историю, высокие традиции, статус «ведущего» и т. д. и т. п.

О миссии университета

Размещение вузов на территории России исторически обусловило их концентрацию в столичных городах. Поэтому попытка ранжировать имеющиеся в стране вузы по их образовательному потенциалу и на этой основе выделение и сохранение вузовской элиты («исследовательских», «национальных», «ведущих» и т. п. вузов) означает нарушение принципа распреде-

ления производительных сил по территории страны. Применительно к образованию это означает факт интеллектуального обескровливания малых городов и прилегающих территорий.

Сущность новой государственной политики в области высшего профессионального образования заключается в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к региональному управлению. Забота о высшем профессиональном образовании дает субъектам федерации, муниципальным образованиям серьезный выигрыш в научно-техническом, социально-экономическом и культурном развитии, повышает их конкурентоспособность на рынках труда и инвестиций.

Реформирование образовательной системы России происходит на фоне общих тенденций перераспределения функций управления и усиления роли органов местного самоуправления, которые в наибольшей степени приближены к проблемам местного сообщества и призваны их решать. Вузы могут стать серьезным ресурсным фактором, влияющим на развитие регионов, которое, в свою очередь, не может рассматриваться вне связи с изменениями в сфере образования. Высшие учебные заведения являются необходимым элементом инфраструктуры современного крупного города, любого сколько-нибудь серьезного регионально-административного образования. Количество и развитость высших учебных заведений являются индикаторами научно-технического, социально-культурного развития урбанизированной среды, ее миграционной привлекательности для населения, одним из основных показателей качества жизни населения. Города и регионы, имеющие развитые высшие учебные заведения, всегда были и будут более конкурентоспособными, притягивая к себе новые инвестиции, производства, предприимчивых людей, одаренную молодежь. Без сомнения, чем выше развитие высшей школы в регионе, тем большие возможности при прочих равных условиях они имеют для своего ускоренного демографического, социально-экономического и культурного развития.

Особую значимость приобретает состояние высшего образования при реформировании экономики. Вузы имеют возможность в больших масштабах вести переподготовку и повышение квалификации специалистов, что позволяет снизить структурную безработицу. Ряд вузов являются своего рода инкубаторами для наукоемких технологий, обеспечивают хорошие стар-

товые возможности для внедрения современных, в первую очередь информационно-насыщенных технологий, научного и кадрового обеспечения инвестиционных проектов. Темпы проведения экономических реформ по регионам страны соотносятся с показателями развития в них высшей школы, удельным весом лиц с высшим профессиональным образованием и количеством студентов. Все эти тенденции приводят к тому, что власти регионов, муниципальных образований уделяют все большее внимание развитию высшего образования, идут на разграничение полномочий по управлению высшим профессиональным образованием с федеральным центром, создают специальные органы управления, обеспечивают серьезную финансовую поддержку вузам. Все это объективно ведет к формированию университетов с региональной спецификой, которую участники совещаний ректоров ЦФО в Костромском ГУ им. Н. А. Некрасова (2001, 2002, 2003 годы) обозначили как модель регионального университета.

Общие направления организационной перестройки университетов в региональных центрах выражаются в переходе к многоступенчатой, гибкой, открытой, территориально рассредоточенной и самодостаточной модели высшего учебного заведения. В первую очередь это касается классических университетов, как признанных центров образования, науки и культуры региональных сообществ.

Большинство региональных университетов, используя новые возможности российского федерализма, значительно большую степень автономности, формирующиеся рыночные отношения, пошли на значительную диверсификацию основных направлений деятельности, освоили стратегический менеджмент, маркетинг рынка труда и образовательных запросов различных демографических, профессиональных и социальных групп регионального сообщества, научились лоббировать свои интересы в органах законодательной и исполнительной власти. Вновь образованные четверть века назад новые университеты располагались в административных центрах, что было единственно возможным вариантом при неразвитости системы расселения региона, его транспортных связей, телекоммуникаций, невысокой востребованности университетского образования и науки. Сегодня региональный университет не может сосредоточить свою учебную и научную деятельность только в центральном

городе региона, ибо тогда он может стать, по сути, городским университетом. Региональный университет призван обеспечить необходимые условия для получения высшего образования на всей территории региона, отбирать одаренную молодежь, привлекать финансовые ресурсы органов власти, предприятий и организаций, населения.

Имеющийся потенциал университетов может быть в значительной мере увеличен за счет развития партнерства с местными органами власти, бизнесом и институтами гражданского общества в целях их взаимной интеграции и наращивания ресурсной базы, что, несомненно, окажет положительное влияние на процесс «выравнивания» развития регионов. Последнее, в свою очередь, невозможно без развития горизонтальных связей между университетами России и без активизации обмена опытом проектной деятельности университетов. Актуальность этой проблемы диктуется как внешними, так и внутренними факторами, связанными с процессами структурных преобразований в системе высшего образования России. Реформа высшей школы, направленная на повышение роли вузов как ресурсных центров в регионах страны, несомненно, актуализирует развитие профессиональных исследований формирования и осуществления региональной социально-целесообразной образовательной политики.

Институционализация университетского образования

Попытка описать специфику университетов лишь колонкой цифр объективно направлена не на реформирование системы образования, а на разрушение образования как социального института. Полагаем значимость замены большинства имеющихся аккредитационных показателей «классических» университетов в их цифровой оболочке на такие, которые отразят качество и динамику развития вуза. Для всех иных видов университетов аккредитация осуществляется на основе показателей, отражающих реализацию трех функций - научной, образовательной, инновационной. Интеграция образования и науки может быть осуществлена только через инновационную функцию университета. Поэтому исключительную озабоченность по вопросу интеграции науки и образования вызывает, с одной стороны, голое декларирование позиции Ми-нобрнауки РФ, а с другой - непринятие каких-либо практических шагов. Противоречивость законодательной базы разрешается всегда не

в пользу образования. Согласно нормативной базе вузы не являются субъектами Закона РФ «О науке и государственной научно-технической политике», а требования Гражданского кодекса РФ выдавливают НИИ из университетского научно-учебного комплекса. Это уже не просто сокращение финансирования научных исследований, а, что более серьезно, фактически запрет университетам на право организации фундаментальных научных исследований1. Кто как не Минобр-науки РФ должен проявить законодательную инициативу по изменению ситуации?

В каждой стране существуют свои институциональные особенности по поводу возможностей объединения исследований. Американские и европейские ученые традиционно проводят их в рамках университетов, а российские - в рамках РАН и отраслевых академий. Сложно сказать, почему была выбрана та или иная модель, важно, что так сложилось.

Объем финансирования науки в институтах РАН и других государственных академий вчетверо выше, чем в вузах и подведомственных организациях Минобрнауки. Но если сравнить количество работников, занятых в системе вузовской и академической науки, то окажется, что большинство ученых работают в вузах. Это уже не соблюдение традиции, а результат целенаправленной политики государства, губительной для вузов. Неужели государство по-прежнему заинтересовано в сохранении своеобразного апартеида в системе науки? В то же время, научные учреждения, ощущая свою неспособность к конкуренции, пытаются при поддержке Минобр-науки РФ выживать за счет экспансии в несвойственную для них область оказания образовательных услуг. Инициативы академика Алферова по созданию академических университетов оказались поддержанными на самом высоком уровне, войдя в перечень задач национального проекта в сфере образования2.

Постановка задачи интеграции науки и образования осуществлена достаточно давно. Однако, как говорится, воз и ныне там. И дело в том, что интеграция науки и образования не может быть осуществлена в таких условиях, которые мы сегодня имеем в России. Государством, правительством в лице Министерством образования и науки делается, может быть и не осознанно, все возможное для того, чтобы науку и образование «развести». В тексте Закона о высшем и послевузовском образовании декларировано, что будет раз-

работан и апробирован механизм финансирования. Прошло немало лет, но механизм не создан, при этом обязанность заниматься научной деятельностью с преподавателей не снимается. Правда, непонятно за счет каких ресурсов они будут это делать. Поэтому в сегодняшней ситуации с интегрированием науки и образования мы пока не видим ничего, кроме деклараций.

В первую очередь, беспокоит разрозненность, нескоординированность научных исследований. Когда министерство собирало перечень конференций, проводимых вузами, их просто суммировали и объявляли в заявочном порядке, где что будет проходить. Но ведь эти действия надо координировать, нужно анализировать ситуацию, а не просто объявлять, чтобы вузы проводили все, что не лень. Тогда бы не случались ситуации, когда в нескольких городах в одно и то же время проводились конференции по сходных проблемам. Или вот пример недавнего прошлого: из Екатеринбурга приходит приглашение на студенческую всероссийскую олимпиаду по экономической теории, в теме которой значатся тихоокеанские проблемы. Зачем в Костроме или Москве будут решать тихоокеанские проблемы в рамках всероссийской олимпиады по экономической теории, зачем нам отправлять туда студентов?

Очень сильно мешает ситуация, связанная с тем, что министерство проводит курсы повышения квалификации за деньги вузов. При этом суммы достаточно серьезные. В прошлом году министерство впервые утвердило программу повышения квалификации. И по тем деньгам, которые они нам дали (впервые за 10лет!) в общей сложности можно в Москву отправить всего пять человек из вуза. Причем распределение денег было таково, что отправить человека в командировку мы могли, а оплатить проживание - нет. Но в КГУ 700 с лишним преподавателей, и из них пятая часть должна ежегодно проходить повышение квалификации! В вопросах повышениях квалификации существует масса институциональных проблем, которые просто увеличение финансирования не снимает. Если повышать квалификацию, надо знать, куда ехать, где есть кадры, которые способны это делать.

Система грантов министерства и отраслевые программы не являются механизмом развития фундаментальных и прикладных исследований, давно превратившись из конкурса лишь в удобный способ перераспределения государственных денег. Иначе как объяснить формули-

ровки некоторых лотов, явно уже имеющих конкретного подрядчика? Тревожно, что отсутствует сочетание объектного (вуза как научной организации) и проектного финансирования НИР.

Поэтому сегодня наряду с понятиями размывание рынка, размывание государства и размывание институтов впору озадачиться проблемой размывания системы образования, в первую очередь, системы высшего профессионального образования.

Не ограничиваясь оценкой (положительной или отрицательной) следует определить вектор развития проектов модернизации сферы образования России. В рамках настоящей публикации отметим лишь, что современный российский вуз по рукам и ногам связан несчетным количеством нормативных актов, инструкций, проводимых проверок, что обрекает его на поведение «ленивца на ветке» в принятии и осуществлении решений всех уровней (от повседневных дел до разработки и реализации стратегии). Подобная ситуация не только не способствует эффективному управлению и развитию вузов, но и отвлекает из социального бюджета страны и без того ограниченные ресурсы.

В рамках «синергетической» парадигмы сфера образования рассматривается в качестве единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы континуума «образование - наука - производство». Эволюция представляет собой неограниченную последовательность процессов самоорганизации, а эволюционирующая система российского образования проходит последовательность состояний различного качества. В контексте отмеченного следует, что попытки Минобрнауки РФ реформировать систему российского образования только «сверху» противоречат объективному процессу эволюционирования этой системы.

Полагаем, что модернизация сферы образования возможна только при условии полной самостоятельности от бюрократического аппарата государства и наличии общественного контроля.

Роль классического университета в развитии инновационной экономики региона

Формирование информационного общества принципиально изменяет роль знаний в его социальном и экономическом развитии. Основной экономической деятельностью становится производство информации и ее использование для эффективного функционирования хозяйства. Основным ограничивающим производство фактором становится не земля, как в случае аграр-

ного общества, не капитал, как в индустриальном обществе, а знание.

По мере развития общества достаточно хорошо просматривается тот факт, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.

Однако, инновационная деятельность в России характеризуется низким результатом при значительном научном потенциале. В концепции государственной инновационной политики РФ указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только 10% промышленных предприятий.

Подавляющее большинство ученых считают, что для того, чтобы окончательно не превратиться в сырьевой придаток более развитых держав, Россия должна создать свою инновационную систему. Обсуждаются различные подходы к созданию такой системы в условиях федерального государства, ясно одно - процесс создания инновационной системы должен проходить взаимосвязано с федеральными и региональными органами.

В настоящее время Минобрнауки, РАН и Совет безопасности проводят целенаправленную работу, связанную с созданием национальной инновационной системы.

Однако, существует точка зрения, в соответствии с которой создание единой инновационной системы - дело далекого будущего, поскольку для этого необходимы следующие условия: развитая мощная экономическая система, система защиты интеллектуальной собственности, в основе инновационной системы должна быть крупная корпорация, ориентированная на наукоемкую технологию. Таких условий пока нет.

Ждать, пока условия будут созданы - невозможно. В центре развития инновационной политики регионов может стать университет. Это объясняется рядом обстоятельств, а именно: большинство регионов сами не способны строить экономику, основанную на знаниях и инновациях, поскольку они долго еще будут оставаться сырьевыми; процесс создания инноваций носит нелинейный характер и зависит от общественных потребностей, платежеспособного спроса может быть даже в большей степени, чем от технологических инноваций.

Большую роль в развитии региональной экономики основанной на инновациях играют структуры, способные довести инновационный продукт, услугу или технологию до потребителя. Важно заметить, что лидирующую роль в соз-

дании инновационных структур в 1990-х годах сыграло Минобразование, в системе которого впервые появились технопарки (в т. ч. в КГУ им. Н. А. Некрасова).

Инновационная деятельность вузов занимает особое место в большинстве регионов страны по нескольким причинам:

- значительный научный потенциал, высококвалифицированные научные кадры;

- университетская среда, выстраивая инновационную политику, ориентируется на потребность регионов;

- университеты являются интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов;

- потенциал значительной части разработок достаточно высок, имеются уникальные разработки, вызывающие большой интерес за рубежом.

Роль высшей школы состоит в активном участии в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере. В вузах обеспечивается:

- создание цикла от проведения исследований до реализации их результатов в промышленности;

- использование результатов инновационной деятельности в подготовке специалистов;

- инвестиции в инновационную деятельность из внебюджетных источников;

- создание инновационных инфраструктур в вузе и регионе.

В вузах России действуют около 100 различных инновационных структур, при участии вузов создано более 2 000 малых инновационных предприятий, осуществляющих выпуск наукоемкой технологии.

В вузах предусмотрено создание учебно-научно-инновационных комплексов, которые должны осуществить интеграцию образования, науки и производства. В настоящее время создано 15 таких комплексов и все они при технических университетах России. Исследования, проводимые Минобразованием, показали, что только 25% вузов активно развивают инновационную деятельность, создают инновационные структуры.

В Министерстве образования активно работает фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Фонд финансирует инновационные проекты вузов в рамках действующих инновационных научно-технических программ. За счет средств Фонда финансируются разработки и тиражирование ряда материалов по научно-инновационной деятельности

В настоящее время в Минобразовании рассматривается вопрос о внесении в аккредита-ционные показатели вузов показателей, характеризующих инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность.

Вместе с тем, потенциал вузов предприятиями и организациями используется недостаточно:

- результаты исследований используются редко для создания новых товаров, технологий и услуг;

- российскими учеными недооценивается роль менеджмента;

- коммерциализацией научных разработок занимаются ученые, это ошибка, поскольку данная сфера отлична от научной и должна быть организована на высокопрофессиональном уровне.

Традиционно инновационную деятельность определяют как совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов.

Научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы имеет свою специфику, которая обусловлена основным видом деятельности вуза - образовательным. Следовательно, инновационная деятельность вуза также имеет свою специфику, среди перечисленных выше составляющих появляется еще одна - образовательная.

Именно в совокупности элементов, включающих как компонент образовательную деятельность, видится естественная возможность обеспечения конкурентного преимущества высшей школы в области инновационной деятельности. Усиливает такие позиции тенденция развития рынка услуг, в том числе образовательных.

Такая точка зрения не умаляет возможности вузов влиять на научно-техническое развитие страны, а лишь подчеркивает их возможность занять свободную нишу в области инновационной деятельности, которая из соображений существования образовательной «наследственной среды» может привести к наибольшему выигрышу при наименьших затратах.

Представляет интерес анализ работы вузов. В 2004 году в области инновационной деятельности (по данным Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы): 73,6 % поддержанных инновационных проектов предоставлены техническими университетами, всего 16,5 % - классическими, другими вузами - 9,9 %.

Важно заметить, что, судя по названиям и краткому описанию проектов, технические университеты предоставляют разработки улучшенных товаров, предлагают автоматизировать технологические процессы, улучшенные приборы и оборудование для различных отраслей промышленности. Что касается классических университетов, то они предлагают принципиально новые технологии, материалы. Глубина проработки и теоретическая основа малочисленных проектов классических университетов серьезнее, нежели технических.

Анализ инновационных проектов, предоставленных кафедрами Костромского государственного университета, позволяет выделить ряд проблем:

Во-первых, большинство научных школ привыкли к чисто теоретическим разработкам, их интересует результат исследований сам по себе, а производство и продажа инновационного продукта - это совершенно незнакомое для них дело.

Во-вторых, научным коллективам, постоянно занимавшихся исследовательскими проектами, сложно перейти даже на формулировки инновационных проектов, предусматривающих создание и реализацию продукта, услуги, технологии.

В-третьих, отсутствие соответствующих структур в большинстве классических университетов, которые занимались инновационной деятельностью, тормозит ее развитие.

В-четвертых, предложения глубоко продуманных принципиально новых технологий, которыми занимаются естественно-математические кафедры университета, в своей основе опираются на хорошо проработанную фундаментальную базу. Для производства такой технологии или продукта нужно дорогостоящее, принципиально новое оборудование, технологии, материалы. Промышленность и фирмы региона не готовы предоставить такие возможности.

В-пятых, научные школы, осознавшие слабость региональной экономики предложили варианты создания инновационных структур, ориентированных на региональный рынок, таких как региональный центр нанотехнологий (наиболее перспективные технологии нашего времени), лаборатория проблем информационной безопасности (до сих пор область, ориентированная на оборонную промышленность, за услугами и разработками по проблемам информационной безопасности обращалась в другие регионы) и другие.

В-шестых, примечательно, что ученые классического университета обращают внимание не

только на инновационные продукты и технологии, но и услуги. Представляется, что в настоящее время, когда наблюдается востребованность духовной составляющей в жизни регионов области, когда в относительной стабилизации экономического развития России население вспомнило о том, что не хлебом единым жив человек, классический университет предложил региону создание на его базе нескольких ресурсных культурно-образовательных центров.

В-седьмых, отсутствие законодательной базы в области защиты интеллектуальной собственности в России заметно снижает мотивацию, связанную с рекламой той или иной разработки, в силу востребованности таких разработок за рубежом и наличия возможности продавать их там.

Если рассматривать приоритеты инновационной деятельности на различных уровнях: федеральном (устанавливающие стратегические ориентиры развития страны); региональном (устанавливающие стратегические ориентиры развития региона); отраслевом (отражающие специфику развития конкретной отрасли); рынка научно-технической продукции (отражающие конъюнктуру на инновационный продукт в различных секторах рынка); научного сообщества (отражающие взгляды на важность развития тех или иных научных направлений). Особенностью системы образования является тот факт, что она связана со всеми уровнями в приведенной иерархии.

Рассмотрим основные направления, которые в настоящее время являются актуальными для развития инновационно-образовательной политики высшей школы.

1. Развитие инновационных структурных подразделений вузов, совместных инновационных комплексов образовательных заведений, ориентированных на развитие новых экономических механизмов хозяйствования. Направления деятельности таких структурных подразделений представляют собой совокупность научно-исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности в тесной взаимосвязи.

2. Отработка новых экономических механизмов социального партнерства: венчурное финансирование НТП, лизинг, кредитование, страхование, средства международных финансов и благотворительных организаций.

3. Разработка нормативно-правовой и методической базы в сфере научно-инновационной деятельности системы образования.

4. Формирование и развитие информационного обеспечения инновационной деятельности высшей школы.

Кроме того хотелось бы отметить, что для реализации инновационного потенциала университету необходимо обратить внимание на создание системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного предпринимательства; создание структуры, занимающейся маркетингом инновационных продуктов и услуг; обеспечение экономических условий развития инноваций, производство и их продвижения на рынке; привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств для развития инновационной деятельности; участие ученых в создании наукоемких технологий.

5. Учет региональных потребностей в инновационных услугах, технологиях, продуктах.

Полностью исчерпала себя идея, что вуз может продавать лишь то, что создали его ученые без учета рынка этой продукции или услуг. Это предполагает усиление роли маркетинга, спроса рынка, быстрой адаптации управления вузом на всех уровнях под новые задачи, наукоемкую технологию и услуги.

Костромской ГУ как ресурсный центр инновационного развития региона

Необходимым условием перевода экономики региона на инновационный путь развития является создание региональной инновационной системы. Базовыми элементами такой системы должны стать инфраструктурные объекты с различными формами собственности: инновационно-промышленные и научно-технологические центры, научно-технологические парки с сервисными фирмами (консалтинг, технологический аудит и др.), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, инновационно-выставочные комплексы.

Общим принципиальным подходом к формированию стратегии инновационного развития региона является использование ряда системных принципов:

- рационального сочетания и дополнения элементов инфраструктуры с использованием нелинейной структурной модели инновационных процессов;

- формирование точек роста в инновационной сфере с учетом имеющихся конкурентных преимуществ;

- максимальной опоры на существующие жизнеспособные предприятия и структуры и др. В Костроме и многих других региональных центрах России объективно сложились условия возможности формирования инфраструктуры инноваций в классическом университете - как центрах образования, науки и инноваций.

Что позволяет КГУ сохранять устойчивую динамику развития? Прежде всего, ориентация коллектива университета на реализацию трех основных функции университета - научной, образовательной и инновационной, осознание своей миссии в регионе и наличие гибкой системы управления научно-исследовательской деятельностью. Позволим себе остановиться подробнее на том, что мы считаем для себя приоритетным...

Состояние научно-исследовательской деятельности, использование ее результатов в учебном процессе, производстве и управлении являются важнейшими индикаторами развития вуза, базирующихся на следующих ценностных основаниях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование у преподавателей, сотрудников, аспирантов, докторантов, студентов ценностей новой культуры научно-исследовательской деятельности;

- гармоничность в возрастном составе преподавателей и сотрудников, пропорциональность в научных отраслях, наличие положительных тенденций в изменении ситуации, темпы прироста индикаторов НИД.

Среди приоритетов НИД в КГУ мы выделяем:

- соответствие требованиям государственной аккредитации и направлениям исследований «Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» с учетом «Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования»;

- развитие фундаментальных исследований как основной целевой функции университета;

- наличие инновационной функции, дополняющей образовательную и научную, существенное увеличение доли внебюджетных средств,

- развитие кадрового потенциала университета, укрепление, с одной стороны, научных школ, а с другой - выявление и «выращивание» начинающих перспективных исследователей, поддержка и развитие целостной системы научно-исследовательской деятельности студентов;

- выполнение прикладных исследований в интересах социально-экономического развития Костромского региона как часть миссии КГУ.

Костромской государственный университет имеет ряд конкурентных преимуществ: наличие научного задела, сильный кадровый потенциал (более 80 докторов наук), наличие подготовленных менеджеров инновационной сферы, наличие элементов инфраструктуры инноваций, опыт работы на базе университета технопарка, опыт подготовки и переподготовки специалистов по инновационному предпринимательству и др.

В соответствии с концепцией развития научно-инновационной деятельности КГУ на 20052010 годы, выделены пять приоритетных направлений:

1) организация и управление непрерывным инновационно-технологическим процессом в университете;

2) создание инновационной структуры КГУ;

3) стимулирование инновационно-ориентированных научных исследований и разработок;

4) участие в создании и деятельности региональной инновационной системы;

5) подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в области инновационного предпринимательства.

Работа по этим направлениям имеет две цели: коммерциализация полученных результатов фундаментальных и прикладных исследований в новые продукты, процессы и услуги и разработка новых товаров для удовлетворения существующих потребностей рынка. Реализация концепции является новым этапом становления инновационной деятельности университета.

В качестве основных инструментов реализации вышеуказанных приоритетов мы видим выявление, поддержку и стимулирование имеющихся «точек роста» в форме учебно-научных центров (УНЦ), а также инициирование новых. Причем «точка роста» рассматривается нами и как ресурс, и как основной механизм реализации вышеуказанных функций университета. Формирование УНЦ происходит на основе поддержки коллективов, способных обеспечить опережающий уровень развития образования и научных исследований, которые ориентированы на научное обеспечение устойчивого развития вуза,

повышение качества учебного процесса и поддержку управленческих решений; ориентации на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; конкурсности и открытости.

Работа по приоритетным направлениям предполагает создание базы инновационной структуры - инновационно-технологического центра университета (инноцентра), призванного:

- разработать проект развития инновационной деятельности в университете;

- проводить за счет университета и привлеченных финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов поддержку инновационной деятельности кафедр, лабораторий, временных творческих коллективов;

- проводить технологический аудит кафедр и лабораторий по их заказам;

- содействовать проведению консалтинга, маркетинга и других видов поддержки лучшим инновационным проектам;

- участвовать в мероприятиях в инновационной сфере вне университета;

- организовывать при наличии финансовых ресурсов коллективы, занимающиеся коммерциализацией технологий;

- проводить внутреннюю экспертизу проектов;

- участвовать в работе венчурного фонда;

- участвовать в работе маркетингового центра по продвижению инновационных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки.

В дальнейшем инновационная инфраструктура университета, наряду с инноцентром, будет включать в себя венчурный фонд, центр маркетинга, бизнес-инкубатор по созданию малых инновационных фирм и сервисные службы университета. Университетский инновационный комплекс может стать одним из опорных элементов региональной инновационной системы.

Примечания

1 См. Майер Г. В. Классические университеты: современность и перспективы / Г. В. Майер, М. Д. Бабанский // Университетское управление. - 2000. - № 2(13). - С. 20-21.

2 См. выступление министра А. А. Фурсенко на расширенной коллегии Минобрнауки РФ 11.10.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.